муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №10»
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей биологии. химии и географии Руководитель ________/ Павлюк И.А./ ФИО Протокол № 1 от «27» августа 2018 г | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________/ Кокорева И.А./ ФИО «27» августа 2018 г | УТВЕРЖДЕНО Протокол заседания педагогического совета №1 От «31» августа 2018 г Председатель педсовета __________/ Коган Л.Г. / ФИО |
Курс по выбору
для 10Б класса
Основы органической химии
Учитель Норкина Татьяна Андреевна
НА 2018 / 2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
ВВЕДЕНО В ДЕЙСТВИЕ
приказом директора
по МБОУ
«Средняя школа №10»
№ 102-ОД
от «31» августа 2018 г
г. Рославль
2018 год
Данная программа разработана на основе:
1. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2.Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 года №1089.
3. Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования /Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г.№253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 N 576, от 28.12.2015 N 1529, от 26.01.2016 N 38, от 21.04.2016 N 459, от 29 декабря 2016 года N 1677; от 8 июня 2017 года N 535; от 20 июня 2017 года N 581; от 5 июля 2017 года N 629 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 31 марта 2014 № 253".
4.Авторской программы «Химия 8-11 » О.С. Габриеляна, издательство «Дрофа» 2011г, ;
5. Учебного плана МБОУ «Средняя школа № 10» на 2018- 2019 учебный год.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Выпускник на базовом уровне научится:
— понимать химическую картину мира как составную часть целостной научной картины мира;
— раскрывать роль химии и химического производства как производительной силы современного общества;
— формулировать значение химии и ее достижений для повседневной жизни человека;
— устанавливать взаимосвязь между химией и другими естественными науками;
— формулировать основные положения теории химического строения органических соединений А. М. Бутлерова и иллюстрировать их примерами из органической и неорганической химии;
— аргументировать универсальный характер химических понятий, законов и теорий для органической и неорганической химии;
— объяснять причины многообразия веществ, используя явления изомерии, гомологии, аллотропии;
— классифицировать химические реакции в неорганической и органической химии по различным основаниям и устанавливать специфику типов реакций от общего через особенное к единичному;
— характеризовать гидролиз как специфичный обменный процесс и раскрывать его роль в живой и неживой природе;
— использовать знаковую систему химического языка для отображения состава (химические формулы) и свойств (химические уравнения) веществ;
— использовать правила и нормы международной номенклатуры для названий веществ по формулам и, наоборот, для составления молекулярных и структурных формул соединений по их названиям;
— знать тривиальные названия важнейших в бытовом отношении неорганических и органических веществ; — характеризовать свойства, получение и применение важнейших представителей классов органических соединений (алканов, алкенов, алкинов, алкадиенов, ароматических углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов, предельных одноосновных карбоновых кислот, сложных эфиров и жиров, углеводов, аминов, аминокислот);
— устанавливать зависимость экономики страны от добычи, транспортировки и переработки углеводородного сырья (нефти и природного газа);
— экспериментально подтверждать состав и свойства важнейших представителей изученных органических веществ с соблюдением правил техники безопасности для работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием;
— производить расчеты по химическим формулам и уравнениям на основе количественных отношений между участниками химических реакций;
— соблюдать правила экологической безопасности во взаимоотношениях с окружающей средой при обращении с химическими веществами, материалами и процессами.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
— использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач химической тематики;
— прогнозировать строение и свойства незнакомых органических веществ на основе аналогии;
— прогнозировать течение химических процессов в зависимости от условий их протекания и предлагать способы управления этими процессами;
— устанавливать взаимосвязи химии с предметами гуманитарного цикла (языком, литературой, мировой художественной культурой);
--- раскрывать роль химических знаний в будущей практической деятельности;
— раскрывать роль химических знаний в формировании индивидуальной образовательной траектории;
— прогнозировать способность органических веществ проявлять окислительные и/или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, образующих их;
— аргументировать единство мира веществ установлением генетической связи между органическими веществами;
— владеть химическим языком для обогащения словарного запаса и развития речи;
— характеризовать становление научной теории на примере теории химического строения органических веществ;
— критически относиться к псевдонаучной химической информации, получаемой из разных источников;
— понимать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством (экологические, энергетические, сырьевые), и предлагать пути их решения, в том числе и с помощью химии.
Учебно-методический комплект
1.Химия. 10 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. – М: «Дрофа», 2017.
2.Габриелян О.С. Настольная книга для учителя. М.: Блик и К, 2008.
