СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реферат на тему: "Двигательная активность и двигательное качество выносливость"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рефервате проведена исследовательская работа по развитию выносливости вне уроков физкультуры, а также  развити двигательной активности учащихся 7 класса

Просмотр содержимого документа
«Реферат на тему: "Двигательная активность и двигательное качество выносливость"»

МАОУ «Суксунская средняя общеобразовательная школа № 1»













Двигательная активность

и двигательное качество «выносливость»







Работу выполнила:

ученица 7 а класса

Бухалова Ева

Руководитель:

учитель физической культуры

Кузнецова Лариса Александровна













Суксун 2017

Оглавление

Введение …………………………………………………………………1-5

Глава I. Двигательная активность и двигательные качества………….6

    1. Двигательная активность школьников на уроках физической

культуры…………………………………………………………………..6 -9

    1. Двигательные способности………………………………………….10 -16.

Глава II. Виды выносливости ………………………………………….17 - 20

Глава III. Методы развития выносливости…………………………….21

3.1 Биологические и возрастные особенности развития общей и специальной выносливости у подростков……………………………………………..21-22

3.2 Методы развития выносливости у подростков…………………….22 - 25

Заключение……………………………………………………………….26

Литература………………………………………………………………..27-28

Приложение 1…………………………………………………………….29

Приложение 2…………………………………………………………….30

Приложение 3…………………………………………………………….31

Приложение 4…………………………………………………………….32

















Введение

Вопросы повышения эффективности и качества физического воспитания школьников находится постоянно в центре внимания научных работников, органов народного образования и учителей физической культуры. Их актуальность вытекает из требований современной жизни и развития общества. В результате научно-технической революции существенно меняется характер трудовой деятельности, предъявляются всё более высокие требования к различным сторонам подготовленности подрастающего поколения. Современное общество с его производством, бытом и транспортом требует от людей современных, быстрых ответных действий, повышенного внимания, физической подготовленности. Следовательно, социально-экономические и экологические условия жизни, с одной стороны предъявляют всё более высокие требования к уровню физической подготовленности людей, а с другой стороны приводят к недостатку двигательной активности, что является одной из причин низкой работоспособности, физической и спортивной подготовленности большинства школьников.

В современном спорте стремительно растёт тенденция к омоложению участников, что побуждает к началу регулярных занятий физической культурой и спортом с самого раннего возраста. Однако, хотя количество уроков в школе по учебному плану 3 часа в неделю (105 часов в год), этого недостаточно для гармоничного физического развития и закрепления хороших спортивных результатов, поэтому особое внимание нужно уделять внеурочным формам организации спортивной деятельности (спортивные секции, соревнования, домашние задания, самостоятельные занятия и т.д.).

Известно, что школьный возраст является самым благоприятным периодом для развития всех без исключения физических качеств. Однако в определённые периоды темпы естественного прироста в изменении двигательных способностей не одинаковы. Ответная реакция детского организма на физическую нагрузку различна на разных этапах роста и развития, она даёт больший и длительно сохраняющийся эффект в определённые периоды, которые называют критическими или чувствительными, когда резко повышается восприимчивость к избирательно направленным влияниям среды.

Особое место в развитии физических качеств занимает выносливость, высокий уровень развития которой играет большую роль как в овладении ряда сложных и ответственных профессий, так и при достижении высоких спортивных результатов во многих видах спорта. Анализ научно-методической литературы, данные спортивной практики показывают, что развитие выносливости как двигательного качества в зрелые годы – сложный и малоэффективный процесс, тогда как школьный возраст создаёт для этого благоприятные предпосылки (Филин В.П., 1984; Зациорский 1984; Набатникова М.Я.) [9,20]. Однако вопросы учёта в практической деятельности благоприятных периодов развития различных видов выносливости на уроках физической культуры, знание их границ у школьников обоего пола решены далеко не полностью.

Учитывая то, какое огромное значение имеет выносливость для здоровья, физического развития, трудовой деятельности и успешной воинской службы, актуальность данной темы обусловлена тенденциями современного времени. Решению этих вопросов посвящена моя работа. В начале я провела анкетирование учащихся 7 класса и выяснила уровень их двигательной активности. После проведения анкетирования мною было установлено, что уровень двигательной активности учащихся моего класса очень низок и не соответствует нормам стандарта. Нормы стандарта двигательной активности учащихся указаны в таблице 1

Таблица 1.

п/п

Виды двигательной деятельности

Временной объем в неделю, не менее (мин)

1.

Утренняя гимнастика

140

2.

Обязательные учебные занятия в образовательных организациях

135

3.

Виды двигательной деятельности в процессе учебного дня

100

4.

Организованные занятия в спортивных секциях

и кружках по легкой атлетике, плаванию, лыжам, полиатлону, гимнастике, спортивным играм, фитнесу, единоборствам, туризму, в группах общей физической подготовки, участие в спортивных соревнованиях

90

5.

Самостоятельные занятия физической культурой, в том числе подвижными и спортивными играми, другими видами двигательной деятельности

90

В каникулярное время ежедневный двигательный режим должен составлять не менее 4 часов.


Получается, что в среднем режим двигательной активности в неделю должен составлять 12 часов. По результатам анкеты, которую я провела, двигательный режим большинства учащихся моего класса составляет:

2-3 часа – 3 человека

3-4 часа – 6 человек,

4 – 5 часа - 6 человек,

5 - 6 часов - 17 человек.

Это мало и не соответствует стандарту, ведь в эти часы входят и уроки физической культуры.

Всего лишь 50 % ребят выполняют какие-либо физические упражнения самостоятельно 2 раза в неделю.

