СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение задач по генетике

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Решение задач по генетике»












Рабочая программа


Модуль «Решение задач по генетике»

9 класс

Пояснительная записка.

Программа модуля по биологии разработана на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, учебного плана Муниципального казенного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №25 с углубленным изучением отдельных предметов г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области на 2014/2015 учебный год.

Программа модуля предназначена для учащихся 9 класса , носит межпредметный характер и рассчитана на 10 часов.

Программа предназначена для дополнительного углубленного изучения предмета Общая биология по разделу «Основы генетики». В программе для общеобразовательной школы (базовый уровень) на прохождение этого раздела отводится всего 9 часов с учётом теоретического материала, следовательно, на решение генетических задач и того меньше. Этого времени недостаточно, особенно для тех учащихся, которые собираются сдавать экзамены по биологии. Кроме того, этот раздел биологии вызывает немалый интерес у ребят.

Программой предусмотрены проведение уроков - практикумов по решению генетических задач, которые находятся за пределами школьной программы. Практические умения основываются на теоретических знаниях полученных на уроках биологии в 9 классе, а также на теоретических лекциях, предусмотренных программой модуля.

Цели программы:

- расширить и углубить знания по общей биологии;

- развивать интерес к предмету;


Формы организации деятельности учащихся на занятиях

  • Групповая

  • Индивидуальная

Формы и методы, используемые в работе по программе

Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.

Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.

Наглядность: просмотр компьютерных презентаций

Основные принципы программы:

Принцип гуманизации

Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.

Принцип опоры

Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.

Принцип обратной связи

Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необ­ходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу

Формы организации учебных занятий.

Программа предусматривает проведение аудиторных занятий, в начале которых даются теоретические знания учителем, затем приводятся примеры решения задач и в конце учащимся предлагаются задачи для самостоятельного решения (для неподготовленных учащихся). Для подготовленных учащихся в начале проводится краткое повторение теоретического материала, а затем учащиеся решают задачи. Контроль за выполнением проводится учителем, либо совместно с учениками. Наряду с этим предполагается организация работы в группах, самостоятельного изучения школьной литературы, использование Интернет ресурсов, редактора презентаций PowerPoint.

Календарно- тематическое планирование


Раздел/Тема

Кол-во часов

Содержание темы

Обучение детей с ОВЗ

Вид контроля

Оборудование

Планируемые результаты

Дата


1

Наука генетика. Из истории развития генетики. Основные понятия генетики.


1

Генетика. Ген. Генотип как система взаимодействующих генов организма. Признак, свойство, фенотип

Умение объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков.


Опрос

Компьютер, экран,

Проектор, презентации

Умение объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков.




2

Генетические опыты Г. Менделя. Решение задач.


1

Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Доминантный признак. Рецессивный признак. Аллель.

Умение составлять простейшие родословные и решать генетические задачи


Практикум

Компьютер, экран,

Проектор, презентации

Умение составлять простейшие родословные и решать генетические задачи




3

Моногибридное скрещивание.


1

Рецессивный признак. Аллель. Мутация. Скрещивание.

Умение составлять простейшие родословные и решать генетические задачи


Практикум по решению логических, творческих задач и задач по алгоритму

Компьютер, экран,

Проектор, презентации

Умение составлять простейшие родословные и решать генетические задачи




4

Наследование признаков при дигибридном скрещивании. Решение задач.

1

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование; закон Т.Моргана.


Понимать необходимость развития теоретической генетики для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия

Практикум по решению логических, творческих задач и задач по алгоритму

Компьютер, экран,

Проектор, презентации

Понимать необходимость развития теоретической генетики для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия



5


Наследование признаков при дигибридном скрещивании. Решение задач.


1

Отрабатывать умения решать задачи на моно-и дигибридное скрещивание. Занятие- тренинг.

Умение решать генетические задачи


Занятие- тренинг


Умение решать генетические задачи




6

Взаимодействие аллельных и неаллельных генов.


1

Отрабатывать умения решать задачи

Умение решать генетические задачи


Практикум по решению логических, творческих задач и задач по алгоритму


Умение решать генетические задачи




7

Сцепленное наследование генов и кроссинговер.


1

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование; закон Т.Моргана.

Генетическое определение пола животных и растений. Хромосома, X- и Y-хромосомы.

Гибрид.

Умение решать генетические задачи .

Исследовать, находить информацию (в Интернете, энциклопедиях, в справочниках) о достижениях науки

Практикум по решению логических, творческих задач и задач по алгоритму


Умение решать генетические задачи

Исследовать, находить информацию (в Интернете, энциклопедиях, в справочниках) о достижениях науки



8

Фенилкетонурия. Биохимический метод изучения генетики человека. Решение генетических задач.


