СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реферат по предмету: "Социология", на тему: "Социология, как наука".

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реферат по предмету: "Социология", на тему: "Социология, как наука".

Просмотр содержимого документа
«Реферат по предмету: "Социология", на тему: "Социология, как наука".»


Министерство образования и науки Республики Казахстан

Управления образованием Карагандинской области

«Центрально-Казахстанская академия» НОЦ «СГТИ»






Реферат


Предмет:

Социология

Тема:

«Социология, как наука»





Подготовила: Студентка 1 курса

Группы ПМНОСС 16-01

Новикова Алена Николаевна



Караганда 2016


Содержание

  1. Введение

  2. Социология, как наука

  3. Предмет, функции и методы

  4. Структура

  5. Социальный статус

  6. Принципы научного исследования, реализуемые в социологии

  7. Заключение

  8. Список используемой литературы





































Введение

В обыденном сознании социология ассоциируется с опросами общественного мнения и предвыборными прогнозами.

Социология – это серьезная наука.

Социологическое знание – это универсальное знание, позволяющее людям в полной мере учитывать социальные последствия любых действий, повышать эффективность деятельности и уменьшать возможность ошибок. Имея прямой выход на все виды человеческой деятельности, социологическое знание может помочь человеку реализовать свои способности, проявить деловые качества и занять достойное место в социальной организации.


Социология, как наука

Социология относится к сравнительно молодым наукам. У нее есть конкретный родоначальник - французский ученый Огюст Конт. В 30-е гг. 19 в. естественные науки (физика, химия, зоология) находились в состоянии бурного развития, делались крупные открытия.

Конт первым поставил перед научной общественностью важную проблему. Познавая живой и неживой мир с помощью научных методов, исследователи накопили множество всесторонних фактов об эволюции живого мира, о металлах, газах, и массе других природных явлений, но до сих пор не было науки, которая бы бесспорно научными методами изучала само человеческое общество. Конт предложил создать такую науку (первоначально назвал ее социальной физикой), которая подобно физике должна изучать общество, накапливая факты, убедительно позволяющие делать правильные выводы.

Название этой науки Огюст Конт предложил в 1838 г. Социология (фр. sociologos, от лат. cocietas – общество и греч. logos - теория, учение) - учение об обществе.

Объект: Общество, является объектом изучения всех общественных и гуманитарных наук.


Предмет, функции и методы

Предмет: Конт считал:

  • Общество

  • Общественная жизнь

  • Связи между группами людей

  • Связь между различными учреждениями, созданными людьми для управления, для наилучшего распределения.

Социология времен Конта превратилась в ведущую науку об обществе. Сегодня существуют десятки наук, изучающих общество, те или иные стороны жизни общества: экономика, демография, этика, философия, культурологи, история и т.д. Родственными дисциплинами являются история, философия, демография, этнология, - все они изучают общество с позиций его устройства, развития и функционирования, но каждая схватывает лишь свой ракурс: философия раскрывает общие законы устройства, развития и функционирования общества; история дает конкретную картину реализации этих законов в их движении от прошлого к настоящему; демография и этнология изучает конкретные народы и культуры в их историческом развитии и конкретизирует эти общие законы в структуре общества. Многие разделы теоретической социологии сопоставимы с философскими реконструкциями.

В организационной структуре социологии как науки существуют 3 независимых уровня:

  1. Уровень фундаментальных исследований, задачей которого является приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и принципы;

  2. Уровень прикладных исследований, в которых ставится задача изучения актуальных проблем на основе существующих фундаментальных знаний, имеющих практическую ценность;

  3. Социальная инженерия – уровень практического внедрения научных знаний.

Социология, развиваясь, усложнялась. Возникло разделение на теоретическую и эмпирическую. Кроме того, возникло понятие конкретной, прикладной социологии. Конкретная социологическая дисциплина изучает не общество как таковое, а его часть, например, социология семьи - семью, социология культуры – культуру. Во всех этих исследованиях социология выступает как научная система, т.к. основной целью является получение научного знания об обществе в целом или об отдельных его фрагментах.

Прикладная социология исследует не общие социологические проблемы, а специфические.

Выделяется практическая социология, которая уже выходит за рамки социологии как науки и приобретает сугубо практический характер.

Социология представляет собой сложную систему знания, каждый элемент которой конкретизирует общее представление о предмете науки, методах исследования и способах его оформления.