У 30 % учащихся эти упражнения занимают 30 минут, а у остальных гораздо меньше (см. приложение 1)

Я задалась вопросом, что нужно сделать, чтобы увеличить уровень двигательной активности у учащихся моего класса. По рекомендации учителя физкультуры я выбрала тесты на уровень развития выносливости и предложила их пройти ребятам из моего класса. В этой работе приняли участие 10 моих одноклассников. Ребята показали различный уровень выносливости по разным тестам, но в основном результат тестирования был слабым. Ученикам класса было предложено тренировать свою выносливость дома, как домашнее задание по предмету физическая культура, затем пройти эти тесты еще раз через 2 месяца и сравнить результат.

Гипотеза: в результате выполнения домашнего задания на развитие выносливости, у учеников класса должна возрасти двигательная активность и повыситься выносливость различных групп мышц.

Цель работы: Изучить литературу по развитию двигательной активности и двигательных качеств с использованием упражнений на выносливость. Дать оценку развитию выносливости и двигательной активности группе учеников класса.

Объект исследования: учащиеся 7 класса

Предмет исследования: развитие двигательной активности и совершенствование выносливости посредством применения тестов на выносливость различных групп мышц.




















Глава 1.Двигательная активность и двигательные способности

1.1. Двигательная активность школьника на уроках физической культуры

Школьный возраст - время, когда формируются основной фундамент разнообразных двигательных навыков, совершенствуются функциональные возможности организма. Регулярность занятий физической культурой позволяет направленно воздействовать на естественные изменения этих показателей и эффективно способствует росту. [12]

Холодов Ж. К. [18] считает, что двигательная активность включает в себя сумму движений, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни.

Литвинов Е. Н. [12] отмечает, что двигательная активность – это естественная потребность человека в движении. Количество шагов, которые совершает человек в течение какого-либо периода, составляет объём двигательной активности. Ученые выяснили, что норма двигательной активности школьников- 18-25 тысяч шагов в течение дня, или 3,5-4,5 часа ходьбы.

При свободном режиме в летнее время за сутки дети 13 – 14 лет от 12 до 16 тысяч движений. Естественная суточная активность девочек на 16-30 % ниже, чем у мальчиков. Девочки в меньшей мере проявляют двигательную активность самостоятельно и нуждаются в большей доле организованных форм физического воспитания. В период учебных занятий двигательная активность школьников не только не увеличивается при переходе из класса в класс, а наоборот, всё более уменьшается.

Поэтому крайне важно обеспечить детям в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья достаточный объём суточной двигательной активности.

Учёные установили, какой объём суточной двигательной активности необходимо обеспечить детям при выполнении ими разных видов физических упражнений




Таблица 2

Двигательная активность учащихся средних классов при разных видах мышечной деятельности (по Н. Т. Лебедевой)

Вид мышечной

деятельности

Продол-

житель-

ность,

(мин.)

Объём движений,

(шаги)



Мальчики

Девочки



400-500

500-700


200-300

300-400


120-150

150-200


Утренняя гимнастика (дома)

15

Гимнастика на уроке (в школе)

15

Физкультпауза на уроках и при самостоятельной работе

3

Подвижные игры на переменах:

больших

малых

на уроках физкультуры

на открытом воздухе

15

5

45

60-90

700-1000 800- 1200

400-500 500-600

1200-3240

3000-4000 4000-5000

Внеклассные занятия

90

6840-9120

Примечание. В зависимости от содержания за урок физической культуры может быть обеспечено до 43-57 % суточного числа движений. [18]

В.И. Дубровский [9] условно разделяет двигательную активность на три вида:

1) физическую активность во время обучения;

2) общественно-полезную активность в процессе физического

воспитания;

3) спонтанная физическая активность в свободное время.

Нормой суточной двигательной активности является наличие (20-24 %) динамической работы в дневном распорядке, то есть 4-5 уроков в неделю.Уроки физкультуры в неделю компенсируют ежедневный дефицит двигательной активности лишь на 11 %. Для нормального развития девочек необходимо 5-12 часов в неделю, а мальчиков 7-15 часов занятий разного характера (уроки физкультуры, физкультпаузы, танцы, активные перемены, игры, физический труд, утренняя гимнастика и другие). [9]

Ашмарин Б. А. отмечает, что двигательные возможности детей обусловлены специфическими для каждого возраста морфофункциональными и психологическими особенностями [2].

Волковым В. М. [5] были проведены исследования по выявлению возрастных особенностей формирования двигательных умений и навыков в процессе физического воспитания.

Полиевский С. А. [15] отмечает, что необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность, которая является одним из самых могучих средств предупреждения заболеваний, укрепления защитных сил организма, повышения работоспособности и выносливости. Ни одно лекарство не даёт такой прекрасной возможности нейтрализовать вредные последствия нервных перегрузок, какую даёт физическая культура. Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается дефицит в режиме дня, двигательной активности, обусловливающей появление гиподинамия, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника.

Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 82-85 % дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Малоподвижное положение за партой или учебным столом отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечнососудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций. Даже у младших школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, игры) занимает только 16-19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1-3%. [9].

Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50 %, снижаясь от младших классов к старшим, девочки делают в сутки меньше шагов, чем мальчики. Двигательная активность в воскресные дни больше, чем в учебные. Отмечено изменение величины двигательной активности в разных учебных четвертях. Двигательная активность школьников особенно мала зимой; весной и осенью она возрастает. [17]

Физические упражнения способствуют хорошей работе органов пищеварения, помогает перевариванию и усвоению пищи, активизируют деятельность печени и почек, улучшают деятельность желез внутренней секреции: щитовидной, половых, надпочечников, играющих огромную роль в росте и развитии молодого организма. [14]

При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем в организме человека. В этом, главным образом, и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья. [6]

Недаром, одной из основных задач физического воспитания в среднем школьном возрасте и на протяжении всего периода обучения в школе является воспитание привычки к самостоятельным занятиям в свободное время физическими упражнениями, избранными видами спорта; уметь самостоятельно организовывать активный отдых. [19]





1.2 Двигательные способности

Выносливость

Среди основных двигательных качеств, определяющих всестороннее развитие человека, выносливость занимает особое место, являясь показателем здоровья, функциональных возможностей организма и главным фактором обеспечения работоспособности.

