Рабочая программа
Модуль «Решение задач по генетике»
9 класс
Пояснительная записка. Программа модуля по биологии разработана на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, учебного плана Муниципального казенного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №25 с углубленным изучением отдельных предметов г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области на 2014/2015 учебный год.
Программа модуля предназначена для учащихся 9 класса , носит межпредметный характер и рассчитана на 10 часов.
Программа предназначена для дополнительного углубленного изучения предмета Общая биология по разделу «Основы генетики». В программе для общеобразовательной школы (базовый уровень) на прохождение этого раздела отводится всего 9 часов с учётом теоретического материала, следовательно, на решение генетических задач и того меньше. Этого времени недостаточно, особенно для тех учащихся, которые собираются сдавать экзамены по биологии. Кроме того, этот раздел биологии вызывает немалый интерес у ребят.
Программой предусмотрены проведение уроков - практикумов по решению генетических задач, которые находятся за пределами школьной программы. Практические умения основываются на теоретических знаниях полученных на уроках биологии в 9 классе, а также на теоретических лекциях, предусмотренных программой модуля.
Цели программы:
- расширить и углубить знания по общей биологии;
- развивать интерес к предмету;
Формы организации деятельности учащихся на занятиях
Формы и методы, используемые в работе по программе
Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.
Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.
Наглядность: просмотр компьютерных презентаций
Основные принципы программы:
Принцип гуманизации
Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.
Принцип опоры
Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.
Принцип обратной связи
Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу
Формы организации учебных занятий.
Программа предусматривает проведение аудиторных занятий, в начале которых даются теоретические знания учителем, затем приводятся примеры решения задач и в конце учащимся предлагаются задачи для самостоятельного решения (для неподготовленных учащихся). Для подготовленных учащихся в начале проводится краткое повторение теоретического материала, а затем учащиеся решают задачи. Контроль за выполнением проводится учителем, либо совместно с учениками. Наряду с этим предполагается организация работы в группах, самостоятельного изучения школьной литературы, использование Интернет ресурсов, редактора презентаций PowerPoint.
Календарно- тематическое планирование
№ | Раздел/Тема | Кол-во часов | Содержание темы | Обучение детей с ОВЗ | Вид контроля | Оборудование | Планируемые результаты | Дата | |
1 | Наука генетика. Из истории развития генетики. Основные понятия генетики. | 1 | Генетика. Ген. Генотип как система взаимодействующих генов организма. Признак, свойство, фенотип | Умение объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков. | Опрос | Компьютер, экран, Проектор, презентации | Умение объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков. | | |
2 | Генетические опыты Г. Менделя. Решение задач. | 1 | Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Доминантный признак. Рецессивный признак. Аллель. | Умение составлять простейшие родословные и решать генетические задачи | Практикум | Компьютер, экран, Проектор, презентации | Умение составлять простейшие родословные и решать генетические задачи | | |
3 | Моногибридное скрещивание. | 1 | Рецессивный признак. Аллель. Мутация. Скрещивание. | Умение составлять простейшие родословные и решать генетические задачи | Практикум по решению логических, творческих задач и задач по алгоритму | Компьютер, экран, Проектор, презентации | Умение составлять простейшие родословные и решать генетические задачи | | |
4 | Наследование признаков при дигибридном скрещивании. Решение задач. | 1 | Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование; закон Т.Моргана. | Понимать необходимость развития теоретической генетики для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия | Практикум по решению логических, творческих задач и задач по алгоритму | Компьютер, экран, Проектор, презентации | Понимать необходимость развития теоретической генетики для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия | | |
5 | Наследование признаков при дигибридном скрещивании. Решение задач. | 1 | Отрабатывать умения решать задачи на моно-и дигибридное скрещивание. Занятие- тренинг. | Умение решать генетические задачи | Занятие- тренинг | | Умение решать генетические задачи | | |
6 | Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. | 1 | Отрабатывать умения решать задачи | Умение решать генетические задачи | Практикум по решению логических, творческих задач и задач по алгоритму | | Умение решать генетические задачи | | |
