СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение задач с использованием оператора ветвления и логических операций and и or в языке программирования Turbo Pascal

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выполнив практическую работу, обучающиеся научатся решать задачи с использованием оператора ветвления и  логических операций and и or в языке программирования Turbo Pascal.

Просмотр содержимого документа
«Решение задач с использованием оператора ветвления и логических операций and и or в языке программирования Turbo Pascal»




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»

(МБОУДОД "СЮТ")


297402, Российская Федерация, Республика Крым, город Евпатория, ул. Революции, д. 75, тел. (06569) 3-03-30,

е-mail: [email protected]



План-конспект учебного занятия

кружок «Компьютер и информационные технологии», группа 2 – А


Тема учебного занятия: «Решение задач с использованием оператора ветвления и логических операций and и or в языке программирования Turbo Pascal».


Цель учебного занятия: формирование у детей знаний и умений работы с языком программирования Pascal, организация работы по усвоению детьми основных понятий, принципов работы с данным языком.


Задачи учебного занятия:

Образовательная:

  • проконтролировать степень усвоения основных понятий, принципов работы с языком программирования Pascal, изученных и сформированных на предыдущих занятиях;

  • обеспечить усвоение основных задач, входящих в содержание темы учебного занятия;

  • научить решать задачи с использованием оператора ветвления и логических операций and и or в языке программирования Turbo Pascal;

  • формировать умение правильно и грамотно выражать свои мысли.


Развивающая:

  • развивать творческие способности, память, мышление обучающихся, навыки индивидуальной практической деятельности.


Воспитательная:

  • воспитывать аккуратность, внимательность, вежливость, дисциплинированность и бережное отношение к вычислительной технике.


Тип учебного занятия: формирование новых знаний, навыков и умений.


Методы работы: объяснительно-иллюстративный, практическая работа.


Формы работы: индивидуальная, групповая.


Оборудование: персональные компьютеры, доска, мел.


Дидактические материалы: карточки с заданиями.


Ход учебного занятия.

  • Организационный момент;

  • ТБ при работе за компьютером;

  • Актуализация опорных знаний:

  • Мотивация учебной деятельности обучающихся:

  • Выполнение практической работы;

  • Физкультминутка;

  • Итоги учебного занятия:

  • Вы научились создавать программу с использованием оператора ветвления и логических операций and и or в языке программирования Turbo Pascal.


1. Организационный момент.

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода учебного занятия.


2. ТБ при работе за компьютером.


3. Актуализация опорных знаний:


Основные принципы работы с языком Pascal.

Pascal – один из самых известных языков программирования. Создан в 1968 – 1969 годах швейцарским ученым Никлаусом Виртом, был назван в честь французского математика и физика Блеза Паскаля, и используется для обучения программированию по сей день.





Перед началом работы следует напомнить, что язык Pascal – это совокупность трёх составляющих: алфавита, синтаксиса (правил написания объектов языка) и семантики (правил использования этих объектов).
Алфавит Pascal состоит из:

  1. Прописных и строчных букв латиницы: A...Z, a…z;

  2. Цифр: 0...9;

  3. Специальных символов: + — * / = .,:; ‘ # ( ) { } [ ] и их комбинаций: «=» «


Задача же синтаксиса и семантики состоит в том чтобы, правильно написать раздел программы и правильно составить ее структуру, в противном же случае ваша программа будет работать неправильно (или же не работать вовсе!).


Структура программы выглядит так:

Program «имя программы»; — заголовок программы;
(Примечание: в конце строки ставится точка с запятой, не во всех, но в большинстве) 
Uses (название библиотеки); здесь подключаются библиотеки, которые дают дополнительные возможности при создании программ;
Label (имя метки); здесь, если необходимо, прописываются метки, позволяющие переходить в разные места программы (о них позже);
Const тут указываем переменные с постоянной величиной, например, p=3.14;
Var тут через запятую перечисляем все переменные, а затем, указываем тип данных (Пример: Var: K, L, M: integer; N, O: real; (если несколько типов));
Begin (здесь без точки с запятой)
Дальше следует основной блок программы;
end. – конец программы (обязательно после “end” точка, если только это конец программы, а не операторные скобки).


Следует заметить, что из вышеперечисленных разделов обязательными есть только «Var», «Begin» и «end», остальные же могут применяться, если это требуется в ходе выполнения поставленной задачи. 

Обработка данных. Математические операции. Условия. Логические операции.

