СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение нестандартных задач по физике

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Решение нестандартных задач по физике»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛИЦЕЙ № 3 ИМЕНИ К.А. МОСКАЛЕНКО» ГОРОДА ЛИПЕЦКА












Рассмотрено на заседании кафедры

естественно-научных дисциплин

Протокол № 1 от 27.08.2020 г.

Руководитель кафедры









ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

дополнительная общеразвивающая программа

естественнонаучной направленности

«Решение нестандартных задач по физике»


для 9 класса

56 часов (2 часа в неделю)








Составитель: учитель физики

МБОУ «Лицей №3 им. К.А. Москаленко»

Бабешкина Дарья Игоревна





2020-2021 учебный год

Структура программы


  1. Пояснительная записка

  2. Учебный план

  3. Содержание программы

  4. Планируемые результаты и формы аттестации

  5. Организационно-педагогические условия реализации программы

    1. Педагогическое обеспечение

    2. Календарный учебный график

    3. Материально-технические условия реализации программы

    4. Методическое обеспечение программы

  6. Рабочая программа

    1. Календарно-тематическое планирование

    2. Список литературы











































  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Программа естественнонаучной направленности.

Форма организации очная групповая. Режим занятий 2 часа в неделю

Объём – 56 часов. Срок реализации программы – 7 месяцев.


Цели и задачи. Актуальность. Целевая аудитория


Программа разработана для учащихся 9 классов общеобразовательной школы.


Цель: углубить и систематизировать знания учащихся 9 классов по физике путем решения нестандартных задач и способствовать их профессиональному определению. Основная направленность - подготовить учащихся к олимпиадам по физике с опорой на знания и умения учащихся, приобретенные при изучении физики в 7-9 классах, а также углублению знаний по темам при изучении курса физики в 7-9классах.


В результате работы по дополнительной общеобразовательной программе – дополнительной общеразвивающей программе «Решение нестандартных задач по физике» предстоит решить несколько общих учебно-развивающих задач:

  • Расширить и углубить знания по физике, предусмотренные учебной программой.

  • Развить индивидуальные учебные задатки в способности в условиях деятельности, связанной с освоением специальных приёмов и методов решения нестандартных задач.

  • Развить познавательные процессы: восприятие, наблюдательность, логическое мышление, память, речь, воображение.

  • Развить эмоционально-волевые процессы, интеллектуальные, нравственные и эстетические чувства, составляющие наиболее важную и сложную сторону духовной жизни человека.

  • Развить умение преодолевать психологические барьеры, возникающие в процессе обучения и в жизненных ситуациях.

  • Развить умение широко использовать полученные знания по математике при решении физических задач.


В рамках данного курса рассматриваются нестандартные подходы к решению физических задач, овладение которыми поможет в подготовке к ГИА и к олимпиадам различного уровня. Необходимость разработки данной программы вызвана отсутствием типовых программ таких элективных предметов.


  1. Учебный план.


Наименование курса

Количество часов

Форма промежуточной аттестации

Решение нестандартных задач по физике


56 часов

Итоговая работа


  1. Содержание программы.


Физическая теория и решение задач. Классификация задач (5 часа)

Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Примеры задач всех видов. Этапы решения физических задач. Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы. Элементы векторной алгебры.


Основы кинематики (5 часа)

Характеристики прямолинейного равномерного и равноускоренного движения. Графики зависимости кинематических величин от времени.


Основы динамики (7 часа)

Законы Ньютона. Инерциальная система отсчета. Масса. Сила. Сложение сил. Движение твердого тела по горизонтальной плоскости под действием нескольких сил. Движение твердого тела по наклонной плоскости и по вертикали под действием нескольких сил.


