СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение заданий по типу ОГЭ

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Решение заданий по типу ОГЭ»

Вариант №9.

1. В кодировке UTF-32 каждый символ кодируется 32 битами. Костя написал текст (в нём нет лишних пробелов):

«Бай, аэта, волоф, кереки, киргизы, норвежцы  — народы».

Ученик вычеркнул из списка название одного из народов. Заодно он вычеркнул ставшие лишними запятые и пробелы  — два пробела не должны идти подряд.

При этом размер нового предложения в данной кодировке оказался на 32 байта меньше, чем размер исходного предложения. Напишите в ответе вычеркнутое название народа.

Решение. Поскольку один символ кодируется четырьмя байтами, из текста удалили 8 символов. Заметим, что лишние запятая и пробел занимают восемь байтов. Значит, название народа, которое удалили из списка, должно состоять из 6 букв, поскольку (32 − 8) : 4  =  6 символов. Из всего списка только одно название народа состоит из 6 букв  — кереки.

 

Ответ: кереки.

2. Агент 007, передавая важные сведения своему напарнику, закодировал сообщение придуманным шифром. В сообщении присутствуют только буквы из приведённого фрагмента кодовой таблицы:

 

М

И

Ш

К

А

???

©©

©?

©©?

 

Определите, какое сообщение закодировано в строчке:

?©©©?©©.

В ответе запишите последовательность букв без запятых и других знаков препинания.

Решение. Сопоставляя символы их кодам, расшифруем сообщение:

?©©©?©©  =  МАШ.

3. Напишите наименьшее число X, для которого истинно высказывание:

( 16) И НЕ (X нечётное).

Решение. Логическое «И» истинно только тогда, когда истинны оба высказывания. Запишем выражение в виде

(X  16) И (X чётное).

Значит, наименьшее число, для которого высказывание будет истинным  — 18.

 

Ответ: 18.

 

Приведём другое решение на языке Python.

for x in range(1, 100):

if (x 16) and not(x % 2 != 0):

print(x)

break

4. Между населёнными пунктами А, В, С, D, Е, F построены дороги, протяжённость которых приведена в таблице:

 


A

B

C

D

E

F

A


5

5

4



B

5


2




C

5

2




2

D

4




2

3

E




2


1

F



2

3

1


 

Определите длину кратчайшего пути между пунктами А и F. Передвигаться можно только по дорогам, протяжённость которых указана в таблице.

Решение. Найдём все варианты маршрутов из A в E и выберем самый короткий.

 

Из пункта A можно попасть в пункты B, C, D.

Из пункта B можно попасть в пункт C.

Из пункта C можно попасть в пункт F.

Из пункта D можно попасть в пункты E, F.

Из пункта E можно попасть в пункт F.

 

A—B—C—F: длина маршрута 9 км.

A—C—F: длина маршрута 7 км.

A—D—E—F: длина маршрута 7 км.

A—D—F: длина маршрута 7 км.

 

Самый короткие пути: A—C—F, A—D—E—F или A—D—F. Длина маршрутов 7 км.

 

Ответ: 7.

5. У исполнителя Омега две команды, которым присвоены номера:

1. прибавь 3;

2. раздели на b

(b  — неизвестное натуральное число; b ≥ 2).

Выполняя первую из них, Омега увеличивает число на экране на 3, а выполняя вторую, делит это число на b. Программа для исполнителя Омега  — это последовательность номеров команд. Известно, что программа 11121 переводит число 46 в число 8. Определите значение b.

Решение. Заметим, что после выполнения первых трёх команд мы получаем число 55. Далее, составим и решим уравнение:

 

Ответ: 11.

 

Приведём другое решение на языке Python.

for b in range(2, 100):

x = 46 + 3 + 3 + 3

if (x / b + 3) == 8:

print(b)

6. Ниже приведена программа, записанная на пяти языках программирования.

 

Бейсик

Python

DIM s, t AS INTEGER

INPUT s

INPUT t

IF s 6 OR t 6 THEN

    PRINT ‘YES’

ELSE

    PRINT ‘NO’

ENDIF

s = int(input())

t = int(input())

if s 6 or t 6:

    print("YES")

else:

    print("NO")

Паскаль

Алгоритмический язык

var s, t: integer;

begin

    readln(s);

    readln(t);

    if (s 6) or (t 6)

        then writeln('YES')

        else writeln('NO')

end.

алг

нач

цел s, t

ввод s

ввод t

если s 6 или t 6

    то вывод "YES"

    иначе вывод "NO"

все

кон

С++

#include

using namespace std;

int main() {

    int s, t;

    cin s;

    cin t;

    if (s 6 || t 6)

        cout

    else

        cout

return 0;

}

 

Было проведено 9 запусков программы, при которых в качестве значений переменных s и t вводились следующие пары чисел:

(6, 4); (7, 8); (8, 5); (5, 6); (–11, 10); (–5, 7); (–2, 2); (4, 5); (8, 6).

