Рефлексивный отчет по обоснованию и методике внедрения модуля «Новые подходы в преподавании и обучении» Программы в серию последовательных уроков
Те приемы и методы обучения, которые чаще всего используют учителя в практике своей работы: словесно-иллюстративное объяснение, демонстрации, опросы – не позволяют ученику стать активным исследователем, субъектом образовательного процесса. Как изменить ситуацию? Как проделать путь от обучения, где центральной фигурой является учитель, к обучению, где главная роль принадлежит ученику? Как перестать быть «передатчиком» знаний и стать «организатором» знаний?
«Учение без размышления бесполезно», - говорил Конфуций. И это действительно так. Важно не просто помочь ученику овладеть предметными умениями и навыками, необходимо создать условия для самостоятельной исследовательской деятельности. Ведь для ребенка познавать новое – это значит реконструировать открытие. «Желание самостоятельно работать и развиваться определяется как важный аспект метапознания. Успешность процесса обучения обусловлена сложным взаимодействием между мотивацией, социальными и эмоциональными факторами, а также метакогнитивным знанием,» - читаем в работах Шанка и Цимермана [2, стр. 150] И для этого ученику необходимо помочь понять, что от него требуется при выполнении учебной задачи, каковы цели данного задания или этапа обучения, при помощи каких стратегий можно выполнить учебные задачи. Важно, чтобы ребенок понимал критерии, по которым его деятельность будет оценена, и как будет производиться эта оценка. Иными словами, надо ребенка научить учиться.