СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реферат "Святые маяки православной Руси"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реферат "Святые маяки православной Руси"  принимал участие в конкурсе рефератов имени апостола Андрея Первозванного. В работе можно познакомиться с выдающимися святыми Русской православной церкви. Можно использовать в качестве дополнительного материала на уроках ОРКСЭ и истории.

Просмотр содержимого документа
«Реферат "Святые маяки православной Руси"»

Конкурс рефератов имени апостола Андрея Первозванного.



Тема реферата:







Автор: Евтеева Екатерина,

Учащийся 10 класса,

МКОУ «Олинская СОШ»

Лиманского района

Астраханской области


Рук - тель: Кочергина В.И.

Учитель истории.






2016 г.


Содержание


ПРЕДИСЛОВИЕ……………………………………………………………………….2

§ 1 Проповедники

1.1 Андрей Первозванный……………………………………………………..2

1.2 Святитель Николай чудотворец……………………………………. 3


§ 2 ПРЕПОДОБНЫЕ СТАРЦЫ……………………………………………………5

2.1 Сергий Радонежский……………………………………………………….6

2.2 Серафим Саровский………………………………………………………..7.

2.3 Нил Сорский……………………………………………………………………..7


§ 3. ЮРОДИВЫЕ РУСИ

3.1 Василий Блаженный……………………………………………………….9

3.2 Блаженный Максим……………………………………………………….11

3.3 Блаженный Николай Салос……………………………………………11

3.4 Блаженный Лаврентий…………………………………………………..12

3.5 Святый и блаженный Исидор Ростовский……………………13

Литература………………………………………………………………………………….14

Ресурсы Интернета……………………………………………………………………..14


















ПРЕДИСЛОВИЕ.

Вера в Бога всегда занимала важное место в жизни человека. Человек - очень загадочное существо, обладающее необъяснимым с точки зрения учёных состоянием – душой! Чтобы люди всегда совершали благочестивые и добрые дела, их нужно на это направить. Чтобы люди не замышляли и не совершали недоброе, их также надо уберечь от этого. Великой силой, великим учителем в воспитании любого человека является не только семья и высококлассная система образования, но и церковь, вера в Бога.

Более тысячи лет назад на Руси было принято православие по примеру Византии. На протяжении многих веков именно Вера являлась прочным фундаментом, на котором строилась русская православная культура: семейные ценности, искусство, быт, традиции, обычаи…

Именно церковь тогда влияла на души людей, на их поведение через соблюдение постов, праздников, традиций. Соблюдение заповедей помогало людям быть более человечными, добрыми и отзывчивыми.

Со времени установления на территории России Советской власти и её порядков многое изменилось. Тогдашняя идеология предполагала и насаждала всеобщий атеизм и пресекала любые ростки «религиозного опиума» на корню. Сначала это была основа коммунистической идеологии, а после известной «перестройки» души людей оказались брошенными на произвол судьбы. Настало время всобщего безверия и бездуховной анархии. У многих появилась новая вера: в силу денег. Как много преступлений с прямым нарушением всех Божьих заповедей, совершается ради них. Убийства, насилие, обман, кражи, зависть – это далёко не полный перечень путей к современному идолу – деньгам. Несколько поколений выросло в цепких руках такой идеологии и сделало своё «чёрное дело».

Во все времена все слои общества верили в бога, все - от царя до холопа! Во время войн впереди войска несли иконы для удачной битвы, вера в бога была на первом месте, ибо это был правильный путь для сохранения чистой человеческой души.

Примером в жизни любого верующего человека были проповедники, старцы, святые, юродивые и многие священнослужители, которых без преувеличения можно считать «святыми маяками православной Руси». Именно они несли Священный свет людям и являлись духовными учителями, руководителями и искусными духовными врачами души человеческой. Многие из них отдали за это свою жизнь.

1.1 Андрей Первозванный

Например, святой апостол Андрей Первозванный, брат Петра, с которым он на Галилейском озере занимался ловлею рыбы, когда Иисус призвал его следовать за ним. По повествованию евангелиста Иоанна он был одним из учеников Иоанна Крестителя и еще ранее своего брата был призван на Иордане Иисусом. Поэтому в греческом предании он носит имя «Первозванного». Со своим братом и двумя сыновьями был в числе ближайших Христовых учеников. По церковному преданию, вместе с апостолом Петром проповедовал христианство «скифам», т.е. народам, жившим на южных, восточных и северо-восточных берегах Черного моря. По сказанию русских летописей, проповедовал на территории будущей Руси, доходил до нынешнего Киева, где водрузил крест, и до Новгорода. В Синопе еще в 9 столетии показывали его кафедру из черных камней. С берегов Понта он через Пропонтиду перешел во Фракию и Грецию и в Патрах был распят по приказанию проконсула Эгея.

