Диагностика, коррекция и прогнозирование характера и уровня развития ребенка.
Результаты диагностики коррекционной работы с детьми класса по разделам АООП.
Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не всегда самостоятельны. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Учебная мотивация крайне слабо выражена. Необходимо направлять и организовать процесс обучения по возможностям ребенка. Для обучающихся необходимо создать доступные цели и средства их достижения, чтобы они могли видеть и понимать свой результат. Дети с нарушениями интеллекта могут освоить базовые учебные действия (БУД):
Личностные учебные действия: -осознать себя как ученика, заинтересованного обучением, занятиями; -проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; -понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; -готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия: -входить и выходить из учебного помещения со звонком, ориентироваться в пространстве класса; -пользоваться учебной мебелью; -адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать выходить из-за парты и т.д.) -работать с учебными принадлежностями, организовывать рабочее место; -передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения; -принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; -активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; -соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.
Регулятивные учебные действия: -ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; -выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; -делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; -наблюдать;
Познавательные учебные действия: -слушать и понимать речь других; -учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); -вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик - класс, учитель –класс); -использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; -обращаться за помощью и принимать помощь; -слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельностив быту.
Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.
В течении цикла обучения проводится мониторинг усвоения базовых учебных действий. Поведение и деятельность учащихся оцениваются по системе показателей, характеризующих уровень сформированности видов БУД. Для определения уровня сформированности БУД рекомендуется использовать следующую бальную систему оценки:
0 баллов – действие не может быть выполнено, смысл его обучающийся не понимает и поэтому не включается в процесс выполнения вместе с учителем (взрослым);
1 балл – обучающийся понимает смысл действия, но связывает его только с конкретной ситуацией, способен выполнить действие только по прямому указанию учителя (взрослого) и с его значительной организующей помощью;
2 балла – обучающийся преимущественно выполняет действие под руководством учителя (взрослого), но объем организующей помощи и контроль за выполнением действия со стороны учителя (взрослого) становится меньше;
3 балла – обучающийся способен самостоятельно выполнять действие, нуждаясь в незначительной организующей или активизирующей помощи, но допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла – обучающийся способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя (например, обращением внимания к ученика в правильности выполнения действия);
5 баллов – обучающийся знает, где надо применить действие, самостоятельно применяет его в различных ситуациях, не нуждаясь в контроле со стороны учителя.
Изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать сроки коррекционной работы.
Данные о сформированности личностных БУД.
№ | Ф.И. обучающегося | осознать себя как ученика, заинтересованного обучением, занятиями | проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей | понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе | готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе |
2017-2018 г. | 2018-2019 г. | 2019-2020г. | 2017-2018 г. | 2018-2019 г. | 2019-2020г. | 2017-2018 г. | 2018-2019 г. | 2019-2020г. | 2017-2018 г. | 2018-2019 г. | 2019-2020г. |
1. | Багнетова Е | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
2. | Гринько А | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 |
3. | Кувшинов И | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 |
4. | Самойленко Е | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 |
Вывод: Сравнительный анализ индивидуальных показателей личностных БУД за три года показывает, что количество обучающихся, имеющих средний и высокий уровень, выросло на 21 %.
Данные о сформированности комуникативных БУД .
№ п/п | Ф.И. обучающегося | входить и выходить из учебного помещения со звонком, ориентироваться в пространстве класса | пользоваться учебной мебелью | адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать выходить из-за парты и т.д.) | работать с учебными принадлежностями, организовывать рабочее место |
2017-2018 г. | 2018-2019 г. | 2019-2020 г. | 2017-2018 г. | 2018-2019 г. | 2019-2020 г. | 2017-2018 г. | 2018-2019 г. | 2019-2020 г. | 2017-2018 г. | 2018-2019 г. | 2019-2020 г. |
1. | Багнетова Е | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 |
2. | Гринько А | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 4 |
3. | Кувшинов И | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 |
4. | Самойленко Е | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 |
Вывод: Сравнительный анализ индивидуальных показателей регулятивных БУД за три года показывает, что количество обучающихся, имеющих средний и высокий уровень, выросло на 31 %.
Данные о сформированности регулятивные БУД
№ п/п | Ф.И. обучающегося | ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя | выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов | делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале | наблюдать |
2017-2018 г. | 2018-2019 г. | 2019-2020 г. | 2017-2018 г. | 2018-2019 г. | 2019-2020 г. | 2017-2018 г. | 2018-2019 г. | 2019-2020 г. | 2017-2018 г. | 2018-2019 г. | 2019-2020 г. |
1. | Багнетова Е | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 |
2. | Гринько А | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 4 |
3. | Кувшинов И | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 |
4. | Самойленко Е | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 |
Вывод: Сравнительный анализ индивидуальных показателей коммуникативных БУД за три года показывает, что количество обучающихся, имеющих средний и высокий уровень, выросло на 26 %.
Данные о сформированности познавательных БУД
№ п/п | Ф.И. обучающегося | слушать и понимать речь других | учиться выполнять различные роли в группе | вступать в контакт и работать в коллективе | использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем |
2017-2018 г. | 2018-2019 г. | 2019-2020 г. | 2017-2018 г. | 2018-2019 г. | 2019-2020 г. | 2017-2018 г. | 2018-2019 г. | 2019-2020 г. | 2017-2018 г. | 2018-2019 г. | 2019-2020 г. |
1. | Багнетова Е | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 |
2. | Гринько А | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 4 |
3. | Кувшинов И | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 |
4. | Самойленко Е | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 |
Вывод: Сравнительный анализ индивидуальных показателей познавательных БУД за три года показывает, что количество обучающихся, имеющих средний и высокий уровень, выросло на 27 %.