СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий» на уроке английского языка (на основе разработки рабочей программы по УМК «Английский в фокусе», 5-й класс под редакцией авторов Ю.Е. Ваулиной, Дж. Дули)

Нажмите, чтобы узнать подробности

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

Реализация междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий» на уроке английского языка

(на основе разработки рабочей программы  по УМК «Английский в фокусе»,

5-й класс под редакцией авторов Ю.Е. Ваулиной, Дж. Дули)

Просмотр содержимого документа
«Реализация междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий» на уроке английского языка (на основе разработки рабочей программы по УМК «Английский в фокусе», 5-й класс под редакцией авторов Ю.Е. Ваулиной, Дж. Дули)»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФБГОУ ВПО «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ












ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

Реализация междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий» на уроке английского языка

(на основе разработки рабочей программы по УМК «Английский в фокусе»,

5-й класс под редакцией авторов Ю.Е. Ваулиной, Дж. Дули)




Выполнила:

Черноусова Татьяна Николаевна, МОАУ «СОШ №10» города Бузулука.


Руководитель:Репина Н.А.,к.п.н., доцент кафедры дидактики и частных методик ИПК и ППРО ОГПУ










Оренбург, 2015

Содержание

Введение………………………………………………………………….......…......3

Глава I. Формирование универсальных учебных действий на уроках иностранного языка……………………………………………..…………....….. 5

1.1.Понятие универсальных учебных действий. Виды универсальных учебных действий …..……………….........................................................………....................5

1.2. Условия и средства формулирования универсальных учебных действий на уроке английского языка..........................................................................................14

Выводы по главе I…………………………………………………………...….....18

Глава II. Реализация междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий» на уроке английского языка...........19

2.1. Технологическая карта урока английского языка в рамках темы «В прошлом» по УМК «Английский в фокусе», 5-й класс под редакцией авторов Ю.Е. Ваулиной, Дж. Дули…....................................................................................19

2.2. Методическое обоснование урока с элементами анализа…………............28

Выводы по главе II …………………………………………………………….....31

Заключение………………………………………………………………...…......32

Список используемой литературы……………………………………...…......33












ВВЕДЕНИЕ

Основным понятием, которое описывает современное российское образование с точки зрения его миссии и целей, является понятие «развитие». В последнее время идея развития выходит за пределы «особого» авторского видения и становится ценностно-целевым основанием государственной политики России в области образования. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет развитие личности обучающегося как цель и основной результат образования. На сегодняшний день задача школы в том, чтобы создать условия, в которых каждый школьник мог бы проявить свои таланты, реализовать свой творческий потенциал. В современном обществе значимость изучения иностранного языка неуклонно растет. Особую роль в организации овладения иностранным языком играет формирования универсальных учебных действий.

Актуальность: саморазвитие и самообразование учащихся на средней ступени обучения иностранному языку (5 - 9 класс) основной общеобразовательной школы через формирование универсальных учебных действий.

Объект исследования: процесс формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка на средней ступени обучения (5 - 9 класс) общеобразовательной школы.

Предмет исследования: средства формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка.

Цель работы: теоретически обосновать эффективность формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка на средней ступени обучения (5 - 9 класс) общеобразовательной школы.

Цель требует решения ряда задач:

  1. Изучить теоретические источники по проблеме формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка.

  2. Исследовать и проанализировать опубликованный педагогический опыт по данной проблеме.

  3. Разработать урок, создающий условия для формирования универсальных учебных действий на средней ступени обучения (5 - 9 классы) в средней общеобразовательной школе.

Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, методы моделирования, классификации, синтеза и аналогии.






















ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

1.1.Понятие универсальных учебных действий. Виды универсальных учебных действий

На современном этапе для человека очень важно уметь самостоятельно и творчески мыслить, пополнять и обновлять знания, отбирать главное в потоке информации, и все навыки, необходимые для этого, ученик должен приобрести в школе [9].

На ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения  четырёх междисциплинарных учебных программ — одна из них - «Формирование универсальных учебных действий», и  учебных программ по всем предметам — в том числе предмет «Иностранный язык».