По одному позднейшему сказанию, Андрей Первозванный был апостолом в Константинополе, где он посвятил первого епископа Стахия. Предание о том, что он был пригвожден к кресту, поперечные брусья которого были сбиты наискось (Андреевский крест), имеет весьма позднее происхождение. Кроме России и Шотландия чтит этого апостола как патрона своей страны. В обеих странах учрежден в его честь Андреевский орден. Память святого празднуется 30 ноября. Кстати, предшествующая этому дню ночь носит у народа название «андреева вечера» или «андреевой ночи», в которую, по народному поверью, молодым девушкам и парням являются образы суженых.

Ещё одним из самых почитаемых на Руси святых является Николая Чудотворец.

1.2 Святитель Николай чудотворец

Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец прославился как великий угодник Божий. Он родился в городе Патаре, Ликийской области (на южном побережье Малоазийского полуострова), был единственным сыном благочестивых родителей Феофана и Нонны, давших обет посвятить его Богу. Плод долгих молитв к Господу бездетных родителей, младенец Николай, со дня рождения своего явил людям свет будущей своей славы великого чудотворца. Мать его, Нонна, после родов сразу исцелилась от болезни. Новорожденный младенец еще в купели крещения простоял на ногах три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице. Святой Николай во младенчестве начал жизнь постническую, принимал молоко матери по средам и пятницам лишь один раз в день, после вечерних молитв родителей.

С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа. Дядя его, епископ Патарский Николай, радуясь духовным успехам и высокому благочестию племянника, поставил его чтецом, а затем возвел Николая в сан священника, сделав его своим помощником. Служа Господу, юноша горел духом, а опытностью в вопросах веры был подобен старцу, чем вызывал удивление и глубокое уважение верующих. Постоянно трудясь и бодрствуя, пребывая в непрестанной молитве, пресвитер Николай проявлял великое милосердие к пастве, приходя на помощь страждущим, и раздавал все свое имение нищим. Узнав о горькой нужде и нищете одного ранее богатого жителя его города, святой Николай спас его от большого греха. Имея трех взрослых дочерей, отчаявшийся отец замыслил отдать их на блудодеяние для спасения от голода. Святитель, скорбя о погибающем грешнике, ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом и тем спас семью от падения и духовной гибели. Творя милостыню, святитель Николай всегда старался делать это тайно и скрывать свои благодеяния.

Отправляясь на поклонение святым местам в Иерусалим, по дороге святой предсказал надвигавшуюся бурю, грозящую кораблю потоплением, ибо видел самого Диавола, вошедшего на корабль. По просьбе отчаявшихся путников он умирил своей молитвой морские волны. Достигнув древнего города Иерусалима, святой Николай, взойдя на Голгофу, возблагодарил Спасителя рода человеческого и обошел все святые места, поклоняясь и творя молитву. Ночью на Сионской горе сами собой открылись запертые двери церкви пред пришедшим великим паломником. Обойдя святыни, связанные с земным служением Сына Божия, святой Николай решил удалиться в пустыню, но был остановлен Божественным гласом, увещавшим его вернуться на родину. После кончины архиепископа Иоанна он был избран епископом Мир Ликийских, после того, как одному из епископов Собора, решавшего вопрос об избрании нового архиепископа, в видении был указан избранник Божий - святой Николай.

Он был поистине «Светом Миру и Солью Земли». Еще при жизни святитель совершал много чудес. Из них наибольшую славу доставило святителю избавление от смерти трех мужей, неправедно осужденных корыстолюбивым градоначальником. Святитель смело подошел к палачу и удержал его меч, уже занесенный над головами осужденных. Градоначальник, обличенный святителем Николаем в неправде, раскаялся и просил его о прощении. При этом присутствовали три военачальника, посланные императором Константином во Фригию. Они еще не подозревали, что им вскоре также придется искать заступничества у святителя Николая, так как их незаслуженно оклеветали пред императором и обрекли на смерть. Явившись во сне равноапостольному Константину, святитель Николай призвал его отпустить неправедно осужденных на смерть военачальников, которые находясь в темнице, молитвенно призывали на помощь святителя. Много других чудес совершил он, долгие годы подвизаясь в своем служении. По молитвам святителя город Миры был спасен от тяжкого голода. Явившись во сне одному итальянскому купцу и оставив ему в залог три золотые монеты, которые тот обрел в своей руке, пробудившись наутро, попросил его приплыть в город Миры и продать там жито. Не раз спасал святитель утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах.