Под физическим качеством выносливости следует понимать возможность человека, обеспечивающая ему длительное выполнение какой-либо двигательной деятельности без снижения её эффективности. В данном случае это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. [13]

По классификации профессора Ляха В.И. [13] выносливость подразделяется на: скоростную, силовую, локальную, региональную и глобальную, статическую и динамическую, сердечно-сосудистую и мышечную, а также общую и специальную, эмоциональную, игровую, дистанционную, координационную, прыжковую и т.д.

Поэтому качество выносливости по своей структуре, методам измерения и методикам тренировки является более сложным в сравнении с такими двигательными способностями, как скоростные, силовые, гибкость. [13]

Выносливость - это способность человека к длительному выполнению какой-либо работы без заметного снижения работоспособности. Уровень выносливости обычно определяется временем, в течение которого человек может выполнять заданное физическое упражнение. Чем продолжительнее время работы, тем больше выносливость. Это качество необходимо при длительном беге, ходьбе на лыжах и при выполнении более кратковременных упражнений скоростного и силового характера

В одних видах физических упражнений выносливость непосредственно определяет спортивный результат (ходьба, бег на средние и длинные дистанции, велогонки, бег на коньках на длинные дистанции, лыжные гонки), в других - позволяет лучшим образом выполнить определенные тактические действия (бокс, борьба, спортивные игры и т.п.); в третьих - помогает переносить многократные кратковременные высокие нагрузки и обеспечивает быстрое восстановление после работы (спринтерский бег, метания, прыжки, тяжелая атлетика, фехтование и пр.)

Уровень развития выносливости определяется также координацией деятельности различных органов и систем. Существенную роль при этом играет так называемая экономизация функций организма. На выносливость вместе с этим оказывает влияние координация движений и силы психических, особенно волевых процессов спортсмена

Развитие выносливости требует большого количества повторений одного и того же упражнения. Однообразная нагрузка приводит к утомлению, и дети теряют интерес к этому упражнению. Поэтому лучше всего применять разнообразные динамические упражнения, особенно на свежем воздухе: ходьбу, бег, передвижение на лыжах, катание на коньках, санках, велосипеде, плавание и др. Полезны также подвижные игры, которые вызывают положительные эмоции и снижают ощущение усталости. Рекомендуются и прогулки (пешие, на лыжах), во время которых упражнения чередуются с отдыхом. Дозировка упражнений и длительность занятий от группы к группе увеличиваются и это также способствует развитию выносливости.

Развитие выносливости в среднем и старшем возрасте воспитывается в том случае, если во время занятий организм учащихся доводится до стадии утомления. Статическую и динамическую выносливость можно развивать с младшего школьного возраста, что в значительной степени способствует повышению работоспособности. Это подтверждается и одним из теоретических определений самого понятия: выносливость - способность организма бороться с утомлением.

Сила

Под силой понимается способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий.

Один из наиболее существенных моментов, определяющих мышечную силу – это режим работы мышц. При существовании лишь двух реакций мышц на раздражение – сокращения с уменьшением длины и изометрического напряжения, − результаты проявленного усилия оказываются различными в зависимости от того, в каком режиме мышцы работают. Если, преодолевая какое-либо сопротивление, мышцы сокращаются и укорачиваются, то такая их работа называется преодолевающей (концентрической). Мышцы, противодействующие какому-либо сопротивлению, могут при напряжении и удлиняться, например, удерживая очень тяжелый груз. В таком случае их работа называется уступающей (эксцентрической). Преодолевающий и уступающий режимы работы мышц объединяются названием динамического.

Сокращение мышцы при постоянном напряжении или внешней нагрузке называется изотоническим. При изотоническом сокращении мышцы, от предъявляемой нагрузки зависит не только величина ее укорочения, но и скорость: чем меньше нагрузка, тем больше скорость ее укорочения.

Выполняя движения, человек очень часто проявляет силу и без изменения длины мышц. Такой режим их работы называется изометрическим, или статическим, при котором мышцы проявляют свою максимальную силу. В целом для организма изометрический режим оказывается самым неблагоприятным в связи с тем, что возбуждение нервных центров, испытывающих очень высокую нагрузку, быстро сменяется тормозным охранительным процессом, а напряженные мышцы, сдавливая сосуды, препятствуют нормальному кровоснабжению, и работоспособность быстро падает.

При насильственном увеличении длины мышц в уступающих движениях сила может значительно (до 50-100%) превосходить максимальную изометрическую силу человека. Это может проявляться, например, во время приземления с относительно большой высоты, в амортизационной фазе отталкивания в прыжках и т. д.

Сила, развиваемая в уступающем режиме работы в разных движениях, зависит от скорости: чем больше скорость, тем больше и сила.

Меньшую силу, чем в статическом и уступающем режимах, мышцы генерируют, сокращаясь в преодолевающем режиме. Между силой и скоростью сокращения существует обратно-пропорциональная зависимость.

При педагогической характеристике силовых качеств человека выделяют следующие их разновидности:

1. Максимальная изометрическая (статическая) сила - показатель силы, проявляемой при удержании в течение определенного времени предельных отягощений или сопротивлений с максимальным напряжением мышц.

2. Медленная динамическая (жимовая) сила, проявляемая, например, во время перемещения предметов большой массы, когда скорость практически не имеет значения, а прилагаемые усилия достигают максимальных значений.

3. Скоростная динамическая сила характеризуется способностью человека к перемещению в ограниченное время больших (субмаксимальных) отягощений с ускорением ниже максимального.

