СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Ресурсы современного урока, внеурочной деятельности, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад по теме «Ресурсы современного урока, внеурочной деятельности, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов»

Просмотр содержимого документа
««Ресурсы современного урока, внеурочной деятельности, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов»»

Доклад на тему: «Ресурсы современного урока, внеурочной деятельности, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов»


Образовательные ресурсы - это материальные, духовные, временные и другие средства развития человеческого потенциала, среды и деятельности человека.

Образовательные ресурсы не только обеспечивают мотивацию учащихся на учебно-познавательную деятельность, но и выполняют другие педагогически целесообразные функции: выращивание и развитие универсальных способностей и компетенций человека, усвоение предметного содержания, освоение нравственного поведения в пространстве.

Но главным фактором и ресурсом, обеспечивающим качество образования, является урок.

Современный урок – это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке.

Вот почему качество подготовки учащихся во многом определяется уровнем подготовки и проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким нужно, чтобы учитель в ходе подготовки урока сумел сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.

Одним из самых важных условий современного урока является результативность, комфорт, творчество.

Урок – это открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя.

Урок – это часть жизни ребенка и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.

Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда , не выступая в роли средства.

Ресурсы развития современного урока:

1 место – здоровьесберегающие и развивающие технологии.

2 место – проектирование образовательной среды урока с использованием современных педагогических технологий обучения.

3 место – проектирование комфортной адаптивной среды (больше свободы, раскрепощения, творчества учащихся на уроке).

4 место – материально-технический, финансовый.


  1. Здоровьесберегающие и развивающие технологии

Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в подчинении потребностей человека нашего общества.

Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. Здоровье детей катастрофически падает, и мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?

Успешность в обучении определяется уровнем состояния здоровья. Здоровьесберегающие технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.

  1. Проектирование образовательной среды урока с использованием современных педагогических технологий обучения

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль над выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Использование современных педагогических технологий позволяет повысить эффективность учебного процесса.

Задача современного учителя на уроке – формировать и развивать УУД, то есть умения учиться всю жизнь.

Отсюда следует, что при проектировании урока необходимо учитывать условия, предлагаемые ФГОС. Одним из таких условий является системно-деятельностный подход. Для его реализации учитель должен создавать на уроке такие условия, при которых ученики не просто получают готовую информацию, а сами добывают ее. Школьники становятся активными участниками образовательного процесса.

При моделировании урока с позиции системно-деятельностного подхода вписывается технология сотрудничества.

Переход на ФГОС требует от учителя не только знания и понимания основных принципов системно-деятельностного подхода в образовании, но и активных действий по его внедрению в учебный процесс.

В современный период ведется активный поиск ресурсов развития современного урока. Но главным ресурсом остаётся сам учитель.

Сегодня учитель не освобождается от своей обязанности учить, он начинает учить по-новому. А урок остается, являясь по-прежнему основной формой организации учебного процесса. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).


III. Проектирование комфортной адаптивной среды (больше свободы, раскрепощения, творчества учащихся на уроке)

Главное, что должен обеспечить урок – это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем.

Существуют три структурные составляющие данного понятия.

Комфортность:

● Психологическая

● Интеллектуальная

● Физическая

Психологическая комфортность - это такое состояние, возникающие в процессе жизнедеятельности ребенка, которое указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые школьниками находясь в учебном учреждении; это условия жизни, при которых любой человек чувствует себя спокойно, ему нет необходимости от кого-либо защищаться.

Физическая комфортность школьника - это соответствие между его телесными, соматическими потребностями и предметно-пространственными условиями школьной среды. Эта комфортность связана с сенсорными процессами, характеризующими зрительные, слуховые и тактильные ощущения.

Интеллектуальная комфортность - это удовлетворенность учащихся своей мыслительной деятельностью и ее результатами на уроке, а также удовлетворение потребности в получении новой информации.

IV. Материально-технический, финансовый ресурс

Можно ли назвать современным урок, если не привлечены такие ресурсы урока, как:

  • Наглядные

  • Информационно-коммуникационных технологий (ИКТ):

  1. Информационные модули

  2. Иллюстрации

  3. Слайд-шоу

  4. Аудио лекции

  5. Видео

  6. Электронные учебники и т.д.