Целью программы развития универсальных учебных действий является обеспечение умения школьников учиться, дальнейшее развитие способности к самосовершенствованию и саморазвитию, а также реализация системно- деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется с учётом возрастных особенностей развития личностной и познавательной сфер подростка. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

Исходя из того что в подростковом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии УУД в этот период приобретают коммуникативные учебные действия. В этом смысле задача начальной школы «учить ученика учиться» должна быть трансформирована в новую задачу для основной школы — «учить ученика учиться в общении» [8].

Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.

Созданная на этой основе Программа развития универсальных учебных действий позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах универсальных учебных действий в форме психологических новообразований как показателей гармоничного развития личности [13].

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса [5].

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.

Личностные универсальные действия

Подростковый возраст является важным этапом формирования готовности к личностному самоопределению на основе развития самосознания и мировоззрения, выработки ценностных ориентации и личностных смыслов, включая формирование гражданской идентичности (Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин, И. С. Кон, Э. Эриксон) [10].

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:

1) сформированность основ гражданской идентичности личности;

2) готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования;

3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.

В частности, формированию готовности и способности к выбору направления профильного образования способствуют:

• целенаправленное формирование интереса к изучаемым областям знания и видам деятельности, педагогическая поддержка любознательности и избирательности интересов;

• реализация уровневого подхода как в преподавании, так и в оценочных процедурах;

• формирование навыков взаимо- и самооценки, навыков рефлексии на основе использования критериальной системы оценки;

• организация системы проб подростками своих возможностей за счёт использования дополнительных возможностей образовательного процесса, в том числе: факультативов, вводимых образовательным учреждением; программы формирования ИКТ-компетентности школьников; программы учебно-исследовательской и проектной деятельности; программы внеурочной деятельности; программы профессиональной ориентации; программы экологического образования; программы дополнительного образования, иных возможностей образовательного учреждения;

• целенаправленное формирование в курсе технологии представлений о рынке труда и требованиях, предъявляемых различными массовыми востребованными профессиями к подготовке и личным качествам будущего труженика;

• приобретение практического опыта пробного проектирования жизненной и профессиональной карьеры на основе соотнесения своих интересов, склонностей, личностных качеств, уровня подготовки с требованиями профессиональной деятельности.

Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьёй и школой.

В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня. (8)

Регулятивные универсальные учебные действия

Для осознания учащимися стратегий организации учебной деятельности необходима совместная деятельность с учителем и сверстниками. Наилучший метод организации учебной работы школьников — совместное планирование, осуществление, обсуждение и оценивание самостоятельной работы.

В блок регулятивных действий входят действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно; планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

составление плана и последовательности действий;

прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом;

оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения [13].

Познавательные универсальные учебные действия

В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:

• практическому освоению обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;

• развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией;

• практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первой ступени навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты [8].

В блоке познавательных универсальных действий выделяют общеучебные действия, включая знаково-символические; логические и действия постановки и решения проблем.

В число общеучебных действий входят: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия, включая моделирование; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста.

Наряду с общеучебными также выделяются универсальные логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

Действия постановки и решения проблем включают формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера [13].

Коммуникативные универсальные учебные действия

В отечественной психологии коммуникативная деятельность и общение определяются как взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата [6].

Рассмотрим более подробно состав коммуникативных действий, осваиваемых подростками на протяжении периода школьного обучения.

  1. Общение и взаимодействие с партнёрами по совместной деятельности или обмену информацией — это умение

  • слушать и слышать друг друга;

  • с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

  • представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме;

  • спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать своё;

  • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

2.Способность действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия предполагает:

  • понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной;

  • готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции;

  • умение устанавливать и сравнивать разные точки
    зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор;

  • умение аргументировать свою точку зрения, спорить отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом.

3.Организация и планирование учебного сотрудничества
с учителем и сверстниками — это:

  • определение цели и функций участников, способов взаимодействия;

  • планирование общих способов работы;

  • обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

  • способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность);

  • разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

  • управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение убеждать.

4. Работа в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы) это умение:

  • устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

  • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

  • обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе; переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать её как задачу через анализ её условий.

5.Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества — это:

  • уважительное отношение к партнёрам, внимание к личности другого;

  • адекватное межличностное восприятие; готовность адекватно реагировать на нужды других; в частности, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

  • стремление устанавливать доверительные отношения
    взаимопонимания, способность к эмпатии.

