Речевые разминки на уроках чтения как один из видов работы по развитию устной речи учащихся.
Объяснительная записка.
Речь выполняет в жизни человека разные функции: эстетическую, коммуникативную, когнитивную (умение работать с текстом), культурологическую (знание культуры речевого поведения и её применение).
В данный момент работы я больше обращаю внимания на коммуникативную функцию речи. Таким образом, цель моей работы – развитие мотивационно – побудительного уровня устной и письменной речи.
Устная и письменная речь связаны друг с другом. Без должного развития устной речи не состоится и письменная. А, тем более, что в современном обществе письменной речи уделяется больше внимания: надо делать отчёты, писать резюме, рецензии, эссе, и т. д. А это всё творческие виды письменных работ. Поэтому наши дети должны научиться творить, мыслить креативно.
Я хочу поделиться некоторыми видами работ, направленных на развитие устной речи, творческого воображения.
Речевые разминки к урокам чтения удобно подбирать согласно теме урока. Они могут быть направлены на развитие речевого слуха:
«Угадай, чей голосок»
Улиточка, улиточка, высунь – ка рога,
Дам тебе я сахару, кусочек пирога.
Угадай, кто я?
«Угадай, кто я?»
Вед. идёт по кругу с завязанными глазами, натыкается на любого. Ребёнок издаёт звукоподражательные слова: ав-ав-ав, ме-e-e. Вед. угадывает имя ребёнка.
«Лягушка»
Вот лягушка по дорожке скачет, вытянувши ножки.
Увидала комара, закричала…Ква-ква-ква, говорит тот, на кого указал ведущий.
«Улавливай шёпот»
Ведущий шёпотом отдаёт различные команды для выполнения.
Разминки на развитие фонематического слуха.
«Кто больше»
Кто больше назовёт слов с данным звуком по памяти, по картинке.
«Телеграф»
Передача слов по слогам.
«Слова - перевёртыши»
Дети загадывают слово и говорят его наоборот. Ведущий должен отгадать. Например: ащор – роща.
Разминки на развитие физиологического дыхания.
«Узнай цветок, ягоду по запаху»
«Чей пароход лучше гудит?»
Дети дуют в небольшой пузырёк так, чтобы раздался гудок.
«Одуванчик»
Дети сдувают кусочек ваты с одной ладони на другую.
«Шарик»
Дети имитируют надувание шарика, начиная со слабого выдоха, постепенно переходя на сильный.
«Пузырь»
Дети стоят в кругу и произнося слова, расходятся:
Раздувайся, пузырь, раздувайся большой,
Оставайся такой, да не лопайся.
Лопнул!
Идут в круг, произнося «с-с-с-с», «ш-ш-ш-ш».
Разминки на развитие речевого дыхания.
«Приятный запах»
Дети нюхают (воображаемый) цветок и на выдохе говорят: «Хорошо!», «Очень хорошо!», «Очень приятный запах!».
«Волшебное зеркало»
Ведущий подходит к ребёнку и говорит:
«Ну-ка, зеркальце смотри!
Всё нам верно повтори!
Встану я перед тобой,
Повторяй-ка всё за мной!
Ребёнок должен чётко повторить слово, фразу, предложение за ведущим.
Разминки на развитие голоса.
«Успокой куклу»
Пропевают звук «а» на любой мотив.
«Перебежки»
Дети зовут друг друга: «Ау, Петя!», в ответ: «Ау, Вова!». Крикнув, меняются местами.
«Вьюга»
Дети подражают завыванию вьюги, плавно произнося звук «у-у».
«Потянушки»
Кто кого перетянет, произнося гласные звуки на выдохе с тихого до громкого звучания.
Разминки на правильное звукопроизношение.
Маленькие ножки бежали по дорожке.
А большие ноги шли по дороге.
Тише, мыши, тише, мыши,
Кот сидит на нашей крыше.
Мышка, мышка, берегись
И коту не попадись.
Я жук, я жук.
Я тут живу, жужжу, жужжу: ж-ж-ж…
В гнезде воробышки живут
И утром рано все встают.
Чирик-чик-чик, чирик-чик-чик
Так весело поют.
Лиса близко притаилась, лиса кустиком прикрылась.
Лиса носом повела – разбегайтесь кто – куда!
Сова, сова, сова, совиные глаза,
На суку сидит, во все стороны глядит.
Да вдруг как слетит!
Серый зайка прыгает между мокрых сосен,
Страшно в лапы лисоньки, лисоньки попасть.
Зайки, ушки навострите,
Влево, вправо поглядите
Не идёт ли кто?
Солнечные зайчики играют на стене,
Помани их пальчиком - пусть бегут к тебе!
Целый день я лечу, целый день я скачу,
Больше прыгать не могу,
Ах, сейчас я упаду!
Завизжала пила, зажужжала, как пчела:
Ж, ж, ж, ж, ж…
Треснула и стала - начинай сначала!
Еле, еле, еле, еле завертелись карусели,
А потом кругом, кругом, всё бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите, карусель остановите!
1,2. 1, 2 – вот и кончилась игра.
Капля – раз, капля – два,
Капли медленно сперва – кап, кап, кап.
Стали капли поспевать, капля каплю подгонять –
Кап, кап, кап, кап.
Зонтик поскорей раскроем, от дождя себя укроем.
Вышла курочка – хохлатка, с нею жёлтые цыплятки.
Квохчет курочка : «Ко – ко! Не ходите далеко.
У скамейки, у дорожки улеглась и дремлет кошка».
Кошка глазки открывает и цыпляток догоняет!
Вань –ка, встань –ка, Вань – ка, встань – ка,
Приседай – ка, приседай – ка.
Будь послушен, ишь какой,
Нам не справиться с тобой!
Игра «Магнитофон»
В процессе этой игры дети овладевают интонацией, системой пауз, регулированием громкости голоса.
Плавное снижение громкости голоса
Плавное повышение громкости голоса
Чтение по слогам
Плавное чтение
Чтение на одном дыхании
Чтение с улыбкой
Чтение с остановкой после каждого слова
Чтение шёпотом
За рекой, то тут, то там
Бродит эхо по кустам.
- Эхо, эхо, это ты?
Отвечает эхо:
- Ты - ы…