Умер святитель Николай, достигнув глубокой старости. Честные его мощи хранились нетленными в местной кафедральной церкви и источали целебное миро, от которого многие получали исцеления. Бесчисленными чудотворениями ознаменовалась вера русского народа в помощь Николая Угодника. В честь святителя Николая воздвигались и воздвигаются многочисленные храмы и монастыри, его именем называют детей при Крещении. В России сохранились многочисленные чудотворные иконы великого Святителя. В Астраханской области это один их самых почитаемых святых. В его четь воздвигнуто много храмов и церквей. В нашем селе церковь также носит его имя – Никольская.


§ 2 ПРЕПОДОБНЫЕ СТАРЦЫ

"Кто такие старцы?" - такой вопрос может возникнуть у всякого недавно пришедшего в Церковь человека. Потому что, общаясь с прихожанами, он зачастую услышит: "А старец сказал то-то... А старец предсказал... А старцы еще в прежние времена предупреждали...". Кто же эти люди -старцы, - слово которых пользуется таким авторитетом среди церковных людей, чьи имена на слуху у всякого православного, память о ком с благо­дарностью передают из поколения в поколение. Старец (или старица, если женщина) - это духовный учитель, руководитель, почитаемый за святость еще при жизни. Как правило, старцами становятся монахи. Явление это древнее, возникшее еще во времена раннего христианства. В России историки отмечают несколько перио­дов расцвета старчества., а в XVIII веке народ чтил преподоб­ного Паисия Величковского. В XIX и начале XX века старчество процветало во многих церковных центрах. Самые знаменитые из них - Киево-Печерская лавра, Троице-Сергиева лавра, Оптина пустынь, Саровский и Валаам­ский монастыри. К старцам - преподоб­ному Серафиму Саровскому и Амвросию Оптинскому - съезжались со всей страны.

Благодатный старец, личным опытом прошедший школу трезвения и умно-сердечной молитвы и изучивший, благодаря этому, в совершенстве духовно-психические законы и лично достигший бесстрастия, отныне становится способен руководить новоначальным иноком в его "невиди­мой брани" на пути к бесстрастию. Он должен проникать до самых глубин души человеческой, видеть самое зарождение зла, причины этого зарождения, уточнить диагноз болезни и указать точный способ лечения. Старец - искусный духовный врач. Он должен ясно видеть устроение своего ученика, характер его души и степень духовного развития его. Он должен непременно обладать даром рассуж­дения и "различения духов", так как ему все время приходится иметь дело со злом, стремящимся преобразиться во Ангела светла. Но, как достигший бесстрастия, старец обычно обладает и другими дарами: прозорливости, чудотворения, пророчества.Старчество на своих высших степенях, как, например, прп. Сера­фим Саровский, получает полноту свободы в своих проявлениях и действиях, не ограниченных никакими рамками, так как уже не он живет, но живет в нем Христос.

Истинное старчество есть особое благодатное дарование - харизма -непосредственное водительство Духом Святым, особый вид святости.

В России в годы безверия люди тянулись к старцам как источникам живой воды.

По молитвам старцев страждущие исцелялись, обретали "духовную радость и свободу о Господе".

Для духовных детей старец стано­вился непосредственным проводни­ком воли Божией. Старец - непосре­дственный проводник воли Божией. Общение же с Богом всегда сопряжено с чувством духовной свободы, радос­ти, неописуемого мира в душе.

Афонские святые старцы завещали нам: "Храните свет в вас и светите другим!".

2.1 Сергий Радонежский

Так, в XIV веке старчество было связано с деятельнос­тью преподобного Сергия Радонежско­го. Сергий Радонежский (в мире Варфоломей)— святой, преподобный, величайший подвижник земли русской, преобразователь монашества в северной Руси. Происходил из знатного рода; родители его, Кирилл и Мария, принадлежали к ростовским боярам в жили в своем поместье недалеко от Ростова, где и родился С. в 1314 г. (по другим — в 1319 г.). Сначала обучение его грамоте шло весьма неуспешно, но потом, благодаря терпению и труду, он успел ознакомиться с Священным Писанием и пристрастился к церкви и иноческому житию. Около 1330 года после смерти родителей Сергий отправился в Хотьково-Покровский монастырь, где иночествовал его старший брат, Стефан. Стремясь к «строжайшему монашеству», к пустынножитию, он вместе с братом основал пустынь на берегу р. Кончуры, посреди глухого Радонежского бора, где и построил (около 1335 г.) небольшую деревянную церковь во имя святой Троицы. Вскоре Стефан покинул его; оставшись один, Сергий принял в 1337 г. иночество. Года через два или три к нему стали стекаться иноки; образовалась обитель. Постепенно слава его росла; в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями. Многие селились по соседству с ней, жертвовали ей свое имущество. Сначала терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду, пустынь обратилась в богатый монастырь. Слава Сергия дошла даже до Царьграда: патриарх константинопольский Филофей прислал ему с особым посольством крест, параманд, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал обет ввести в монастыре строгое общинножитие. По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточенные сердца. Очень часто примирял враждующих между собою князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому, благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоановича. Отправляясь на эту битву, последний, в сопровождении князей, бояр и воевод, поехал к Сергию, чтобы помолиться с ним и получить от него благословение. Благословляя его, Сергий предрек ему победу и спасение от смерти и отпустил в поход двух своих иноков, Пересвета и Ослябю. Приблизившись к Дону, Димитрий Иоанович колебался, переходить ли ему реку или нет, и только по получении от Сергия ободрительной грамоты, увещевавшей его как можно скорее напасть на татар, приступил к решительным действиям. После Куликовской битвы великий князь стал относиться еще с большим благоговением к радонежскому игумену. В 1392 году 25 сентября Сергий скончался, а через 30 лет были обретены нетленными его мощи и одежды; в 1452 году он был причислен к лику святых. Кроме Троице-Сергиева монастыря, Серний основал еще несколько обителей (Благовещенскую на Киржаче, Борисоглебскую близ Ростова, Георгиевскую, Высотскую, Галутвинскуюи др.), а его ученики учредили до 40 монастырей, преимущественно в северной Руси.


