Муниципальное общеобразовательное учреждение Мучкапская средняя общеобразовательная школа, Шапкинский филиал
Методическая разработка
интегрированного урока
по теме: «Решение практико-ориентированных финансовых задач на уроках математики»
(7 класс)
Подготовила учитель математики Иванова Ирина Александровна
2023 г.
Интегрированный урок по теме
«Решение практико-ориентированных финансовых задач на уроках математики»
Цели:
Познакомить учащихся с определениями из области финансовой грамотности при решении задач экономического уклона;
Способствовать повышению у учащихся интереса к изучению математики, расширению их кругозора;
Способствовать подготовке учащихся к самостоятельной жизни.
Задачи:
научиться применять теоретические знания при решении практических задач, применяя различные способы.
развитие вычислительных навыков учащихся;
формирование логического мышления;
развитие коммуникативных умений учащихся через организацию групповой, фронтальной работы на уроке.
Планируемые результаты:
Предметные: решать задачи с финансовой составляющей, учатся планировать бюджет, рассчитывать налоги, сравнивать прибыль от различных видов вложения денег и т.д.
Познавательные: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на предыдущих уроках математики.
Коммуникативные: сотрудничать в группе, отвечать на вопросы учеников в группе, обосновывать свой ответ.
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять самостоятельность и активность; понимать личную ответственность за результаты работы группы.
Тип урока: урок закрепления знаний.
Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование для урока: интерактивная доска, листы А4, маркеры, ресурсы с заданиями.
I. Организационный момент.
Активизация учебной деятельности.
Вводная беседа
Что такое процент? Что такое экономика? Что такое деньги? Вспомните функции денег? Что такое семейный бюджет?
Распределение по группам (разделение ролей в группах).
II. Актуализация знаний.
Сегодня мы рассмотрим контекстные задачи. К контекстным можно отнести задачи, содержание которых часто встречается в той или иной реальной ситуации. Эти задачи полезно решать для общего развития, для накопления обычных житейских знаний и даже просто для поднятия настроения.
Создание проблемных ситуаций:
- Где можно применить данные задания? Раздать (можно заранее) тексты задач.
Как вы думаете, что мы должны с вами повторить в первую очередь, какие задачи решить?
Проверяю остаточные знания:
Перевести проценты в десятичную дробь
100%, 12%,25%,24,5%,3%22%,8%
2) Найти проценты от числа
25% от 200, 40% от 300,18% от 100.
III. Самостоятельная работа (под руководством учителя)
Удовлетворённый человек решает
поставленную задачу, но он не
превращает задачу в проблему».
Макс Люшер.
Очень часто решения текстовых задач являются просто математическим расчётом, сегодня мы постараемся доказать, что математика не только цифры и вычисления, а более широкое углубленное познание истины.
Тема нашего занятия: «Решение практико-ориентированных финансовых задач на уроках математики».
Рассмотрим задачи:
1 уровень сложности
Задание 1.1.
На графике, изображенном на рисунке, представлено изменение биржевой стоимости акций нефтедобывающей компании в первые две недели сентября. 3 сентября бизнесмен приобрел 10 акций этой компании. Шесть из них он продал 10 сентября, а 12 сентября продал остальные 4. Сколько рублей потерял бизнесмен в результате этих операций?
Задание 1.2.
Пятиклассник Вася попросил вас помочь рассчитать стоимость туристической путевки. Он вместе с родителями и четырехлетней сестрой едет на неделю в Турцию.
1)Изучите предложенную рекламу турагентства.
Источник: реклама турагентства.
2) Сколько будет стоить отдых Васиной семьи? В ответ запишите только число.
Задание 1.3.
В магазине техники сезонное падение цен на 8%. Вычисли новую цену смартфонов.
Задание1.4.
Используя данные таблицы, просчитайте средний расход электроэнергии семьи из 4 человек, заполнив соответствующую строчку в таблице, среднюю оплату в месяц, если стоимость 1 кВт – 3,89 руб.