6. Речевые действия как средства регуляции собственной
деятельности
это:

  • использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира;

  • речевое отображение (описание, объяснение) учеником
    содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки (планирование, контроль, оценка)
    предметно-практической или иной деятельности как в форме
    громкой социализированной речи, так ив форме внутренней
    речи (внутреннего говорения), служащей этапом интериоризации — процесса переноса во внутренний план в ходе усвоения новых умственных действий и понятий [13].

Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка) [7].



1.2. Условия и средства формирования универсальных учебных действий на уроке английского языка

Среди технологий, методов и приёмов развития УУД в основной школе особое место занимают учебные ситуации, которые специализированы для развития определённых УУД. Они могут быть построены на предметном содержании и носить надпредметный характер. Типология учебных ситуаций в основной школе может быть представлена такими ситуациями, как:

• ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения;

• ситуация-иллюстрация — прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал;

• ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение;

• ситуация-тренинг — прототип стандартной или другой ситуации.

Особое значение для развития УУД в основной школе имеет индивидуальный проект,

Условия и средства формирования универсальных учебных действий

Учебное сотрудничество

В условиях специально организуемого учебного сотрудничества формирование коммуникативных действий происходит более интенсивно, с более высокими показателями и в более широком спектре. К числу основных составляющих организации совместного действия можно отнести:

• распределение начальных действий и операций, заданное предметным условием совместной работы;

• обмен способами действия, обусловленный необходимостью включения различных для участников моделей действия в качестве средства для получения продукта совместной работы;

• взаимопонимание, определяющее для участников характер включения различных моделей действия в общий способ деятельности;

• коммуникацию, обеспечивающую реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания;

• планирование общих способов работы, основанное на предвидении и определении участниками адекватных задаче условий протекания деятельности и построения соответствующих схем (планов работы);

• рефлексию, обеспечивающую преодоление ограничений собственного действия относительно общей схемы деятельности.

Совместная деятельность

Под совместной деятельностью понимается обмен действиями и операциями, а также вербальными и невербальными средствами между учителем и учениками и между самими обучающимися в процессе формирования знаний и умений. Деятельность учителя на уроке предполагает организацию совместного действия детей как внутри одной группы, так и между группами: учитель направляет обучающихся на совместное выполнение задания.

Разновозрастное сотрудничество

Чтобы научиться учить себя, т. е. овладеть деятельностью учения, школьнику нужно поработать в позиции учителя по отношению к другому (пробую учить других) или к самому другими учениками. Они выполняют задания, советуясь друг с другом. Если оба не справляются с заданиями, они могут обратиться к авторам заданий за помощью. После завершения выполнения заданий ученики возвращают работы авторам для проверки. Если авторы нашли ошибку, они должны показать её ученикам, обсудить её и попросить исправить.

Проектная деятельность обучающихся как форма сотрудничества

Средняя ступень школьного образования является исключительно благоприятным периодом для развития коммуникативных способностей и сотрудничества, кооперации между детьми, а также для вхождения в проектную (продуктивную) деятельность. Установлено, что у обучающихся, занимающихся проектной деятельностью, учебная мотивация учения в целом выражена выше.

Дискуссия

Диалог обучающихся может проходить не только в устной, но и в письменной форме. На определённом этапе эффективным средством работы обучающихся со своей и чужой точками зрения может стать письменная дискуссия.

Тренинги

Программы тренингов позволяют ставить и достигать следующих конкретных целей:

• вырабатывать положительное отношение друг к другу и умение общаться так, чтобы общение с тобой приносило радость окружающим;

• развивать навыки взаимодействия в группе;

• создать положительное настроение на дальнейшее продолжительное взаимодействие в тренинговой группе;

• развивать невербальные навыки общения;

• развивать навыки самопознания;

• развивать навыки восприятия и понимания других людей;

• учиться познавать себя через восприятие другого;

• получить представление о «неверных средствах общения»;

• развивать положительную самооценку;

• сформировать чувство уверенности в себе и осознание себя в новом качестве;

• познакомить с понятием «конфликт»;

• определить особенности поведения в конфликтной ситуации;

• обучить способам выхода из конфликтной ситуации;

• отработать ситуации предотвращения конфликтов;

• закрепить навыки поведения в конфликтной ситуации;

• снизить уровень конфликтности подростков.

