СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение задач повышенной сложности

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа "Решение задач повышенной сложности" .Предназначена для 8 класса

Просмотр содержимого документа
«Решение задач повышенной сложности»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса по «Решение задач повышенных трудностей» (алгебре) составлена на основе: Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ №1897 от 17.12.2010г) , и с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015г. №1/15, в редакции протокола №3/15 от 28.10.2015г. федерального учебно-методического объединения по общему образованию).

При составлении рабочей программы по курсу «Решение задач повышенных трудностей» (алгебра) использовались:

1. Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы: проект.- М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения)

2.Программа развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.-М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения)

Количество часов, предусмотренных на этапе освоения основного общего образования: 36 часов, в том числе в 8 классе-36ч.

Изучение математики в основной школе нацелено на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики, как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Умение составлять математические модели является одним из наиболее значимых для решения различных прикладных задач. Для учащихся составление математических моделей представляет зачастую большую сложность.

Большинство учащихся не в полной мере владеют техникой решения задач. В ОГЭ для выпускников 9-х классов задания 2-ой части в модуле «Алгебра» содержат задачу, которая оценивается максимумом баллов, за нетрадиционной формулировкой этой задачи учащимся необходимо увидеть типовые задачи, которые были достаточно хорошо отработаны на уроках в рамках школьной программы. В вариантах ЕГЭ по математике задание №11 также текстовая задача. По этим причинам возникла необходимость более глубокого изучения традиционного раздела элементарной математики: решение текстовых задач. Полный минимум знаний, необходимый для решения всех типов текстовых задач, формируется в течение первых девяти лет обучения учащихся в школе, поэтому представленный курс «Решение задач повышенной сложности» введён в 8-ом классе.

Этот курс сможет удовлетворить потребности учеников, склонных к более глубокому изучению математики, а также дает возможность проявиться каждому ученику. Преподавание курса строится как повторение и углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса по математике основной школы. Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических задач, требующих высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое и алгоритмическое мышление учащихся. Занятия дают возможность шире и глубже изучить программный материал, задачи повышенной трудности, глубже рассмотреть теоретический материал и поработать над ликвидацией пробелов знаний учащихся, и внедрить принцип опережения. Регулярно проводимые занятия по расписанию дают разрешить основную задачу: как можно полнее развивать потенциальные творческие способности каждого ученика, не ограничивая заранее сверху уровень сложности используемого задачного материала, повысить уровень математической подготовки учащихся.

Данный курс имеет общеобразовательный, межпредметный характер, освещает роль и место математики в современном мире. Всего на проведение занятий отводится 36 часов. Темы занятий независимы друг от друга и могут изучаться в любом разумном порядке. Первая тема «Текстовые задачи и техника их решения» является обзорной по данному разделу математики. Темы: «Задачи на проценты», «Задачи на сплавы, смеси, растворы», «Задачи на запись чисел», « Задачи на работу», «Задачи повышенной трудности», значительно совершенствуют навыки учащихся в решении текстовых задач. Изучаемый материал примыкает к основному курсу, дополняя его историческими сведениями, сведениями важными в общеобразовательном или прикладном отношении, материалами занимательного характера при минимальном расширении теоретического материала. Сложность задач нарастает постепенно. Прежде, чем приступать к решению трудных задач, надо рассмотреть решение более простых, входящих как составная часть в решение сложных.

В ходе изучения материала данного курса целесообразно сочетать такие формы организации учебной работы, как практикумы по решению задач, лекции, анкетирование, беседа, тестирование, частично-поисковая деятельность.

Программа включает три раздела:

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета

2.Содержание учебного предмета

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы





























1. Планируемые результаты освоения содержания курса.


Предметные:

  1. умение работать с математическим текстом структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать рассуждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;

  2. владение базовым понятийным аппаратом: иметь представлении о числе, владение символическим языком алгебры, знание элементарных функциональных зависимостей, формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;

  3. умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;

  4. умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента;

  5. умение решать линейные и квадратные уравнения и неравенства, а также приводимые к ним уравнения, неравенства, системы; применять графические представления для решения и исследования уравнений, неравенств, систем; применять полученные умения для решения задач из математики, смежных предметов, практики;

  6. овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение строить графики функций, использовать функционально-графические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей;

  7. умения применять изученные понятия, результаты и методы решения задач из различных разделов курса.

Метапредметные:

  1. способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  2. умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;

  3. способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

  4. умения устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

  5. умения создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  6. развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  7. формирования учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

  8. первоначального представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники;

  9. развития способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;

  10. умения находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

  11. умения понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

  12. умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;

  13. понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

  14. умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

  15. способности планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

Личностные:

  1. ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  2. формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  3. умения ясно, точно грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

  4. первоначального представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, и её значимости для развития цивилизации;

  5. критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

  6. креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач;

  7. умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

  8. формирования способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;














2. Содержание учебного курса


Тема 1. Текстовые задачи и техника их решения (8 ч).

