СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение задач рубрики "Наблюдайте, рисуйте, конструируйте, фантазируйте" (7 класс, Мерзляк А.Г. и др.)

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе приведены решения к задачам  рубрики "Наблюдайте, рисуйте, конструируйте, фантазируйте" из учебника "Геометрия, 7 класс" (авторы Мерзляк А.Г. и др.). 

Просмотр содержимого документа
«Решение задач рубрики "Наблюдайте, рисуйте, конструируйте, фантазируйте" (7 класс, Мерзляк А.Г. и др.)»

Решение задач рубрики «Наблюдайте, рисуйте, конструируйте, фантазируйте»

19. Из фигурок, имеющих вид уголка (см. рисунок), сложите квадрат.


Р ешение: Из двух «уголков» можно сложить прямоугольник 2 х 5 (рис. 74). Из 10 таких прямоугольников можно сложить квадрат 10 х 10.

48. Составьте из прямоугольников размерами 1 х 1, 1 х 2, 1 х 3, ..., 1 х 13 прямоугольник, каждая сторона которого больше 1.

Р ешение: Общее количество клеток, которое содержат все данные прямоугольники, равно 1 + 2 + ... + 13 = 91. Число 91 можно единственным способом представить в виде произведения двух множителей, отличных от единицы: 91 = 13 · 7. Теперь ясно, что длина искомого прямоугольника должна составлять 13 клеток, а ширина — 7 клеток. Двенадцать прямоугольников 1 х 1, 1 х 2, 1 х 3, ..., 1 х 12 разобьём на пары: 1 х 1 и 1 х 12, 1 х 2 и 1 х 11, ..., 1 х 6 и 1 х 7. Из каждой пары можно составить полосу 1 х 13. Тогда имеем семь прямоугольников 1 х 13, из которых легко получить прямоугольник 7 х 13.

85. Не отрывая карандаша от бумаги, проведите через девять точек (см. рисунок) четыре отрезка (возвращаться в исходную точку не обязательно).

Решение изображено на рисунке 75.

113. Разделите фигуру, изображенную на рисунке, на шесть частей двумя прямыми.

Решение изображено на рисунке 76.


131. На рисунке прямая пересекает все стороны восьмиугольника. Может ли прямая пересекать все стороны тринадцатиугольника, не проходя ни через одну из его вершин?

Ответ: Не может. Решение. Предположим, что такая прямая существует. Рассмотрим 13 точек её пересечения со сторонами тринадцатиугольника. Они делят прямую на 14 частей — 12 отрезков и 2 луча. Если эти части последовательно пронумеровать, то либо все части с чётными номерами, либо все части с нечётными номерами должны принадлежать тринадцатиугольнику. Однако части с номерами 1 и 14 — лучи, которые очевидно принадлежать многоугольнику не могут.

153. Разрежьте каждую из фигур, изображенных на рисунке, на две равные фигуры (разрезать не обязательно по линиям сетки).

Решение изображено на рисунке 77.

195. Разделите каждую из фигур, изображённых на рисунке, по линиям сетки на четыре равные части так, чтобы в каждой части был ровно один кружок.

Решение изображено на рисунке 78.

231. Нарисуйте шестиугольник, который можно одним разрезом разделить на два треугольника.

Решение изображено на рисунке 79.


251. Разрежьте прямоугольник размером 4 х 9 на две равные части, из которых можно сложить квадрат.

Решение изображено на рисунке 80. Найти решение помогают следующие соображения: площадь прямоугольника равна 36, а значит, сторона квадрата должна быть равной 6.

268. Квадрат разрезали по диагоналям на четыре треугольника (см. рисунок). Сложите из этих треугольников два квадрата.

Решение изображено на рисунке 81.

284. Длины сторон прямоугольника равны 4 и 3 см. найдите сумму длин всех отрезков, расположенных внутри прямоугольника (см. рисунок).