Конечно, нет. С ними урок богаче, ярче, образнее. С их помощью на учащихся оказывается эмоциональное воздействие, они способствуют лучшему запоминанию материала, повышают их интерес к предмету, обеспечивают прочность знаний.



Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность по математике способствует в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов, даёт новый взгляд на образовательные результаты.

Цель внеурочной деятельности:

создание условий для проявления и развития ребёнка своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

   Задачи:

  • способствовать достижению результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;

  • способствовать возникновению у ребёнка потребностей в саморазвитии, самоопределении;

  • формировать у ребёнка готовность и привычку к творческой деятельности;

  • повышать самооценку ученика, его статус в глазах сверстниках, педагогов, родителей;

  • расширять его представление об окружающем мире.

Внеурочная деятельность в рамках ФГОС:

    «…образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная  на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы ОУ (прежде всего личностных и метапредметных)».

Внеурочная деятельность – прежде всего развивающая деятельность.

Внеурочная деятельность направлена на:

  • Планируемые результаты

  • Личностное развитие (ценности, ценностные отношения, ценностное поведение)

  • УУД

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения  требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Современные развивающие программы основного образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

В своём педагогическом опыте ориентируюсь на Концепцию модернизации российского образования. Задачи, изложенные в Концепции модернизации образования, не могут быть решены при организации внеурочных занятий, направленных только на формирование знаний, умений, навыков. Личностные функции, связанные с самостоятельностью, инициативностью, критичностью, креативностью, рефлексивностью могут быть сформированы с помощью личностно-ориентированной системы обучения.

          Не ученик приспосабливается, адаптируется к системе обучения, а система внеурочных занятий по математике построена таким образом, что учитывает свойства, присущие любой личности и предоставляет возможность развить индивидуальность учащегося, создает необходимые условия для его саморазвития, самовыражения, возможность реализовать себя в познании.

          В процессе внеурочной работы по математике решаются следующие основные дидактические задачи: вырабатывается интерес к изучению математических дисциплин; углубляются и расширяются математические знания, умения и навыки учащихся; развивается логическое мышление, математическая зоркость, математическая интуиция и смекалка; выявляются наиболее одаренные дети, развиваются их способности.

          Внеурочные формы обучения, построенные на принципе добровольности, не регламентированные необходимостью выставления оценки учащимся, проходящие в более непринужденной, раскрепощенной по сравнению с уроком атмосфере, требуют от учителя высокого уровня профессионального мастерства. Он должен не только иметь математическую эрудицию, но и обладать такими необходимыми качествами, как контактность, педагогический такт, доброжелательность. Только при оптимальном сочетании высокого профессионализма учителя и заинтересованности в учебе, работоспособности ученика можно достичь главного в обучении математике – формирования обобщенных математических  отношений  и  развития  способности  обобщать  математический  материал. 

          Условия эффективности проведения внеурочных занятий по математике:

  • чётко продуманная логика занятия;

  • преемственность этапов;

  • активная позиция ребёнка;

  • максимальная смена образовательной среды;

  • наличие благоприятной психологической атмосферы;

  • творческое разнообразие занятий;

  • переход от монолога к диалогу, проблемным беседам, обсуждениям;

  • умение ставить цель, делать выводы.

          Специфика внеурочных занятий состоит в том, что они проводятся по программам, выбранным учителем, согласованным с учениками и их  родителями, корректируемым в процессе проведения с учётом индивидуальных возможностей обучающихся, познавательных интересов и развивающихся потребностей.

          Я считаю, что внеурочная деятельность по математике способствует углублению теоретических знаний и практических навыков учащихся; учит навыкам проектной и исследовательской работы; вовлекает учащихся в работу по выполнению творческих заданий; прививает вкус и навыки самостоятельного чтения математической литературы; организовывает досуг учащихся в свободное от учёбы время.

          Систематически проводимая внеурочная работа укрепляет знания ребят, приобретённые на уроках, расширяет математический кругозор детей. Учитель имеет возможность познакомить их с жизнью и деятельностью отечественных и зарубежных учёных математиков, приучить к чтению научно-популярной литературы и к самостоятельной работе с учебником, привлечь учащихся к самостоятельной творческой работе.

          Посещая внеурочные занятия по математике, ученики должны овладеть универсальными учебными действиями (УУД), которые характеризуют способность к саморазвитию и самосовершенствованию через сознательное присвоение социального опыта.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!