Общий приём доказательства

Понятие доказательства и его структурные элементы рассматривают с двух точек зрения: как результат и как процесс. Обучение доказательству в школе предполагает формирование умений по решению следующих задач:

• анализ и воспроизведение готовых доказательств;

• опровержение предложенных доказательств;

• самостоятельный поиск, конструирование и осуществление доказательства.

Рефлексия

Задача рефлексии — осознание внешнего и внутреннего опыта субъекта и его отражение в той или иной форме. Развитию рефлексии будет способствовать организация учебной деятельности, отвечающая следующим критериям: постановка всякой новой задачи как задачи с недостающими данными; анализ наличия способов и средств выполнения задачи; оценка своей готовности к решению проблемы; самостоятельный поиск недостающей информации в любом «хранилище» (учебнике, справочнике, книге, у учителя);  самостоятельное изобретение недостающего способа действия (практически это перевод учебной задачи в творческую).

Педагогическое общение

Наряду с учебным сотрудничеством со сверстниками важную роль в развитии коммуникативных действий играет сотрудничество с учителем, что обусловливает высокий уровень требований к качеству педагогического общения. Можно выделить две основные позиции педагога — авторитарную и партнёрскую. Партнерская позиция может быть признана адекватной возрастно-психологическим особенностям подростка, задачам развития, в первую, очередь задачам формирования самосознания и чувства взрослости [8].


Выводы по главе I

Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться.

ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ПРОГРАММЫ «ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ» НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

2.1. Технологическая карта урока английского языка в рамках темы «Удивительные животные» по УМК «Английский в фокусе», 5-й класс под редакцией авторов Ю.Е.Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс

Тема

Удивительные животные.

Цель урока

Развитие речевого умения рассказывать о животных в настоящем с использованием грамматического материала (The Present Simple Tense)

Тип урока

урок открытия новых знаний.

Планируемые результаты


Предметные умения

УУД

1.освоить и отработать формообразование и употребление глаголов в Present Simple;

2.повторить и обобщить лексические единицы по данной теме «Животные»;

3. совершенствовать навыки восприятия иноязычной речи на основе работы с текстом;

4. способствовать формированию навыков письма через написание краткого резюме.


Личностные:

  1. Выражение своего отношения, эмоций, готовности к уроку; мотивация;

  2. Воспитание дружелюбного отношения и толерантности к другим людям;

  3. Установление связи между целью учебной деятельности и тем, ради чего она осуществляется;

  4. Формирование гражданской идентификации личности на основе осознания «Я» как гражданина России.

  5. Действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.

  6. Самообразование на основе мотивации к обучению.

Коммуникативные:

  1. Учет разных мнений, формулирование собственного мнения и позиций; аргументирование ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выборе общего решения в совместной деятельности;

  2. Умение вступать в учебный диалог с учителем и обучающимися, задавать и отвечать на вопросы;

  3. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, владеть устной и письменной речью, строить диалогическое высказывание; управление поведением партнёра;

  4. Определение функций участников, способов взаимодействия.

  5. Обучающиеся узнают мнения других; умение вести диалог на иностранном языке.

Познавательные:

  1. Общеучебные – определение познавательной цели, информационный поиск, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; отработка лексики по теме урока; рефлексия; логические – анализ, синтез, сравнение;

  2. Выдвижение гипотез и их обоснование; определение познавательной цели;

  3. Уметь анализировать и систематизировать материал; формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения творческого и поискового характера.

Регулятивные:

  1. Прогнозирование темы урока обучающимися;

  2. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

  3. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

  4. Коррекция – внесение необходимых дополнений и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

  5. Оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

  6. Планирование необходимых действий в сотрудничестве с учителем и учащимися и самостоятельно, осознание возникающих трудностей и поиск путей их преодоления; предвосхищение результата и уровня усвоения;

  7. Волевая регуляция как способность к эмоциональной устойчивости к стрессам и фрустрации; преодолению препятствий;

  8. Самостоятельный анализ условий достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; установление связи между целью учебной деятельности и тем, ради чего она осуществляется.

Основные понятия

Лексический материал по теме «Животные», грамматический материал по теме Present Simple

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

История, физкультура, география, краеведение

Индивидуальная, парная, групповая, фронтальная

мультимедийная презентация, демонстрационный материалы, аудиоприложение, учебник, тетрадь, доска.