О твет: 14 см. Следует заметить, что сумма длин всех вертикальных отрезков равна удвоенной ширине прямоугольника, а сумма всех горизонтальных отрезков — удвоенной длине прямоугольника.

299. Катя и Женя подошли к квадратному пруду, в середине которого находится квадратный остров (см. рисунок). На берегу они нашли две доски чуть-чуть короче ширины пролива между берегом пруда и островом. Как им всё-таки попасть на остров, используя эти доски?

Р ешение изображено на рисунке 82.

325. Приведите пример, когда общей частью (пересечением) треугольника и четырёхугольника является восьмиугольник.

Решение изображено на рисунке 83.

356. На рисунке изображена осень сложная замкнутая ломаная. Она ограничивает некоторую часть плоскости (многоугольник). Как, отметив на рисунке любую точку, по возможности быстрее определить, принадлежит эта точка многоугольнику или нет?


Р ешение: Достаточно провести луч с началом в исследуемой точке X (рис. 84) и посчитать количество точек пересечения этого луча со сторонами многоугольника. Если это количество является числом чётным, то данная точка многоугольнику не принадлежит, а если нечётным — то принадлежит. Эти выводы следуют из таких соображений. Если перемещаться по лучу от точки A к точке X и последовательно нумеровать точки пересечения луча со сторонами многоугольника, то каждая нечётная по счёту точка означает «вход» в многоугольник, а чётная — «выход» из него.

423. Существует ли шестиугольник, у которого никакие две диагонали не имеют общих точек, отличных от вершин?

О твет: Существует, например, изображённый на рисунке 85.

456. Можно ли замостить плоскость фигурами, изображёнными на рисунке?

Ответ: Можно. На рисунке 86 показано, как из данных фигур можно сложить бесконечную полосу шириной 3 клетки. Ясно, что такими полосами можно замостить плоскость.

475. Разрежьте треугольник на четыре части так, чтобы, перевернув три из них, можно было сложить треугольник, равный данному.

Решение: Отрежьте от данного треугольника три равнобедренных треугольника так, как показано на рисунке 87, и переверните их.

506. На рисунке прямоугольник АВСD составлен из квадратов. Найдите сторону самого большого квадрата, если сторона самого маленького квадрата равна 1.

Решение: Обозначим через a, b, c, d стороны квадратов, как показано на рисунке 88. Получаем: b = a + 1;
c = b + 1, отсюда c = a + 2; d = c + 1, отсюда d = a + 3. Но d + 1 = 2a. Отсюда a + 3 + 1 = 2a; a = 4. Значит, стороны квадратов равны 4, 5, 6 и 7.

539. Установите закономерность форм фигур, изображённых на рисунке. Какую фигуру надо поставить следующей?


Р ешение: Каждая фигура — это стилизованная цифра, отображённая симметрично относительно вертикальной оси, проходящей через её крайнюю правую точку. Последняя из использованных цифр — 7, значит, следующая цифра — 8. Следующая фигура выглядит так, как показано на рисунке 89.

573. В квадрате АВСD вырезали заштрихованную фигуру (см. рисунок). Разделите оставшуюся часть квадрата на четыре равные фигуры.

Решение изображено на рисунке 90.



621. На листе бумаги нарисовали равносторонний треугольник и полностью накрыли его двумя другими равносторонними треугольниками разных размеров. Докажите, что для покрытия хватило бы одного из этих треугольников.

Р ешение: Любой отрезок, содержащийся в равностороннем треугольнике, меньше, чем его сторона. По принципу Дирихле две вершины исходного треугольника лежат в одном из двух треугольников, которые его покрывают. Значит, сторона этого треугольника больше стороны исходного. Таким образом, этого треугольника будет достаточно для покрытия исходного треугольника.

664. Разрежьте фигуру, изображённую на рисунке, на три части, не являющиеся квадратами, так, чтобы из этих частей можно было сложить квадрат.

Решение изображено на рисунке 91.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!