4. «Взрывная» сила - способность преодолевать сопротивление с максимальным мышечным напряжением в кратчайшее время. При «взрывном» характере мышечных усилий развиваемые ускорения достигают максимально возможных величин.

5. Амортизационная сила характеризуется развитием усилия в короткое время в уступающем режиме работы мышц, например, при приземлении на опору в различного вида прыжках, или при преодолении препятствий, в рукопашном бою и т. д.

Силовая выносливость определяется способностью длительное время поддерживать необходимые силовые характеристики движений. Среди разновидностей выносливости к силовой работе выделяют выносливость к динамической работе и статическую выносливость.

Выносливость к динамической работе определяется способностью поддержания работоспособности при выполнении профессиональной деятельности, связанной с подъемом и перемещением тяжестей, с длительным преодолением внешнего сопротивления.

Статическая выносливость – это способность поддерживать статические усилия и сохранять малоподвижное положение тела или длительное время находиться в помещении с ограниченным пространством.

В последнее время в методической литературе выделяют еще одну силовую характеристику: способность к переключению с одного режима мышечной работы на другой при необходимости максимального или субмаксимального уровня проявления каждого силового качества. Для развития этой способности, зависящей от координационных способностей человека, нужна специальная направленность тренировки.

Скорость

Под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени. Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относятся быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движений.

Все двигательные реакции, совершаемые человеком, делятся на две группы: простые и сложные. Ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал (зрительный, слуховой, тактильный) называется простой реакцией. Примерами такого вида реакций являются начало двигательного действия (старт) в ответ на выстрел стартового пистолета в легкой атлетике или в плавании, прекращение нападающего или защитного действия в единоборствах или во время спортивной игры при свистке арбитра и т.п. Быстрота простой реакции определяется по так называемому латентному (скрытому) периоду реакции - временному отрезку от момента появления сигнала до момента начала движения. Латентное время простой реакции у взрослых, как правило, не превышает 0,3 с.

Сложные двигательные реакции встречаются в видах спорта, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий (спортивные игры, единоборства, горнолыжный спорт и т.д.). Большинство сложных двигательных реакций в физическом воспитании и спорте - это реакции "выбора" (когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации).

В ряде видов спорта такие реакции одновременно являются реакциями на движущийся объект (мяч, шайба и т.п.).

Временной интервал, затраченный на выполнение одиночного движения (например, удар в боксе), тоже характеризует скоростные способности. Частота, или темп, движений - это число движений в единицу времени (например, число беговых шагов за 10 с).

В различных видах двигательной деятельности элементарные формы проявления скоростных способностей выступают в различных сочетаниях и в совокупности с другими физическими качествами и техническими действиями. В этом случае имеет место комплексное проявление скоростных способностей. К ним относятся: быстрота выполнения целостных двигательных действий, способность как можно быстрее набрать максимальную скорость и способность длительно поддерживать ее.

Гибкость

Гибкость — это способность выполнять движения с большой амплитудой. Термин «гибкость» более приемлем, если имеют в виду суммарную подвижность в суставах всего тела. А применительно к отдельным суставам правильнее говорить «подвижность», а не «гибкость», например «подвижность в плечевых, тазобедренных или голеностопных суставах». Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений. Недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движений человека, так как ограничивает перемещения отдельных звеньев тела. По форме проявления различают гибкость активную и пассивную.

При активной гибкости движение с большой амплитудой выполняют за счет собственной активности соответствующих мыши. Под пассивной гибкостью понимают способность выполнять те же движения под воздействием внешних растягивающих сил: усилий партнера, внешнего отягощения, специальных приспособлений и т.п.

По способу проявления гибкость подразделяют на динамическую и статическую. Динамическая гибкость проявляется в движениях, а статическая — в позах.

Выделяют также общую и специальную гибкость.

Общая гибкость характеризуется высокой подвижностью (амплитудой движений) во всех суставах (плечевом, локтевом, голеностопном, позвоночника и др.);

Специальная гибкость — амплитудой движений, соответствующей технике конкретного двигательного действия.















Глава 2. Виды выносливости

Силовая выносливость - указывает на мышечную способность выполнять тяжелые упражнения в течение длительного времени без видимых технических нарушений. Такой вид выносливости показывает способность мышц к повторному сокращению через минимальный отрезок времени.

  • Динамическая силовая выносливость характеризуется выполнением тяжелых мышечных упражнений в относительно небыстром темпе, но достаточно продолжительное время

  • Статическая выносливость позволяет поддерживать мышечные напряжения достаточно долгий период без изменения позы. Обычно работают лишь отдельные группы мышц и чем выше степень напряжения, тем меньше продолжительность выполнения.

Скоростная выносливость - это способность человека к продолжительному и эффективному выполнению мышечной работы с околопредельной и предельной для него интенсивностью (пр., бег с максимальной скоростью).

Данный вид выносливости имеет чрезвычайно важное значение для обеспечения эффективности соревновательной деятельности в циклических ви­дах спорта спринтерского характера, в спортивных играх, а также в аналогич­ных видах производственной или бытовой двигательной деятельности. Так, только спортсмены с высоким уровнем развития скоростной выносливости спо­собны к многократным спринтерским ускорениям в течение игры. Перенос скоростной выносливости значительно меньший, чем общей. Он проявляется преимущественно в упражнениях, которые подобны по структуре работы нерв­но-мышечного аппарата.

Скоростно-силовые виды спорта связаны с выполнением быстрых, сильных кратковременных движений. К ним относятся: тяжелоатлетическое двоеборье (рывок и толчок штанги двумя руками), различные виды прыжков, метаний, бег на спринтерские дистанции. Доминирующие физические качества, обеспечивающий высокий спортивный результат: скорость сокращения мышц, темп сокращения мышц, сила сокращений и связанные все воедино скоростно-силовые возможности.