2.2 Серафим Саровский

Ещё одним знаменитым деятелем русской церкви является Серафим Саровский (в миру — Прохор Исидорович Мошнин) 1759 (по др. данным 1754)- 1833, преподобный, один из наиболее почитаемых в Русской православной церкви святых. Родился в купеческой семье. Юный Прохор отличался среди сверстников особой ревностью к храму Божиему, часто посещал церковные службы. Решив в 17 лет уйти в монастырь, взял благословение у своей матери и отправился прежде на поклонение святым в Киево-Печерскую Лавру. Старец Досифей из Китаевской пустыни близ Киева благословил его поступить в Саровский монастырь. 20 ноября (1 декабря) 1778 года был принят в монастырь в качестве послушника. В монастыре исполнял обязанности пономаря, столярничал, пек просфоры и хлеб для братии. С благословения настоятеля в свободное время удалялся в лес для уединенной молитвы. 13 (24) августа 1786 принял иноческий постриг с именем Серафим. В 35 лет он оставил обитель и поселился в деревянной келье в густом лесу на берегу реки Саровки в пяти верстах от Саровского монастыря. Пустынножительство подвижника продолжалось много лет, сопровождаясь, помимо искушений и скорбей, многими знамениями милости Божией и неоднократными явлениями Божией Матери. В 1804-1807 годах совершал подвиг столпничества. В мае 1810 Серафим возвратился в монастырь и ушел в затвор, постоянно пребывая в молитве и Богомыслии. В 1825 оставил затвор и начал принимать всех приходивших к нему, подавая страждущим духовную помощь и утешение. В 1903 определением Святого Синода был канонизирован.


2.3 Нил Сорский — знаменитый деятель русской церкви. Сведения о нем скудны и отрывочны. Родился около 1433 г., в крестьянской семье. До поступления в монашество Нил занимался списыванием книг, был «скорописцем». Постригся Нил в Кирилло-Белозерском монастыре. Совершив путешествие на Восток, в Палестину, Константинополь и на Афон. По возвращении на родину Нил основывал скит, собирая около себя немногочисленных последователей, предался замкнутой, уединенной жизни, интересуясь исключительно книжными занятиями. Несмотря на эти занятия и любовь к уединенной жизни, Нил Сорский принимает участие в двух важнейших вопросах своего времени: об отношении к так называемым «новгородским еретикам» и о монастырских имениях. Важнейшим фактом жизни Нила Сорского был его протест против землевладельческих прав монастырей, на соборе 1503 года в Москве. Когда собор уже близился к концу, Нил Сорский, поддерживаемый другими кирилло-белозерскими старцами, поднял вопрос о монастырских имениях, равнявшихся в то время трети всей государственной территории и бывших причиной деморализации монашества. Ревностным борцом за идею нестяжательства Нила Сорского выступил его ближайший ученик, князь-инок Вассиан Патрикеев. Нил Сорский мог видеть только начало возбужденной им борьбы; он умер в 1508 г. Неизвестно, был ли Нил Сорский канонизован формально; но на всем протяжении нашей древней литературы лишь за одним Нилом Сорским, в заглавиях его немногочисленных сочинений, осталось имя «великого старца». Литературные произведения Нила Сорского — ряд посланий, небольшое Предание ученикам, краткие отрывочные заметки, более обширный монастырский Устав, покаянная молитва, и предсмертное Завещание. Общее направление мыслей Нила Сорского — строго аскетическое, но в более внутреннем, духовном смысле, чем понимался аскетизм большинством тогдашнего русского монашества. Иночество, по мнению Нила, должно быть не телесным, а духовным; оно требует не внешнего умерщвления плоти, а внутреннего, духовного самосовершенствования. Почва монашеских подвигов — не плоть, а мысль и сердце. Намеренно обессиливать, умерщвлять свое тело излишне: слабость тела может препятствовать в подвиге нравственного самоулучшения. Инок может и должен питать и поддерживать тело «по потребе без мала», даже «упокоивать его в мале», снисходя к физическим слабостям, болезни, старости. Непомерному соблюдению постов Нил тоже не сочувствовал. Он был врагом вообще всякой внешности, считал излишним иметь в храмах дорогие сосуды, золотые или серебряные, украшать церкви; церковь должна иметь только необходимое, «повсюду обретаемое и удобь покупаемое». Чем жертвовать в церкви, лучше раздать нищим... Взгляды Нила на «писание» также сильно отличались от обычных, господствовавших в его время. Конечно, они не могли пройти для него даром; его противник Иосиф Волоцкий, практически обвиняют его в ереси. Иосиф укоряет Нила Сорского и его учеников, что они «похулиша в русской земле чудотворцев», а также тех, «иже в древние лета и в тамошних (иностранных) землях бывших чудотворцев, — чудесем их не вероваша, и от писания изметаша чудеса их». Из общего взгляда Нила Сорского на сущность и цели иноческого обета непосредственно вытекал и энергический протест его против монастырских имуществ. Всякую собственность, не только богатство, Нил считает противоречащей иноческим обетам. В 1508 году Нил Сорский умер, оставивший для будущих поколения идеи нестяжательства, то есть нравственного самоусовершенствования и аскетизма..


