СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рефлективный отчет А

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рефлективный отчет об интеграции одного модуля Программы в планировании серии последовательных уроков. Обучение критическому мышлению

Просмотр содержимого документа
«Рефлективный отчет А»

Бовтун Надежда Николаевна портфолио учителя отчет А

Группа № 5 третьего(базового) уровня

Город Костанай 08.05.2015


Отчет А


Рефлективный отчет об интеграции одного модуля Программы

в планировании серии последовательных уроков.

Обучение критическому мышлению.


Согласно конструктивистской теории, важным аспектом деятельности учителя является стремление понять, как отдельными учениками постигается тема, осознать необходимость работы с учениками в целях улучшения их понимания, а также – осознание того, что отдельными учениками восприятие темы может происходить довольно уникальным способом Убеждения учителя, именуемая социологами как основная ценность, оказывают большое влияние при формировании установок и принятии решений свои действия и знать , что ты должен получить в ходе эти

Цель конкретного человека состоит по существу, в том, чтобы занять в обществе положение, дающее возможность максимально раскрыть свои созидательные возможности и обеспечивающее одновременно адекватную оценку его вклада в развитие общества, должное уважение со стороны общества к его личности как к самостоятельной ценности. Никогда прежде система образования не готовила учащихся к таким динамичным изменениям.

Проанализировав все вышеизложенное, я прихожу к выводу, что подготовка сегодняшнего ученика к завтрашней жизни должна, прежде всего, начинаться с совершенствования работы каждого учителя, его подходов к обучению и воспитанию детей.

На курсах третьего базового уровня я познакомился с Программой, в основе которой лежат идеи семи модулей таких как: «Новые подходы в преподавании и обучении», «Оценивание для обучения и оценивание обучения», «Обучение критическому мышлению», «Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании», «Обучение талантливых и одаренных детей», «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников», «Управление и лидерство в обучении». Идеи некоторых модулей мне были известны ранее. Так, например, при организации уроков физики я периодически использовалa ИКТ на различных этапах урока, усвоение новых знаний зачастую проходило в форме диалога с постановкой проблемных вопросов, уделялось внимание одаренным и талантливым детям, а также детям с низкой учебной мотивацией (на уроке осуществлялся дифференцированный подход – составлял разноуровневые задания), но все это применялось не системно, результат в большей степени не анализировался, не понималa логику применения и не моглa понять: «Почему применяя элементы новых технологий я не получаю положительного результата?». Конечно, нельзя сказать, что результаты были «нулевыми», но все-таки должного эффекта не наблюдалось. Кроме того, такие модули как «Оценивание», «Управление и лидерство в обучении» предстали в совершенно другой плоскости, идеи модулей имеют более глубокий смысл, чем мне представлялось. В некоторых случаях наблюдались противоречия между тем, что я зналa и тем, что я узналa (изучилa). Естественно, все то новое, что я получилa, подверглось глубокому анализу и осмыслению, в результате чего пришлa к выводу о том, что именно те направления педагогической теории и практики, с которыми мы ознакомились, дают ответы на многие вопросы, которые возникали ранее при обучении детей, позволяет выстраивать стратегии преодоления трудностей, решения проблем и достижения целей. Самым главным, на мой взгляд, является то, что идеи данных модулей необходимо использовать в комплексе, в большинстве случаев неразрывно друг от друга, постоянно проводить рефлексию, обнаруживать возникшие проблемы и намечать пути их решения.

Познакомившись с модулем «Обучение критическому мышлению», на первом этапе обучения в рамках «Программы курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан» третьего (базового) уровня я поняла, что технология критического мышления является одной из самых актуальных в современной школе. Ведь человек каждый день сталкивается с огромным количеством информации, которую нужно понять, оценить, выбрать нужную для себя, суметь ее правильно применить. Ребенок сам этого сделать не может. И, естественно, что в этом ему должен оказать поддержку учитель.