Многообразие связей социологии с жизнью общества, ее общественное предназначение определяются, в первую очередь, функциями, которые она выполняет. Одной из важнейших функций социологии, как и всякой другой науки, является познавательная. Социология на всех уровнях и во всех своих структурных элементах обеспечивает, прежде всего, прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, раскрывает закономерности и перспективы социального развития общества. Этому служат как фундаментальные теоретические изыскания, вырабатывающие методологические принципы познания социальных процессов и обобщающих значительный фактический материал, так и непосредственно эмпирические исследования, поставляющие этой науке богатый фактический материал, конкретную информацию о тех или иных областях общественной жизни.

Характерной чертой социологии является единство теории и практики. Значительная часть социологических исследований ориентирована на решение практических проблем. В этом плане на первое место выступает прикладная функция социологии, в рамках которой проявляется ряд ее других функций. Социологические исследования дают конкретную информацию для осуществления действенного социального контроля над социальными процессами. Без этой информации возрастает возможность появления социального напряжения, социальных кризисов и катаклизмов. В подавляющем большинстве стран органы исполнительной и представительной власти, политические партии и объединения широко используют возможности социологии для проведения целенаправленной политики во всех сферах общественной жизни. В этом проявляется функция социального контроля.

Практическая направленность социологии выражается и в том, что она способна выработать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных процессов в будущем. В этом проявляется прогностическая функция социологии. Особенно важно иметь такой прогноз в переходный период развития общества. В этом плане социология способна:

  1. Определить, каков диапазон возможностей, вероятностей, открывающихся перед участниками событий на данном историческом этапе.

  2. Представить альтернативные сценарии будущих процессов, связанных с каждым из выбранных решений.

  3. Рассчитать вероятные потери по каждому из альтернативных вариантов, включая побочные эффекты, а также долговременные последствия.

Большое значение в жизни общества имеет использование социологических исследований для планирования развития разнообразных сфер общественной жизни. Социальное планирование развито во всех странах мира, независимо от социальных систем. Оно охватывает самые широкие области, начиная от определенных процессов жизнедеятельности мирового сообщества, отдельных регионов и стран и кончая социальным планированием жизни городов, сел, отдельных предприятий и коллективов.

Социология, несмотря на личные установки ученых-социологов, выполняла и продолжает выполнять идеологическую функцию. Результаты исследований могут использоваться в интересах каких-либо социальных групп для достижения ими определенных социальных целей.

Социологическое знание зачастую служит средством манипулирования поведением людей, формирования определенных стереотипов поведения, создания системы ценностных и социальных предпочтений и т. д. Но социология может служить и улучшению взаимопонимания между людьми, формированию у них чувства близости, что в конце концов способствует совершенствованию общественных отношений. В этом случае говорят о гуманистической функции социологии.

Он считал, что главным методом, инструментом, с помощью которого ученые будут изучать общество - наблюдение, сравнение (в том числе историческое сравнение) и эксперимент. Он надеялся, что социология поможет правительству правильно, учитывая все последствия проводимых реформ, и в целом управлять обществом.

Общенаучные - те методы, которые используются всеми другими науками (сравнительный, сравнительно-исторический, структурно-функциональный, критическо-диалектический, генетический, наблюдение, эксперимент и другие).




Частно-научные - методы, разработанные и используемые именно данной наукой (специфические – опрос, биографический метод, метод социометрии и другие).


















Структура

Социологическое знание неоднородно и имеет свою достаточно сложную многоуровневую структуру.

Фундаментальное

Прикладное



Основанием для выделения фундаментальной и прикладной социологии служит различие в целях и задачах, которые ставятся перед социологическими исследованиями: прикладное исследование направлено на решение каких-либо практических проблем и задач, фундаментальное исследование ставит своей целью преимущественно разработку научных теорий, развитие основополагающих принципов социологии, выявление универсальных взаимозависимостей и закономерностей.

Теоретический

Эмпирический




Теоретическая социология решает научные проблемы, связанные с объяснением социальных явлений, разработкой категорийного аппарата науки и методологии. Она стремиться ответить на вопрос: «что и как изучается?». Практическое оформление теоретическая социология находит в общей социологической теории (общей социологии). Она включает в себя: историю социологии, учение об обществе, знание о предмете социологии, теорию массового социального поведения, теорию социальных изменений, методологию.

