СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение задач Элективный курс «Химия в задачах за страницами учебника»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Решение задач Элективный курс «Химия в задачах за страницами учебника»»








Рабочая программа

Предметной деятельности по химии 9 А класса

«Химия в задачах за страницами учебника»

1ч. в неделю

Учитель: Блюммер Л.А.











Пояснительная записка

«Умение решать задачи есть искусство;

приобретающееся практикой.».

Д.Пойа

Элективный курс «Химия в задачах за страницами учебника» предназначен для учащихся 9 классов, рассчитан на одно полугодие (34 часов – 1 часа в неделю). Программа имеет общеобразовательный межпредметный химико-математический характер и предназначена для изучения учащимися, проявившими повышений интерес к решению расчетных задач. Программа имеет прикладную направленность и служит для удовлетворения индивидуального интереса учащихся к изучению и применению знаний математики при решении расчетных задач и экспериментальной химии.

Решение задач занимает в химическом образовании важное место. Это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии, и вырабатываются умения самостоятельного применения приобретенных знаний.

Актуальность данного элективного курса в том, что он совершенствует умения учащихся решать расчетные задачи, знакомит с различными спосо-бами их решения, курс углубляет знания учащихся, расширяет кругозор в области прикладной химии. Обычно учащиеся решают задачи по образцу, предложенному учителем, и не пытаются сделать это нестандартными способами.

Содержание курса расширяет представления учащихся о химических веществах, используемых в быту, медицине, промышленности даёт понятие об основах аналитической химии. Решение задач содействует конкретизации и упрочению знаний, развивает навыки самостоятельной работы, служит закреплению в памяти учащихся химических законов, теорий и важнейших понятий. Выполнение задач расширяет кругозор учащихся, позволяет устанавливать связи между явлениями, между причиной и следствием, развивает умение мыслить логически, воспитывает волю к преодолению трудностей. Умение решать задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления учащихся, глубины усвоения ими учебного материала.

Интеграция этого курса с математикой, биологией, физикой позволяет учащимся лучше понять процессы, рассматривая их с разных точек зрения. Актуальность данного курса способствует повышению интереса к познанию химии и ориентирует учащихся на профессии, связанные с предметной областью.

Цель курса: предоставление возможности удовлетворить интересы учащихся в области химии в процессе проведения занятий по решению расчетных и экспериментальных задач.

Задачи курса:

• развивать познавательные и интеллектуальные способности учащихся, навыки самостоятельной работы, логическое мышление;

• расширять естественнонаучное мировоззрения учащихся, преодоление хемофобии и безразличного отношения к современным экологическим проблемам;

• осуществлять подготовку учащихся к олимпиадам, конкурсам, научно-практическим конференциям и поступлению в вузы.

• воспитывать гражданскую ответственность, трудолюбие, аккуратность, внимательность, коммуникативность, волю к преодолению трудностей, трудолюбие и добросовестность; бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Особенности курса:

• интегрирование учебного материала,

• составление авторских задач и их решение,

• решение изобретательских задач.

Методы и формы решения поставленных задач:

уроки-практикумы, уроки-упражнения, семинары, лабораторные и практические работы, конференции, круглые столы.

Используемые педагогические технологии:

РО - развивающая система обучения позволяет отойти от традиционного заучивания и запоминания, учит детей ставить на уроке цели, задачи, проблемы, рассматривать их с разных позиций и находит пути решения; это способствует интеллектуальному развитию, развитию творческих способностей и адекватной взаимо- и самооценке учащихся;

Теоретической базой служит курс химии основной школы. Расширяя и углубляя знания, совершенствуя умения и навыки, полученные на уроках, учащиеся обучаются основам расчетной химии и химического анализа.

Способы оценивания достижений учащихся.

Достижения учащихся фиксируются по полноте и правильности выполнения учащимися заданий, выходу на более высокий уровень познавательной самостоятельности. В качестве основного образовательного результата является умение оперировать математическими знаниями для решения расчетных задач, выработка умений решения задач, развитие логического мышления учащихся, успешная самореализация учащихся в учебной деятельности. В качестве диагностики результативности работы учитель использует тестовый, проверочный контрольный материал в зависимости от особенностей излагаемого им материала.