Сколько было запусков, при которых программа напечатала «YES»?

Решение. Заметим, что программа напечатает «YES», если хотя бы одна из введённых переменных s и t будет меньше 6. Значит, было 7 запусков, при которых программа напечатала «YES». В качестве значений переменных s и t в этих случаях вводились следующие пары чисел:

(6, 4); (8, 5); (5, 6); (–11, 10); (–5, 7); (–2, 2); (4, 5).

Ответ: 7.

 

Приведём другое решение на языке Python.

def f(s, t):

if s 6 or t 6:

return 1

else:

return 0

a = ((6, 4), (7, 8), (8, 5), (5, 6), (-11, 10), (-5, 7), (-2, 2), (4, 5), (8, 6))

kol = 0

for i in range(9):

kol += f(a[i][0], a[i][1])

print(kol)

7. Доступ к файлу widow.mp3, находящемуся на сервере spiders.ru, осуществляется по протоколу http. Фрагменты адреса файла закодированы буквами от А до Ж. Запишите последовательность этих букв, кодирующую адрес указанного файла в сети Интернет.

 

А)  /

Б)  http

В)  spiders.

Г)  ://

Д)  ru

Е)  .mp3

Ж)  widow

Решение. Напомним, как формируется адрес в сети Интернет. Сначала указывается протокол, потом «://», потом сервер, затем «/», название файла указывается в конце. Таким образом, адрес будет следующим: http://spiders.ru/widow.mp3. Следовательно, ответ БГВДАЖЕ.

8. В языке запросов поискового сервера для обозначения логической операции «ИЛИ» используется символ «|», а для логической операции «И» – символ «&».

В таблице приведены запросы и количество найденных по ним страниц некоторого сегмента сети Интернет.

 

Запрос

Найдено страниц
(в тысячах)

Фрегат | Эсминец

3400

Фрегат & Эсминец

900

Фрегат

2100

 

Какое количество страниц (в тысячах) будет найдено по запросу Эсминец?

Считается, что все запросы выполнялись практически одновременно, так что набор страниц, содержащих все искомые слова, не изменялся за время выполнения запросов.

Решение. По формуле включений и исключений имеем:

m(Фрегат | Эсминец) = m(Эсминец) + m(Фрегат) − m(Фрегат & Эсминец),

Следовательно, m(Эсминец) = 3400 + 900 − 2100 = 2200.

 

Ответ: 2200.

9. На рисунке  — схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, И, К. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из пункта А в пункт Л, не проходящих через пункт Е?

Решение. Количество путей до города Х = количество путей добраться в любой из тех городов, из которых есть дорога в Х.

При этом, если путь не должен проходить через какой-то город, нужно просто не учитывать этот город при подсчёте сумм. А если город, наоборот, обязательно должен лежать на пути, тогда для городов, в которые из нужного города идут дороги, в суммах нужно брать только этот город.

С помощью этого наблюдения посчитаем последовательно количество путей до каждого из городов:

 

А = 1.

Б = А = 1.

В = А = 1.

Г = А + Б + В = 3.

Д = Г = 3.

И = Г = 3 (Е не учитываем, поскольку путь не должен проходить через город Е).

Ж = Д = 3.

К = И = 3 (Е не учитываем, поскольку путь не должен проходить через город Е).

Л = Д + Ж + К = 3 + 3 + 3 = 9 (Е не учитываем, поскольку путь не должен проходить через город Е).

 

Ответ: 9.

10. Переведите двоичное число 1110110 в десятичную систему счисления.

Решение. Имеем:

11101102 = 1 · 26 + 1 · 25 + 1 · 24 + 1 · 22 + 1 · 21  =   64 + 32 + 16 + 4 + 2  =  118.

Ответ: 118.

 

Приведём другое решение на языке Python.

print(int(str(1110110), 2))

11. В одном из произведений А. С. Пушкина, текст которого приведён в подкаталоге каталога Проза, эпиграфом к одной главе является четверостишие Хераскова, начинающееся фразой «Сладко было спознаваться»... С помощью поисковых средств операционной системы и текстового редактора или браузера выясните название этой главы.

11 задание.rar

Решение. Спустимся в подкаталог Пушкин. В строке поиска введём «Сладко было спознаваться». Таким образом, найдём файл Капитанская дочка. Откроем этот файл и с помощью поисковых средств текстового редактора найдём место в тексте, где присутствует строка «Сладко было спознаваться». Теперь найдём название главы, содержащей этот эпиграф  — «разлука».

