РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЙ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА «СИБИРЯК»)
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва «Сибиряк» было основана в 1982 году.
СДЮСШОР создана в целях осуществления физического воспитания детей и организации физкультурно-спортивной работы по программам дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. Образовательный процесс в СДЮСШОР обеспечивают: директор, заместители директора – по учебной-воспитательной, 5 инструктора-методиста, 27 тренера-преподавателя по спорту.
Программа развития МАУ ДО «СДЮСШОР «Сибиряк» составлена на 2013-2018 гг. Актуальность программы связана с внедрением модели общественно-активной спортивной школы, в основу которой заложено «общественно-ориентированное образование», призванной возродить вовлеченность местного населения в сферу дополнительного образования детей общества на местном уровне.
Анализируя предыдущий опыт работы и, опираясь на итоги предыдущей программы развития спортивной школы, были намечены новые пути развития школы. В качестве нового ориентира выбрано общественно-ориентированное образование как идея общественно-активной школы. Благодаря чему, местное сообщество будет включено в сферу дополнительного образования детей, а спортивная школа сможет предложить проекты и программы в качестве новых образовательных услуг, что будет способствовать более высокому качественному уровню не только учебно-тренировочной, но и спортивно-массовой и спортивно-оздоровительной работы в городе Нефтеюганске. Это особенно важно в условиях малого города, имеющего большой процент молодежи и недостаточность очагов организации культурно-развивающего досуга, как для молодого поколения, так и для различных слоев и категорий граждан. Потребность определяет приоритеты в организации и содержании дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности, консолидацию заинтересованных лиц, разработку социально-значимых проектов и программ, обеспечивающих развитие малого города в области физической культуры и спорта.
Модель общественно-активной спортивной школы, в основу которой заложено «общественно-ориентированное образование» призвано возродить вовлеченность местного населения в сферу дополнительного образования детей в области физической культуры и спорта, и должна стать механизмом развития общества на местном уровне. Модель общественно активной спортивной школы ставит целью не только предоставление услуг дополнительного образования в области физической культуры и спорта, но и берет на себя задачу развития местного сообщества, привлекая родителей и других жителей района к решению проблем, стоящих перед школой и всем сообществом, а главное, способствует развитию общественно активной личности.
Особенностью образовательной деятельности СДЮСШОР является оказание разносторонней помощи общеобразовательным учреждениям района в организации методической, физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. СДЮСШОР, как общественно активная школа, проводит большую спортивно-массовую работу среди школьников района. Ежегодно тренеры-преподаватели школы проводят мастер-классы по видам спорта в рамках акции «Берите с нас пример!» для учащихся общеобразовательных школ, входят в состав судейских бригад, являются главными судьями соревнований: соревнований по плаванию, спортивной акробатике, баскетболу Спартакиады учащихся, соревнований по культивируемым видам спорта и др.
Деятельность СДЮСШ значительна в реализации методической функции по отношению к учреждениям дополнительного образования детей города и школ района. Спортивная школа является организатором педагогического взаимодействия в условиях проблемно-творческих групп, которые ведут педагогический поиск параллельно с практической деятельностью, внедряя новое в образовательный процесс СДЮСШОР. Педагогический коллектив организует на базе СДЮСШОР открытые семинары для директоров и специалистов в области физической культуры и спорта города Нефтеюганска, которые способствуют развитию творческой педагогической инициативы и обобщению передового педагогического опыта педагогов и информированию о новых направлениях в развитии дополнительного образования.
Анализ образовательной деятельности показывает, что образовательный процесс в СДЮСШОР представляет собой некую целостную систему. В учреждении создаются необходимые методические, педагогические, ресурсные условия для эффективной работы, о чем можно судить по следующим показателям: обучение и воспитание ведется с учетом индивидуальных особенностей, интересов и потребностей детей, запросов родителей, социального заказа. Система управления СДЮСШОР имеет необходимую нормативную базу.
Обновлениями содержания образования коллектив СДЮСШОР видит в освоении инновационных технологий, соответствующих концепции развивающего образования и реализующих идею развития и саморазвития социально-активной личности. Также в реализации долгосрочных социально-значимых проектов: «Спорт-это жизнь!», «Спорт собирает друзей!», «Всей семьей играем в баскетбол», «России верные сыны», «Спорт живет в каждом», «Лето красное, спортивное», и в разработке новых инновационных проектов и программ, позволяющих улучшить качество предоставляемых услуг в сфере физической культуры и спорта.
Выстраивая педагогически целесообразный образовательный процесс, коллектив СДЮСШОР полагает, что спорту принадлежит значительная роль в воспитании молодого поколения страны, так как в жизнедеятельности современных детей, подростков, молодежи спорт занимает определенное место в структуре развивающего досуга и является важным социальным фактором в деле становления взрослеющей личности. Задача педагогического коллектива - помочь ребенку найти свое предназначение в жизни, добиться успехов в спорте, создавая ситуации успеха не только в процессе многолетней подготовки спортсмена, но и в проявлении социальной активности. Поэтому педагогический коллектив предпринял конкретные шаги в определении новых подходов к развитию социально активной личности и реализации ее потенциала в условиях СДЮСШОР в контексте общественно-ориентированного образования, приступив в рамках программы развития к разработке актуальных проблем:
- поиску современных подходов к развитию социально активной личности в условиях СДЮСШОР в контексте общественно-ориентированного образования;
- совершенствованию общественно-ориентированного направления деятельности спортивной школы.
- обновлению содержания образовательной деятельности СДЮСШОР через разработку социально-значимых проектов.
- созданию условий для совершенствования профессиональной компетентности и мастерства педагогического коллектива в контексте общественно-ориентированного образования.
- расширению сферы управленческой деятельности СДЮСШОР в условиях развития образовательного партнерства с местным сообществом.
- преобразованию условий стиля жизни спортивной школы, как общественно активной школы, поддержки СДЮСШОР гражданских инициатив в сообществе.
Учитывая вышесказанное, педагогический коллектив МАУ ДО «СДЮСШОР «Сибиряк» разработал Концепцию развития спортивной школы и модель новой педагогической реальности.
Текущий контроль Программы развития предусматривает разработку и реализацию долгосрочных социально-значимых проектов, рассмотрение наиболее актуальных вопросов Программы на заседаниях Педагогического совета, мониторинг эффективности нововведений в рамках реализации Программы развития СДЮСШОР.