Критическое мышление (мышление о мышлении) является одним из основных модулей подготовки учителя нового формата. Раздел Программы третьего (базового) уровня обучения рассматривает этот модуль как один из основных. Научить детей думать над конкретно поставленной задачей, самое главное анализировать свои действия и знать к чему и как это применить Наряду с более сложными задачами критическое мышление может включать признание неустановленных предположений, ценностей и проблем, а так же обнаружение эффективных средств их решения, понимание важности установления приоритетов в решении задач. Критическое мышление традиционно связывают с более поздними стадиями образования: с обучающимися в старших классах. Однако основы критического мышления могут быть развиты в работе с младшими школьниками, начиная с очень ранней стадии, в целях развития необходимых навыков. Пиаже полагал, что интеллект- единая общая способность одинаково развивающаяся у всех индивидов С самим критическим мышлением, как технологией знакома давно, но на уроках не применяла. Считала, что эта технология подходит для предметов гуманитарного цикла, где учащиеся больше говорят На наших уроках математики и физики мы в основном работаем по шаблону, научить детей решать задачи, применять формулы и не всегда задумываемся следствием каких действий получилась та или иная формула, проанализировать ту или иную формулу . Дети решают задачи , забывая объяснять , почему они используют ту или иную формулу. Поэтому пройдя первый этап обучения «лицом к лицу», изучив все модули в тесной связи, пришла к выводу, применить критическое мышление к урокам физики Я постаралась в своем среднесрочном планирование состоящего из четырех последовательных уроков применить элементы этого модуля.

Для своей работы я выбрала 7 класс, детей которые первый год изучают физику. Свою работу в этом классе можно разбить на две части. Первый до курсов, и второй после изучения первого теоретического этапа , т.е. на практике. До курсов при подготовке к урокам я использовала интерактивные средства обучения, индивидуальные и групповые работы, но не заставляла их творчески мыслить, анализировать. Вся работа носила просто познавательный характер, как в ходе изучения темы дети могут применить свои знания к решению задач. Натаскивание на решение задач, вот основная работа. Теперь мои взгляды поменялись. Пройдя первый этап, лично поучаствовав во всех предложенных заданиях, рисуя кластеры, анализируя различные ситуации, невольно стала примерять это к своим предметам. В сознании выстраивались мысли , как применить то в чем участвую к своим урокам физики и Разрабатывая серию уроков, мне уже сознательно хотелось применить элементы критического мышления.

На первом уроке по теме «Работа и мощность» я применила кластер. Я разделила детей на две группы (два героя из произведений: Чук и Гек, красная шапочка и серый волк, Кай и Герда и т.д.) и попросила изобразить на листе бумаги ассоциации связанные с понятиями работа и мощность. Мне хотелось посмотреть, смогут дети раскрыть смысл таких фундаментальных понятий на листе бумаги. С чем они свяжут эти понятия, как графически изобразят, как пояснят это классу, какие выводы сделают

Тем более эти термины встречаются в повседневной жизни постоянно, дети часто используют их при разговорах между собой, или со взрослыми. Работа вызвала интерес, новая потому что на этом предмете. Каждая группа работала плодотворно, идеи сыпались почти от каждого участника группы. Первая группа работу представляля и как действие и как что то более реальное , в более крупных масштабах. Вторая группа мощность связала не только с внешним миром но и с внутренним, изобразив это как что то сидящее в человеке. Поработав над рисунком, стояла более сложная задача, все это проанализировать и обобщить. Ответы были разными, несмелыми, но все-таки к общему мнению они пришли. Затем мы дали определение этим физическим понятиям, и сравнили их со своими ответами. Результат порадовал детей, они правильно связали работу с движением.

Во время работы над кластером я постоянно наблюдала за детьми. Конечно большинство идей все таки пришлось на долю учеников, которые успевают по предмету. Потихоньку в обсуждение вовлекались и другие члены группы. Каждый старался проявить себя или в художественных способностях или в выдвижении идей. Дети были довольны собой. Они видели свой результат, они продумали как будут защищать свой кластер. После данной работы мы устроили «мозговой штурм». Повторить пройденный материал, обобщить новый, такая была цель вопросов предложенных детям На втором уроке по теме «Энергия. Виды энергии, кинетическая и потенциальная энергия.» я предложила детям прочитать самостоятельно параграф, раздала им листы с граф-схемой и попросила их заполнить ее по следующим критериям.

Это меня заинтересовало

Я знаю это

Новая информация

Не понял





Работа у ребят вызвала интерес. Они внимательно читали текст учебника, выделяли и выписывали в таблицу уже знакомое и неизвестное. Почти у всех учащихся граф-схема была заполнена. Кто то более подробно попытался заполнить таблицу, были и такие кто ограничился несколькими фразами. В целом работа была выполнена. Затем мы это все обсудили , остановились более подробно на основных понятиях, рассмотрели практическое применение. На дом было предложено составить синквей со словом энергия. Хотелось, чтобы дети уже самостоятельно продолжили ассоциации со словом энергия

