СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рецензия на фильм "Зимний вечер в Гаграх"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рецензия на фильм "Зимний вечер в Гаграх"»

«Зимний вечер в Гаграх» - музыкальная драма, снятая Кареном Шахназаровым на киностудии «Мосфильм» в 1985 году. В 1986 году за создание фильма режиссёр был удостоен Премии Ленинского комсомола. По результатам опроса читателей журнала "Советский экран" картина была признана лучшим музыкальным фильмом 1986 года. Но является ли «Зимний вечер в Гаграх» только лишь отображением советской эстрады того времени или же это фильм с глубоким смыслом и ненавязчивым подтекстом, - фильм, в котором каждый увидит что-то «своё»?

Прежде всего, стоит сказать, что это не просто фильм про музыку и танцы. Это фильм - драма, трагедия человека, не справившегося с изменениями в обществе, - гений и звезда в одиночестве. А одиночество - это, наверное, не самый лучший друг... Терзания героя, чувство неудовлетворённостью собственной жизнью передано прекрасно, а его фото в период славы на стене комнаты говорит о том, что он не расстался со своим прошлым. Он умирал постепенно в душе, ведя печальное существование, его мечта о диване и разочарование могут вызвать самые искренние эмоции у зрителя - как жаль этого талантливого, одарённого человека, который сломался под влиянием обстоятельств. Умер степ для СССР и вместе с ним умер он. Безумно трогательный, человечный фильм. Невозможно удержаться от слез, хотя слезы эти радостны, как обычно бывает при встрече с настоящим произведением искусства. Беглов, старый мастер чечетки, кумир 50-х годов, переживший славу и счастье (Евгений Евстигнеев), работает в эстрадном коллективе на должности репетитора. Помнят его только те, кто был молод одновременно с ним, а денег нет даже на диван в комиссионке. К нему обращается с просьбой обучить искусству степа (так правильно называется чечетка) активный парень Грачев из Сибири (Панкратов-Черный). По телевизору показывают передачу про старых мастеров эстрады, где после показа номера Беглова артиста объявляют давно умершим. Дочь от жены, народной артистки, с которой он расстался много лет назад, просит не приходить на свадьбу, чтобы не создавать путаницы с двумя папами. А когда сваленный очередным инфарктом Беглов вспоминает уже в больнице свою жизнь, самым счастливым днем, он называет "зимний вечер в Гаграх", когда молодой, стройный и красивый танцевал он при полупустом зале вместе с обожающей его дочерью. Однако, я думаю, что нет смысла пересказывать досконально и подробно сюжет этого фильма, потому что после просмотра данного произведения киноискусства хочется не пересказывать, а переживать, вживаться снова и снова, создавая внутри себя ментально-психологическую интерпретацию той эпохи.

После просмотра этого фильма на ум приходит лишь одно слово - совесть... Совесть... Хочется еще раз повторить это изумительное и восхитительное слово. Герои этого увлекательного фильма - кто в большей мере, кто в меньшей - слышат голос истинной человеческой совести. Люди, услышавшие голос совести, искупают свой грех и сохраняют свою личность в целости и сохранности. Герои фильма достигают невиданных нравственных высот, совершая мучительную нравственную борьбу с самим собой, с обществом, с отдельными людьми. Одна из основополагающих мыслеформ, которая заложена в данной картине, заключается в том, что человек несет ответственность перед собой и другими людьми. Ответственность, которая накладывается самой жизнью. Фильм благодаря метафоричности, некой гиперболизации и символичности творческого языка рассказал о судьбе человека, который возвел нравственные добродетели в ранг истин человеческого предназначения. Фильм ярко и тонко показал духовную красоту человека.