Скоростно-силовая выносливость, если сказать по-другому, характеризует способность сохранять скоростно-силовые показатели в течение достаточного длительного периода времени под нагрузкой, включая предельную.

Общая выносливость.

Под общей выносливостью понимается совокупность функциональных возможностей организма, определяющих его способность к продолжительному выполнению с высокой эффективностью работы умеренной интенсивности и составляющих неспецифическую основу проявления работоспособности в различных видах профессиональной или спортивной деятельности.

Физиологической основой общей выносливости для большинства современных видов профессиональной деятельности являются аэробные способности, они относительно мало специфичны и мало зависят от вида выполняемых упражнений. Поэтому, например, если вы в беге или плавании сумеете повысить свой аэробные возможности, то это улучшение скажется и на выполнение упражнений в других видах деятельности, например, в лыжах, гребле, езде на велосипеде и других. Чем ниже мощность выполняемой работы и больше количество участвующих в ней мышц, тем в меньшей степени её результативность будет зависеть от совершенства двигательного навыка и больше – от аэробных возможностей. Функциональные возможности вегетативных систем организма будут высокими при выполнении всех упражнений аэробной направленности. Именно поэтому выносливость к работе такой направленности имеет общий характер и её называют общей выносливостью.

Общая выносливость является основой высокой физической работоспособности, необходимой для успешной профессиональной деятельности. За счёт высокой мощности и устойчивости аэробных процессов быстрее восстанавливаются внутримышечные энергоресурсы и компенсируются неблагоприятные сдвиги во внутренней среде организма в процессе самой работы, обеспечивается переносимость высоких объемов интенсивных силовых, скоростно-силовых физических нагрузок и координационно-сложных двигательных действий, ускоряется течение восстановительных процессов в периоды между тренировками.

Общая выносливость необходима каждому спортсмену, как прочный фундамент, база, на большом фоне которой можно переходить к любому другому виду деятельности более узконаправленной.

Аэробная выносливость (кислородная) – это тип работы организма, который происходит с активным использованием кислорода в качестве топлива. В тоже время потребление кислорода примерно равняется скорости его подачи в организм занимающегося. В результате образуются отходы, которые легко выходят через потовые отделения. Существует несколько типов аэробной работы:

  • Короткая (длится до 8 минут)

  • Средняя (длительностью от 8 до 30 минут)

  • Длинная (продолжается более 30 минут)

В зависимости от длительности аэробной работы растет процент кислородного долга. Иначе его называют ПАО или порог аэробного обмена. Аэробным порогом называют точку, превысив которую организм переходит в анаэробный режим, то есть начинает потреблять больше кислорода. Наступает примерно при 60-70% от максимальной частоты сердечных сокращений (132-154 удара в минуту).

Тренировка аэробной выносливости происходит путем интервальных и непрерывных упражнений. В качестве интервальной тренировки может выступать бег отрезками или несколько подходов челночного бега. Беспрерывной тренировкой является обычный бег на протяжении максимально длительного времени.

Анаэробная выносливость (без кислородная) – тип работы организма, который превышает потребление кислорода относительно его подачи. То есть организм начинает работать в долг.

Такой тип может наступить в результате длительной работы в аэробном режиме или при выполнении упражнения анаэробной направленности (спринт). В результате анаэробной работы в мышцах начинает накапливаться молочная кислота, что является причиной их утомления (мышцы забиты).

Анаэробная выносливость имеет несколько типов:

  • Короткая (до 25 секунд)

  • Средняя (от 25 до 60 секунд)

  • Длинная (от 60 до 120 секунд и более)

Как видно анаэробная работа имеет меньшую продолжительность, но кислородный долг появляется и растет гораздо быстрее, чем при аэробной работе. Причина заключается в высокой интенсивности выполняемой работы.

Порог анаэробного обмена или ПАНО наступает при количестве сердечных ударов 80-90% от максимального значения (176-198 уд/мин.). При анаэробной работе сердце и организм в целом работают на грани возможностей.





Глава 3. Методы развития выносливости.

3.1. Биологические и возрастные особенности развития общей и специальной выносливости у подростков

Всестороннее развитие школьника, его высокий моральный и культурный уровень, разносторонние волевые качества, гармоническое развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости), отличная работоспособность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, умение овладевать движениями и хорошо координировать их, физическое совершенство в целом – вот та основа, которая должна, в большей или меньшей степени, присутствовать у каждого человека.

Как известно, каждый человек с рождения обладает определёнными двигательными возможностями. Физическими (двигательными) качествами принято называть отдельные стороны этих двигательных возможностей [2, 6, 7]. Многолетние исследования [16] позволили определить ряд основных физических качеств: силу, быстроту, выносливость, ловкость и гибкость. Эти качества являются ведущими (или базовыми) в подготовке спортсменов во всех видах спорта. А такие качества как прыгучесть и т.п. являются сопутствующими, т.е. не проявляющиеся самостоятельно, а лишь во взаимосвязи друг с другом, способствуя их более полному раскрытию. Важное значение, при этом, имеет оптимальное соотношение этих качеств процессе физической подготовки. Закладка всех этих базовых способностей происходит в период обучения ребёнка в школе.

