УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Данная программа обеспечена учебно-методическими комплектами для каждого класса общеобразовательных учреждений. В комплекты входят следующие издания под редакцией Б.М. Неменского:
1. Программа «Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского.5-9кл.-М.: Просвещение,2014.».
2. Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5класс: учебник для общеобразовательных организаций Н. А. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б. М Неменского.-М.: Просвещение,2014,191с.
3. Твоя мастерская: рабочая тетрадь для общеобразовательных учреждени\Н. А. Горяева, под ред. Б. М Неменского.-М.: Просвещение,2014.
4. Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Методическое пособие 5класс. \ под ред. Б. М Неменского.-М.: Просвещение,2012.
5. Горяева Н.А. Уроки изобразительного искусства. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Поурочные разработки 5класс.\ Н. А. Горяева, под ред. Б. М Неменского.-М.: Просвещение,2012.
6. Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс. учебник для общеобразовательных организаций Л. А Неменская; под ред. Б. М Неменского.-М.: Просвещение,2013.
7. « Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. Методическое пособие. 6 класс.» ; под ред. Б. М Неменского.-М.: Просвещение,2012.
8. Питерских А. С., Гуров Г. Е. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека.7 класс. учебник для общеобразовательных организаций \Питерских А. С., Гуров Г. Е.; под ред. Б. М Неменского.-М.: Просвещение,2013.
9. Гуров Г. Е., Питерских А. С. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. Методическое пособие 7-8 классы. под ред. Б. М Неменского.-М.: Просвещение,2012.
10. Питерских А. С. Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении.8 класс. . учебник для общеобразовательных организаций \Питерских А. С. под ред. Б. М Неменского.-М.: Просвещение,2013.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
Тема 5 класса- «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.»- посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни.
Тема 6 класса-«Изобразительное искусство в жизни человека.»-посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения(рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре. Искусство обостряет способность человека чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразить жизнь собственную.
Тема 7 класса-«Дизайн и архитектура в жизни человека»-посвящена изучению архитектуры и дизайну, то есть конструктивных видов искусства, организующих среду нашей жизни. Изучение конструктивных искусств в ряду других видов пластических искусств опирается на уже сформированный за предыдущий период уровень художественной культуры учащихся.
Тема 8 класса-«Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении»- является как развитием, так и принципиальным расширением курса визуально-пространственных искусств. 20 век дал немыслимые ранее возможности влияния на людей зрительных образов при слиянии их со словом и звуком. Синтетические искусства-театр, кино, телевидение-непосредственно связанные с изобразительными и являются сегодня господствующими.
Целевые установки для 5 класса: изучение декоративно-прикладного искусства с позиций его жизненных функций и вытекающих особенностей его образного языка. Приобщение к народному искусству, развитие духовно-нравственной, творчески мыслящей личности.
Целевые установки для 6 класса: приобщение к искусству как способу художественного познания мира и выражения отношения к нему, как особой и необходимой формой духовной культуры общества; получение представления о роли реалистического искусства в жизни общества; овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Целевые установки для 7 класса: развития у учащихся понимания архитектуры и дизайна как вида искусства и как часть духовной культуры общества.