Евгений Евстигнеев находит выразительные детали и психологические нюансы своего персонажа. Не зря за скрупулёзную проработку каждого своего образа и пропускания его через себя многие его коллеги по актёрскому цеху называли его «Евстигений». На первый взгляд, Беглов - скучный тихоня. Кстати, Евстигнеев (Беглов) сыграл роль своеобразного спящего вулкана, который готов в любой момент проснуться. Казалось бы, податливый, но гордый (на таком контрасте сыграны эпизоды в магазине – «что ты тут болтаешься» и в гостинице - молчаливый уход). Вроде равнодушный к судьбе степа («не буду я тебя учить») и загоревшийся на хрупкой надежде возродить номер «Гаучо-чечеточник» («Ты будешь танцевать степ?!»). И, конечно, евстигнеевское исполнение получилось блистательное, а фильм превратился в бенефис актера. Хотя и Панркатов-Черный, и Никоненко, и Гундарева, и эпизодники сыграли в высшей степени здорово. Но вот проходит эпизод, другой, и мысль авторов становится ясной: им хочется рассказать, как важно сохранить верность своему призванию, душевную чистоту, как необходимы человеку дружеское внимание и забота близких. А фильм продолжается. Заявленный как музыкальный, он по сути лишен оригинальной, запоминающейся музыки, потому как «музыкальность» представлена в виде неких набросков и «эскизов» - не чувствуется детальной сюжетной проработки в подборке композиций и фоновых звуков, от того картина воспринимается ещё более честной, открытой, даже с претензией на историческую правду, потому как хочется верить всему, что происходит по ту сторону экрана – и это неудивительно, ведь даже главные герои фильма имеют своих жизненных прототипов, а сам фильм «Зимний вечер в Гаграх» является продолжением и логическим завершением другой картины Карена Шахназарова – «Мы из джаза»: «В фильме "Мы из джаза" был репетитор по степу, который никакого значения в мировом кинематографе не имел», — рассказывал в одном интервью Карен Георгиевич. — «Это был почти спившийся человек, одинокий, со сложной судьбой. Но, как говорят, с харизмой. К сожалению, он умер. После того как закончили снимать "Джаз", начали реконструировать жизнь чечеточника, додумывать, как могла бы сложиться его судьба. Вот так получился "Зимний вечер в Гаграх". После его выхода мне позвонила одна женщина: «Я бы очень хотела с вами встретиться. Вы сделали фильм будто о моем отце». Она даже не знала, что он работал у нас. Ее родители расстались. Мы встретились с женщиной, и она не могла прийти в себя от такого совпадения. Просто мистика».

Ставший прототипом главного героя фильма "Зимний вечер в Гаграх" Алексей Николаевич Быстров, о котором рассказал режиссер — известный в прошлом исполнитель степа, выступавший со знаменитым джазовым биг-бэндом под управлением Эдди Рознера. Сюжет, основанный на биографии выдающегося танцора — не единственное, что связывает фильм с Быстровым. Принимавший участие в съемках картины эстрадный оркестр Анатолия Кролла "Современник" в 1971 году был создан из музыкантов легендарного коллектива Рознера, а Аркадий Насыров, исполнивший роль молодого Беглова, учился в свое время чечетке у Алексея Николаевича. Прообразом же героини Натальи Гундаревой — певицы Ирины Мельниковой — стала, само собой разумеется, Алла Пугачева.

Кроме драматичных событий мы можем здесь увидеть уникальный для современного человека юмор - без пошлостей, такой тонкий и изысканный.

Ещё одним подтекстом данной картины является завуалирование под тему смены поколений, тему новизны в эстраде, переоценки творческих ориентиров и ценностей мотивов общество-политических преобразований периода «Гласности» и уже назревающей «Перестройки», - оттого фильм опять же кажется не целостной картиной художника, а своего рода эмоционально скроенным черновиком с хаотичными «мазками»; куда уж там чечетка- в моде абсолютно другие, более спортивные, ритмичные танцы. Да и люди пришли на смену тоже другие-более развязанные, нагловатые, - а ещё есть «звёздная болезнь» современных эстрадников (это не только героиня Натальи Гундаревой, но и персонаж Никоненко), проистекающая от неосознанности сиюминутности славы (она разбивается о японскую чудо-машину) и изменение мировоззрения советских людей, особенно заметное в противопоставлении-дружбе Беглова и Аркадия (трудовая этика первого, нагловатость и «жажда славы» второго). В том числе и в методах воспитания - Аркадий верит в силу денег, Беглов - в силу порыва (кураж). Темный зал в финальных титрах, в котором раздается стук ботинок, примиряет героев, восстанавливая преемственность. Точнее, давая надежду на нее... – и это уже больше похоже на проблему «отцов и детей», рассматриваемую под своеобразной призмой не только «возрастного», но и «идеологического» аспекта, и Беглов остается верен себе. "В танце нужен ДРАЙВ, иначе танца не будет", - так объясняет он своему новоявленному ученику Аркадию Грачёву. Танцем нужно жить - иначе не быть танца, не быть танцора. Сначала труд, танец как искусство, а уж потом -успех, аплодисменты и все остальное. Именно это знакомство полностью меняет мировоззрение Грачева, и та самая чечетка, пока робко, но с нарастанием звучит в конце фильма. А значит танцу быть!

В заключении, хотелось бы сказать, что «Зимний вечер в Гаграх» - Великолепный фильм! Живой и душевный, способный задеть что-то внутри. Фильм, после просмотра которого невозможно оставаться безучастным и беспристрастным. Такие картины вечны.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!