Прикладная социология ставит задачу поиска средства для достижения определенных практических целей, путей и способов использования познанных теоретической социологией устойчивых взаимозависимостей (закономерностей). Она отвечает на вопрос: «для чего изучается?».

Эмпирическое исследование может проводиться в рамках как фундаментальной, так и прикладной социологии. Если его целью является построение теории, то оно относится к фундаментальной социологии, если его цель выработка практических рекомендаций – к прикладной социологии.

Связь между теоретическим и эмпирическим уровнями исследования осуществляют теории среднего уровня. Теории среднего уровня – понятие, введенное американским социологом Робертом Мертоном в 1947 г. для обозначения научных построений, призванных выступить в качестве посредующего звена между общесоциологической теорией и эмпирическими исследованиями. Это отрасли социологического знания, изучающие закономерности функционирования и развития человека, социальных общностей и институтов в отдельных сферах общественной жизни.

Теории среднего уровня раскрывают 2 основных типа социальных связей:

  1. Между обществом и данной сферой общественной жизни.

  2. Внутренние взаимосвязи и взаимозависимости, присущие данной сфере общественной жизни.

Функционально эти теории служат методологией познания отдельных социальных процессов, общностей и институтов, т.е. используются как методологическая основа конкретных социологических исследований.

В настоящее время существует огромное число теорий среднего уровня. Их можно условно разделить на 3 группы:

  1. Теории социальных институтов (социология семьи, образования, труда, политики, религии и т.п.).

  2. Теории социальных отношений (малых групп, организаций, классов, и т.д.).

  3. Теории специализированных социальных процессов (отклоняющегося поведения, социальной мобильности, урбанизации и т.п.).


Социальный статус

Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение с помощью понятий «социальный статус» и «социальна роль». Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным или интегральным. Часто бывает, что этот главный статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне, знаках профессиональной принадлежности, и т.д.), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т.д.).

В социологии под социальным статусом понимают оценку объективного положения человека или социальной группы в иерархической системе социальной стратификации. И обычно термин используется, когда говорят о повышении, улучшении положения личности или группы, или наоборот, о снижении.

Социальный статус это объективная и всесторонняя характеристика положения человека в социальной системе, или, как аргументировал Сорокин: «Социальный статус – это место в социальном пространстве». Каждый индивид занимает в обществе одно, самое главное место, и имеет один главный или генеральный статус, это есть оценка его положения в обществе в целом. Но человек объективно включен в различные группы и общности и вместе с ними он также занимает определенное место в обществе, причем в раках какой-то группы или общности его статус место могут быть различными. Главный статус определяется в первую очередь его родом деятельности, потому что в общественном сознании любой род деятельности характеризуется доходом, следовательно, его материальными возможностями. Но есть и другие статусы и положения, которые тоже важно учитывать.

Смелзер приводил такой пример. Для американца расовая принадлежность имеет большое значение. Для нас – меньшее. Статус может иметь этническую окраску. Есть статус главы семьи. Человек включен в массу систем, взаимосвязей и взаимозависимостей и обладает разными статусами. Каждый статус, и главный и неглавный, предполагает определенное поведение человека, которое от него ожидают в соответствии с его статусом. Чем больше человек включен в общественную жизнь, тем больше у него статусов. Кроме деления статусов на главные и неглавные существует еще 2 типа статусов: предписанный и приобретенный. Предписанный – статус, который получает человек при рождении (нередко к предписанным может относиться и социальное положение, хотя социальное положение человека нередко меняется с возрастом). Но большинство статусов являются приобретенными. Это – семейное положение, профессиональное, в том числе, и главный статус. Как правило, люди стремятся приобрести статус более высокий, чем они имеют.

Если рассматривать формализованный статус, то в нем поведение, действия человека заранее определены инструкциями, правилами, законами (прежде всего профессиональный статус, гражданский и т.д.). Есть профессии и виды деятельности, где высока степень формализации. Есть статусы совершенно неформализованные (статус неформального лидера в малых группах).

В любом статусе, а особенно в профессиональном, человек вступает в разные отношения с людьми, в разные структуры, и это называется социальными ролями. Некоторые статусы предполагают даже ролевой набор, совокупность ролей, которые играет человек в рамках своего статуса.

Каждый статус предполагает от одной до многих ролей, и любой человек имеет несколько статусов, играет еще большее количество социальных ролей. Социальная роль, как и социальный статус, вызывает определенное ожидание окружающих к вашему поведению, и вы действуете в соответствии в рамках этого ожидания.

Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и устойчивые характеристики личности (мужчина, женщина, юноша, старик и т.д.). Профессионально-должностной статус – это базисный статус личности для взрослого человека. В нем фиксируется социальное, экономическое и профессиональное положение – например, банкир, адвокат, инженер.

В любом статусе, а особенно в профессиональном, человек вступает в разные отношения с людьми, в разные структуры, и это называется социальными ролями. Социальная роль - это совокупность действий, которые должен выполнять человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус включает обычно несколько ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором.

Каждый статус предполагает наличие у индивида от одной до многих ролей, но любой человек имеет несколько статусов и играет еще большее количество социальных ролей. Социальная роль, как и социальный статус, вызывает определенное ожидание окружающих к вашему поведению, и вы действуете в соответствующих рамках этого ожидания. На роли, которые играет каждый человек, сказывает влияние целый ряд обстоятельств:

  • Ожидание окружающих,

  • Личные качества,

  • Традиции, специфичные особенности, складывающиеся в разных социальных группах и общностях.

Одна из первых попыток систематизации ролей была предпринята Парсонсом. Он считал, что любая роль описывается 5 основными характеристиками:

  1. Эмоциональной – одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие - раскованности;

  2. Со способом получения роли – одни предписываются, другие завоевываются;

  3. Масштабом – часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая размыта;

  4. Формализацией – действие в строго установленных правилах либо произвольно;

  5. Мотивацией – на личную прибыль, на общее благо и т.д.

Любая роль характеризуется некоторым набором этих пяти свойств.

Ролевые требования (предписания, положения и ожидания соответствующего поведения) воплощаются в конкретных социальных нормах, сгруппированных вокруг социального статуса.

Следует отметить, что любая роль не является чистой моделью поведения. Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением служит характер личности, т.е. поведение человека не укладывается в чистую схему. Оно является результатом уникального истолкования роли конкретным человеком.


Принципы научного исследования, реализуемые в социологии

  1. Принцип верификации и основные виды его реализации




Непосредственная верификация (прямая, непосредственная проверка утверждений, умозаключений)



косвенная верификация (опосредованную)











Непосредственная верификация применяется, когда речь идет о конкретных явлениях (например, уровень жизни студентов, эффективность рекламы).

Косвенная верификация играет большую роль в социологическом познании и используется, прежде всего, для обоснования макротеоретических положений и концепций. Так, Э. Дюркгейм, изучая причины самоубийства, не только обосновал идею о возрастании числа самоубийств в условиях крушения разделяемых в данном обществе ценностей, норм, что приводит к «атомизации» личности, для которой утрачивается предсказуемость поведения окружающих со всеми вытекающими отсюда последствиями, но и косвенно обозначил более широкую проблему – проблему основных условий поддержания порядка в обществе, роль ценностей, норм, которые объединяют людей в единое целое.

Косвенная верификация нередко выполняет свою роль, так сказать, «задним числом». Примером этого является учение М. Вебера о социальном действии, в котором особое значение придано мотивационно-культурной составляющей. Выдвинув ряд основных элементарных понятий социологии, исходным из которых было понятие социального действия, Вебер, естественно, не мог их прямо верифицировать, в том числе и социальное действие. Это понятие, как и любое другое элементарное понятие, не может напрямую ни обосновать, ни опровергнуть, ни одно эмпирическое исследование. Но Вебер подошел к пониманию и выделению социального действия на основе множества уже проведенных собственных социологических исследований, в которых был использован богатый, в том числе исторический, материал. Его основная идея о существенной роли мотивационно-культурной составляющей в организации любых социальных взаимодействий, тем самым была обоснована как бы «задним числом» на основании анализа элементарных явлений.

Вообще системы любых отправных понятий, как правило, обосновываются не впрямую, а косвенно. Позволяет ли предложенное понимание элементарных понятий (личность, этнос и т.д.) описать, истолковать уже полученные эмпирические результаты? Не противоречит ли оно полученным данным? Если не противоречит, то мы как бы считаем эти понятия косвенно верифицированными.