Целевые установки для 8 класса: осознание учащимися развития изобразительного искусства в современном мире. Помочь учащимся получить представление: о роли искусства и художника в постиндустриальном обществе; о роли в культуре современного мира визуальных синтетических искусств, возникающих на базе изобразительного искусства вследствие технической эволюции изобразительных средств; о сложности современного творческого процесса в синтетических искусствах; о постоянном взаимовлиянии пространственных и временных искусств; об относительности процесса в искусстве и истинной ценности художественного наследия.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Кол-во |
1 | 2 | 3 |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
1 | Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования | Д |
2 | Примерная программа по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы.- М.: Просвещение, 2010. – 48с.-(Стандарты второго поколения). | Д |
3 | Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ [Б.М.Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских].-М.: Просвещение, 2011.-129с. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Т.Я. Шпикаловой. 5-8 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ [Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Г.А. Поровская и др.].-М.: Просвещение, 2012.-157с. | Д |
4 | Н.А. Горяева, О.В. Островская. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс» под редакцией Б.М. Неменского; Л.А. Неменская. «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс» под редакцией Б.М. Неменского; А.С. Питерских, Г.Е.Гуров. «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс» под редакцией Б.М. Неменского. | Ф |
5 | Н.А. Горяева. «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс» под редакцией Б.М. Неменского. | К |
6 | Н.А. Горяева. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Методическое пособие. 5 класс» под редакцией Б.М. Неменского. Н.А. Горяева. «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. Методическое пособие. 6 класс» под редакцией Б.М. Неменского. Г.Е.Гуров, А.С.Питерских. «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. Методическое пособие. 7-8 классы» под редакцией Б.М. Неменского. Б.М. Неменский, И.Б. Полякова, Т.Б. Сапожникова. Особенности обучения школьников по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»/ лекции:1-4.-М.:Педагогический университет «Первое сентября», 2007. Б.М. Неменский, И.Б. Полякова, Т.Б. Сапожникова. Особенности обучения школьников по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»/ лекции:5-8.-М.:Педагогический университет «Первое сентября», 2007. Л.П. Маслова. Педагогика искусства: теория и практика.-Новосибирск, 2000.-125с.,ил. Н.И. Пьянкова. Изобразительное искусство в современной школе.-М.: Просвещение, 2006.-176с. И.Д. Агеева. Занимательные материалы по изобразительному искусству. Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2007.-160с. Изобразительное искусство. 1-8 классы: опыт творческой деятельности школьников: конспекты уроков/ сост. З.А. Степанчук и др.- Волгоград: Учитель, 2009.-271с., ил. Изобразительное искусство: предметная неделя в школе/сост. О.В. Свиридова. - Волгоград: Учитель, 2007.-185с., ил. Изобразительное искусство 5-7 классы: терминологические диктанты, кроссворды, филворды, тесты, викторины/авт.-сост. О.В. Павлова.-Волгоград: Учитель, 2010.-77с., ил. Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского/авт.-сост. О.В. Свиридова.-Волгоград: Учитель, 2007 Изобразительное искусство. 7 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского/авт.-сост. О.В. Свиридова.-Волгоград: Учитель, 2008 Изобразительное искусство. 8 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского/авт.-сост. О.В. Свиридова.-Волгоград: Учитель, 2008 Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского/авт.-сост. М.