Основные идеи курса:

• химическая наука служит интересам человечества и при правильном и рациональном использовании ее достижений способствует решению многих проблем, стоящих перед обществом;

• вооружение школьников основной и главной теоретической информацией при решении расчетных и экспериментальных задач;

• установление взаимосвязей между теоретическими и прикладными знаниями учащихся по предмету;

• подготовить необходимую базу для решения различных типов задач в старших классах.

Формы контроля:

отчет по практической работе;

текущий контроль – самостоятельные и контрольные работы;

итоговый контроль.






Общая характеристика элективного курса.

Предлагаемый элективный курс направлен на углубление и расширение химических знаний учащихся через решение расчётных задач, а также на подготовку к успешной сдаче единого государственного экзамена по предмету.

В существующих ныне образовательных программах решению задач отводится неоправданно мало внимания. А ведь именно решение задач служит средством для осмысления, углубления и закрепления теоретического материала.

При решении задач у учеников вырабатывается самостоятельность суждений, умение применять свои знания в конкретных ситуациях, развивается логическое мышление, появляется уверенность в своих силах.

Элективный курс «Решение расчетных задач по неорганической химии» предназначен для учащихся 9 классов и носит предметно-ориентированный характер и практическую направленность, т.к. предназначен не столько для формирования новых химических знаний, сколько для развития умений и навыков решения расчётных задач различных типов.

Перечень межпредметных связей, используемых в курсе химии:

При изучении данного элективного курса прослеживаются межпредметные связи с такими науками как:

математика ( решение задач алгебраическим способом)

физика ( газовые законы).

биология (определение химического состава орг. вещества)

Химическое содержание части задач, предложенных программой курса, выходит за рамки базового уровня, т. к. предполагает, что курс выберут школьники, серьёзно интересующиеся химией и планирующие по завершению обучения в школе сдать единый государственный экзамен.

Учебная деятельность осуществляется при использовании УМК О.С.Габриеляна.






1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса


Рабочая программа элективного курса по химии для 9  класса составлена  на основе авторской программы  О.С.Габриеляна.  Программа соответствует учебному плану образовательной организации и предусматривает изучение предмета на базовом уровне.

Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год.

Данный курс сопровождает учебный предмет «Химия» и предназначен для учащихся 9 классов, выбравших этот предмет для сдачи экзамена в форме ОГЭ. Курс также может быть использован для расширения и углубления программ предпрофильного обучения по химии и построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся, проявляющих интерес к науке. Курс построен таким образом, что позволяет расширить и углубить знания учащихся по всем основным разделам школьного курса химии основной школы, а также ликвидировать возможные пробелы. Содержание курса предназначено для овладения теоретическим материалом и отработки практических навыков решения заданий контрольно-измерительных материалов.

Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.

Цель курса: подготовить учащихся к итоговой аттестации по химии за курс основной общеобразовательной школы, к поступлению выпускников в профильные классы средней школы.

Основные задачи курса:

  • изучение нормативных документов и структуры экзаменационной работы по химии в форме ОГЭ;

  • формирование у учащихся культуры выполнения аттестационных заданий;

  • закрепление, систематизация и расширение химических знаний учащихся по основным разделам курса химии основной школы;

  • развитие навыков самостоятельной работы;

  • формирование навыков аналитической деятельности, прогнозирования результатов для различных вариативных ситуаций;

  • развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей в процессе поиска решений;

  • развитие умений логически мыслить, воспитание воли к преодолению трудностей, трудолюбия и добросовестности;

  • формирование навыков исследовательской деятельности;

  • формирование индивидуальных образовательных потребностей в выборе дальнейшего профиля обучения в старшей школе.

  • Оценка умений решать экспериментальные задачи

  • Отметка «5»:

  • План решения составлен правильно;

  • Правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;

  • Дано полное объяснение и сделаны выводы.

  • Отметка «4»:

  • План решения составлен правильно;

  • Правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.