§ 3. ЮРОДИВЫЕ РУСИ

Среди служителей богоугодного дела было много других представителей. Особое место на Руси всегда занимали Юродивые. Русь очень любила своих юродивых, ценила их глубочайшее смирение, внимала их мудрости, высказанной доходчиво и афористично народным языком пословиц. И слушали юродивых все: от великих князей до последнего бедняка. Их деятельность и образ жизни можно назвать подвигом ради Веры.

Юродивые — это люди, из любви к Богу и ближним принимавшие на себя один из подвигов христианского благочестия юродство о Христе. Они не только добровольно отказывались от удобств и благ земной жизни, от выгод жизни общественной, от родства самого близкого и кровного, но и принимали на себя вид безумного человека, не знающего ни приличия, ни чувства стыда, дозволяющего себе иногда соблазнительные действия. Эти подвижники не стеснялись говорить правду в глаза сильным мира сего, обличали людей несправедливых и забывающих правду Божию, радовали и утешали людей благочестивых и богобоязненных. Юродивые нередко вращались среди самых порочных членов общества. Это были люди, погибшие в общественном мнении. И многих из таких отверженных людей юродивые возвращали на путь истины и добра. Выражение Апостола: «мы юроди Христа ради» послужило основою и оправданием подвига юродства.

Ни одна страна не может представить такого их обилия и примеров такого необыкновенного уважения к ним, как древняя Русь. В продолжение лишь трёх веков (XIV — XVI) на Руси насчитывается не менее десяти юродивых святых. Заставляет задумываться один факт, что все они жили именно в этот период времени, когда древнерусское общество много страдало от неправды, корыстолюбия, эгоизма, личного произвола, от притеснения и угнетения бедных и слабых богатыми и сильными. При таких обстоятельствах печальниками русского народа являлись иногда Христа ради Юродивые. Новгород славил Николая Кочанова, Михаила Клопского, Иакова Боровицкого, Устюг — Прокопия и Иоанна, Ростов — Исидора, Москва — Максима и Василия Блаженного, Калуга — Лаврентия, Псков — Николу Салоса. С конца ХVI в. число Ю. в Русской земле заметно уменьшается; только немногие из них достигли прославления.


3.1 Василий Блаженный.

Биографические сведения о Василии Блаженном отличаются чрезвычайной скудостью и во многом напитаны ароматом легенды. Считается, что будущий святой родился около 1464 года в сельце Елохове под Москвой (теперь это фактически центр столицы). Отец Иаков и мать Анна еще мальчиком отдали его в подмастерья сапожнику, и уже в эту раннюю пору у него, как повествуется в житии, прорезался дар юродства. Василий сначала посмеялся над купцом, заказавшим у его хозяина сапоги, а затем ударился в слезы по поводу ожидающей того скорой смерти. Предсказание вскоре сбылось. Так окружающие убедились, что худенький, невзрачный подросток, каковым был в ту пору будущий подвижник, наделен способностью предвидеть человеческую судьбу. Небеса явно подавали знак, в чем его предназначение, и Василий с 16 лет избрал себе поприще на всю жизнь, покинув родительский дом и начав вести бродячую жизнь.