А. Порохневская. -Волгоград: Учитель, 2003. Изобразительное искусство. 6 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского. В 2ч./авт.-сост. М.А. Порохневская. -Волгоград: Учитель, 2004. Изобразительное искусство. 7 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского/авт.-сост. Т.В. Оросова. -Волгоград: Учитель, 2003. Изобразительное искусство. 8 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского. В 2ч./авт.-сост. М.А. Порохневская. -Волгоград: Учитель, 2004. Изобразительное искусство. 6 класс. Нестандартные уроки/сост. В.В. Асеева. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008. Г.Г. Виноградова. Уроки рисования с натуры в общеобразовательной школе: пособие для учителя.-М.: Просвещение, 1980. А.Е. Терентьев. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства: пособие для учителей.- М.:Просвещение, 1981. | Д |
7 | А.М. Белов, К.А. Вязовикина, А.А.Данилова и др. Искусство: Научно-популярное издание для детей. – М.: ЗАО «РОСМЭН –ПРЕСС», 2008. Чудеса мира: Детская иллюстрированная энциклопедия.- Минск: Современный литератор, 2008. Д. Хеслвуд. Искусство: живопись, скульптура: Детская иллюстрированная энциклопедия. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001.- 128с.:ил. | Д |
8 | Акварели советских художников/ Несброшюрованный альбом.- М.: Советский художник, 1970. Домашний музей. Выпуск 10. Русский и советский пейзаж/ Несброшюрованный альбом.- М.: Советский художник, 1983. В разные времена года прекрасна земля/ наглядное пособие.- Киев: Мыстэцтво, 1987. И.И. Левитан/ Комплект репродукций.- М.:Изобразительное искусство, 1985. В.А. Леняшин. Валентин Александрович Серов/Альбом репродукций. – Ленинград: Художник РСФСР, 1989. В.Д. Поленов/Альбом репродукций.- М.: Изобразительное искусство, 1960. Отто Нагель/Альбом репродукций.- Берлин, 1980. | Д |
9 | Н.А. Дмитриева, Н.А. Виноградова. Искусство Древнего мира. – М.: Детская литература, 1989.-207с.: фотоил. А.Я. Жолобчук. Подарки из батика. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005.-78 с.: ил. Искусство Средней Азии эпохи Авиценны.- Душамбе: Ирфон, 1980. Ю.М. Кирцер. Рисунок и живопись: Практическое пособие.-М.: Высш. Шк., 1992.-270с.: ил. Г.М. Логвиненко. Декоративная композиция: учеб. Пособие для студентов вузов.- М.:Владос, 2005.-144с.:ил. К.Маёрова, К.Дубинская. Русское народное прикладное искусство.- М.: Русский язык, 1990.-280с.: ил. Р.В. Паранюшкин. Композиция/серия «Школа изобразительного искусства».-Ростов н/Д: Феникс, 2001.-80с.: ил. Х. Руиссинг. Полный курс масляной живописи. – «Внешсигма», 1999. Н Сиретт. Рисуем оптические иллюзии.-М.:Эксмо, 2011.-128 с. С.И. Смирнов. Шрифт в наглядной агитации.-М.: Плакат, 1987.-192с: ил. С.И. Смирнов. Шрифт и шрифтовый плакат.-М.: Плакат, 1980.-144с.: ил. Подарки своими руками/автор – сост. Л.Н. Смирнова.-М.: Вече, 2002.-176с. Школа изобразительного искусства: Вып. 2/А.Н. Буйнов, Е.М. Елизарова, Б.В. Иогансон и др. –М.: Изобр. Искусство, 1988.-160с.: ил. Школа рисования: Стили в искусстве. Орнаменты и декоративные мотивы.-М.: АСТ: Астрель, 2008.- 318с.: ил. Шрифты: Для художников-оформителей/[Сост. Г.Ф. Кликушин]- Мн.: Полымя, 1980.-320с.: ил. | Д |
10 | О.Д. Ушакова. Понятия и определения: Мировая художественная культура/ Словари школьника.- СПб: Изд.Дом «Литера», 2005.- 96с.:ил. | Д |
Печатные пособия |
11 | Таблицы по цветоведению, ДПИ.- ЗАО «Интерсигнал СП», 1997. | Д |
12 | Барокко: Архитектура. Живопись. Скульптура./ Наглядные и раздаточные пособия./ сост. Н.С. Иванова.-М.: Айрис-пресс, 2005. Готика: Архитектура. Живопись. Скульптура./ Наглядные и раздаточные пособия./ сост. Н.С. Иванова.-М.: Айрис-пресс, 2007. Классицизм: Архитектура. Живопись. Скульптура./ Наглядные и раздаточные пособия./ сост. Н.С. Иванова.-М.: Айрис-пресс, 2005. | Д |