Важно удержаться от недооценки принципа верификации в социологии, попыток принизить значение этого принципа как якобы неучитывающего своеобразие социальной реальности. Отказ от этого принципа может превратить социологию из научно-рационального, доказательного знания в умозрительно-спекулятивное. В то же время и абсолютизировать принцип верификации. Очень часто в своих исследованиях ученый вынужден частично отвечать требованиям верификации. Более того, попытки свести всю проблему достоверности социологического знания к чисто эмпирической проверяемости резко сужают возможности широкого общетеоретического поиска, выдвижения предположений, гипотез, могут чрезмерно «заземлить» социологическое мышление и воображение, примитивизировать его. Иными словами, приверженность принципу верификации не должна препятствовать теоретическому анализу, масштабному поиску исследователя. Использование не только прямой, но и косвенной верификации, гипотетических предположений, рассуждений должно предохранять социологию от другой крайности – превращения в социальную статистику, бухгалтерию.

Реализация принципа верификации влечет за собой и ряд особенностей социологического метода, да и стиля мышления, языка социологии.

Во-первых, это эмпиризм, т.е. опора на социальные факты, стремление обосновать свои суждения на основе фактов, наблюдений.

Во-вторых, рационалистическая ориентация социологии. В данном случае рационализм понимается как доказательное, убедительное, аргументированное и обоснованное, достоверное для рассудка знание – ничего не брать на веру, всегда рассматривать предположения не иначе как гипотезу, теоретическую разведку, предложение к научному поиску.

В-третьих, еще одна особенность, порожденная принципом верификации и касающаяся стиля мышления и языка социолога, - уклонение социолога от анализа явлений, связей, которые не могут быть эмпирически представлены и проанализированы. Социология не пытается решить проблему первоосновы бытия, выяснить, существует ли в мире случайность или все подчиняется необходимости, и т.п.

В этом смысле стоит упомянуть операционализацию, т.е. метод, который обеспечивает возможность верификации. Операционализация – это специальная логическая процедура по представлению (воспроизведению) какого-то общего понятия в тех понятиях, которые могут быть эмпирически зафиксированы. Это важнейшая процедура для перехода социолога от общесоциологических размышлений, поисков к конкретно-социологическому исследованию.

Социолог рассуждает, доказывает, опровергает в понятиях, обозначающих эмпирически осязаемые явления, т.е. «операционально». Именно поэтому социология не приемлет таких понятий, как «абсолютный дух», «объективная необходимость», - их нельзя зафиксировать, измерить. Социолог склонен употреблять такие понятия, как «повторяемое», «регулярное в истории», «типичное», «инвариантное», «вариативное», вместо расплывчатого понятия «деятельность – социальное действие», т.е. понятия, которые могут быть эмпирически однозначно доказаны, толкуемы или опровергнуты, а не взяты на веру.

  1. Принцип общезначимости

Принцип общезначимости, повторяемости результатов проведенного опыта, исследования, возобновляемости выявленных связей, зависимостей и соответствующих выводов и умозаключений, безусловно, важнейший для естественных наук, но вряд ли он может быть реализован в полной мере при анализе социальных явлений, поскольку этому препятствуют исторические и социокультурные особенности различных обществ.

В этом показательны успехи и неудачи российского общества в освоении западных идей, теорий менеджмента. Надо учитывать, что рыночные преобразования, демократические институты в России находятся на самом начале своего развития. Кроме того, и это, пожалуй, самое главное, следует иметь в виду социокультурные особенности западного общества, где утвердились, в частности, безусловный приоритет личности, ее прав, уважение к себе, ориентация на квалификацию и т.д. Очень многие рекомендации, рецепты, доказавшие свою эффективность в менеджменте на Западе, могут оказаться (и уже оказались) неэффективными в организациях, развивающихся в рамках других культур. Необходимо, опираясь на общие положения теории социальной организации (ее основные идее общезначимы), выработать конкретные рекомендации по управлению людьми с учетом российских исторических и социокультурных особенностей.

Общезначимыми являются лишь самые общие принципы, модели, которые мы аналитически вычленяем, чтобы непротиворечиво объяснить эмпирические данные. Например, ролевая теория личности, основные тенденции воспроизводства культуры – в этих моделях представлены базовые переменные, основные характеристики, элементы, выявлены узловые связи между ними независимо от конкретных социокультурных условий, модификаций. В принципе в рамках социологического метода имеются все необходимые инструменты для выработки такого рода моделей. Вся проблема в узости эмпирической базы для общезначимых построений. М. Вебер же для выработки представлений о механизме влияния культуры на экономическое поведение людей вынужден был изучить огромное множество протестантских и католических проповедей, литературных произведений, источников, в том числе касающихся китайских и индийских религий.