Любые двигательные действия человека есть результат согласованной деятельности центральной нервной системы (ЦНС) и периферических отделов двигательного аппарата, в частности. Нервно-мышечной системы. В процессе выполнения физических упражнений тело человека и его отдельные звенья перемещаются в пространстве и во времени. Без проявления мышечных усилий никакие физические упражнения выполнить невозможно. [1. 8]

В настоящее время учителя физической культуры уделяют большое внимание решению важных актуальных вопросов физического воспитания детей школьного возраста. В объеме и содержании двигательной деятельности школьников в режиме дня, недели, месяца, года, совершенствуется программа физической культуры: определяются конкретные пути осуществления взаимосвязи физического воспитания с умственным, нравственным, трудовым и эстетическим, путем развития у учащихся общественной активности и самодеятельности по физической культуре и спорту. [12]

Маркосян А. А. [14] считает, что рост и развитие детей в этот период происходят не равномерно. Особенно бурные морфологические и функциональные изменения во всех системах организма протекают с началом полового созревания.


3.2 Методы развития выносливости у подростков 13 – 14 лет

Ашмарин Б.А. [3] утверждает, что воспитание физических качеств в данном возрасте осуществляется через направленное развитие ведущих способностей человека, которые развиваются на основе определенных закономерностей.

Физическое развитие – это становление и изменение структуры и функции организма, физических качеств и способностей, происходящие под влиянием условий жизни воспитания и наследственности. Это наиболее объективный показатель здоровья человека поскольку более высокому уровню здоровья, как правило, соответствуют высокие данные физического развития.

Богатырев В.С. [6] считает, что на физическое развитие влияют наследственные факторы и социально экономические условия: воспитание, двигательная активность, питание, степень полового созревания, природные факторы, условия труда и быта. От степени физической подготовленности во многом зависит работоспособность ребенка, состояние здоровья, недостаточный уровень быстроты, силы, выносливости, ловкости у детей и является основой причин низких результатов в беге, в прыжках, в метаниях, ходьбе на лыжах, силовых упражнениях.

Нормативы учебных программ по физическому воспитанию предъявляют высокие требования к уровню развития основных физических качеств и двигательных навыков занимающихся. Уроки физической культуры, направленные только на обучение двигательным действиям не обеспечивают должного уровня физического развития и подготовленности детей.

Организм школьника находится в стадии незавершенного формирования. Применение широкого круга упражнений при взаимосвязанном воспитании физических качеств и формирование двигательных навыков улучшают пластичность нервной системы школьников, создавая обширный фонд временных связей, обеспечивает хорошие предпосылки для освоения других, еще неизвестных им навыков. На начальных этапах развитие одного из физических качеств влияет на совершенствование других. Характер и величина этого влияния зависит от применяемых нагрузок и уровня физической подготовленности, так как каждое качество, несмотря на различия, является функцией нервно-мышечного аппарата человека. Отставания в развитии одного или нескольких качеств задерживает развитие остальных. Многократное повторение разнообразных упражнений скоростно-силового характера с целью проявить быстроту, достичь хороших результатов в беге, прыжках, метании, в игровых и соревновательных действиях, эффективно развивает не только скоростно-силовые качества, но и выносливость, ловкость, гибкость, равновесие. [5]

Индивидуальные особенности ребенка влияют на прочность формирования двигательных навыков. Поэтому рациональное построение занятий по физическому воспитанию и регламентирование нагрузок не возможно без учета индивидуальных особенностей. Выполнение упражнений в зависимости от уровня физического развития и подготовленности содействуют оптимизации процесса физического воспитания. [18]

Какова стратегия тренировки выносливости в школьном возрасте? Во-первых, следует позаботиться о развитии приведённых видов выносливости (общей, скоростной, силовой, координационной) примерно поровну во все периоды школьной жизни, приняв во внимание рекомендованные программой физические упражнения. Во-вторых, необходимо в большей мере использовать возможности младшего и первой половины среднего школьного возраста по развитию общей аэробной выносливости, а детей средних и особенно старших классов привлекать для тренировки скоростной, силовой и координационной выносливости.

Величина прироста показателей, характеризующих выносливость, зависит от того, на каком уровне интенсивности работы они вычисляются. Так, если аэробную выносливость определить по показателям бега со скоростью 60% от максимальной, то за 10 – 11 лет обучения в школе у мальчиков она увеличивается почти на 60%. Если же измерять выносливость продолжительностью бега с интенсивностью 80%, то результаты увеличиваются только в 2,5 раза. При большей интенсивности работы результаты растут ещё медленнее.

Для развития выносливости могут применяться самые разнообразные по форме физические упражнения (циклические, ациклические, гимнастические, легкоатлетические, игровые и другие) – конечно, при условии рациональной методической организации [27].

Одним из главных методов развития общей выносливости признана длительная работа умеренной интенсивности. В.Б. Карпенко [21] предлагает такую методику развития выносливости. Для достижения оптимального уровня развития в первой учебной четверти стоит задача преимущественного развития общей выносливости с целью повышения общей работоспособности , во второй и третьей совершенствования ловкости и силовых способностей. В осеннее-зимнем периоде занятия направлены на повышение уровня работоспособности, который снижается во второй четверти в связи со спецификой прохождения раздела гимнастики. К концу учебного года на основе уже достигнутого уровня двигательной подготовленности начинается развитие быстроты и скоростной выносливости, что способствует повышению потолка общей физической подготовленности школьников [35].

Показатели выносливости (общей, скоростной, силовой) у мальчиков в средних и старших классах продолжают улучшаться, хотя и с меньшими темпами. У девочек же при переходе от среднего к старшему возрасту рост различных показателей выносливости резко замедляется, останавливается или даже ухудшается, что особенно заметно для статической силовой выносливости различных групп мышц. Например, статическая силовая выносливость (тест «вис на согнутых руках») нарастает до 10 – 11 лет, потом резко снижается и почти не изменяется до 13 – 14 лет; снова резко увеличивается и с 15 – 16 лет столь же резко снижается до уровня 7 летних девочек [34].