Месяц | 01 | 02 | 03 | 04 | 05 | 06 | 07 | 08 | 09 | 10 | 11 | 12 |
Расход, кВт | 350 | 400 | 320 | 300 | 340 | 290 | 310 | 270 | 290 | 310 | 370 | 400 |
Оплата, руб. | | | | | | | | | | | | |
Работа в группах.
1 группа – задание 1.1
2 группа – задание 1.2
3 группа – задание 1.3
4 группа – задание 1.4
Обсуждение в группе. Выбор правильного решения.
IV. Практическая деятельность учащихся.
Решение более сложных задач.
Фронтальная работа над разбором заданий;
Работа в группах.
Ребята планируют способы достижения намеченной цели:
1. Разобрать задачи.
2. Сформулировать алгоритм выполнения действий.
3. Закрепить при выполнении заданий.
Задача 1.
Семья из трёх человек из Заводоуковска решили летом отдохнуть в Сочи. Посоветуй им, как будет дешевле доехать до Сочи: поездом или на машине. Для расчетов воспользуйся информацией ниже.
1.Расстояние от Заводоуковска до Сочи равно 3167 км.
2. Расход бензина на 100 км равен 6 литров.
3. Стоимость 1л бензина равна 42,8 рублей.
4. Стоимость билетов в скором поезде на 1 человека равна 6203,56 руб.
5.Стоимость проживания 700 р за сутки с человека.
Полученные расчёты занеси в таблицу.
Затраты на бензин, если ехать на машине. (Туда и обратно) | |
Затраты на билеты, если ехать на поезде. (Туда и обратно) | |
Ваши рекомендации ________________________________________
Задача 2.
Расходы, связанные с эпидемией гриппа, складываются из расходов на вакцинацию населения, расходов на лечение и расходов на оплату больничных листов. Варианты противодействия эпидемии гриппа и соответствующих расходов указаны в таблицах. Известно, что для 40%, заболевших требуется оплата больничных листов.
Вариант борьбы с эпидемией | Норма вакцинации населения | Процент заболевших в эпидемию |
А | Вакцинация 50% населения | 9% населения |
Б | Вакцинация 70% населения | 5% населения |
В | Вакцинация 90% населения | 4,5% населения |
Вид расходов | Стоимость в рублях |
Вакцинация 10 человек | 500 |
Лечение 1 больного | 300 |
Оплата 1 больничного листа | 1000 |
Эпидемия- это массовое, прогрессирующее во времени и пространстве в пределах определенного региона распространение инфекционной болезни людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости.
1 задание.
Рассмотрите три возможных варианта противодействия эпидемии в населённом пункте в 20 000 человек. Для каждого варианта заполните таблицу, выполнив необходимые расчёты.
Вариант | Число привитых людей | Затраты на вакцинацию | Число заболевших людей | Затраты на лечение | Число людей, требующих больничный лист | Затраты на больничные листы |
А | | | | | | |
Б | | | | | | |
В | | | | | | |
2 задание.
Найдите возможные расходы на преодоление последствий эпидемии гриппа в этом населенном пункте в каждом варианте. Назовите вариант с наименьшими затратами.
Задача 3.
Вам нужно купить квартиру. Оцените, сколько примерно будет стоить один квадратный метр в трехкомнатной квартире на втором этаже пятиэтажного дома с балконом, мусоропроводом, окнами во двор и без лифта, если она находится в четвертой зоне.
