Открытый урок по математике в 3 классе.
Тема урока: Решение примеров и составных арифметических задач в пределах 20. Треугольники
Тип урока: общеметодологической направленности
Оборудование: учебник математики, рабочая тетрадь, числовой ряд, счётный материал, картинки ёжика и белочки, презентация к уроку, ноутбук.
Деятельностная цель: формировать умение решать примеры и составные задачи в пределах 20.
Образовательная цель: формировать представление обучающихся о разных видах треугольников, умение различать и называть геометрическую фигуру- треугольник.
Формирование БУД: Личностные БУД: формировать навыки самостоятельного выполнения учебных заданий. формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению математики. Регулятивные БУД: активно участвовать в учебной деятельности, адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты). Познавательные БУД: развивать умение сравнивать, анализировать, делать простейшие выводы; пользоваться знаками, символами; развивать вычислительные навыки, математическую речь. Коммуникативные БУД: слушать и понимать инструкцию к учебному заданию.
Ход урока
Организационный момент
Урок у нас, ребята, будет необычный, потому что у нас на уроке сегодня гости.
Приветствие гостей.
Игра «Как живете?»
Отвечайте на мои вопросы «Вот так!» и показывайте нужное действие.
- Как живёте?
- Вот так! (Показать большой палец)
- Как идёте?
- Вот так! (Прошагать 2 пальцами одной руки по ладошке другой)
- Как бежите?
- Вот так! (Согнуть руки в локтях и показать, как работают ими при беге)
- Ночью спите?
- Вот так! (Руки “ лодочкой” под щёку и положить на них голову)
- Как берёте?
- Вот так!
- А даёте?
- Вот так!
- Как шалите?
- Вот так! (Произвольные движения)
- А грозите?
- Вот так! (Погрозить пальчиком)
- Как сидите?
- Вот так! (Руки на стол)
- А математику как знаете?
- Вот так! (Показать большой палец)
- Какой сейчас урок? (математика)
- Какой он по счёту? (второй)
- Какой сегодня день недели? (четверг)
- Четверг какой по счёту день недели? (четвёртый)
- Какое сегодня число? (9)
- Какой месяц? (ноябрь)
- Какое время года?
Упражнение «Эхо». Давайте мы с помощью упражнения «Эхо» расскажем о признаках осени в ноябре.
Вьётся в воздухе листва листва, листва, листва. В жёлтых листьях вся страна страна, страна, страна. У окошка мы сидим сидим, сидим, сидим. И глядим наружу наружу, наружу, наружу. Шепчут листья улетим улетим, улетим, улетим. И ныряют в лужу в лужу, в лужу, в лужу.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Устный счет. Ой, смотрите: В чистом поле теремок, Он не низок, не высок. Ёжик серый Вышел в поле погулять, Видит ёжик теремок В чистом поле одинок. Ёжик очень удивился, Подошёл, остановился. Кто там, в тереме живёт? Может в гости позовёт. Видит ёжик объявленье: «В домик тот зайдёт, Кто числа по порядку соберёт». (Слайд 1)
- Давайте поможем ёжику зайти в домик. Для этого надо соединить точки по порядку от самого маленького числа к самому большому, чтобы получился колючий ёжик.
- Какое число самое маленькое? Самое большое? Приложение 1
2. Работа в тетради: запись числа в тетради.
3. «Минутка внимания». Проверяем, кто самый внимательный и наблюдательный. - Дан числовой ряд: 7 4 12 18 15 2 11 20 - Назовите все числа, где есть цифра 2.
4. Минутка чистописания. - Записать числа, в которых есть цифра 2 (2 12 20) - Что мы можем рассказать об этих числах? (2- однозначное число, 12 и 20- двузначные числа). – Подчеркнуть количество десятков и единиц в этих числах.
5. Математический диктант. а) 8 увеличить на 2. б) 13 уменьшить на 3. в) I слагаемое 12, II слагаемое 3. Записать, чему равна сумма. г) Уменьшаемое 8 вычитаемое 0. Записать, чему равна разность. д) Записать число, в котором 1 десяток и 7 единиц.
- Проверка диктанта.
III. Мотивация учебной деятельности.
– Чем мы занимаемся на уроках математики? На уроках математики мы с вами много чего узнали: научились считать до 20, читать и записывать числа, решать примеры и задачи. – А надо ли изучать математику дальше? - Конечно надо. Есть числа больше 20, есть новые арифметические действия. - Но, этим мы займёмся завтра.
IV. Постановка учебной задачи. Целеполагание.
Сегодня мы повторим и закрепим знания о числах от 1 до 20. Будем решать примеры и задачи. А ещё поговорим о геометрической фигуре, отгадайте загадку и узнаете фигуру:
Три вершины тут видны, Три угла, три стороны, Ну, пожалуй, и довольно! Что ты видишь? (треугольник) (Слайд 2) Вы же говорили в игре, что математику знаете «вот так».
Вот сейчас и проверим, сможете ли вы быстро справиться с заданиями урока.
V. Работа по теме.
1. Решение примеров на вычитание. Соедини линией каждый пример с нужной картинкой. Работа по карточкам. Приложение 2
2. Сравнить выражение с числом.
14 . 9+3 8+4 . 12 6+7 . 11 10 . 7+5 (обучающиеся выходят к доске и выполняют задание индивидуально, самостоятельно)
3. Физминутка. Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)
На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком)
- Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)
Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)
4. Решение составных задач. В чистом поле теремок. Он не низок не высок. Прискакала белочка. Видит на дверях засов. - Кто, кто в теремочке живет? - Кто, кто в невысоком живет? А ёжик ей в ответ: «Чтобы дверь мою открыть, Задачи ты должна решить». (Слайд 3)
а) Составить задачу по рисункам. Поможем белочке зайти в теремок?
Ёжик насобирал 5 грибочков, а белочка на 3 грибочка больше. Сколько всего грибов насобирали ёж и белка?
Картинка ежа, выложить около него 5 грибов, возле белочки- на 3 грибочка больше.
Ответьте на вопросы (составьте по рисункам примеры и решите их) - Сколько грибов около белки? - Сколько всего грибов около ежа и белки?
2. Работа в тетради с печатной основой, стр.41, №4. Приложение 3
Прочитай задачу. Дополни краткую запись нужными числами. Выполни решение и запиши ответ.
Хозяйка засолила огурцы в трёх банках. В первой банке 12 огурцов, во второй на 2 огурца больше, чем в первой, а в третьей - на 5 огурцов меньше, чем во второй банке. Сколько огурцов в третьей банке?
3. Геометрический материал.
а) Беседа - Давайте посмотрим, из какой геометрической фигуры сделана крыша на теремке? (Презентация, слайд 4). - Что такое треугольник? (Слайд 5) Признаки треугольника - Показать стороны, вершины, углы.
б) Работа по учебнику, стр.72, №1,2 1. Ответь на вопросы про треугольники: - Сколько углов? - Сколько вершин? - Сколько сторон?
2. Назвать номера всех треугольников.
YI. Итог урока. Рефлексия. - Над какой темой мы сегодня работали? - Продолжите фразу: «Сегодня на уроке я … . - Было трудно … . - Было интересно