Бондаренко Елена Владимировна,
учитель географии
Тема: Республика Хакасия. Географическое положение. Состав территории.
Цель: изучить особенности географического положения, границы республики, административное деление территории.
Задачи урока:
Образовательные: расширить и углубить знания учащихся о географическом положении Хакасии, величине её территории; познакомить с границами республики, их значением для связи с другими территориями; рассмотреть особенности административно-территориального деления.
Развивающие: развивать устную речь учащихся, географическое мышление, совершенствовать работу с картами, развивать умения применять имеющиеся знания для решения новых учебных задач, проблемных ситуаций.
Воспитательные: воспитывать в детях чувство патриотизма, любви к малой Родине, стремление к познанию окружающего мира, умения работать в коллективе.
Оборудование: физическая и политико-административная карты России, атласы и контурные карты Хакасии, презентация «Моя Хакасия», стихотворение о Хакасии, выставка книг о Хакасии, таблица «Административно-территориальное деление Хакасии».
План урока:
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя. Презентация «Моя Хакасия».
3. Сообщение темы и цели урока.
4. Изучение нового материала.
5. Закрепление изученного.
6. Подведение итогов урока.
7. Домашнее задание.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Вступительное слово учителя.
Если ты приедешь в наши дали,
Ты степей увидишь океан,
Берегами океана встали
Цепи Алатау и Саян.
По земле цветущей только ступишь,
Здесь оставишь сердце навсегда –
Енисей серебряный полюбишь
И тасхылы, синие от льда.
- О чём с такой любовью говорит поэт Н.Г.Доможаков?
( О республике Хакасия, О нашей малой Родине. О земле, на которой мы живём.)
- Что вы знаете о Хакасии?
- Давайте совершим небольшое заочное путешествие по нашей республике.
( презентация «Моя Хакасия».)
3. Сообщение темы и цели урока.
Надо любить свою Родину. Надо знать её. Изучение своей республики начинаем с темы «Географическое положение. Состав территории». Записываем тему в тетрадь.
Сегодня на уроке вы узнаете, с какими субъектами Российской Федерации граничит Хакасия, какие районы и города входят в её состав, постараетесь определить особенности географического положения республики.
4. Изучение нового материала.
А). Географическое положение республики Хакасия.
- По политико-административной карте РФ определите положение республики Хакасия.
(Хакасия расположена на юге Восточной Сибири.)
- Используя карту «Административно-территориальное устройство» на с.5 атласа определите с какими субъектами Российской Федерации граничит республика.
( На западе Хакасия граничит с Кемеровской областью, на юге – с республиками Алтай и Тыва, на севере и востоке – с Красноярским краем.)
- Выделите крупные природные объекты, находящиеся на границах Хакасии, используя физическую карту на с.8 атласа.
( На западных границах расположена цепь гор Кузнецкого Алатау, на южных – отроги Западного Саяна, на восточных – река Енисей, только на севере нет ярко выраженных природных рубежей.)
- Определите протяженность территории с севера на юг и с запада на восток.
( Масштаб карты: в 1см.17,5км.
Протяженность с севера на юг – 25,7см х 17,5= 450км.
Протяженность с запада на восток – 11,5 х 17,5 =200км.)
Площадь Хакасии 61,9 тыс.кв.км, что составляет 0,35% площади России.
- По физической карте РФ определите положение Хакасии по отношению к Тихому, Северному Ледовитому. Атлантическому океанам, а так же к государственным границам России.
( Хакасия достаточно удалена от Тихого и Атлантического океанов, поэтому их влияние на климат незначительно. Со стороны Северного Ледовитого океана доходят холодные воздушные массы. Климат Хакасии резко континентальный.
Границы Хакасии не совпадают с государственными границами России, но, находясь близко к южным рубежам нашей страны, республика соседствует с Монголией и Китаем.)
- Используя карту «Транспорт» на с.23 атласа, определите особенности транспортной сети республики.
( В республике развит железнодорожный, автомобильный, речной, авиационный транспорт. Особенно густая транспортная сеть на востоке республики. Абакан является основным транспортным узлом.)
- Сделайте вывод об особенностях географического положения Хакасии и запишите его в тетрадь, используя план.
( 1. ГП. Республика Хакасия расположена на юге Восточной Сибири.