 

Ответ: разлука.

12. Сколько файлов с расширением .txt содержится в подкаталогах каталога DEMO-12? В ответе укажите только число.

Выполните задание, распаковав архив на своём компьютере.

DEMO-12.rar

Решение. Спустимся в каталог DEMO-12. В строке поиска введём «*.txt», где символ *  — любое количество символов. Результатом поискового запроса будет список всех файлов в подкаталогах каталога DEMO-12 с расширением .txt. Таких файлов 33.

 

Ответ: 33.

13. Выберите ОДНО из предложенных ниже заданий: 13.1 или 13.2.

 

13.1 Используя информацию и иллюстративный материал, содержащийся в каталоге «Хорек», создайте презентацию из трёх слайдов на тему «Хорек». В презентации должны содержаться краткие иллюстрированные сведения о внешнем виде, об ареале обитания, образе жизни и рационе хорьков. Все слайды должны быть выполнены в едином стиле, каждый слайд должен быть озаглавлен.

Презентацию сохраните в файле, имя которого Вам сообщат организаторы экзамена. Файл ответа необходимо сохранить в одном из следующих форматов: *.odp, или *.ppt, или *.pptx.

Хорек.rar

 

13.2 Создайте в текстовом редакторе документ и напишите в нём следующий текст, точно воспроизведя всё оформление текста, имеющееся в образце.

Данный текст должен быть набран шрифтом размером 14 пунктов обычного начертания. Отступ первой строки первого абзаца основного текста  — 1 см. Расстояние между строками текста не менее одинарного, но не более полуторного междустрочного интервала.

Основной текст выровнен по ширине; в ячейках первого столбца таблицы применено выравнивание по левому краю, в ячейках второго и третьего столбцов  — по центру. В основном тексте и таблице есть слова, выделенные полужирным, курсивным шрифтом и подчёркиванием. Ширина таблицы меньше ширины основного текста. Таблица выровнена на странице

по центру горизонтали.

При этом допустимо, чтобы ширина Вашего текста отличалась от ширины текста в примере, поскольку ширина текста зависит от размеров страницы и полей. В этом случае разбиение текста на строки должно соответствовать стандартной ширине абзаца.

Интервал между текстом и таблицей не менее 12 пунктов, но не более 24 пунктов.

Текст сохраните в файле, имя которого Вам сообщат организаторы. Файл ответа необходимо сохранить в одном из следующих форматов: *.odt, или *.doc, или *.docx.

Решение. Выполняя задание, обратите внимание на общие требования к оформлению текстовых документов и презентаций: памятка для учащихся.

14. В электронную таблицу занесли результаты тестирования учащихся по географии и информатике. Вот первые строки получившейся таблицы:

 


A

B

C

D

1

Ученик

Школа

География

Информатика

2

Лиштаев Евгений

1

81

79

3

Будин Сергей

2

63

90

4

Христич Анна

6

62

69

5

Иванов Данила

7

63

74

6

Глотова Анастасия

4

50

66

7

Лещенко Владислав

1

60

50

 

 

В столбце А указаны фамилия и имя учащегося; в столбце В  — номер школы учащегося; в столбцах С, D  — баллы, полученные, соответственно, по географии и информатике. По каждому предмету можно было набрать от 0 до 100 баллов. Всего в электронную таблицу были занесены данные по 272 учащимся. Порядок записей в таблице произвольный.

 

Выполните задание.

Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла Вам сообщат организаторы экзамена). На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.

1.  Чему равна наибольшая сумма баллов по двум предметам среди учащихся школы № 4? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку F4 таблицы.

2.  Сколько процентов от общего числа участников составили ученики, получившие по информатике не менее 80 баллов? Ответ с точностью до одного знака после запятой запишите в ячейку F6 таблицы.

3.  Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение учеников из школ «1», «6» и «7». Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6.

task 14.xls

Решение. 1.  В столбце Е для каждого учащегося вычислим сумму баллов по двум предметам, если это ученик школы № 4. Для ученика другой школы ячейка будет содержать пустую строку. В ячейку Е2 запишем формулу =ЕСЛИ(В2=4; С2+D2; "") Скопируем формулу во все ячейки диапазона ЕЗ:Е273. Благодаря использованию относительных ссылок в столбце Е непустые значения строк 2−273 будут равны суммам баллов учеников школы № 4. Для того чтобы найти наибольшую сумму, в ячейку F4 внесём формулу =МАКС(Е2:Е273).

2.  Для ответа на второй вопрос в дополнительной ячейке, например в НЗ, найдём количество участников, набравших по информатике не менее 80 баллов. Это можно сделать различными способами, в том числе при помощи функции =СЧЁТЕСЛИ(D2:D273; "79"). Выразим полученное значение в процентах от общего числа участников тестирования. Результат запишем в ячейку F6: =Н3/272*100.