Стоимость жилья в городе N.Средняя цена 1 м2 общей площади в у.е. | | Поправочные коэффициенты, влияющие на стоимость квартиры |
Номер зоны | Количество комнат | Параметры | Примечание | % |
| 1 | 2 | 3 | Этаж | Первый | -3 |
1 | 875 | 906 | 931 | Последний | -1 |
2 | 628 | 647 | 659 | Не крайний | 0 |
3 | 639 | 659 | 668 | Лифт | Нет | -1 |
4 | 596 | 624 | 635 | Есть | +1 |
5 | 574 | 604 | 622 | Балкон | Балкон/лоджия | +1 |
6 | 611 | 631 | 664 | Без балкона | -1 |
7 | 605 | 624 | 648 | Мусоропровод | Нет | -1,5 |
8 | 616 | 635 | 652 | Есть | 0 |
9 | 713 | 728 | 743 | Окна | Двор | +2,5 |
10 | 721 | 742 | 769 | Двор, улица | 0 |
11 | 622 | 639 | 658 | Улица | -2 |
12 | 699 | 684 | 679 | | | |
Задача 4.
Интернет-провайдер (компания, оказывающая услуги по подключению к сети Интернет) предлагает три тарифных плана. Пользователь предполагает, что его трафик составит 250 Мб в месяц, и исходя из этого выбирает наиболее дешевый тарифный план.
Тарифный план | Абонентская плата в месяц | Плата за трафик |
А | - | 0,9 руб. за 1 Мб |
Б | 102 руб. за 100 Мб трафика в месяц | 0,8 руб. за 1 Мб сверх 100 Мб |
В | 384 руб. за 400 Мб трафика в месяц | 0,2 руб. за 1 Мб сверх 400 Мб |
Пользователь предполагает, что его трафик составит 250 Мб в месяц, и исходя из этого выбирает наиболее дешевый тарифный план. Сколько рублей заплатит пользователь за месяц, если его трафик действительно будет равен 250 Мб?
Работают над условиями и формулируют правила для данного случая.
Учащиеся, работая индивидуально, корректируют свое решение, делают выводы. Записывают решение в тетрадь.
Четверо учащихся показывают решение заданий. Проводим обсуждение решений.
V. Рефлексия.
Ребята ответьте на вопросы:
На занятии было…
1.интересно
2.скучно
3.безразлично
Я на занятии…
1.работал
2.отдыхал
3.помогал другим
Итог
1.понял материал
2. узнал больше, чем знал
3. не понял.
VI. Итог урока.
Выставление оценок.
Домашнее задание карточки:
У Зинаиды Петровны есть скидочная карта, по которой она может получить скидку в размере 5% от стоимости покупки. Сколько заплатит Зинаида Ивановна, если она выбрала товар на сумму 1200 рублей?
С сентября по май на железнодорожные билеты для школьников действует скидка 50% от стоимости билета для взрослого. В сентябре семья (мама, папа и ребенок-школьник) купила билеты на поезд. Железнодорожный билет для взрослого пассажира стоил 950 рублей. Какова общая стоимость покупки?
Если останется время можно решить задачу:
Скорость падения капель
Внутривенные капельные вливания используются для введения жидкости и лекарств пациентам.
Для осуществления вливания медицинским сёстрам нужно вычислять скорость падения капель (D), в каплях в минуту.
Они используют формулу , где
– показатель «число капель в единице объёма», который измеряется в каплях в миллилитре (мл),
– объём вливания (в мл),
n – время (в часах), за которое требуется сделать вливание.
Вопрос 1:
Медицинская сестра хочет увеличить вдвое время вливания.
Приведите точное описание того, как изменится значение D если n увеличить в два раза, а и оставить без изменения.
Вопрос 2:
Медицинским сёстрам также нужно вычислять объём вливания ( ), используя скорость падения капель D.
Вливание со скоростью 50 капель в минуту надо сделать пациенту за
3 часа. Показатель «число капель в единице объёма» для данного вливания равен 25 каплям в миллилитре.
Чему равен объём вливания (в мл)?
Объём вливания: мл
Литература:
1. Алгебра 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Мерзляк А. Г. и др., – М.: Вентана-Граф, 2014
Лукичева Е.Ю. Особенности обучения математике в контексте содержания ФГОС: учебно-методическое пособие – СПб.: СПб АППО, 2013
http://festival.1september.ru/
http://mathege.ru/or/ege/Main