  • Отметка «3»:

  • План решения составлен правильно;

  • Правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена несущественная ошибка в объяснении и выводах.

  • Отметка «2»:

  • Допущены две (и более) ошибки в плане решения, в подборе оборудования, в объяснении и выводах.

  • Отметка «1»:

  • Задача не решена.

  • Оценка умений решать расчетные задачи

  • Отметка «5»:

  • В логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

  • Отметка «4»:

  • В логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

  • Отметка «3»:

  • В логическом рассуждении нет ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

  • Отметка «2»:

  • Имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.

  • Отметка «1»:

  • Отсутствие ответа на задание.

  • Оценка письменных контрольных работ

  • Отметка «5»:

  • Ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

  • Отметка «4»:

  • Ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

  • Отметка «3»:

  • Работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

  • Отметка «2»:

  • Работа выполнена меньше, чем наполовину или содержит несколько несущественных ошибок.

  • Отметка «1»:

  • Работа не выполнена.

  • При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требовани


Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к результатам усвоения учебного материала по неорганической химии


Учащиеся должны знать: 

- основные формы существования химического элемента (свободные атомы, простые и сложные вещества),

- основные сведения о строении атомов элементов малых периодов,

- основные виды химической связи,

- типы кристаллических решеток,

- факторы, определяющие скорость химических реакций и состояние химического равновесия,

- типологию химических реакций по различным признакам,

- сущность электролитической реакции,

- названия, состав, классификацию и состав важнейших классов неорганических соединений в свете электролитической диссоциации и с позиций окисления-восстановления,

- положение металлов и неметаллов в периодической системе Д.И.Менделеева; общие физические и химические свойства металлов и основные способы их получения; основные свойства и применение важнейших соединений щелочных и щелочноземельных металлов; алюминия; качественные реакции на важнейшие катионы и анионы.

Учащиеся должны уметь:

Применять следующие понятия: химический элемент, атомы, изотопы, ионы, молекулы; простое и сложное вещество; аллотропия; относительная атомная  и молекулярная массы, количества вещества, молярная масса, молярный объем, число Авогадро; электроотрицательность, степень окисления, окислительно-восстановительный процесс; химическая связь, ее виды и разновидности; химическая реакция и ее классификации; скорость химической реакции и факторы ее зависимости; обратимость химической реакции, химическое равновесие и условия его смещения; электролитическая диссоциация, гидратация молекул и ионов; ионы, их классификация и свойства; электрохимический ряд напряжений металлов;

Разъяснять смысл химических формул и уравнений; объяснять действие изученных закономерностей (сохранения массы веществ при химических реакциях); определять степени окисления атомов химических элементов по формулам их соединений; составлять уравнения реакций, определять их вид и характеризовать окислительно-восстановительные реакции, определять по составу (химическим формулам) принадлежность веществ к различным классам соединений и характеризовать их химические свойства, в том числе и в свете электролитической диссоциации; устанавливать генетическую связь между классами неорганических соединений и зависимость между составом вещества и его свойствами;

Обращаться с лабораторным оборудованием; соблюдать правила техники безопасности; проводить простые химические опыты; наблюдать за химическими процессами и оформлять результаты наблюдений;

Производить расчеты по химическим формулам и уравнениям с использованием изученных понятий.

Давать определения и применять следующие понятия: сплавы, коррозия металлов, переходные элементы, амфотерность.

Характеризовать свойства классов химических элементов (металлов), групп химических элементов (щелочных и щелочноземельных металлов, галогенов) и важнейших химических элементов (алюминия, железа, серы, азота, фосфора, углерода и кремния) в свете изученных теорий.

Распознавать важнейшие катионы и анионы.

Решать расчётные задачи с использованием изученных понятий.

   

Требования к результатам усвоения учебного материала по органической химии

Учащиеся должны знать:

а) причины многообразия углеродных соединений (изомерию); виды связей (одинарную, двойную, тройную); важнейшие функциональные  группы органических веществ, номенклатуру основных представителей групп органических веществ;

б) строение, свойства и практическое значение метана, этана, этилена, ацетилена, метанола, этанола, глицерина, уксусной  и стеариновой кислот; биологически важные вещества: белки, жиры и углеводы.