13 | С. Вохринцева. Гжель. Учимся рисовать. / Демонстрационный материал.- Екатеринбург: Страна фантазий, 2003. С. Вохринцева. Городецкая роспись. Учимся рисовать. / Демонстрационный материал.- Екатеринбург: Страна фантазий, 2003. С. Вохринцева. Дымковская игрушка. Учимся рисовать. / Демонстрационный материал.- Екатеринбург: Страна фантазий, 2003. С. Вохринцева. Хохлома. Учимся рисовать. / Демонстрационный материал.- Екатеринбург: Страна фантазий, 2003. | Д |
3.Информационно-коммуникационные средства |
14 | Л.А. Рапацкая. Мировая художественная культура. Культура стран Древнего и средневекового Востока./Мультимедийное уч. Пособие.- ЗАО «Новый Диск», 2005. Л.А. Рапацкая. Мировая художественная культура. От наскальных рисунков до киноискусства./Мультимедийное уч. Пособие.- ЗАО «Новый Диск», 2003. | Д |
15 | И.Э. Грабарь. История русского искусства./Электронная книга.- ИДДК Путеводитель по крупнейшим музеям мира (Эрмитаж, Русский музей, Лувр, музеи Ватикана, музеи Флоренции)/Электронная библиотека.- ИДДК Большая энциклопедия живописи стран мира. Шедевры русской живописи/33 интерактивных видеоурока.- Кирилл и Мефодий, 1997, 2002. Мировая художественная культура: Библиотека электронных наглядных пособий.-ЗАО «Инфостудия Экон», 2003. Мастера пейзажа/эл. книга.- ООО «ИД «Равновесие», 2008 Мастера портрета/эл. книга.- ООО «ИД «Равновесие», 2006 Мастера натюрморта/эл.книга.-ООО«ИД«Равновесие», 2008 5000 шедевров рисунка.-М.: ДиректМедиаПаблишинг, 2003. 5555 шедевров мировой живописи.- М.: ДиректМедиаПаблишинг, 2004. История костюма и быта. Древний мир.- АстраМедиа, 2007. Искусство Древнего Египта.- М.: ДиректМедиаПаблишинг, 2004. | Д |
Технические средства обучения |
16 | Компьютер | Д |
17 | Мультимедиа-проектор | Д |
18 | Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций | Д |
19 | Экран | Д |
Экранно-звуковые пособия |
20 | И.Рак. Мифы и сказки Древнего Египта./аудиокнига на СD.- ООО «ЭКСМО –СИДИКОМ»,2008. Рождение героя: Мифы, предания и былины/аудиокнига на 2 кассетах.-М.: Весть-ТДА, 2000. Малыш у реки: Чудесные голоса природы./аудиокассета-М.: ТЭНИЛ Малыш и птички: Чудесные голоса природы./аудиокассета-М.: ТЭНИЛ | Д |
21 | Всемирная история живописи. В 3ч. /Фильм ВВС Пирамида: За гранью воображения/ Фильм ВВС Последний день Помпеи/Фильм ВВС Колизей: Арена смерти/Фильм ВВС Ты пришёл в музей. Фильм второй: Русский Музей детям/ серия образовательных видеофильмов.- ООО «Кордис&Медиа», 2003. Рождение картины. От натуры к художественному образу: Русский Музей детям/ серия образовательных видеофильмов.- ООО «Кордис&Медиа», 2003. Рождение картины. Этюд, эскиз, композиция: Русский Музей детям/ серия образовательных видеофильмов.- ООО «Кордис&Медиа», 2003. Рождение картины. От замысла к воплощению: Русский Музей детям/ серия образовательных видеофильмов.- ООО «Кордис&Медиа», 2003. Гравюра. Фильм первый: Русский Музей детям/ серия образовательных видеофильмов.- ООО «Кордис&Медиа», 2003. | Д |
Учебно-практическое оборудование |
22 | Краски акварельные | |
23 | Краски гуашевые | |
24 | Бумага А4 | |
25 | Бумага цветная | |
26 | Фломастеры | |
27 | Восковые мелки | |
28 | Кисти беличьи №5, 10, 20 | |
29 | Кисти, щетина №3,10,13 | |
30 | Емкости для воды | |
31 | Стеки | |
32 | Пластилин | |
33 | Клей | |
34 | Ножницы | |
Модели и натурный фонд |
35 | Муляжи фруктов | Д |
36 | Муляжи овощей | Д |
37 | Гербарии | Ф |
38 | Керамические изделия (вазы, мелкая скульптура) | Д |
39 | Предметы быта (Кофейник, чайник, барабан) | Д |
40 | Изделия ДПИ ( разделочные доски, ложки, матрёшка) | Д |
Игры и игрушки |
41 | Конструктор из пластика | Д |
42 | Перчаточные куклы: Буратино, Папа Карло | Д |
Для отражения количественных показателей используется следующая система символических обозначений:
Д - демонстрационный экземпляр (1 экз.);
К - полный комплект (25-30 экз.);
Ф - комплект для фронтальной работы (не менее 1экз. на двух учащихся);
П - комплект, необходимый для практической работы в группах (6-7 экз.).