Свыше семи десятилетий вершил подвиг юродства этот человек, заслужив даже почитание со стороны митрополита Макария. Как и все нищие той эпохи, он не имел никакого постоянного пристанища, жил большей частью на улицах, лишь изредка соглашаясь заночевать в домах пожилых одиноких старух, а ходил почти обнаженным. Неслучайно сначала его так и прозвали — Василий Нагой. Как и положено юродивым, он постоянно совершал вызывающие громкий общественный резонанс поступки — безумные с точки зрения житейской морали, но проникнутые глубинным философским смыслом.

Что же такого необычного позволял себе Василий Нагой?

Василию Блаженному приписывают множество чудес, как при жизни, так и после смерти. Один боярин подарил Василию дорогую шубу. Воры заметили шубу и решили ею завладеть. Один из них притворился мёртвым, а другие просили у Василия шубу для погребения. Василий укрыл «мёртвого» шубой, но сказал при этом: «буди же ты отныне мёртв за лукавство твое; ибо писано: лукавии да потребятся». Обманщик действительно умер.

В Степенной книге рассказывается, что летом 1547 года Василий пришёл в Вознесенский монастырь на Остроге (ныне — Воздвиженка) и перед церковью долго молился со слезами. На следующий день начался известный московский пожар, именно с Воздвиженского монастыря.

Находясь в Москве, святой увидел пожар в Новгороде, который он потушил тремя бокалами вина.

В дома добродетельных с виду горожан он швыряет камни и даже целует углы жилищ, в которых совершаются «кощуны», то есть всякого рода непотребства. Житие святого проясняет, что если у первых снаружи толпится свора бесов, рвущихся попасть в дом, то у вторых внутри «плачут ангелы»…

Царь дает Василию Нагому золото — он не раздает его, как следовало бы ожидать, нищим, но целиком всю сумму вручает купцу в чистой одежде, который лишился состояния, но не решается просить милостыню… Наконец юродивый решается даже разбить чудотворный образ Богоматери в церкви у Варварских ворот — оказывается, на этой доске под святым изображением нарисован черт. «Дьявола он всегда умеет раскрыть во всяком образе и всюду его преследует, — пишет о Василии один из историков церкви.

Из жития святого мы узнаем, что царь Иван Грозный вместе с супругой царицей Анастасией незадолго до кончины Блаженного посетил его и получил благословение. Однако легенды рисуют юродивого Василия непримиримым борцом против царской деспотии, обличавшим ее жестокость, самодурство, приверженность к роскоши. Например, во время Божественной литургии в храме Василий укоряет Грозного за то, что тот мыслями был не на богослужении, но на Воробьевых горах, где строился новый царский дворец. Хотя в храме полным-полно народа, юродивый говорит, обращаясь к царю, что «за литургией никого не было, но токмо трое: первый митрополит, вторая благоверная царица и третий он, грешный Василий».

Предсказания юродивого касались не только отдельных личностей, но временами носили общенациональный характер, затрагивая судьбы многих соотечественников. Так было в начале лета 1521 года, когда Василий беспрерывно молился о спасении Москвы от татарского нашествия. Прошли считаные недели, и крымский хан Мухаммед-Гирей действительно подошел к стенам русской столицы и встал в поле. Однако города он не взял и ушел назад в степь. Москвичи посчитали это чудо результатом заступничества Василия Блаженного. Сохранилось много и других свидетельств о чудесных пророчествах юродивого Василия.

Похороны Блаженного на 88-м году жизни собрали на Красной площади великое многолюдство, отпевал же его в присутствии царя и бояр сам Макарий, митрополит Московский. Похоронили знаменитого на всю Русь провидца возле церкви Святой Троицы, что стояла «на рву», на том самом месте, где после взятия Казани зодчие Барма и Постник по приказу царя создали храм такой дивной красоты, какой Русь еще не знала…


3.2 Блаженный Максим

Блаженный Максим, Христа ради юродивый, жил в Москве. О его родителях, времени и месте рождения ничего не известно. Святой Максим избрал один из самых трудных и тернистых путей ко спасению, добровольно, Христа ради, приняв на себя личину юродивого. Летом и зимой Максим ходил почти совсем нагим, перенося с молитвой и зной, и холод. Он говорил: "Хоть люта зима, но сладок рай". Блаженный Максим жил в тяжелые для русского народа времена. Татарские набеги, засухи, эпидемии разоряли и губили людей. Святой говорил обездоленным: "Не все по шерсти, ино и напротив... За дело побьют, повинись, да пониже поклонись; не плачь битый, плачь небитый; оттерпимся, и мы люди будем; исподволь и сырые дрова загораются; за терпение даст Бог спасение". Но не только слова утешения говорил святой. Его гневных обличений страшились сильные мира сего. Блаженный Максим говорил знатным да богатым: "Божница домашня, а совесть продажна; всяк крестится, да не всяк молится; Бог всякую неправду сыщет. Ни Он тебя, ни ты Его не обманешь".