Учащиеся должны уметь:

а) разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство и взаимосвязь органических веществ, причинно- следственную зависимость между составом, строением, свойствами и практическим использованием веществ;

б) называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, ацетилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, глюкоза, сахароза;

в) составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных органических веществ, их генетическую связь;

г) распознавать важнейшие органические вещества.    

 

Формы контроля:

  • текущий контроль - многовариантное разноуровневое тематическое и комбинированное тестирование;

  •  тематический - контрольные работы;

  • промежуточная аттестация – итоговая контрольная работа в форме теста по вариантам ОГЭ прошлых лет и демоверсии.



Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Количество часов

Теор.

Практ.

1

Введение

1

1



2

Расчеты по химическим формулам.

Расчетные задачи на определение химических формул

4

1

3

3

Количественные соотношения в химии (решение усложненных задач)

6

1

5

4

Расчеты по химическим уравнениям.

8

2

6

5

Газообразное состояние вещества. Задачи с использованием газовых законов.

4

1

3

6

Способы выражения концентрации растворов.

4

1

3

7

Окислительно-восстановительные реакции

3

1

3

8

Решение экспериментальных задач

4

1

2


Итого

34

9

25



Содержание программы:

Тема 1. Введение (1ч). Основные типы расчетных задач по химии. Основные физические и химические величины. Основные приемы решения задач.

Тема 2.Расчеты по химическим формулам (4ч). Вычисление массовой доли элемента в веществе. Определение массовых отношений элементов в веществе. Вывод формул соединений по данным химического анализа. Вывод формул химических соединений различными способами.

Тема 3. Количественные соотношения в химии(6ч).Определение количества вещества по его массе. Вычисление массы данного количества вещества. Определение массы вещества (газа) по его объему. Определение числа частиц газа по его объему. Вычисление массы и объема определенного числа молекул газа. Расчет масс некоторых элементов, содержащихся в организме человека. Расчет по формуле кристаллогидрата. Массовая и объемная доля компонентов смеси, в том числе и примесей. Расчеты, связанные с понятием «доля» компонентов смеси и примесей (определение массовой доли примеси в веществе).

Тема 4. Расчеты по химическим уравнениям (8ч).Расчеты по химическим уравнениям масс веществ. Вычисления по химическим уравнениям массы или количества вещества по известному количеству вещества или известной массе одного из вступающих или получающихся в результате реакции веществ. Вычисления по химическим уравнениям массы или количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. Определение массы или массовой доли вещества в смеси по уравнению реакции. Вычисление выхода продукта реакции от теоретически возможного. Определение массы исходного вещества по массе продукта реакции и массовой доле выхода. Вычисление масс продукта реакции по массам исходных веществ, одно из которых дано в избытке.

Тема 5. Газообразное состояние вещества (4ч). Задачи с использованием газовых законов. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Плотность газов. Относительная плотность газов. Задачи, связанные с объемными отношениями газов при химических реакциях. Газовые смеси. Объемная, мольная, массовая доли компонентов газовой смеси. Средняя молярная масса газовой смеси, ее расчет.

Тема 6. Способы выражения концентрации растворов (4ч). Процентная концентрация. Молярная и нормальная концентрации. Задачи на разбавление, концентрирование и смешивание растворов. Объемная доля растворенного вещества. Расчеты жесткости воды. Практическая работа No1. Приготовление растворов с заданной молярной и нормальной концентрацией.

Тема 7. Окислительно-восстановительные реакции (3ч). Понятие об ОВР. Окислитель, восстановитель, процессы окисления и восстановления. Решение уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса;

Тема 8. Решение экспериментальных задач (4ч). Понятие о качественных реакциях на катионы и анионы. Способы решения экспериментальных задач. Практическая работа №2. Определение хлоридов, сульфатов, карбонатов и фосфатов натрия, калия, кальция, меди.