Ход урока (с методическим обоснованием)

Технология проведения урока

(Этап урока, его цель)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

(с указанием оргформы)

Формируемые УУД

Используемые ресурсы, приемы

1. Мотивирование к учебной деятельности – введение обучающихся в атмосферу иноязычного общения; создание благоприятной атмосферы в аудитории. (2 мин)

Учитель приветствует обучающихся, подготовка учителем обучающихся к общению на иностранном языке.

Good morning, children! I'm glad to see you. Sit down.


Учитель мотивирует к учебной деятельности

- Look at the screen and try to guess the topic of our lesson (просмотр видео о животных)

- What animals are? Name them, please.

- What shall we speak about?

Участвуют в коммуникации и проговаривают приветствие.




Обучающиеся отвечают на вопросы и определяют тему урока

Коммуникативные - умение вступать в учебный диалог с учителем и учащимися; умение слушать и слышать; оформление своих мыслей в устной форме

Личностные – выражение своего отношения, эмоций, готовности к уроку; адекватная мотивация к учебной деятельности

Познавательные-осознанное построение высказывания в устной форме

Регулятивные – прогнозирование темы урока

мультимедийная презентация, «яркое пятно»

2. Актуализация имеющихся знаний и построение плана урока (8 мин)


Учитель организует актуализацию знаний, необходимых для решения проблемной ситуации, инициирует пробные действия детей

- Look at the screen. Listen and repeat.

Camel, elephant, lion, crocodile, cobra, rhino, leopard.


Организует работу в парах. Предлагается обучащегося изобразить животное. Первая пара выходит к доске, выбирает животное и показывает его пантомимой.

- It’s time to work in pairs. The first pair comes, chooses any animal and shows what it is doing.

The rest should guess, say in pairs and write down this words.


Беседа

Учитель предлагает ответить на вопросы по карте.

Where these animals live?

Look at the map.

Which continent is it in: Asia or Africa?

What countries are next to it?



Постановка проблемного вопроса

Do you know what these animals do every day?


Выявление задач урока

- Now, tell me, please, what shall we do today to tell about animals` actions in the present?


Повторяют учебный материал, который потребуется при решении учебной задачи и фиксируют индивидульные затруднения в выполнении пробного действия


Обучающиеся работают в парах, вспоминают изученный лексический материал, рефлексируют свою деятельность.

Повторяют учебный материал, который потребуется при решении учебной задачи



Отвечают на вопросы, определяют проблему, конкретизируют цель в учебных задачах.








Отвечают на вопросы, определяют проблему, конкретизируют цель в учебных задачах.

Коммуникативные -

учет разных мнений, формулирование собственного мнения и позиции; учет позиции других людей, умение слушать и слышать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Личностные: адекватная мотивация к учебной деятельности .

Познавательные: общеучебные– определение познавательной цели, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; отработка лексики по теме урока; рефлексия; логические – анализ, синтез, сравнение; выдвижение гипотез и их обоснование;

Регулятивные – постановка учебных задач на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; поиск конкретной информации, оценивание работы одноклассников; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция– внесение необходимых дополнений и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

мультимедийная презентация, аудиоприложение,

фонетическая работа,

Игра «What is it?»,

обучающий диалог






























3. Реализация проекта урока. Открытие нового знания - знакомство с новой грамматической структурой Present Simple Tense (7 мин).


Введение нового грамматического материала.

Учитель предлагает 2 предложения, просит их проанализировать, организует работу по выполнению данного задания.

- Please, pay attention to the sentences on the blackboard. Translate, please.

Compare the sentences.

Chimps can jump. – Chimps jump every day.

Lion can run. – Lion runs day.

It can wash. – It washes every day.


Работа в группах

Используя учебник, учитель организует работу над изучением нового грамматического материала.

- Open your books at p.67. Look at the table and find out how can we form the affirmative (1st group), spelling rules (2nd group), reading rules (3rd group) in the Present Simple.

Учитель вносит коррективы в предположения учащихся, просит ответить на вопрос об их предположениях, правы были или нет.


Обучающиеся анализируют предложения, высказывают предположения об употреблении нового правила.











Обучающиеся анализируют таблицу, выводят правило образования времени Present Simple:1 группа – образование утвердительных предложений в Present Simple, 2 группа – изменение окончания, 3 группа – чтение окончания в Present Simple.