  1. Принцип квантификации

Принцип квантификации, т.е. количественного измерения качественных признаков, - это один из тех принципов, по поводу которого ведутся самые жаркие дискуссии.

С одной стороны, количественное выражение качественных явлений делает возможным их измерение, доказательное сопоставление и т.д. Применение количественных методов в измерении социальных процессов, использование статистическо-математического аппарата является важнейшим вкладом социологии в развитие всех общественных наук. Возможность применения количественных методов – яркая отличительная черта современной социологии, существенно повышающая, во-первых, точность социологического знания, во-вторых, познавательно-эвристические возможности социологического анализа. Так, статистико-корреляционный анализ (касающийся взаимозависимости, сопряженности изучаемых явлений) позволяет с математически выверенной достоверностью определить наличие или отсутствие функциональных связей между различными изучаемыми социальными явлениями, что, естественно, предельно важно для социальных наук.

Количественные методы существенно повышают надежность и достоверность выводов, т.к. предъявляют повышенные требования к числу наблюдений (репрезентативность), процедуре отбора наблюдаемых объектов и т.д.

С другой стороны, нельзя абсолютизировать количественные методы. Во-первых, они не являются единственными, во-вторых, они не во всех случаях применимы, в-третьих, при анализе сложных социокультурных феноменов использование количественных методов может сопровождаться серьезными погрешностями. Так, при использовании опроса возникают серьезные проблемы: варианты ответов в анкете, с одной стороны, являются подсказкой, с другой стороны, так или иначе принуждают респондента выбирать лишь между теми вариантами, которые предлагает исследователь; духовный мир респондента фактически располагается в пределах той сетки понятий, ценностей, которые предложил автор анкеты.

Заключение

Социология – наука о социальном в различных его проявлениях, раскрывающая закономерности возникновения, функционирования и развития социальных образований различного уровня и отношений между ними.

Как и любая другая наука, социология имеет свой метод - социологический метод, - который разделен на две группы: общенаучные и частно-научные.

Социология представляет собой разветвленную систему знания. Она включает общую социологическую теорию о становлении, развитии и функционировании общностей различных уровней и об отношениях между ними, исследует массовые социальные процессы и типичные социальные действия людей; теории среднего уровня (отраслевые и специальные социологические теории), имеющие более узкую предметную область сравнительно с общей теорией; эмпирические исследования. Социология как система знания опирается на изучение фактов социальной действительности, а ее теоретические обобщения связываются воедино на базе фундаментальных принципов истолкования социальных явлений и процессов.

Свою роль в современном обществе социология, как наука, определяет через функции, которые она выполняет. Это теоретико-познавательная, практическая и мировоззренческая функции.

В системе наук об обществе социология занимает ведущее место. Во-первых, социология дает другим общественным наукам научно обоснованную теорию общества и его структурных элементов. Во-вторых, представляет другим наукам технику и методику изучения человека и его деятельности, а также методы измерения этой деятельности.



Список используемой литературы

  1. Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Начала современной социологии: Учебное пособие для студентов социогуманитарных вузов. - М.: «Издательство Магистр», 1999. - 248с

  2. Маркович Д.Ж. Общая социология: Учебник. Изд. 3-е перераб. и доп. /Пер с сербского. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 432с

  3. Общая социология: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. А.Г. Эффендиева. – М.: ИНФРА, 2005. – 654 с. – (Высшее образование)

  4. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Центр, 1999. - 160с.

  5. Социология. Основы общей теории: Учебное пособие / Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев, А.В. Кабыща и др. / Под ред. Г.В. Осипова Л.Н. Москвичева. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 461с

  6. Социология. Учебное пособие / Елсунов А.Н., Бабосов Е.М., Данилов А.Н. и др. / Под ред. А.Н. Елсунова - Мн.: НТООО «ТетраСистемс», 1998. - 560 с

  7. Социология: Учебник для вузов / Лавриненко В.Н., Нартов Н.А., Шабанова О.А., Лукашева Г.С.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2004. - 407с

  8. Социология: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленюк. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002. - 1036с

  9. Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс. 2-е изд, доп. и перераб. - М.: Прометей, Юрайт, 1999. - 512с

  10. Фролов С.С. Социология: Учебник. 3-е изд., доп. - М.: Гардарики, 1999. - 344с


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!