Требования к результатам обучения

В результате изучения элективного курса учащиеся должным знать:

•стандартный план решения расчетной химической задачи;

•основные и дополнительные способы решения химических задач;

•графический метод решения химических задач;

•физико-химические величины и их единицы;

•формулы, применяемые при решении задач;

уметь:

•схематично записывать условие задачи;

•проводить анализ химической части задачи и ее решения;

•правильно использовать физико-химические величины и их единицы;

•грамотно оформлять решение;

•составлять и применять алгоритмы действий при решении;

•использовать основные способы решения химических задач (соотношение масс веществ, сравнение масс веществ, величину «количество вещества» и ее единицу «моль», составление пропорции, коэффициент пропорциональности);

•использовать дополнительные способы решения задач (вывод алгебраической формулы и расчет по ней, закон эквивалентов);

•использовать графический метод решения химических задач;

•оперировать понятиями: относительная атомная масса элементов, относительная молекулярная масса вещества, моль, молярная масса вещества, молярный объем газообразных веществ, тепловой эффект химической реакции, молярная теплота образования и молярная теплота сгорания;

•применять закон Авогадро и его следствия, закон Гей-Люссака;

•использовать уравнение Менделеева-Клапейрона;

•решать задачи по формулам веществ и по химическим уравнениям;

•определять содержание компонентов в смеси;

•определять молекулярную формулу вещества на основании массовых долей атомов элементов, а также по массе или объему исходного вещества и продуктов сгорания;

•решать комбинированные задачи рациональными способами.

В процессе решения задач воспитываются трудолюбие и целеустремленность, развиваются чувство ответственности, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели; реализуются межпредметные связи, показывающие единство природы, формируется мировоззрение учащихся.

Значительна роль задач в создании поисковых ситуаций, необходимых при проблемном обучении. Задачи незаменимы при проверке знаний учащихся и при закреплении учебного материала. Умение решать задачи достигается одним путем -постоянными и систематическими упражнениями.

Материально-техническое и информационное обеспечение Наглядные пособия: серии таблиц по неорганической химии, коллекции, модели молекул, наборы моделей атомов для составления моделей молекул комплект кристаллических решеток, таблица химических элементов Д.И. Менделеева. Приборы, наборы посуды, лабораторных принадлежностей для химического эксперимента, наборы реактивов. Наличие лабораторного оборудования и реактивов позволяет формировать культуру безопасного обращения с веществами, выполнять эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ, проводить экспериментальные работы исследовательского характера.

Компьютер, мультимедийный проектор, доступ к ресурсам Интернет.









Информационные ресурсы для учителя:

1.Химия. Пособие-репетитор для поступающих в вузы / под ред. Е. С. Егорова. -Ростов н/Д. : Феникс, 2003.

2.Волович П., Бровко М. Готовимся к экзамену по химии. М.: Айрис-пресс, 2006.

3.Химия. ГИА –2010.М., Просвещение, 2010.

Интернет-ресурсы:

1.Всероссийский школьный портал http://www.schoolbase.ru/articles/item/ximiya

2.Сетевое объединение методистов http://dictionary.fio.ru/subject.asp?id=10000755

3.http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c7fbc906-a8f3-4833-8f91-6d49e3ffabb0/117601/?&subject=31

4.Медиаресурсы учителю химии http://www.ikt.oblcit.ru/Kirillova/chemistry_for_teacher/index.htm

5.Химический портал http://www.chemport.ru/

6.Естественно-научный портал http://www.en.edu.ru/.

7.Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru/subjects/4/

4.Хомченко, И. Г. Решение задач по химии. 8-11 / И. Г. Хомченко. -М.: ООО «Издательство Новая волна», 2007.

http://www.mon.gov.ruМинистерство образования и науки

http://www.fipi.ruПортал ФИПИ –Федеральный институт педагогических измерений

Информационные ресурсы для обучающихся:

1.Абкин Г.Л. Задачи и упражнения по химии;

2. Габриелян О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях 8 –9 классы;

3. Гаврусейко Н.П. Проверочные работы по неорганической химии 8 класс;

4. Савинкина Е.В. Свердлова Н.Д. Сборник задач и упражнений по химии;

5. Суровцева Р.П. Задания для самостоятельной работы по химии в 8классе;

6. Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!