Такие колебания обусловлены ростом неактивной массы тела в период полового созревания и, конечно же, отсутствием тренировки данного типа выносливости в школе и дома. Однако выносливость мышц спины у девочек равномерно возрастает вплоть до 17 лет. Установлена зависимость динамики развития выносливости от степени биологической зрелости. Так, у девочек с более ранними стадиями полового созревания по сравнению с девочками - подростками, менее биологически зрелыми, наблюдается и более высокий тренировочный эффект при развитии выносливости [36].

Различия в развитии выносливости складываются в пользу мальчиков. С 13 лет их преимущество становится ещё более очевидным – разница в показателях 10 – 40%.












Заключение

Хорошая физическая подготовленность является основой высокой работоспособности во всех видах учебной деятельности учащихся. Труд школьника в основном умственный, требующий постоянной концентрации внимания. На последних уроках работоспособность заметно снижается в результате накопившегося утомления. Повышение уровня общей физической подготовленности замедляет развитие утомления и делает работу школьников продуктивной.
Основное рабочее положение учащихся - длительное сидение за партой или столом. Удержание тела в таком положении в течение многих часов требует от детей проявления значительных волевых усилий. Правильная осанка, прямая поза, на уроках присущи тем учащимся, у которых в достаточной мере развита сила и выносливость соответствующих мышечных групп.
Процесс освоения любых движений: спортивных, трудовых идёт значительно успешнее, если занимающийся в определённой мере подготовлен к физической работе. Это значит, что ученик с крепкими и выносливыми мышцами, гибким и ловким телом может быстрее освоить новые движения, как в силу большего двигательного опыта, так и потому, что он просто в состоянии большее число раз повторить изучаемое движение, прежде, чем наступит утомление.
Изучив множество литературы, и источники из интернета, я сделала неутешительные выводы для себя и своих одноклассников. В настоящие время очень много детей ведёт малоподвижный образ жизни. Очень много времени проводят за компьютером, телефоном и другими гаджетами, не выходят на улицу, не занимаются в кружках и секциях. Не умеют, не хотят самостоятельно заниматься физическими упражнениями и не стремятся к этому. У учеников моего класса двигательная активность в начале эксперимента составляла всего 50% от возможной двигательной активности в неделю, так как большинство из них занимаются физическими упражнениями не больше 6 часов в неделю. А ведь условия современной жизни требуют от человека высокого уровня развития физических способностей, одним из которых является выносливость.

С помощью тестов на выносливость и выполнения их в качестве домашнего задания по физкультуре, мы добились небольшого увеличения двигательной активности учащихся. В течение двух месяцев она увеличилась до 65 % , а количество учащихся занимающихся более 6 ч в неделю увеличилось с 11 до 14 человек. Надо отметить, что у некоторых ребят улучшились результаты, а у некоторых остались на прежнем уровне. В результате тестирования выносливости различных групп мышц с разницей в 2 месяца у большинства ребят повысился уровень выносливости, что мы можем увидеть из таблиц (приложение 3). Здесь так же надо отметить максимально высокие результаты у тех ребят которые были в этом заинтересованы. Например: Кудашев Владислав и Чугина Анжелика. По результатам тестирования были выявлены лидеры и аутсайдеры в каждом виде тестов.

1.Удержание в висе на согнутых руках. Тест для оценки показателя силовой выносливости рук.

Самый лучший результат:Кудашев Владислав

Самый худший:Мальцева Полина

2.Удержание определенных поз с помощью мышечных групп.

Самый лучший результат:Кудашев Владислав

Самый худший:Тархов Денис

3.Маятниковый бег

Самый лучший результат:Стахеев Александр

Самый худший:Петухов Александр

4.Перепрыгивание через гимнастическую скамейку

Самый лучший результат:Соснин Александр

Самый худший:Шайдуллина Ирина






Упражнения, которые я использовала для тестирования, не применяются на обычных уроках физкультуры. Они были взяты из пособия для учителей общеобразовательных организаций автор В.И.Лях «Физическая культура. Тестовый контроль 5-9 класс». Тесты были необычные и вызвали интерес у ребят. Я могу рекомендовать их для развития выносливости различных мышечных групп в домашних условиях и самостоятельных занятий физическими упражнениями. Их описание можно найти в приложении 2. Так же, некоторые из них, можно применять для работы с учащимися подготовительной группы, а таких у нас в школе становится всё больше и больше.




















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анохин Н.К.. Очерки по физиологии функциональных систем. М:,

1968 г., - 128 с.

2. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания.- М.: Просве-

щение, 1990.- 287 с.

3. Белякова В. М. Стань сильным, ловким и выносливым.- М.: Физкультура

и спорт, 1984.- 23 с.

4. Булгакова Н.Ж. Проблема спортивной одарённости. // Спорт в

современном обществе: тезисы докладов Всемирного научного конгресса.

М:, 1974 г. – с.157-158.

5. Волков В. М. Спортивные способности детей.- М.: Физкультура и

спорт, 1981. – 21 с.

6. Гамза. Н. А. Подружитесь с физкультурой. Минск, Полымя 1985. - 8 с.

7. Гужаловскии А.А. Физическая подготовка школьника. Челябинск, 1980

г., с -152 .

8. Донской Д.Д.. Теория строения действий (физических упражнений). М.,

1990 г., - 20 с.

9. Дубровский В. И.Спортивная медицина.- М.: ВЛАДОС, 1999. - 200 с.

10. Захаров Е. И. Развитие двигательных качеств школьников.- М.: Лептос,

1994. - 20 с.

11. Карпенко В.Б. Организация учебного процесса, направленного на

развитие выносливости школьников 10-12 лет на уроках физической

культуры. // Теория и практика физической культуры, №10, 1990 г.,

- с. 13-18

12. Литвинов Е. Н.Физкультура! Физкультура!- М.: Просвещение, 1999. –

192 с.

13. Лях В.И. Выносливость: основы измерения и методики развития.

//Физическая культура в школе, №1, 1998 г., - с. 7-15.