2. Границы. На западе Хакасия граничит с Кемеровской областью, от которой отделена Кузнецким Алатау, на юге – по отрогам Западного Саяна с республиками Алтай и Тыва, на севере и востоке – с Красноярским краем.
3. S= 61,9 тыс.кв.км.
4. Протяженность. С севера на юг 450 км., с запада на восток – 200км.
5. Близость к океанам. Хакасия значительно удалена от Тихого и Атлантического океанов. Испытывает влияние Северного Ледовитого океана.
6. Близость к государственным границам. Республика соседствует с Монголией и Китаем, т.к. расположена у южных рубежей Российской Федерации.
7. Транспортное положение. В Хакасии достаточно развита транспортная сеть.)
Б). Состав территории.
- Рассмотрите карту «Административно-территориальное устройство» на с.5 атласа. Сколько районов входит в состав Хакасии? Назовите их.
( В состав Хакасии входит 8 районов – Орджоникидзевский, Ширинский, Боградский, Усть-Абаканский, Алтайский, Бейский, Аскизский, Таштыпский.)
- Определите административные центры районов и заполните 3 колонку таблицы.
Район | Площадь, кв.км | Районный центр | | Города республиканского подчинения |
Алтайский | 1756 | с. Белый Яр | Абакан |
Аскизский | 8217 | пгт. Аскиз | Черногорск |
Бейский | 4609 | с. Бея | Саяногорск |
Боградский | 4524 | с. Боград | Сорск |
Орджоникидзевский | 6611 | пгт. Копьёво | Абаза |
Таштыпский | 20012 | с. Таштып | |
Усть-Абаканский | 8873 | | |
Ширинский | 6809 | пгт. Шира | |
- Назовите самый маленький по площади район, самый большой, самый северный, самый южный.
- На территории какого района находится наш населённый пункт?
- Сколько городов в нашей республике? Назовите их и запишите в таблицу.
( 5 городов – Абакан, Черногорск, Саяногорск, Сорск, Абаза.)
- Сделайте вывод о составе территории республики.
( Хакасия состоит из 8 районов – Орджоникидзевский (Копьёво), Ширинский (Шира), Боградский (Боград), Усть-Абаканский (Усть-Абакан), Алтайский (Белый Яр), Бейский (Бея), Аскизский (Аскиз), Таштыпский (Таштып). В республике 5 городов – Абакан, Черногорск, Саяногорск, Сорск, Абаза.)
5. Закрепление изученного.
(самостоятельная работа на контурных картах)
У каждого есть контурная карта РХ, где цифрами обозначены изученные вами объекты. Подпишите названия обозначенных объектов.
( в зависимости от оставшегося времени урока можно организовать самопроверку, взаимопроверку либо собрать и проверить учителю)
6. Подведение итогов урока.
Минуты урока пролетели.
Вы показали всё, что знали и умели.
Теперь итоги подведём,
Всех, кто работал, назовём.
- выставление оценок
- знакомство с выставкой книг о Хакасии (книги подбираются по усмотрению учителя).
7. Домашнее задание.
- повторите материал об особенностях географического положения и административно-территориальном делении республики Хакасия;
- определите географические координаты столицы республики и своего населённого пункта;
- вычислите, сколько времени потребуется пешеходу, чтобы пересечь Хакасию с севера на юг и с запада на восток, если он проходит в день 30 км.
№ | Ответ |
1 | Кемеровская область |
2 | Республика Алтай |
3 | Республика Тыва |
4 | Красноярский край |
5 | Кузнецкий Алатау |
6 | Западный Саян |
7 | Красноярское водохранилище |
8 | Орджоникидзевский район |
9 | пгт. Копьёво |
10 | Ширинский район |
11 | пгт. Шира |
12 | Боградский район |
13 | с. Боград |
14 | Усть-Абаканский район |
15 | Сорск |
16 | Черногорск |
17 | пгт. Усть-Абакан |
18 | Абакан |
19 | Аскизский район |
20 | пгт. Аскиз |
21 | с. Белый Яр |
22 | Алтайский район |
23 | с. Бея |
24 | Саяногорск |
25 | Бейский район |
26 | с. Таштып |
27 | Абаза |
28 | Таштыпский район |