Мы уже повторили как вводить данные в программу, теперь повторим как их обрабатывать. Первое, и самое главное, что нам пригодится в этом деле – оператор присваивания. Выражается он вот так: «:=», и используется для присваивания значения переменной. Примеры: A:=1.5; B:=2+A. Теперь, когда мы знакомы с оператором присваивания, можем рассмотреть математические операции Pascal:

  1. Сложение (+);

  2. Вычитание (-);

  3. Умножение (*);

  4. Деление (/);

  5. Целочисленное деление (div) – возвращает целую часть от деления (Пример: 10 div 3 = 3);

  6. Остаток от деления (mod) – возвращает только остаток от деления (Пример: 5 mod 2 = 1);


Помимо приведенных, существуют еще такие операции и функции для работы с числами:
abs(x) – возвращает модуль от x;
sin(x) – синус угла x (в радианах);
cos(x) – косинус угла x (в радианах);
int(x) – возвращает целую часть от x;
random(число) – случайное число от 0 до заданного;
sqr(x) – квадрат x;
sqrt(x) – квадратный корень x;
inc(x) – увеличить x на 1;
dec(x) – уменьшить x на 1.


Условия

Условия в Pascal играют очень большую роль, особенно если алгоритм выполнения программы разветвленный. Формулируется условие следующим образом:

if (условие 1) then (действие 1 — основное) else (действие 2 — альтернативное) 
(if – если, then – то, else – иначе)

При построении условия пользуются логическими операциями and, not, or, xor:

• and – операнд, объединяющий несколько условий в одно. Действие будет выполняться, только если все перечисленные условия будут верны. 
program Usloviya;
var a:integer;
begin
readln(a);
if (2*2=4) and (3+2=5) then a:=a+1 else a:=a-1;
write(a);
end.

На этом примере мы видим, что все условия, перечисленные через and верны, потому выполнялось только первое действие, идущее через than. Если хотя бы одно условие не было верно, тогда выполнилось бы второе действие.

• not – логическое действие с условием из одной части. Если условие неверно, то будет выполняться основное действие (первое), если верно – то альтернативное (второе).

program Usloviya;
var b:integer;
begin
readln (b);
if not 5=4 then b:=b+1 else b:=b-1;
write (b);
end.

Условие 5=4 неверно, следовательно, будет выполняться первое действие. 

• or (или) – логический оператор для условия из нескольких частей. Основное действие будет выполняться, если верно хотя бы одно условие. 
program Usloviya;
var d:integer;
begin
readln (d);
if (5=4+1) or (5=4) then d:=d+1 else d:=d-1;
write(d);
end. 

Одно из условий верно, поэтому программа перейдет к основному действию. Тоже повторится, если верными будут все условия. Если же ни одно условие не будет верно, то выполниться альтернативное действие. 

• xor – с этим оператором основное действие выполняется, если верно только одно условие. Если верны несколько условий, или же ни одного, то выполнится альтернативное действие.

program Usloviya;
var n:integer;
begin
readln(n);
if (6=4) xor (3=5-2) then n:=n+1 else n:=n-1;
write (n);
end.

(Примечание: Не стоит забывать что приоритет логических операций выше чем математических, поэтому, если одни совмещаются с другими, то желательно выделять математические операции скобками, чтобы не возникало ошибок при выполнении программы.)

4. Мотивация учебной деятельности обучающихся:

Создавая Паскаль, Вирт преследовал 2 цели:

  • во-первых, разработать язык, пригодный для обучения программированию как систематической дисциплине;

  • во-вторых, реализация языка должна быть эффективной и надежной на существующих вычислительных машинах.


Одним из достоинств языка Pascal является то, что он воплотил в себе идею структурного программирования, суть которой заключается в том, что с помощью нескольких конструкций можно выразить в принципе любые алгоритмы: линейные, ветвление, циклические конструкции.

Это был самый первый простой язык (ord pascal) для программирования, помогающий решить множество практических задач прошлого столетия (1970 год). Он был разработан группой ученых. С расширением платформ были созданы новые версии этой программы, а Pascal стал классическим языком программирования.


5. Выполнение практической работы.


Задача 1. Определите, есть ли среди цифр заданного трёхзначного числа одинаковые.


Решение.

program zadacha1;

uses crt;
var k,n,c,p:real;
begin

clrscr;

writeln('Задайте трёхзначное число'); {вывести надпись на экран}

readln(n); {ввести значение и «прикрепить» его к переменной n}
k:=n-int(n/10)*10; {определяем число единиц}

n:=int(n/10);

c:=n-int(n/10)*10;

n:=int(n/10);

p:=n-int(n/10)*10;

if (k=c) and (c=p) then writeln(‘Три одинаковых’) else

begin

if (k=c) or (c=p) or (p=k) then writeln(‘Два одинаковых’) else

writeln(‘Нет одинаковых’);

if (p=c) then writeln(‘Одинаковы первое и второе’);

if (c=k) then writeln(‘Одинаковы второе и третье’);

if (p=k) then writeln(‘Одинаковы первое и третье’);

end;

readkey;
end.