3.  В ячейку J2 вставим формулу =СЧЁТЕСЛИ(B2:B273; "1"), в ячейку J3 вставим формулу =СЧЁТЕСЛИ(B2:B273; "6"), в ячейку J4 вставим формулу =СЧЁТЕСЛИ(B2:B273; "7"). Теперь построим по полученным значениям круговую диаграмму, подпишем сектора.

 

Ответ: 1) 157; 2) 20,2.

15. Выберите ОДНО из предложенных ниже заданий: 15.1 или 15.2.

 

Исполнитель Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки. Между соседними (по сторонам) клетками может стоять стена, через которую Робот пройти не может. У Робота есть девять команд. Четыре команды  — это команды-приказы:

вверх вниз влево вправо

При выполнении любой из этих команд Робот перемещается на одну клетку соответственно: вверх ↑ вниз ↓, влево ← , вправо →. Если Робот получит команду передвижения сквозь стену, то он разрушится. Также у Робота есть команда закрасить, при которой закрашивается клетка, в которой Робот находится в настоящий момент.

Ещё четыре команды  — это команды проверки условий. Эти команды проверяют, свободен ли путь для Робота в каждом из четырёх возможных направлений:

сверху свободно  снизу свободно  слева свободно  справа свободно

Эти команды можно использовать вместе с условием «если», имеющим следующий вид:

если условие то

последовательность команд

все

 

Здесь условие  — одна из команд проверки условия. Последовательность команд  — это одна или несколько любых команд-приказов. Например, для передвижения на одну клетку вправо, если справа нет стенки, и закрашивания клетки можно использовать такой алгоритм:

если справа свободно то

вправо

закрасить

все

 

В одном условии можно использовать несколько команд проверки условий, применяя логические связки и, или, не, например:

если (справа свободно) и (не снизу свободно) то

вправо

все

 

Для повторения последовательности команд можно использовать цикл «пока», имеющий следующий вид:

нц пока условие

последовательность команд

кц

 

Например, для движения вправо, пока это возможно, можно использовать следующий алгоритм:

нц пока справа свободно

вправо

кц

 

 

Выполните задание.

На бесконечном поле есть горизонтальная и вертикальная стены. Правый конец горизонтальной стены соединён с верхним концом вертикальной стены. Длины стен неизвестны. В вертикальной стене есть ровно один проход, точное место прохода и его ширина неизвестны. Робот находится в клетке, расположенной непосредственно под горизонтальной стеной у её левого конца. На рисунке указан один из возможных способов расположения стен и Робота (Робот обозначен буквой «Р»).

Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные непосредственно левее и правее вертикальной стены. Проход должен остаться незакрашенным. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведённого выше рисунка Робот должен закрасить следующие клетки (см. рис.).

При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться, выполнение алгоритма должно завершиться. Конечное расположение Робота может быть произвольным. Алгоритм должен решать задачу для любого допустимого расположения стен и любого расположения и размера проходов внутри стен. Алгоритм может быть выполнен в среде формального исполнителя или записан в текстовом редакторе. Сохраните алгоритм в текстовом файле.

 

 

15.2 Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет сумму чисел, оканчивающихся на 3. Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа. В последовательности всегда имеется число, оканчивающееся на 3. Количество чисел не превышает 100. Введённые числа не превышают 300. Программа должна вывести одно число  — сумму чисел, оканчивающихся на 3.

 

Пример работы программы:

 

Входные данные

Выходные данные

3
13
23
24

36

Решение. 15.1 Следующий алгоритм выполнит требуемую задачу.

 

нц

пока справа свободно

вправо

кц

 

нц

пока не справа свободно

закрасить

вниз

кц

 

нц

пока справа свободно

вниз

кц

 

нц

пока не справа свободно

закрасить

вниз

кц

 

вправо

вверх

 

нц

пока не слева свободно

закрасить

вверх

кц

 

нц

пока слева свободно

вверх

кц

 

нц

пока не слева свободно

закрасить

вверх

кц

 

 

15.2 Решение

 

var n, s, k, g: integer;

begin

s:=0;

readln(n);

for k:=1 to n do

begin

readln(g);

if (g mod 10 = 3) then

s:=s+g;

end;

writeln(s);

end.

 

Приведём решение на языке Python.

n = int(input())

sumi = 0

for i in range(n):

a = int(input())

if a % 10 == 3:

sumi += a

print(sumi)

 

Заметим, что первое число в последовательности входных данных  — это количество чисел; сами числа  — это 13, 23 и 24.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!