Получение всеми обучающимися правильных выводов об употреблении в речи грамматического материала по данной теме, высказываются о предположениях, делают выводы.

Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и тем, ради чего она осуществляется

Познавательные -

умение анализировать и систематизировать материал; формулирование проблемы и создание способов решения творческого и поискового характера.

Регулятивные: анализ условий достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

Коммуникативные: умение слушать и слышать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение четко выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

мультимедийная презентация,

проблемная ситуация





































4.Первичное закрепление нового способа деятельности содержания (8 мин.)



Учитель просит найти у.9 с.67.

Организует работу в парах. Предлагается прослушать и заполнить таблицу, распределить глаголы в соответствии с правилами чтения –s/es. Каждая пара записывает глаголы в Present Simple с проговариванием вслух в паре.

- It’s time to work in pairs. Each pair should write the present simple of the verbs in the correct box. Read the verbs in the 1st/2nd/3rd box.


Учитель просит найти у.7 с.67. Учитель предлагает написать глаголы в 3 лице единственного числа в Present Simple.

Find ex 7 in your books. Write the third person singular.

Учитель организует взаимопроверку.


Динамическая пауза (2 мин)

- Look at the screen and tell me what these children are doing.

- They are doing exercises.

- And let’s have a rest and repeat after them.

На основе анализа выполненной практической работы фиксируют знание лексических единиц и правильное употребление в связной речи грамматического материала и отвечают на вопросы учителя.

Обучающиеся работают в парах, составляют предложения, используя новое правило, рефлексируют свою деятельность. Повторяют учебный материал, который потребуется при решении учебной задачи





Выполняют упражнения разминки.

Личностные: формирование границ собственного знания и «незнания».

Коммуникативные: адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач, владение устной и письменной речью, построение диалогического высказывания; умение вступать в учебный диалог с другими учащимися, умение формулировать собственные мысли, слушать; управление поведением партнёра

Регулятивные- оценивание своей работы и работы одноклассников; внесение необходимых дополнений

Познавательные - умение вести диалог на иностранном языке; владение диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка; рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

мультимедийная презентация,

аудиоприложение,

взаимообучение





5. Самостоятельная работа – контроль сформировавшихся навыков, полученных в ходе урока (5мин.)

Учитель просит найти у.8 с.67. Запишите предложения в Present Simple.

-Find ex 8 in your books. Rewrite the sentences in Present Simple.


При проверке учитель просит, если они согласны поднять руку, нет-топнуть ногой.

Let`s check. If you think the questions are true – clap your hands, false – stamp your feet.(Стоя)


Самостоятельно трансформируют предложения с последующей проверкой. Обучающиеся выполняют задания в тетради, представляют свои ответы. Выполняют требуемые действия


Личностные - самообразование на основе мотивации к обучению, мотивация

Регулятивные - планирование необходимых действий самостоятельно; умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им, принимать решения в проблемной ситуации; адекватная самооценка правильности выполнения действия и внесение необходимых корректив как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Коммуникативные: определение функций участников, способов взаимодействия, умение слушать и слышать.

мультимедийная презентация

6. Включение в систему знаний (8 мин)

Организует работу с текстом. Учитель просит открыть учебник на с 66. предположить, о каких животных текст. Look at the title of the text. What animals do you think it is about?

Учитель предлагает заполнить таблицу в группах.

Complete the table.

Учитель предлагает прочитать ответы в группах.

Учитель предлагает прочитать текст еще раз и придумать 2 вопроса. Написать на листочках и раздать другим группам.


Read the text and ask 2 questions. Then, explain the words in bold.

Work in the groups and answer the questions.


Учитель предлагает ответить на вопросы о символах Оренбуржья.

Look at the screen. What is it? What is the symbol? Why is a deer a symbol of our town? What other symbols of Orenburg region do you know?

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, читают текст и заполняют таблицу, выполняют проверку.











Рассчитывая на свои знания, самокоррекцию, придумывают свои вопросы и отвечают на вопросы одноклассников.

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, делают предположения.



Регулятивные: Самостоятельный анализ условий достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им, принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; умение адекватно и самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как в конце действия, так и по ходу его реализации; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция– внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

оценка- выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

волевая саморегуляция как способность к преодолению препятствий.