Скончался блаженный Максим 11 ноября 1434 года и был погребен у церкви святых князей Бориса и Глеба. У мощей святого угодника Божия стали происходить чудесные исцеления. В 1547 году в окружной грамоте митрополита Макария предписывалось: "Пети и праздновали на Москве новому чудотворцу Максиму. Христа ради юродивому". В том же году 13 августа были обретены нетленными мощи блаженного Максима. Церковь Бориса и Глеба, в ограде которой был похоронен святой, сгорела в 1568 году. На ее месте построена была новая церковь, которую осветили во имя святого Максима, Христа ради юродивого. В этом храме были положены честные мощи святого Максима.


3.3 Блаженный Николай Салос

Блаженный Николай Псковский более трех десятилетий нес подвиг юродства. Еще задолго до смерти он стяжал благодатные дары Святого Духа и был удостоен дара чудотворения и пророчества. Современники-псковичи звали его Микула (Микола, Никола) Саллос, что в переводе с греческого означает "блаженный, юродивый", и еще при жизни почитали как святого, называя также Микула Святой.

В феврале 1570 года, после опустошительного похода с опричным войском на Новгород, царь Иоанн Грозный двинулся на Псков, подозревая измену и готовя ему участь Новгорода. Весь город молился об отвращении царского гнева. Услышав колокольный звон к утрени по всему Пскову, царь, как гласит надпись на чудотворной Любятовской (в Любятове стояло царское войско) иконе Умиления Божией Матери (память 19 марта), "умилившись сердцем, сказал своим воинам: "Иступите мечи о камень, да престанут убийства"".

Все жители Пскова вышли на улицы, и каждая семья стояла на коленях у ворот своего дома, вынеся хлеб и соль для встречи царя. На одной из улиц навстречу царю выбежал блаженный Николай верхом на палке, будто скача на коне, и закричал царю: "Иванушко, Иванушко, покушай хлеба-соли, а не христианской крови".

Царь приказал поймать юродивого, но тот стал невидим. Запретив убийства, Иван Грозный, однако, имел намерение разграбить город. Царь слушал молебен в Троицком соборе и пожелал получить благословение у блаженного Николая.

Когда царь пришел в келью блаженного, тот сказал: "Не замай, минухне, нас (не трогай, прохожий, нас) и пойди от нас, не на чем тебе будет бежати". Юродивый предложил царю на угощение кусок сырого мяса. "Я христианин и не ем мяса в пост", - сказал ему Иоанн. - "Ты пьешь кровь человеческую", - отвечал ему блаженный, поучая царя "многими ужасными словесы", чтобы тот прекратил убийства и не грабил святые Божии церкви. Но Иоанн не послушался и приказал снять колокол с Троицкого собора, и тогда, по пророчеству святого, пал лучший конь царя.

Молитва и слово блаженного пробудили совесть царя. Испуганный сбывшимся пророчеством и обличенный в злодеяниях, Грозный, приказав остановить грабеж, бежал из города. Опричники, свидетели этого, писали: "Могущественный тиран... ушел побитый и пристыженный, словно прогнанный врагом. Так неимущий нищий устрашил и прогнал царя со множеством тысяч воинов". Блаженный Николай скончался 28 февраля 1576 года и был погребен в Троицком соборе спасенного им города. Такой чести удостаивались лишь псковские князья и, впоследствии, архипастыри.

В кафедральном Троицком соборе Пскова и ныне почивают мощи блаженного Николая Псковского.


3.4 Блаженный Лаврентий

Этот Христа ради юродивый, Калужский чудотворец, жил в начале ХVI века в полуверсте от старой Калуги при лесном храме в честь Рождества Христова, стоявшем наверху горы. Из его хижины был прокопан подземный ход в церковь, где он слушал Богослужение. Бывал он и в доме калужского князя Симеона Иоанновича. Предполагают, что блаженный Лаврентий происходил от боярского рода Хитровых, потому что его именем начинался их родовой помянник в Перемышльском Лютиковом монастыре, находившемся в Калужской епархии. Зимой и летом блаженный ходил босой, в рубашке и овчинном тулупе. Подвигами самоотречения он возвысился до того, что еще при жизни прославился благодатными дарованиями.

