Рецензия
на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Музыкальные ступеньки»
Автор: Никифорова Юлия Федоровна, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом пионеров и школьников Кувандыкского городского округа Оренбургской области», методист
Описание работы. Материал адресован педагогам дополнительного образования и руководителям вокальных детских коллективов УДО (возраст учащихся 6-17 лет), методистам и руководителям МО художественной направленности. Умение написать дополнительную образовательную программу – одна из составляющих профессиональной компетентности современного педагога и методиста. Но помимо программы, необходимо уметь грамотно оформить ряд дополнительных документов – анализ, отзыв, справка об итогах реализации, рецензию и т.д. В помощь педагогическим работникам в качества образца предлагается рецензия на дополнительную образовательную программу, т.к. составление рецензии довольно часто вызывает затруднения. Данный материал был разработан в рамках подготовки пакета документации, необходимого для подтверждения звания «Детский образцовый коллектив».
Автор программы:
Кубрина Ирина Николаевна, педагог дополнительного образования ДПШ высшей квалификационной категории.
Учреждение, реализующее программу:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом пионеров и школьников Кувандыкского городского округа Оренбургской области»
Общая характеристика программы:
Направленность, в рамках которой реализуется программа «Музыкальные ступеньки»: художественная.
Вид детского объединения, в рамках которого реализуется данная программа: вокальное объединение «Конфетти».
Возраст детей: 6-17 лет.
Срок реализации программы: 7 лет.
Структурные компоненты представленной программы взаимосвязаны и дают ясное представление об учебно-воспитательном процессе в объединении. Программа соответствует примерным требованиям к программам дополнительного образования детей.
Рецензируемая программа представляет собой вариант комплексного разноуровневого планирования образовательной деятельности в детском объединении художественной направленности – вокальном объединении «Конфетти».
Данная программа рассчитана на возрастную категорию детей и подростков в возрасте от 6 до 17 лет со сроком реализации 7 лет. Программа имеет модульное построение: ее содержательную основу обучения составляют учебные модули, разбитые на разделы и темы. Образовательная программа «Музыкальные ступеньки» составлена с учетом современных требований. При разработке программы и в процессе ее реализации учитывается социальный запрос родителей в предоставлении образовательных услуг и интересы учащихся. Программа прошла апробацию в течение 15 лет: она реализуется с 1999 года на базе вокального объединения «Конфетти» города Кувандыка Оренбургской области. Авторы грамотно обосновали гуманистические и общедидактические принципы реализации программы, связав их с возрастными и психологическими особенностями детей. При составлении программы был изучен ряд имеющихся программ аналогичной направленности и выявлены отличительные особенности данной программы.
Основной концептуальной идеей программы является развитие личности воспитанника, способной к творческой самореализации посредством интеграции музыки, психологии, вокального исполнительства, проектной и коллективно-творческой деятельности.
В Пояснительной записке автор программы убедительно обосновал актуальность данной программы, аргументировав остротой проблемы культуры и духовности в обществе ХХI века.
Цель программы сформулирована корректно, она достижима и проверяема. Задачи декомпозируют цель и дают представление о путях её достижения. Авторским является введение в образовательный процесс психологических тренингов, направленных на сплочение коллектива, раскрытие личностных качеств и сохранение психологического здоровья детей и подростков, а также наличие творческого модуля, как вариативной части программы.
Новизна программы заключается в ее интегративном характере, предполагающем синтез нескольких видов деятельности детей, сопряженных с освоением музыкального искусства и песенного творчества, а также проектной, рефлексивной и коммуникативной деятельностью.
Методологической основой рецензируемой программы являются работы В. Емельянова и Е. Пекерской по развитию дыхания и голоса.
Программа структурирована по годам обучения. Каждый год включает: цель и задачи, учебно-тематический план, содержание, ожидаемые результаты.
В разделе «Методическое обеспечение» дано подробное описание методической системы, используемой педагогами при реализации данной программы. Предлагаемый репертуарный план разработан в соответствии с возрастными требованиями, имеет художественную ценность.
Подробно авторами описываются методы работы, формы и методы обучения вокалу, диагностический инструментарий по годам обучения. Несомненную ценность в содержательном плане представляют прилагаемые методические разработки авторов по всем направлениям деятельности вокального объединения «Конфетти».
О высокой результативности реализуемой программы свидетельствует участие воспитанников вокального объединения в разнообразных конкурсах (районного, областного, всероссийского уровня), а также результаты диагностических срезов ЗУН. Подтверждением успешной реализации программы является также стабильный детский контингент объединения, активность родителей, принимающих участие в совместных творческих делах, организованных руководителями.
Подробно прописан мониторинг образовательного процесса, где определены цель, задачи, функции, формы проведения и фиксирования результата, направления работы, критерии и показатели оценки, периодичность отслеживания результата.
В программе приводятся списки литературы для педагогов, родителей и воспитанников, адреса электронных ресурсов.
В 2014 году дополнительная образовательная программа «Музыкальные ступеньки» была признана лауреатом областного и XI Всероссийского конкурса дополнительных общеобразовательных программ в номинации «Художественная».
Программа представляет несомненный интерес для педагогов в системе дополнительного образования и общего образования как способа развития творческих способностей воспитанников, стимулирует их познавательную активность и содействует их профессиональному самоопределению.
Рецензент: Никифорова Юлия Федоровна, методист МБУДО «ДПШ» I квалификационной категории.
15.09.2018 года