Познавательные - формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения творческого и поискового характера; структурирование знаний, рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Личностные - формирование гражданской идентификации личности на основе осознания «Я» как гражданина России.

мультимедийная презентация,

аудиоприложение,

«fact file»,

игра «Quiz»




















7. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Домашнее задание. (5 мин).



Ответ на проблемный вопрос

-Скажите, с чем мы сегодня познакомились? Что узнали нового? Чему мы сегодня научились?

  • What have you learnt at the lesson?

  • Do you like animals?

  • What is your favourite animal?

  • What new countries do you remember?

  • What is new for you at the lesson?

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Учитель разъясняет домашнее задание, просит нарисовать карту, подписать животных

-запись в дневник

1.у.10 с.67 (п), с.41 WB (п)

2.А кто желает показать свои знания и умения говорения на английском языке выбирают такие задания:

-найти гербы Оренбуржья с животными и подписать их.

Рефлексия

Choose the drawing that reflects your spirits. (Выберите рисунок, чтобы показать ваше эмоции от урока).

Now the lesson is over. Thank you for your work. See you tomorrow.

Good-bye.


Отвечают на проблемный вопрос

Обучающиеся систематизируют пройденное










Определяют (каждый для себя) домашнее задание











Выполняют самооценку деятельности на уроке. Соотносят результаты своей деятельности с целями урока, выбирают что соответствует настроению после данного урока, выходят к доске, прикрепляют выбранное.

Регулятивные: планировать необходимые действия самостоятельно

Познавательные: рефлексия, контроль

Личностные -

отношение обучающихся к уроку, мотивация

Коммуникативные - учет разных мнений, умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выборе общего решения в совместной деятельности.



мультимедийная презентация































2.2. Методическое обоснование урока

1. Данный урок английского языка проходит в рамках темы «Удивительные животные» и включен в 5 раздел учебника «Животные мира». В рамках данного тематического блока обучающиеся освоят в разных контекстах во всех видах речевой деятельности новые лексические единицы по теме «Животные мира», научатся рассказывать о жизни животных и насекомых, домашних питомцев, научатся описывать животных, питомцев и их болезни, освоят формообразование и использование в связной речи глаголов в Present Simple. Особую значимость имеет воспитание духовно-нравственных ценностей. На уроке воспитывается любовь к животным, экологическая культура в целом. Внешняя мотивация деятельности учащихся прослеживается через: оценку, похвалу. В течение всего урока поддерживается внутренняя мотивация: включение учащихся в деятельность, осуществляется посредством проблемного вопроса, постановки и планирования учебных задач, работа в группе, в парах и самостоятельно, фронтально, самооценка и саморефлексия.

Данный урок разработан в соответствии с междисциплинарной программой «Формирование универсальных учебных действий».

  1. Место урока в системе уроков:

1-ый в системе уроков тематического цикла «Животные мира».

  1. Форма /Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

  2. Технологии, методы и приемы обучения.

Технология сотрудничества, технология развития критического мышления через чтение и письмо, проблемный диалог (постановка проблемы/темы урока), игровые технологии, здоровьесберегающая технология.

5.Формы организации деятельности учащихся (на каком этапе урока для чего):

- фронтальная форма (I этап – введение обучающихся в атмосферу иноязычного общения; создание благоприятной, дружеской атмосферы в аудитории, II этап – для актуализации знаний и выявления причины затруднения, III этап – для знакомства с новой грамматической структурой Present Simple Tense, VII этап - для самооценки собственной деятельности, подведение итогов);

-индивидуальная (V этап – для проверки сформировавшихся навыков, полученных в ходе урока, VI этап – для закрепления нового грамматического материала);

-групповая (III этап – для знакомства с новой грамматической структурой Present Simple Tense, IV этап – для закрепления нового грамматического материала).

6. Технология проведения урока (этапы).

I этап - Мотивация к учебной деятельности

II этап - Актуализация имеющихся знаний и построение плана урока (Актуализация УУД на уроке. Интеллектуальная разминка. Лексическая работа)

III этап – Реализация проекта урока. Открытие нового знания

IV этап – Первичное закрепление нового способа деятельности/содержания

V этап – Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Динамическая пауза

VI этап – Включение в систему знаний

VII этап - Рефлексия учебной деятельности на уроке. Домашнее задание

7. Обоснование урока с позиций валеологических требований.

