СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация системно - деятельностного подхода во внеурочной деятельности через моделирование и анализ жизненных ситуаций..doc

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описана демонстрация реализации системно - деятельностного подхода во внеурочной деятельности через моделирование и анализ жизненных ситуаций через  мастер- класс ( был представлен на районной конференции педагогов «Мои новации»).

Просмотр содержимого документа
«Реализация системно - деятельностного подхода во внеурочной деятельности через моделирование и анализ жизненных ситуаций..doc»

Реализация системно - деятельностного подхода

во внеурочной деятельности

через моделирование и анализ жизненных ситуаций.

(пед. вызов – мастер - класс).

Путинцева Юлия Павловна,

учитель начальных классов,

МКОУ Гладковская СОШ, с. Гладково,

телефон 89131820657,

адрес почты: [email protected]


« Единственный путь,

ведущий к знанию – это деятельность»

Бернард Шоу

Знание – это конечный продукт познавательной деятельности людей.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС, следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Внеурочная деятельность является важнейшим механизмом реализации основных образовательных программ общего образования. [1]

В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.

Системно - деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной, познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия. [2]

Деятельностный подход на  уроках осуществляется через:

  • Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;

  • Использование активных и интерактивных методик;

  • Участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности.

  • Вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную деятельность - обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.

Учащиеся:

  • работают с источниками информации, с современными средствами коммуникации;

  • критически осмысляют актуальную социальную информацию, поступающую из разных источников, формулируют на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

  • решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;

  • анализируют современные общественные явления и события;

  • осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (на уроках гуманитарного цикла)

  • аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;

  • выполняют творческие работы и исследовательские проекты.[3]

Продемонстрирую реализацию системно - деятельностного подхода во внеурочной деятельности через моделирование и анализ жизненных ситуаций.

(Мастер- класс был представлен на районной конференции педагогов «Мои новации»)

«Мне понадобится ваша помощь, побыть учениками 4 класса и помощниками.

- ВЫ поможете???

- Прошу выйти 4 помощника (человека). У меня есть 4 листочка, я вам даю листочки. Вы –учителя.

– Прочитайте – это будут ваши фамилии, но пока никому не показывайте.

- Остальные - дети, учащиеся 4 класса. Для вас ситуация следующая: Вы с родителями сменили место жительства и, соответственно, пойдете в новую школу. Вы с мамой пришли в школу подавать документы. Вам необходимо выбрать любого из 4-х учителей, преподающих в 4 классах на данный момент, но проблема в том, что вы о них не знаете ничего, кроме фамилии. У мамы много дел после переезда, а времени мало, Вам нужно быстро выбрать учителя только по фамилии.

Инструкция. Сейчас помощники повернут таблички, в течение 15 -20 секунд, должны подумать и выбрать одного учителя, т.е., подойди к выбранному учителю и молча встать у него за спиной.

- Помощники, поворачивайте таблички. Итак, мы видим фамилии:

ДУБИЛА И.Н., ЗАДВОЙКИНА О.А., ЦАРАПУЛЬКО Е.Н., ВСЕЗНАЙКА Я.С.

- Дети – у вас есть максимум 20 секунд на выбор фамилии из представленных. Приступайте.

- Спасибо, за выбор!

-Подведем итог выбора без выбора. Учителя с фамилией

ДУБИЛА И.Н. - выбрали __2__ человека

ЗАДВОЙКИНА О.А. - выбрали __3__ человека

ЦАРАПУЛЬКО Е.Н. - выбрали __4__ человека

ВСЕЗНАЙКА Я.С. - выбрали __6__ человек

- Прошу каждого аргументировать свой выбор, основываясь на фамилии выбранного учителя (выслушиваются мнения учеников 4 класса).

-Обсудим, учителя с какой фамилией выбрало большинство? Почему, аргументируйте основываясь на фамилии?

-Учителя, с какой фамилией выбрало меньшинство? Почему, аргументируйте основываясь на фамилии?

-Вспомним, как мы относимся к людям редких и необычных фамилий?

-Сразу все улыбнулись!

- Как чувствовали себя те, кто примерил на себя роль с определенной фамилией, какие чувства и мысли вас посещали во время игры?

-Хорошо, а какой вывод можно сделать на основе увиденного, в ходе проигрывания ситуации? Кок вы думаете, что я хотела проверить, дав вам такое задание? Какую я задачу себе ставила?

-Правильно, этим педагогическим вызовом, я хотела проверить, работает ли стереотипность мышления в наше время.

Раньше, люди оценивали так, как кто-то однажды уже оценил по фамилии. т.е., применяли шаблонное, стереотипное мышление. Мы видим, что с годами картина не изменилась.

Зачастую, делая выбор по жизни, мы делаем выбор без выбора, т.е., нам приходится делать выбор без учета личностных предпочтений и общепринятых стереотипов о фамилиях, но иногда, как и в нашей ситуации, нас заставляет делать выбор общепринятый стереотип о фамилиях, что «фамилия говорит сама за себя»





Выводы:

  • в ходе моделирований и анализе таких жизненных ситуаций у ребят формируются социально-личностные положительные качества: доброжелательность, эмоциональность,

ребята учатся:

  • адекватному принятию решения в ситуации выбора (по принципу вариативности обучения)

  • аргументированию своей позиции.

  • осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах моделирующих ситуации из реальной жизни.


Информационные источники:

1.https://infourok.ru/material.html?mid=186849

2.http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2012/07/23/pedsovet-po-teme-sistemno-deyatelnostnyy-podkhod-k-organizatsii

3.http://www.uchportal.ru/publ/24-1-0-2658




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!