1

Методы изучения генетики человека.

Умение характеризовать биохимические методы изучения генетики человека, заболевание Фенилкетонурия. Отрабатывать умения решать задачи. Работа в группах.

Практикум по решению логических, творческих задач и задач по алгоритму

Компьютер, экран,

Проектор, презентации

Умение характеризовать биохимические методы изучения генетики человека, заболевание Фенилкетонурия. Отрабатывать умения решать задачи. Работа в группах.



9

Подготовка проекта

1

Оформление результатов проектной работы и подготовка к ее презентации

Умение работать в со­ставе творческих групп, ар­гументировать свою точку зрения.


Мультимедиа, компьютер, экран

Умение работать в со­ставе творческих групп, ар­гументировать свою точку зрения. Создание презентаций.. Работа с программой Power Point.

Овладение исследовательской и проектной деятельностью.



10

Защита проектов.

1

Контроль и систематизация знаний.


Сформированность познавательных интересов ,

умение работать в со­ставе творческих групп,

ар­гументировать свою точку зрения. Овладе­ние навыками выступ­лений перед аудиторией.

Защита проектов

Защита презентаций, проектов

Компьютер, экран,

Проектор, презентации

Сформированность познавательных интересов ,

умение работать в со­ставе творческих групп,

ар­гументировать свою точку зрения. Овладе­ние навыками выступ­лений перед аудиторией.

Защита проектов




Предполагаемые результаты программы:

Личностные результаты:

1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;

2) реализация установок здорового образа жизни;

3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатамиосвоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих;

4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатамиосвоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

    • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток, видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

    • приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики ВИЧ-инфекции;

    • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

    • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

    • постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.


Формы контроля и критерии оценки.

Текущий контроль осуществляется с использованием разнообразных методов: беседы, индивидуального опроса, тестирования, подготовки сообщений (индивидуальных и по результатам работы в группах). По окончании изучения каждого модуля осуществляется тематический контроль, в ходе которого выявляется качество усвоения учащимися основных понятий, их взаимосвязей, а также умение при­менять знания для решения генетических задач. Итоговый контроль целесообразно проводить в виде баллов, где оцениваются презентации , исследовательские работы на одну из актуальных тем курса во время общественного смотра знаний. Курс завершается выпуском брошюры по решению генетических задач.

Перечень учебно – методическое обеспечения:

1. Адельшин Ф.К. Задачи по генетике. Пособие для абитуриентов ВМА..,1997г. 2. Генетика. М. «Высшая школа»

З. Киселёва С., Мягкова А.Н. Генетика. М. «Просвещение», 1983.

4. Самоучитель для решения задач по генетики. 2 части. Г.И. Подгорнова. В «Перемена"1988г.

Для учащихся:

  1. Биология для поступающих в ВУЗы /под ред. В.Н.Ярыгина. М.,Высшая школа,1997.

  2. Грин Н. Стаут У. Тейлор Д. Биология в 3-х т. Т.3. М.: Мир 1993.

  3. Общая биология. Учебник для 10-11 классов школ с углубленным изучением биологии./ под ред. А.О.Рувинского. М. Просвещение. 1993.

  4. В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов. “Готовимся к ЕГЭ” Общая биология. М. Дрофа. 2004 г.

Дополнительная литература:

1. Иорданский Н. Н. Эволюция жизни. М.: Академия, 2001.

2. Мамонтов С. Г. Биология: пособие для поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2003.

3. Мамонтове. Г., Захаров В. Б., Козлова Т. А. Основы биологии: книга для самообразования. М.: Просвещение, 1992.

4. Медников Б. М. Биология: Формы и уровни жизни. М.: Просве­щение, 1994.

5. Чайковский Ю. В. Эволюция. М.: Центр системных исследований, 2003.


Интернет-ресурсы

  1. http://www.eidos.ru – Эйдос-центр дистанционного образования

  2. http://www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

  3. http://school-collection.edu.ru/catalog/search - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

  4. http://window.edu.ru/window/ - единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернет по биологии.

  5. http://www.5ballov.ru/test - тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии.

  6. http://www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm - Телекоммуникационные викторины по биологии - экологии на сервере Воронежского университета.

  7. http://chashniki1.narod.ru/uchutil45.htm - Каталог ссылок на образовательные ресурсы Интернета по разделу "Биология".


Приложение

  1. Проект «Наследственные болезни, сцепленные с полом».

  2. Составить родословную своей семьи.

3. Выпуск брошюры по решению генетических задач.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!