Решение трудных задач ОГЭ
Цель работы: Разработать основы системы подготовки учащихся к успешной сдачи ГИА в процессе обучения географии и обеспечить качественную подготовку учащихся к сдаче экзамена по географии.
Как качественно подготовить учащихся к ОГЭ и получить достойный результат? Наверное, этот вопрос волнует многих учителей, и я не являюсь исключением. Изучив опыт передовых педагогов, используя в практике различные учебные пособия, я пытаюсь выбрать для себя наиболее рациональный путь подготовки к ОГЭ, который бы работал и на ученика, и на учителя.
- Сегодня я расскажу Вам о некоторых приёмах работы с заданиями, которые являются эффективными методами при подготовке к ГИА по географии.
Свою работу по подготовке к ОГЭ начинаю с того что знакомлю учеников с особенностями проведения экзамена, с системой оценивания экзаменационной работы, со спецификацией и кодификатором КИМ. Учащиеся должны чётко знать, что от них требуется на экзамене и что они должны сделать, чтобы не упустить возможность получить как можно больше баллов.
Знакомлю с необходимыми учебными пособиями, а также с материалами различных сайтов для подготовки к ОГЭ. (сайт ФИПИ www.fipi.ru, «Решу ОГЭ»).
Затем ученики выполняют входную работу (как правило, это пробная версия ОГЭ). Эта работа даёт возможность определить каков уровень знаний ученика, выявить область «знания/не знания». Понять, что умеет учащийся, какие пробелы в знаниях есть, на какие задания обратить особенное внимание.
Итак, Индукция. Моделирую ситуацию: вы при подготовке к ОГЭ по географии выполняли входную диагностическую работу (демоверсию) и получились вот такие результаты. Привожу статистическую таблицу.
По таблице определите, пожалуйста:
По каким темам Вы сегодня не нуждаетесь в дополнительной консультации?
По каким темам Вам будет нужна индивидуальная консультация?
По каким темам вся группа нуждается в консультации?
Анализируют таблицу и приходят к выводу, что весь «класс» нуждаются в дополнительной консультации по темам:
1.план местности;
2.географические следствия движений Земли
3. население;
4.синоптическая карта;
5.(выбор страны по демографическим и экономическим показателям)
Прежде чем приступить к ??? КОНСУЛЬТАЦИИ, давайте проведём опорный спринт к проблемной теме №1.
Что вы делаете, чтобы сориентировать компас?
Что такое азимут ориентира и назовите азимуты основных сторон горизонта…[Слайд 3]
Самоконструкция. Предлагаю Вам произвести глазомерную съёмку макета местности и составить его план.
Существует два вида глазомерной съёмки: полярная и маршрутная – какой Вам сейчас будет удобнее?
Алгоритм действий при полярной съёмке макета местности [Слайд 4]:
1 этап – глазомерная съёмка. Встаём на мост, берём азимуты ориентиров, измеряем расстояния до ориентиров и записываем данные в таблицу.
2 этап – составление плана местности. Обозначьте точку (из которой проводили наблюдение) в середине листа.
Проведите через точку вертикальную линию С-Ю.
Последовательно, при помощи транспортира (показываю на доске), отметьте необходимые азимуты и из начальной точки проведите по взятым азимутам прямые линии – «лучи».
В соответствии с масштабом на «лучах» обозначьте условными знаками взятые ориентиры.[Слайд 5]
Афиширование. Что у нас получилось?ЗАМЕЧАТЕЛЬНО!!!
Теперь я Вас на Ваших планах прошу определить:
- азимут от домика на скалы;
- расстояние от башни до домика;
- выбрать участок для футбольного поля и обосновать свой выбор двумя доводами.
Решаем проблемы №2и №3. [Слайд 9]. Посмотрите пожалуйста карту плотности населения России на стр. … в атласе 9 класса. Теперь я рисую 2 схемы этой карты на доске и выделяю на них условно регионы России.
По этим схемам сформулируйте пожалуйста соответствующие задания ГИА
(на первой схеме указать регион с наименьшей плотностью населения, а на второй схеме с наибольшей плотностью населения.
Каким методом Вы решили задачу – МЕТОДОМ ИСКЛЮЧЕНИЯ. Следовательно, на ОГЭ вы можете этим методом ПРОВЕРИТЬ ПРАВИЛЬНОСТЬ своего решения. Давайте попробуем этот метод в проблеме №4 [Слайд 10]. Перед вами синоптическая карта и вопрос «Какой из городов находится в зоне действия циклона, а у Вас просто «вылетело из головы» где тут циклон, а где антициклон. Каков будет правильный ответ? Ну и где же здесь циклон, а где антициклон? А теперь я прошу Вас встать друг против друга. Представьте, что Вы стоите на холоде. Обнимитесь, пожалуйста – Вам тепло? А теперь выставьте локти впереди себя вот так – Вам уже холоднее? Ну и догадайтесь, как на карте обозначаются тёплый и холодный атмосферные фронты. Так в каком городе ожидается потепление?!
АО «Котласский ЦБК» - «Котласский целлюлознобумажный комбинат» (юг Архангельской области, город Коряжма) - крупнейшее в России предприятие по комплексной безотходной химической переработке древесины хвойных и лиственных пород. Котласский ЦБК вырабатывает более миллион тонн целлюлозы разных видов, сотни тысяч тонн печатной и технической бумаги, картона, древесно-волокнистые плиты и другие виды продукции.
Объясните, какая особенность природно-ресурсной базы Архангельской области, кроме хорошей обеспеченности водными ресурсами способствовала размещению в
г. Коряжма целлюлозно-бумажного комбината.
Задание 23 предполагает навык знаний смыслового чтения-умения извлекать информацию из текста.
Ребятам вначале, предлагаю прочитать вопрос, затем текст и снова вопрос.
Подчеркиваем в задание , то о чем спрашивается. Нам нужно написать не про экономку, а надо писать про природно-ресурсные базы. Итак, про водные ресурсы говорить не надо, а какие еще ресурсы способствуют развитию целлюлозно-бумажной промышленности.
Понятно, что ответ очевиден, это лесные ресурсы. Зачастую ошибки заключаются в том, что обучающиеся пишут не об особенности природно-ресурсной базы, а особенности экономики региона. Описывают , что здесь есть гидроэлектростанции, гидроэлектропотенциал и то что по рекам можно доставлять лес к предприятию, соответственно транспортная инфраструктура. Но хочется отметить, если ребята внимательно читают задание и точно понимают, какие природные ресурсы способствуют развитию целлюлозно-бумажной промышленности и ответ становится очевидным и верным.
Можно сказать, про то, что спрашивают, про то и надо писать, а не в целом про всё, что мы знаем про Архангельскую область.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла). | Баллы |
В ответе говорится о хорошей обеспеченности лесными ресурсами. Примеры ответов: Город Коряжма находится на реке Северная Двина, здесь много леса, еще есть тайга в соседних регионах. кроме этого, город находится в лесу, значит есть сырье. | 1 |
Город Коряжма обеспечен лесными ресурсами, так как находится на реке в таежной зоне. В ответе ничего не говорится о хорошей обеспеченности лесными ресурсами. Пример ответа: Здесь имеются трудовые ресурсы, и это главный фактор для развития данного производства. | 0 |
Максимальный балл | 1 |