7 | Сцепленное наследование генов и кроссинговер. | 1 | Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование; закон Т.Моргана. Генетическое определение пола животных и растений. Хромосома, X- и Y-хромосомы. Гибрид. | Умение решать генетические задачи . Исследовать, находить информацию (в Интернете, энциклопедиях, в справочниках) о достижениях науки | Практикум по решению логических, творческих задач и задач по алгоритму | | Умение решать генетические задачи Исследовать, находить информацию (в Интернете, энциклопедиях, в справочниках) о достижениях науки | | |
8 | Фенилкетонурия. Биохимический метод изучения генетики человека. Решение генетических задач. | 1 | Методы изучения генетики человека. | Умение характеризовать биохимические методы изучения генетики человека, заболевание Фенилкетонурия. Отрабатывать умения решать задачи. Работа в группах. | Практикум по решению логических, творческих задач и задач по алгоритму | Компьютер, экран, Проектор, презентации | Умение характеризовать биохимические методы изучения генетики человека, заболевание Фенилкетонурия. Отрабатывать умения решать задачи. Работа в группах. | | |
9 | Подготовка проекта | 1 | Оформление результатов проектной работы и подготовка к ее презентации | Умение работать в составе творческих групп, аргументировать свою точку зрения. | | Мультимедиа, компьютер, экран | Умение работать в составе творческих групп, аргументировать свою точку зрения. Создание презентаций.. Работа с программой Power Point. Овладение исследовательской и проектной деятельностью. | | |
10 | Защита проектов. | 1 | Контроль и систематизация знаний. | Сформированность познавательных интересов , умение работать в составе творческих групп, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией. Защита проектов | Защита презентаций, проектов | Компьютер, экран, Проектор, презентации | Сформированность познавательных интересов , умение работать в составе творческих групп, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией. Защита проектов | | |
Предполагаемые результаты программы:
Личностные результаты:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатамиосвоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатамиосвоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток, видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики ВИЧ-инфекции;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
Формы контроля и критерии оценки.
Текущий контроль осуществляется с использованием разнообразных методов: беседы, индивидуального опроса, тестирования, подготовки сообщений (индивидуальных и по результатам работы в группах). По окончании изучения каждого модуля осуществляется тематический контроль, в ходе которого выявляется качество усвоения учащимися основных понятий, их взаимосвязей, а также умение применять знания для решения генетических задач. Итоговый контроль целесообразно проводить в виде баллов, где оцениваются презентации , исследовательские работы на одну из актуальных тем курса во время общественного смотра знаний. Курс завершается выпуском брошюры по решению генетических задач.
Перечень учебно – методическое обеспечения:
1. Адельшин Ф.К. Задачи по генетике. Пособие для абитуриентов ВМА..,1997г. 2. Генетика. М. «Высшая школа»
З. Киселёва С., Мягкова А.Н. Генетика. М. «Просвещение», 1983.
4. Самоучитель для решения задач по генетики. 2 части. Г.И. Подгорнова. В «Перемена"1988г.
Для учащихся:
Биология для поступающих в ВУЗы /под ред. В.Н.Ярыгина. М.,Высшая школа,1997.
Грин Н. Стаут У. Тейлор Д. Биология в 3-х т. Т.3. М.: Мир 1993.
Общая биология. Учебник для 10-11 классов школ с углубленным изучением биологии./ под ред. А.О.Рувинского. М. Просвещение. 1993.
В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов. “Готовимся к ЕГЭ” Общая биология. М. Дрофа. 2004 г.
Дополнительная литература:
1. Иорданский Н. Н. Эволюция жизни. М.: Академия, 2001.
2. Мамонтов С. Г. Биология: пособие для поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2003.
3. Мамонтове. Г., Захаров В. Б., Козлова Т. А. Основы биологии: книга для самообразования. М.: Просвещение, 1992.
4. Медников Б. М. Биология: Формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994.
5. Чайковский Ю. В. Эволюция. М.: Центр системных исследований, 2003.
Интернет-ресурсы
http://www.eidos.ru – Эйдос-центр дистанционного образования
http://www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
http://school-collection.edu.ru/catalog/search - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://window.edu.ru/window/ - единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернет по биологии.
http://www.5ballov.ru/test - тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии.
http://www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm - Телекоммуникационные викторины по биологии - экологии на сервере Воронежского университета.
http://chashniki1.narod.ru/uchutil45.htm - Каталог ссылок на образовательные ресурсы Интернета по разделу "Биология".
Приложение
Проект «Наследственные болезни, сцепленные с полом».
Составить родословную своей семьи.
3. Выпуск брошюры по решению генетических задач.