   На уроке использованы различные виды деятельности, такие как высказывания по образцу, аудирование, индивидуальная, парная, фронтальная, групповая работа, работа над лексико-грамматическим материалом, работа по фотографиям. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности соответствует норме - 5-7 минут.

В целях эффективности урока чередование видов преподавания  (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа) проводится через 5 минут.

Такие методы как методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки, взаимооценки способствуют концентрации внимания учащихся в течение всего урока.

Место и длительность применения информационных технологий разработаны в соответствии с гигиеническими нормами. Особый аспект на уроке имеет здоровьесберегающий эффект.

Эмоциональная разрядка и снятие физического напряжения осуществляются на уроке посредством динамической паузы.

В конце урока учитывается то, что через 45 минут наступает момент утомления учащихся и снижение их учебной активности, поэтому проводится рефлексия проделанной работы, идет комментирование задания на дом.

8. Рефлексия конструирования урока

Данный урок разработан в соответствии с новыми требованиями ФГОС второго поколения на основе системно-деятельностного подхода. В ходе урока формируются все виды УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Подобраны наиболее эффективные методы и формы работы, обусловленные данной темой и психологическими и возрастными особенностями обучающихся, что стимулировало познавательные интересы учащихся.









Выводы по главе II

Представленная технологическая карта урока является структурной единицей в системе занятий в рамках реализации междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий» на уроке английского языка в 5 классе. В рамках данного урока обучающиеся научатся рассказывать о жизни животных с использованием грамматического материала (The Present Simple Tense). Обучающие также получат знания о том, как использовать необходимую лексику; составлять предложения на основе грамматического материла по теме; заполнять таблицу с опорой на текст; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Но ценность занятия заключается в том, что на уроке используются межпредметные связи (краеведение, география). У обучающихся формируется гражданская идентификация личности на основе осознания «Я» как гражданина России.

















Заключение

В результате реализации междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий» в основной школе у обучающихся формируются личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия при изучения английского языка.

Процесс обучения выстраивается как движение от цели к результату, при этом в качестве результата рассматривается развитие личности учащихся (сформированность универсальных учебных действий и системы представлений о мире), обеспечение умения школьников учиться, дальнейшее развитие способности к самосовершенствованию и саморазвитию, а также реализация системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта.

Таким образом, благодаря реализации данной программы у обучающихся развивается умение работать в группах и самостоятельно, умение самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути ее реализации, контролировать и оценивать свои достижения, принимать решения, умение проявлять творческие способности, использовать диалоговые формы обучения, основанные на взаимопонимании и взаимодействии.











Список используемой литературы

  1. Английский язык 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, М.Д. Подоляко, В. Эванс – М.: Express Publishing: Просвещение, 2008. – 136с.

  2. Апальков В.Г. Рабочая программа 5-9 классы к УМК Английский в фокусе. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений./ В.Г.Апальков.-М: Просвещение, 2012. – 68с.

  3. Баранников А.В. Содержание общего образования. Компетентностный подход - М.: ГУ ВШЭ, 2002.

  4. Козлов В.В. Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Рос. Акад. наук , Российская Академия Образования; под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова.- 4-е изд., дораб.- М.:Просвещение 2014.- 79с.

  5. Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны/О.А. Карабанова//Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2010. - № 2. с.11-12

  6. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза обучения. – М. Просвещение. – 1986.

  7. Петерсон Л.Г. Как перейти к реализации ФГОС по образовательной системе деятельностного метода обучения/ Л.Г. Петерсон//«Школа 2000» – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000», 2010. – 213 с.

  8. Примерная основная общеобразовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 342 с.

  9. Прудникова С.Н. Развитие универсальных учебных действий на уроках / С.Н. Прудникова // Английский язык. Всё для учителя. – 2014. - № 4 (28). – С.9-10.

  10. Развитие субъекта образования: проблемы, подходы, методы исследования/Под ред. Е.Д. Божович. – М.: Просвещение. – 2005.

  11. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования/ Министерства образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2013. - 63с.-(Стандарты второго поколения).

  12. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» - 0-13 Москва: Проспект, 2014. -160с.

  13. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2010. - 159 с. : ил. - (Стандарты второго поколения).




21



Скачать

© 2015 428 16

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!