На третьем уроке по теме «Простые механизмы. Рычаги» Здесь я немного затруднилась при выборе вида деятельности критического мышления. «Мозговой штурм» в начале урока, а затем более подробное рассмотрение данной темы. Тема интересная, я ее связала с историческими событиями , как Архимед вытащил на песчаный берег триеру вместе с гребцами, при помощи простого механизма. Разобрав этот факт мы перешли к реальности. Здесь мне помогла организация процесса саморегуляции. Я поставила перед учащимися бутылку минералки (с крышечкой), сахар рафинад, гвоздь вбитый в деревянный брусок, тяжелый портфель. Попросила детей подумать, что можно сделать с этими предметами. Вначале было некоторое замешательство. Первым подал идею ученик, который плохо успевает по предмету. «Давайте откроем бутылку и вытащим гвоздь» как это сделать. Тут все они просто вспомнили, а как они дома это делают. Проанализировав дети пришли к выводу, что все эти приспособления имеют форму палки. В этой работе активнее всех был слабый ученик, первая идея принадлежала ему и вывод сделал он - что рычаг – это палка. Затем мы рассмотрели ситуации с Петей в лесу, когда мальчик Петя собирая грибы спасал лисенка, лапка которого попала под древо. Как ему нужно было принести домой тяжелую корзину грибов, как он удивлял своих товарищей, поднятием гири и как товарищи поставили перед ним другую задачу, поднять гирю более тяжелую. Решением всех этих ситуаций был обыкновенный рычаг. Учащимся понравился такой вид работы. Им было интересно быть участником всех этих ситуаций, они размышляли, делали заключение и выводы. Выполнение практической работы затруднений не вызвало Они сами связали зависимость плеча рычага с приложенными к ним силами. После сделанных выводов учащиеся смогли решить задачу Пети, как ему можно поднять более тяжелую гирю, что для этого нужно знать.

На четвертом уроке по теме «Определение коэффициента полезного действия на примере наклонной плоскости» указанный модуль был интегрирован через выполнение практического задания. С понятием коэффициента полезного действия учащиеся познакомились на прошлом уроке. Предстояло выполнить практическую работу по определению коэффициента полезного действия. Дети самостоятельно изучили ход работы. Определили ключевые моменты, какие физические величины нужно измерить, как это сделать, что для этого нужно использовать, какими приборами можно выполнить необходимые измерения. Проанализировав каждый шаг. Составили алгоритм выполнения работы. Эта работа планировалась на 25 минут. Важным было умение учащихся различать полезную и полную работу Это отличие было фундаментальным, что бы дети научились находить КПД. Поэтому при выполнение практической работы дети еще раз досконально разобрали какая работа будет полезной , какие нужно сделать для этого измерения. Какая работа будет полной. Каким должно получаться значение КПД ( меньше 1). Выводы сделанные в практической работе подвели к выполнению следующего задания.

В оставшееся время, я предложила учащимся задания на метод кейсов. Case study (кейс-стади) - это метод обучения основанный на разборе практических ситуаций. Класс поделила на две группы. Каждая группа получила свое индивидуальное задание (две различные ситуации). Эта форма работы применялась мною впервые, поэтому вызвала у детей настороженный интерес. После небольшого пояснения учащиеся приступили к обсуждению. Затруднение вызвало неумение точно и грамотно проаргументировать свой ответ. Не хватило умения говорить точно, ясно излагать свои мысли. Хотя нужно отметить, что некоторые предложения вызывали положительные эмоции у членов группы. Основными инициаторами идей в данном случае выступали ученики, хорошо успевающие. Вся ответственность за решение принятое группой лежала на них. Я немного сомневалась предлагать учащимся такую форму работы или нет. Смогут они понять смысл работы, смогут ли правильно аргументировать свои ответы. Практика показала, что дети ждут от нас учителей нового, что они охотно идут нам навстречу. Я наблюдала неподдельный интерес у детей. Все виды работ предложенные на уроке проходили в атмосфере сотрудничества и взаимопонимания

Может что то не совсем все выходило гладко, где-то не хватило слов, где-то не до конца высказали свою мысль, но было видно, что им это нравится, им это интересно.

Внедряя модуль «Обучение критическому мышлению» в серию последовательных четырёх уроков, я ставила перед собой следующие задачи: развить у детей умение анализировать, аргументировать свои ответы, рассуждать, объяснять, доказывать, отстаивать свои доводы, делать выводы. На уроке я побуждала учеников предлагать новые идеи, исследовать. Я старалась способствовать формированию у учащихся умения работать в сотрудничестве, вырабатывать умение работать с информацией, умение её интерпретировать, научить применять полученную информацию в жизни, повысить мотивацию к учению За время практики я пришла к выводу: критическое мышление на уроках естественно математического цикла применять нужно, использовать больше различных форм работы.


6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!