Содержание курса |
№ темы | Название темы (разделы по программе) | Требования к уровню подготовки обучающихся по конкретной теме курса |
Должны знать | Должны уметь | Должны использовать |
1 | Химическая реакция (19 часов) | - современные представления о строении атомов; - сущность понятия «электронная оболочка» ; - сущность понятия «электронная орбиталь», формы орбиталей, взаимосвязь номера уровня и энергии электрона; -классификацию типов химической связи и характеристики каждого из них; - механизм образования ковалентной связи; -основные понятия, способы получения полимеров; - закон Авогадро - характеристику газообразных простых и сложных веществ, способы их получения ; - основные способы получения, собирания и распознавания газов (водород, кислород, аммиак, углекислый) в лаборатории; -способы выражения концентрации растворов: массовую долю растворенного вещества - способы разделения смесей. - массовую и объемную доли вещества -классификацию химических реакций -простые вещества НеМе: строение, физ. свойства, хим. свойства; -строение, номенклатура и классификация кислот ,важнейшие представители этого класса; | - составлять электронные формулы атомов; - давать характеристику элемента на основании его положения в ПС. | приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы; безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием; -критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников. -приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве -определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий; экологически грамотного поведения в окружающей среде; объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; |
2 | Органическая химия (12 часов) | называть алканы, определять валентность, степень окисления, тип химической связи, пространственное строение, изомеры, гомологи --основные типы реакций алканов. связи, - вещества и материалы, широко используемые в практике: углеводороды. химические понятия: функциональная группа спиртов; -вещества: этанол, физиологическое действие на организм метанола и этанола; - называть моносахариды, определять пространственное строение молекулы, изомеры, гомологи, характеризовать строение и свойств моносахаридов по международной номенклатуре. -понятия: радикал, функциональная группа, гомология, классификацию номенклатуру аминов, вещества, широко используемые в практике. | -определять типы химических реакций алканов, характеризовать строение и свойства углеводородов, объяснять природу и способы образования химической связи, -называть углеводороды по «тривиальной» и международной номенклатуре, определять пространственное строение углеводородов, изомеры и гомологи, характеризовать строение и выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ; называть спирты по «тривиальной» или международной номенклатуре; -определять принадлежность веществ к классу Уметь -характеризовать строение и химические свойства спиртов; - определять характер взаимного влияния атомов в молекуле, характеризовать строение и свойства аминов, называть аминокислоты по «тривиальной» номенклатуре, определять заряд ионов, характер среды в водном растворе, изомеры, гомологи, характеризовать строение и свойства аминокислот. использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | -характеризовать вещества по типу химическойсвязи; - определять степень окисления и валентность химических элементов; -характеризовать вещества по типу химической связи -собирать прибор для получения газов в лаборатории; - объяснять, что происходит при растворении |
3 | Решение задач (3 часа) | основные формулы и законы, по которым проводятся расчеты; стандартные алгоритмы решения задач; способы решения задач различных типов. | решать задачи различных типов, в том числе, повышенной сложности; четко представлять сущность описанных в задаче процессов; видеть взаимосвязь происходящих химических превращений и изменений численных параметров системы, описанной в задаче; владеть химической терминологией; пользоваться справочной литературой по химии для выбора количественных величин, необходимых для решения задач; самостоятельно составлять типовые химические задачи и объяснять их решение. | приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. |
Календарно-тематический план
Часов в неделю - 1, в год-34
Зачет- 3
Дата/ план | Дата/ факт | № | № по теме/ разделу | Тема урока |
Химическая реакция (19 часов) |
02.09 | | 1 | 1 | Классификация химических реакций в неорганической и органической химии |
09.09 | | 2 | 1 | Тепловой эффект химической реакции. |
16.09 | | 3 | 2 | Термохимические уравнения реакций |
23.09 | | | | Расчеты теплового эффекта реакции |
30.09 | | 4 | 1 | Скорость химической реакции |
07.10 | | 5 | 2 | Зависимость скорости от различных факторов |
14.10 | | 6 | 3 | Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие |
21.10 | | 7 | 4 | Смещение химического равновесия под действием различных факторов |
28.10 | | 8 | 5 | Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах |
11.11 | | 9 | 6 | Сильные и слабые электролиты |
18.11 | | 10 | 7 | Реакции ионного обмена |
25.11 | | 11 | 8 | Гидролиз солей |
02.12 | | 12 | 1 | Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная |
09.12 | | 13 | 2 | Реакции окислительно-восстановительные |
16.12 | | 14 | 3 | Коррозия металлов и способы защиты от нее |
23.12 | | 15 | 4 | Электролиз расплавов и растворов |
| | 16 | 5 | Электролиз расплавов и растворов |
| | 17 | 6 | Решение заданий ЕГЭ |
| | 18 | 7 | Решение заданий ЕГЭ |
| | 19 | 8 | Зачет по теме «Химические реакции» |
Органическая химия (12 часов) |
| | 20 | 9 | Теория строения органических соединений: гомология и изомерия (структурная и пространственная) |
| | 21 | 10 | Классификация и номенклатура органических веществ |
| | 22 | 1 | Характерные химические свойства углеводородов |
| | 23 | 2 | Характерные химические свойства углеводородов |
| | 24 | 3 | Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола |
| | 25 | 4 | Характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров |
| | 26 | 5 | Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов и аминокислот |
| | 27 | 6 | Биологически важные вещества: жиры, белки, углеводы |
| | 28 | 1 | Качественные реакции органических соединений |
| | 29 | 2 | Взаимосвязь органических соединений |
| | 30 | 3 | Решение заданий ЕГЭ |
| | 31 | 1 | Зачет по теме «Органическая химия» |
Решение задач (3 часа) |
| | 32 | 2 | Расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси) |
| | 33 | 3 | Нахождение молекулярной формулы вещества |
| | 34 | 4 | Решение заданий ЕГЭ. Зачет по теме «Решение задач» |