Задача 2. Определите, есть ли среди цифр заданного четырёхзначного числа одинаковые.


Решение.

program zadacha2;

uses crt;
var k,n,c,p,l:real;
begin

clrscr;

writeln('Задайте четырёхзначное число'); {вывести надпись на экран}

readln(n); {ввести значение и «прикрепить» его к переменной n}
k:=n-int(n/10)*10; {определяем число единиц}

n:=int(n/10); {от исходного числа отбрасываем число единиц}

c:=n-int(n/10)*10; {определяем число десятков}

n:=int(n/10); {от исходного числа отбрасываем число десятков}

p:=n-int(n/10)*10; {определяем число сотен}

n:=int(n/10); {от исходного числа отбрасываем число сотен}

l:=n-int(n/10)*10; {определяем число тысяч}

if (l=p) and (p=c) and (c=k) then writeln(‘Четыре одинаковых’) else

begin

if ((k=c) and (c=p)) or ((k=p) and (p=l)) or ((c=p) and (p=l)) then writeln(‘Три одинаковых’) else

begin

if (k=c) or (c=p) or (p=k) or (l=k) or (c=l) or (l=p) then writeln(‘Два одинаковых’)

else writeln(‘Нет одинаковых’);

if (l=p) then writeln(‘Одинаковы первое и второе’);

if (p=c) then writeln(‘Одинаковы второе и третье’);

if (c=k) then writeln(‘Одинаковы третье и четвёртое’);

if (l=c) then writeln(‘Одинаковы первое и третье’);

if (l=k) then writeln(‘Одинаковы первое и четвёртое’);

if (p=k) then writeln(‘Одинаковы второе и четвёртое’);

end;

end;

readkey;
end.


Задача 3. Определите, есть ли среди цифр заданного пятизначного числа одинаковые.


Решение.

program zadacha3;

uses crt;
var k,n,c,p,l,m:real;

label 1;
begin

clrscr;

writeln('Задайте пятизначное число'); {вывести надпись на экран}

readln(n); {ввести значение и «прикрепить» его к переменной n}
k:=n-int(n/10)*10; {определяем число единиц}

n:=int(n/10); {от исходного числа отбрасываем число единиц}

c:=n-int(n/10)*10; {определяем число десятков}

n:=int(n/10); {от исходного числа отбрасываем число десятков}

p:=n-int(n/10)*10; {определяем число сотен}

n:=int(n/10); {от исходного числа отбрасываем число сотен}

l:=n-int(n/10)*10; {определяем число тысяч}

n:=int(n/10); {от исходного числа отбрасываем число тысяч}

m:=n-int(n/10)*10 {определяем число десятков тысяч}

if (l=p) and (p=c) and (c=k) and (m=l) then writeln(‘Пять одинаковых’) else

begin

if ((m=l) and (l=p) and ((p=c)) or ((m=p) and (p=c) and (c=k)) or ((m=l) and (l=c) and (c=k)) or ((m=l) and (p=k)) or ((l=p) and (p=c) and (c=k)) then begin writeln(‘Четыре одинаковых’); goto 1; end else

begin

if ((k=c) and (c=p)) or ((k=p) and (p=l)) or ((c=p) and (p=l)) or ((k=l) and (l=m)) or ((k=p) and (p=m)) or ((c=p) and (p=m)) or ((c=l) and (l=m)) then begin writeln(‘Три одинаковых’); goto 1; end else

begin

if (k=c) or (c=p) or (p=k) or (l=k) or (c=l) or (l=p) or (k=m) or (c=m) or (p=m) or (l=m) then writeln(‘Два одинаковых’);

else writeln(‘Нет одинаковых’);

1:if (m=l) then writeln(‘Одинаковы первое и второе’);

if (l=p) then writeln(‘Одинаковы второе и третье’);

if (p=c) then writeln(‘Одинаковы третье и четвёртое’);

if (m=p) then writeln(‘Одинаковы первое и третье’);

if (m=c) then writeln(‘Одинаковы первое и четвёртое’);

if (m=k) then writeln(‘Одинаковы первое и пятое’);

if (l=c) then writeln(‘Одинаковы второе и четвёртое’);

if (l=k) then writeln(‘Одинаковы второе и пятое’);

if (p=k) then writeln(‘Одинаковы третье и пятое’);

if (c=k) then writeln(‘Одинаковы четвёртое и пятое’);

end;

end;

end;

readkey;
end.


Сохраните Вашу работу и покажите её педагогу.

6. Физкультминутка.

7. Итоги учебного занятия

Ответьте на следующие вопросы:

  1. Что нового Вы узнали, решив задания на учебном занятии?

  2. Задания были сложными? Задания были интересными?

  3. Над изучением каких тем в разделе «Изучение языка программирования Pascal» Вы хотели бы ещё поработать?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!