14. Маркосян А. А. Вопросы возрастной физиологии.- М.: Просвещение,

1974. - 205 с.

15. Полиевский С. А. Физкультура в семье.- М.: Медицина, 1984.- 80 с.

16. Платонов В.Н.. Теория и методика спортивной тренировки. Киев, 1986 г.,

- с. 27-28.

17. Соловьёва И. А.Теория и практика на уроках физической культу-

ы. // Физическая культура в школе.- 2003. - № 8. - 25 с.

18. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта.

М.: Академия, 2003. - 479 с.

19. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического

воспитания и спорта. М: Асадема, 2000 г. – 105 с.

20. Юровский С. Ю. К стартам готов.- М.: Физкультура и спорт, 1987. - 31 с.

21. Яруллинг Р. Х. Качества двигательной деятельности человека. // Теория

и практика физической культуры.- 1999. - № 8. - 20-21 с.



















Приложение 1

Анкета для учащихся по изучению двигательной активности.

Ноябрь- декабрь 2016


Сколько раз в неделю вы совершаете физические упражнения

Сколько минут ежедневно по времени длятся эти упражнения

Сколько раз в неделю вы выполняете такие упражнения

Сколько часов в неделю вы двигаетесь

1 раз

20%

нисколько

14%

нисколько

14%

1-2 ч – 1 чел

2 раза

50%

10(мин)

30%

1раз

14%

2-3 ч - 3(чел)

3-4 ч - 3(чел)

4-5 ч - 6(чел)

3 раза

10%

20(мин)

23%

2-3 раза

50%

5-6ч - 6(чел)

4 раза

20%

30(мин)

30%

4 раза и более

20%

более 6 ч - 11(чел)


Февраль 2017 года



Сколько раз в неделю вы совершаете физические упражнения

Сколько минут ежедневно по времени длятся эти упражнения

Сколько раз в неделю вы выполняете такие упражнения

Сколько часов в неделю вы двигаетесь

1 раз

10%

нисколько

10%

нисколько

14%

1-2 ч – 1 чел

2 раза

20%

10(мин)

12%

1раз

14%

2-3 ч - 2(чел)

3-4 ч - 5(чел)

4-5 ч - 4(чел)

3 раза

40%

20(мин)

26%

2-3 раза

50%

5-6ч - 4(чел)

4 раза

30%

30(мин)

52%

4 раза и более

20%

более 6 ч - 14(чел)





Приложение 2


п/п

Название тестов

Автор теста и год публикации

Страна

Измеряемый вид (разновидность)выносливости

1

Удержание в висе на согнутых руках

Eurofit,AAHPER (1976);

E.A.Fleishman (1964)

Европа,

США

Силовая выносливость мышц рук

2

Удержание определенных поз с помощью мышечных групп


А.В. Коробков

Россия

Статическая выносливость мышц брюшного пресса, плечевого пояса, бедра и голени, спины, тазового пояса

3

Маятниковый бег 40(сек)

H. Haag, H. Dassel (1981)

Германия

Скоростная выносливость мышц ног

4

Перепрыгивание через гимнастическую скамью

G. Durrwachter (1981)

Германия

Скоростная выносливость мышц ног



Описание выполнение тестов

1.Удержание в висе на согнутых руках. Тест для оценки показателя силовой выносливости рук.

Оборудование: перекладина, секундомер, свисток.

Процедура тестирования. Испытуемый с помощью партнера или стула принимает –вис на согнутых руках (хват снизу), подбородок расположен над перекладиной. По сигналу учителя он стремится удержать это положение как можно дольше.

После того как подбородок испытуемого ниже жерди, секундомер останавливается. Тест выполняется 1 раз.

2.Удержание определенных поз с помощью мышечных групп.

Испытуемый выполняет угол 45 градусов (нужно поднять ноги до угла 45 градусов и удерживать) на гимнастической скамейки с опорой на руки. Исследуется статическая выносливость мышц брюшного пресса.

3.Маятниковый бег

Оборудование: волейбольная площадка, секундомер

Процедура тестирования: Испытуемый должен бежать от одной линии волейбольной площадки к другой. Расстояние между линиями 9м, длительность теста 40(сек).

4.Перепрыгивание через гимнастическую скамью.

Оборудование: гимнастическая скамья, секундомер

Процедура тестирования. Стоя боком к гимнастической скамье, испытуемый стремится за 30 с совершить как можно больше прыжков через неё.











Приложение 3

Ноябрь – декабрь 2016года


Маятниковый бег (м)

Прыжки через скамью 30(сек)

Удержание ног до 45 (сек)

Удержа-

ние тела

в висе на перекла-

дине (сек)

1.Нютин Владислав

168

54

34

31

2.Стахеев Александр

120

53

42

45

3.Чугин Илья

160

52

66

22

4.Кудашев Владислав

168

36

20

15

5.Соснин Александр

144

30

34

18

6.Мальцева Полина

144

34

34

10

7. Чугина Анжелика

152

28

28

12

8.Тархов Денис

144

35

24

15

9.Шайдуллина Ирина

144

35

26

10

10.Петухов Александр

112

54

36

10



Февраль 2017 года


Маятниковый бег (м)

Прыжки через скамью 30(сек)

Удержание ног до угла 45 (сек)

Удержа-

ние тела

в висе на перекла-

дине (сек)

1.Нютин Владислав

168

54

50

20

2.Стахеев Александр

160

54

74

45

3.Чугин Илья

160

53

70

22

4.Кудашев Владислав

168

45

125

15

5.Соснин Александр

148

30

34

18

6.Мальцева Полина

152

35

70

10

7.Чугина Анжелика

160

30

51

15

8.Тархов Денис

144

37

24

14

9.Шайдуллина Ирина

152

22

68

10

10.Петухов Александр

128

56

48

12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!