Текстовая задача. Виды текстовых задач и их примеры. Решение текстовой задачи. Этапы решения текстовой задачи. Решение текстовых задач арифметическими приёмами (по действиям). Решение текстовых задач методом составления уравнения, неравенства или их системы. Значение правильного письменного оформления решения текстовой задачи. Решение текстовой задачи с помощью графика. Чертёж к текстовой задаче и его значение для построения математической модели.

Тема 2. Задачи на движение (10ч)

Движение тел по течению и против течения. Равномерное и равноускоренное движения тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. Движение тел по окружности в одном направлении и навстречу друг другу. Формулы зависимости расстояния, пройденного телом, от скорости, ускорения и времени в различных видах движения. Графики движения в прямоугольной системе координат. Чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач. Решение текстовых задач с использованием элементов геометрии. Особенности выбора переменных и методики решения задач на движение. Составление таблицы данных задачи на движение и её значение для составления математической модели.

Тема 3. Задачи на сплавы, смеси, растворы (4ч)

Формула зависимости массы или объёма вещества в сплаве, смеси, растворе («часть») от концентрации («доля») и массы или объёма сплава, смеси, раствора («всего»). Особенности выбора переменных и методики решения задач на сплавы, смеси, растворы. Составление таблицы данных задачи на сплавы, смеси, растворы и её значение для составления математической модели.

Тема 4. Задачи на работу (3ч)

Формула зависимости объёма выполненной работы от производительности и времени её выполнения. Особенности выбора переменных и методики решения задач на работу. Составление таблицы данных задачи на работу и её значение для составления математической модели.

Тема 5. Задачи на проценты (3ч)

Формулы процентов и сложных процентов. Особенности выбора переменных и методики решения задач с экономическим содержанием.

Тема 6. Задачи на числа (3ч)

Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Особенности выбора переменных и методика решения задач на числа.

Тема 7. Задания, с модулем (4 ч)

Понятие модуля. Геометрический смысл модуля. Решение уравнений, содержащих модуль. Построение графиков функций, содержащих модуль. Решение систем уравнений с двумя переменными, содержащие модуль.

Тема 8. Задачи повышенной трудности (1ч)

Текстовые задачи из ОГЭ






3. Тематическое планирование курса «Решение задач повышенной трудности (алгебра)»


Наименование раздела

Количество часов, отведенное на его изучение

Текстовые задачи и техника их решения (8 часов).

1

Текстовая задача. Виды текстовых задач и их примеры.

1

2

Решение текстовой задачи. Этапы решения текстовой задачи

1

3

Решение текстовых задач арифметическими приёмами (по действиям)

1

4

Решение текстовых задач методом составления уравнения, неравенства или их системы.

1

5

Значение правильного письменного оформления решения текстовой задачи.

1

6

Решение текстовой задачи с помощью графика.

1

7

Чертёж к текстовой задаче и его значение для построения математической модели

1

8

Решение задач

1

Задачи на движение (10 часов)

9

Движение тел по течению и против течения.

1

10

Равномерное и равноускоренное движения тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу.

1

11

Движение тел по окружности в одном направлении и навстречу друг другу.

1

12

Формулы зависимости расстояния, пройденного телом, от скорости, ускорения и времени в различных видах движения.

1

13

Графики движения в прямоугольной системе координат.

1

14

Чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач. Решение текстовых задач с использованием элементов геометрии

1

15

Решение текстовых задач с использованием элементов геометрии

1

16

Особенности выбора переменных и методики решения задач на движение.

1

17

Составление таблицы данных задачи на движение и её значение для составления математической модели.

1

18

Решение задач

1

Задачи на сплавы, смеси, растворы (4 часа)

19

Формула зависимости массы или объёма вещества в сплаве, смеси, растворе («часть») от концентрации («доля») и массы или объёма сплава, смеси, раствора («всего»).

1

20

Особенности выбора переменных и методики решения задач на сплавы, смеси, растворы.

1

21

Составление таблицы данных задачи на сплавы, смеси, растворы и её значение для составления математической модели.

1

22

Решение задач

1

Задачи на работу (3 часа)

23

Формула зависимости объёма выполненной работы от производительности и времени её выполнения.

1

24

Особенности выбора переменных и методики решения задач на работу

1

25

Решение задач

1

Задачи на проценты (3часа)

26

Формулы процентов и сложных процентов.

1

27

Особенности выбора переменных и методики решения задач с экономическим содержанием.

1

28

Решение задач

1

Задачи на числа (3часа)

29

Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.

1

30

Особенности выбора переменных и методика решения задач на числа.

1

31

Решение задач

1

Задания, с модулем (4 часа)

32

Понятие модуля. Геометрический смысл модуля.

1

33

Решение уравнений, содержащих модуль. Построение графиков функций, содержащих модуль.

1

34

Решение систем уравнений с двумя переменными, содержащие модуль.

1

35

Решение задач

1

Задачи повышенной трудности (1ч)

36

Текстовые задачи из ОГЭ


1










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!