СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация современных требований к учебному предмету «Человек и мир» при проектировании и проведении уроков.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Если говорить конкретно о предмете «Человек и мир», то абсолютно все учащиеся класса имеют высокую мотивацию в изучении данного предмета. На уроках дети активны и любознательны, легко вступают в обсуждения, приводят примеры, делают анализ и сравнения тех или других предметов и явлений.

Просмотр содержимого документа
«Реализация современных требований к учебному предмету «Человек и мир» при проектировании и проведении уроков.»

Реализация современных требований к учебному предмету «Человек и мир» при проектировании и проведении уроков.

Из опыта работы учителя начальных классов государственного учреждения образования«Боровская средняя школа Лепельского района» Ярославцевой Людмилы Васильевны, первая категория.


Если говорить конкретно о предмете «Человек и мир», то абсолютно все учащиеся класса имеют высокую мотивацию в изучении данного предмета. На уроках дети активны и любознательны, легко вступают в обсуждения, приводят примеры, делают анализ и сравнения тех или других предметов и явлений.

На мой взгляд, материал по предмету «Человек и мир», как никакой другой предмет в начальной школе, предусматривает огромное количество методик и подходов в изучении данного предмета.

При подготовке к урокам, я использую проблемно-исследовательские, личностные и диалогические формы изучения учащимися материала.

Проблемно-исследовательский подход нам всем хорошо известен. Он предполагает активизацию творческих сил и потенциала детей, самостоятельность в добыче и познании материала. В этом году мы впервые с ребятами выполняли исследовательскую работу «Мир кошки». На первых ступенях исследования, во время проводимых тестов, ребята были крайне удивлены, что кроме урчания и видимости в темноте, они больше ничего не знают о кошках. После этого началось активное наблюдение детей за животными, изучалась специальная литература. Материал накапливался, обобщался. Данный этап работы вызывал наибольшие затруднения, т.к. учащиеся выполняли подобное задание впервые. Когда, наконец, работа была завершена, первый вопрос, который задали мне ученики: «Кого ещё будем изучать»? Можно сделать вывод, что данная форма изучения материала очень продуктивна, интересна и доступна детям.

Не обязательно заниматься исследовательской работой отдельно. На каждом уроке можно создавать проблемную ситуацию. Вчера перед уроком на тему «Змеи и ящерицы», я поставила вопрос. «Змея - опасное животное. Но почему нельзя убивать их и даже нужно беречь»? На уроке «Чистый воздух – залог здоровья» группы учеников работали по трём проблемным ситуациям:

Выявить источник загрязнения воздуха.

Узнать о мерах по охране воздуха.

Какие места полезны для прогулок и почему?


Данный вид работы выполнялся в виде рисунков. В конце урока был изготовлен коллаж «воздух - наше богатство».

Личностно-деятельный подход в обучении ориентирован на создание условий для превращения ученика в субъект своего учения. На уроке ребёнок должен осознавать, что он делает, для чего и как он это делает. Учащийся должен понимать поставленную задачу, анализировать, что было особенно полезным, трудным для него на уроке, что мешало ему.

Нарисуй своё настроение?

Выбери смайлик-личико.

Что нового ты узнал из урока?

Реализация диалогического подхода предполагает использование на уроках различных методик совместной деятельности. О некоторых видах я расскажу, затем мы посмотрим несколько отрывков моих уроков.

На мой взгляд, игровая деятельность доступна и интересна детям.

Игры различаются по форме проведения.

Игры-путешествия. Участники путешествуют пешком, на самолете, корабле по определенному маршруту, состоящему из этапов-станций. Такими станциями могут быть природные сообщества нашего края, природные зоны, части света и др. На каждой станции школьники выполняют задания, отвечают на вопросы и получают соответствующие очки.

Конкурс-аукцион. Участники соревнуются в лучшем знании какой-либо темы. Например, по теме "Лес - природное сообщество" ведущий объявляет задание перечислить зверей, обитающих в лесу, и выставляет разыгрываемый приз (набор открыток с изображением животных, растений, поделок из природного материала и т.п.): Лось, - отклик из класса.

- Лось, раз! - удар ведущего молоточком по столу, - лось, два!..

- Лиса!..

И так далее, пока молоток ведущего не ударит трижды, а участник, назвавший последним правильный ответ, не получит приз.

Экологические игры могут проходить в виде конкурсов-проектов, ролевых, имитационных игр и др. В настоящее время появились компьютерные экологические игры, правда, предназначены они пока в основном для более взрослых школьников

Активизировать мыслительную работу школьников можно с помощью занимательных упражнений. Формы занимательных упражнений могут быть различными: загадки, кроссворд, ребус, чайнворд, викторина.

Один из любимых приемов моих учеников является написание писем любимым животным Суть приема - написание писем любимым животным по заданной учителем схеме и обсуждение "ответов животных". В процессе написания письма дети общаются с животными "на равных", осознают себя такой же частью природы, как и все остальные организмы. Дети составляют адрес животного, то есть усваивают представление о местообитании живых организмов, о связи животного со своим домом, и наконец, пишется само письмо с приглашением животного в гости. Ответы животных составляются мною. В заключение проводится обсуждение писем и ответов.

Другим приемом могут служить ролевые игры, в которых дети играют животных в определенных экологических ситуациях, тем самым выполняя действия в воображаемой ситуации, воссоздавая "мысли", поведение того или иного животного.

Часто на уроке я использую стихи и рассказы о природе, рекомендованные для чтения младшим школьникам.

На уроках «Свойства воздуха», «Свойства почвы» мы с ребятами проводили наши первые опыты.

Сейчас мы увидим кусочек урока на тему: «Пчёлы». Вы видите работу с художественным произведением об этих насекомых. На уроке используется кроссворд, загадки, подвижная игра «Найди свой цветок».

На уроке по охране природы вы видите творческую работу учащихся, которой предшествовала экскурсия по нашей деревне. Дети писали отзывы, рисовали рисунки. Во второй половине урока была показана презентация «Жалобная книга природы» и проведена игра.

Предмет «Человек и мир» очень нужен и полезен в воспитании и развитии детей. Что бы каждый урок проходил максимально плодотворно, я совершенствую свою технику путём изучения специальной методической и научной литературы, пользуюсь Интернет-ресурсами, перенимаю опыт у своих коллег.




Скачать

© 2017, 1554 12

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!