Когда в мае 1512 года крымские татары напали на Калугу, блаженный Лаврентий, бывший в доме князя, внезапно закричал громким голосом: "Дайте мне мою секиру острую, псы напали на князя Симеона, надо оборонить его!" Сказав это, он схватил топор и ушел. Внезапно оказавшись на насаде (корабле) рядом с князем, праведный Лаврентий укрепил и ободрил воинов, и они в тот же час победили врага. С топором в левой руке, насаженном на длинном топорище, он изображается на иконах. Вероятно, что князь Симеон, обязанный праведнику своим спасением, устроил в его память иноческую обитель на месте подвигов святого.

Скончался блаженный Лаврентий 10 августа 1515 г., очевидно, в день своего тезоименитства. Известно, что память святого чтилась, кроме того, и 8 июля. Прославлен блаженный Лаврентий, по-видимому, во второй половине ХVI века. Так, царь Иоанн Грозный в жалованной грамоте монастырю (1565 г.) писал: "Монастырь Рождества Христова, где лежит Лаврентий, Христа ради юродивый". В житии первое посмертное чудо записано под 1621 годом - исцеление параличного боярина Кологривова, который выздоровел после совершения молебна святому.


3.5 Святый и блаженный Исидор Ростовский

Родился в Германии, где бедные славяне теснимы и угнетаемы были немцами с бесчеловечною жестокостью. Сострадательная любовь его к купцам мореплавателям указывает на то, что и сам он родился на морском берегу и был знаком с опасностями моря. По житию его, родители его были люди богатые. Сын оставил дом их и римское исповедание по глубокому убеждению в несостоятельности последнего пред судом совести и здравого рассуждения.

Приняв на себя юродство Христа ради, с посохом странника, обошел многие земли и города, терпеливо переносил насмешки, оскорбления и побои от людей, почитавших его безумным.

Напоследок пришел он в Россию, принял православную веру и поселился в Ростове, которого местоположение ему понравилось. Там он проводил целые; дни на улицах города в добровольном юродстве, а ночи в молитве, "в непокрытой куще или хижине из хвороста, которую он построил себе внутри города на одном болотистом пустыре.

Современники звали его Твердисловом, потому что слово его всегда сбывалось. Во время брачного пира князя Саввы Оболенского, женившегося на княжне Дарье Луховской, вдруг явился юродивый Исидор. Побранившись с двумя слугами, которые не пускали его в столовую палату и обозвав их "Шемякинским отродьем", он побежал к новобрачному и подал ему через стол шапку, сплетенную из травы и полевых цветов. "Вот тебе и архиерейская шапка", сказал юродивый. Такой подарок и таинственные слова прозорливого, смутили князя Савву и его гостей. Исидор уже скрылся из палаты и шумел с ребятами на улице.

Подарок и вещее слово Твердислова не прошли даром. Чрез несколько месяцев молодая княгиня скончалась, а неутешный вдовец князь Савва, оставив все суеты мира, удалился в уединенный Ферапонтов монастырь, принял пострижение с именем Иоасафа и был архиепископом Ростовским с 1481 по 1489 г.

Блаженный Исидор преставился 14 мая 1448 г. В минуту кончины его по всему городу разлилось благоухание в воздухе. Ростовцы погребли его в самой хижине и над могилою построили деревянную церковь Вознесения Христова, вероятно потому, что в день его погребения, 18мая, было преддверие этого праздника. Деревянная церковь Вознесения Господня заменена каменною, которая построена казною царя Иоанна Грозного в 1566 году; строил царский мастер Андрей Малой.





Заключение.


«Православная церковь почитает праведников не как богов каких, а как верных слуг, угодников и друзей Божьих; восхваляет их подвиги и дела, совершенные ими при помощи благодати Божьей во славу Божью, так что вся честь, воздаваемая всем святым относится к величеству Божию, которому они благоугождали на земле своею жизнью».




Литература:

  • Анашкевич М. «Храмы России», АСТ «Артель Москва» - 2007 г.

  • Брошюра «Православные иконы и молитвы» № 1, 2009 г.

(Спецвыпуск: «Божественное исцеление»), Нижний Новгород.

  • Сборник «целебник» - спецвыпуск № 3, «Чудотворные иконы».

Москва 2008 Логос Медиа.

  • Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Интернет ресурсы

http://ru.wikipedia.org/wiki/Василий_Блаженный

www.patriarchia.ru/db/text/912572.html

www.pravoslavie.uz/.../11Maksim.htm

dic.academic.ru/dic.nsf/enc.../Лаврентий

www.sedmitza.ru/.../437558.html

http://vremena.info/may/27a.shtml

zvon.yaroslavl.ru/lifeisid.htm

hramnagorke.ru/holy.../1834/

www.pleskovhram.narod.ru/salos.htm

www.saints.ru/.../Nikolai_Salos.html


17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!