1. Мотивация к учебной деятельности
|
Словесный (беседа)
|
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Софья Павловна, и сегодня урок математики проведу у вас я. Садитесь. Проверьте готовность к уроку. У вас должно быть на парте: тетрадь, пенал, учебник.
Сегодня на уроке нам важно быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми.
Итак, приступаем к работе.
|
Приветствуют учителя.
Проверяют готовность к уроку.
|
|
Р: осуществлять волевую саморегуляцию
К: владеть диалогической речью.
|
|
3. Выявление места и причины затруднения
|
Словесный (беседа), Практический (упражнение)
|
- Увеличьте 15 на 8. (23) (запись на доске)
- Уменьшить 42 на 6. (36) (запись на доске)
- Уменьшить 6 в 3 раза.
- Увеличить 5 в 4 раза.
- Почему возникло затруднение?
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
|
-23
-36
Не знаем, что значит уменьшить в 3 раза и увеличить в 4 раза.)
Увеличение и уменьшение числа в несколько раз
|
|
Р: принимать и сохранять учебную задачу.
|
|
5. Реализация построенного проекта
|
Словесный (беседа) Практический (упражнение);
|
– Сегодня на уроке будем решать задачи с соотношениями «в несколько раз больше», «в несколько раз меньше».
– Прочитайте самостоятельно первую задачу.
В ящике лежат мячики: 4 зеленых, а красных в 2 раза больше, чем зеленых. Сколько в ящике красных мячиков?
– Что известно? Что надо узнать?
Запишем краткую запись нашей задачи.
Красных мячиков в 2 раза больше, чем зеленых. Значит, их 2 раза по столько, сколько зеленых. Чтобы узнать без рисунка, сколько красных мячиков, надо 4 умножить на 2, получится 8.
4 ∙ 2 = 8
Ответ: 8 красных мячиков.
– Рассмотрите рисунок к этой задаче.
Объясните ее решение.
– Прочитайте вторую задачу. На столе лежат 10 слив, а яблок – в 5 раз меньше. Сколько яблок?
Решение.
Так как яблок в 5 раз меньше, то на каждое яблоко приходиться 5 слив. Нарисуем 10 слив. Под каждыми пятью сливами нарисуем яблоко. Получилось 2 яблока.
Чтобы узнать ответ без рисунка, надо 10 разделить на 5, получится 2.
10 : 5 = 2
Ответ: 2 яблока.
– Объясните решение этой задачи, данное в учебнике.
Задание № 1 (с. 75).
На столе 4 помидора, а огурцов – в 2 раза больше. Сколько огурцов на столе?
– Прочитайте задачу.
– Сколько помидоров лежит на столе?
– Выложите перед собой в ряд столько желтых фишек, сколько помидоров лежит на столе.
– Что нам известно об огурцах?
– Что это значит?
– Выложим столько красных фишек, сколько огурцов на столе. Как это сделать?
– Какое действие надо выполнить, чтобы найти число огурцов на столе?
– Запишем решение задачи в тетрадь.
Решение:
4 · 2 = 8 (ог.).
Ответ: 8 огурцов.
Задание № 2 (75).
Брат набрал 12 стаканов смородины, а сестра – в 3 раза меньше. Сколько стаканов смородины набрала сестра?
Что нам известно?
Запишем краткую запись нашей задачи.
-Выложим перед собой в ряд столько желтых фишек, сколько стаканов набрал брат.
– Что нам известно о том, сколько стаканов ягод набрала сестра?
– Что это значит?
– Разложенные желтые фишки разбейте на кучки по 3 штуки в каждой.
– Сколько получилось кучек?
– Чтобы получить этот результат, какое арифметическое действие надо выполнить?
– Значит, сколько стаканов смородины набрала сестра?
– Выложите красных фишек столько, сколько стаканов смородины набрала сестра.
– Запишите решение задачи в тетрадь.
Решение:
12: 3 = 4 (ст.).
Ответ: 4 стакана.
– Какие задачи учились решать?
|
-Читают задачу самостоятельно
Красных-? в 2р б.чем зеленых.
Зеленых-4
Кол-во зеленых и во сколько раз красных больше, чем зеленых. Нужно узнать кол-во красных.
-
-Четыре
-выкладывают желтые фишки
- Их в 2 раза больше, чем помидоров
- Огурцов 2 раза по столько, сколько помидоров
- Надо выложить 2 раза по столько красных фишек, сколько желтых фишек на столе
- Надо 4 умножить на 2
-Брат набрал 12 стаканов
Сестра в 3 раза меньше.
Она набрала в 3 раза меньше стаканов, чем брат
На каждые три стакана брата приходится один стакан сестры.
- Четыре
-12 разделить на 3
-Четыре
в которых есть слова в … больше, в … меньше
|
|
К:владеть диалогической формой речи.
П:осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации;
П:строить логическую цепь рассуждения.
К:владеть диалогической формой речи.
П: строить логическую цепь рассуждения.
|
|
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
|
Словесный (беседа) Практический (упражнение);
|
Физминутка
– А сейчас будем учиться применять наши новые знания в решении задач на практике.
Каждой группе дается карточка:
1 – Цена тетради 3 рубля. Она в 4 раза дешевле блокнота. Какова цена блокнота?
2 – Цена карандаша стоит 2 рубля, а ручка в 3 раза дороже карандаша. Сколько стоят 4 ручки?
3 – В ведре 8л воды, а в кастрюле в 4раза меньше. Сколько литров воды в двух таких кастрюлях?
Задания: прочитать задачу, смоделировать задачу, решить.
(затем участники групп выходят к доске и представляют
|
|
|
|
|
7.
Самостоятельная работа с проверкой по эталону
|
Практический (упражнение)
|
-Положите перед собой карточки с таблицами и рассмотрите их.
Что нужно сделать?
Если мы уменьшаем числа в несколько раз, какое это действие? Назовите компоненты деления
Каким компонентом являются числа в таблице? Назовите мне делитель. Что нужно сделать, чтобы найти делимое?
Рассмотрите вторую таблицу, что здесь нужно сделать?
Если мы увеличиваем числа в несколько раз, какое это действие? Назовите компоненты умножения
1-й множитель, 2-й множитель, произведение. Каким компонентом являются числа в таблице? (1-й множитель) Назовите 2-й множитель (3) Что нужно сделать, чтобы найти произведение? Итак, заполните пропуски самостоятельно.
Обменяйтесь карточкой с соседом и проверьте по эталону
Итак, если нет ошибок, поставьте «5», если есть 1 ошибка, то поставьте «4», если больше – восклицательный знак. Поднимите руку у кого 5? 4? Остальные будьте внимательнее.
|
- уменьшить числа в 4 раза
-Деление
-Делимое, делитель, частное
-Частное
-4
-делитель разделить на делимое
- увеличить числа в 8 раза
- умножение
-Нужно первый множитель умножить на второй
|
|
П: осуществлять анализ объектов
Р:
планировать свою деятельность в соответствии с поставленными задачами, принимать и сохранять учебную задачу
К:
с достаточной полнотой и точностью, выражать своё мнение
|
|