Законы сохранения в механике (7 часов)

Понятие энергии, кинетическая и потенциальная энергии, полная механическая энергия. Механическая работа, мощность. Закон сохранения энергии в механике. Импульс, закон сохранения импульса


Элементы гидростатики и аэростатики (5 часа)

Давление жидкости и газов. Закон Паскаля. Закон сообщающихся сосудов. Сила Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание


Тепловые явления (6 часа)

Внутренняя энергия. Количество теплоты, удельная теплоемкость; удельная теплота парообразования и конденсации; удельная теплота плавления и кристаллизации; удельная теплота сгорания топлива. Уравнение теплового баланса.


Электрические явления (9 часов)

Закон Кулона. Закон сохранения электрического заряда. Электрический ток. Величины, характеризующие электрический ток. Условные обозначения элементов электрических цепей. Построение электрических цепей. Закон Ома. Расчет сопротивления проводников. Законы последовательного и параллельного соединений. Работа и мощность электрического тока


Электромагнитное поле (6 часа)

Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Сила Ампера. Сила Лоренца.


Строение атома и атомного ядра (4 часа)

Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Энергия связи частиц в ядре. Выделение энергии при делении и синтезе ядер. Изучение звезд. Ядерная энергетика.


Итоговая работа (2 часа)


  1. Планируемые результаты изучения курса. Форма аттестации

В результате изучения программы, обучающиеся должны уметь:

- строить графики в различных координатах, находить различные величины по графикам;

- раскладывать вектора скорости по двум взаимно-перпендикулярным направлениям, применять закон сложения скоростей для решения задач повышенного уровня;

- находить по алгоритму различные кинематические величины в случае движения тела по вертикали под действием силы тяжести и под углом к горизонту;

- изображать силы, действующие на тело в различных случаях, находить направление результирующей силы;

- решать задачи с применением алгоритма в случае равномерного прямолинейного движения тела или равновесия;

- находить различные физические величины с использованием алгоритма по динамике при движении тела с ускорением;

- находить различные параметры, используя закон сообщающихся сосудов;

- изображать силы, действующие на тело в жидкой или газообразной среде;

- применять закона Архимеда к решению задач;

- находить энергетические величины и связь между ними в общем случае и в механике;

- воспроизводить алгоритм на закон сохранения энергии и применять к решению задач;

- приводить примеры выполнения закона сохранения энергии и импульса в различных случаях;

- применять закон сохранения к решению задач;

- приводить примеры тепловых процессов для каждого случая, применять формулы для расчета количества теплоты;

- воспроизводить алгоритм, применять уравнения теплового баланса к решению задач;

- приводить примеры электрических явлений и применять закон Кулона и закон сохранения электрического заряда;

- уметь строить и читать электрические цепи, используя условные обозначения;

- находить силу тока, напряжение и сопротивление по формулам;

- строить и пользоваться вольтамперную характеристику для нахождения электрических параметров участка цепи;

- решать задачи на закон Ома;

- воспроизводить закон Джоуля – Ленца, применять закон сохранения энергии к решению задач на электрический ток;

- воспроизводить законы последовательного и параллельного соединений;

- применять закон Ома и законы последовательного и параллельного соединений к расчету электрических цепей.

Программа предполагает компактное и чёткое изложение теоретических вопросов, решение типичных задач, промежуточную аттестацию в форме итоговой работы.


  1. Организационно-педагогические условия реализации программы


    1. Педагогическое обеспечение

Всего педагогических работников

1

Ф.И.О. педагога

Бабешкина Дарья Игоревна

Образование

ЛГПУ им. П.П. Семенова-Тян-Шанского, учитель физики и математики


    1. Календарный учебный график

Начало учебного года

01.10.2020 г.

Окончание учебного года

30.04.2021 г.

Продолжительность учебного года

28 недель

Продолжительность занятий

1 час 40 мин, при наличии 2-х и более часов в день перерыв между занятиями 10 минут

Праздничные и нерабочие дни

4 ноября - нерабочий праздничный день

1 – 8 января – нерабочие праздничные дни

24 февраля - нерабочий праздничный день

9 марта - нерабочий праздничный день

1, 4 мая – нерабочие праздничные дни,

11, 12 мая – нерабочие праздничные дни

Сроки проведения промежуточной аттестации

01.04.2021г. – 30.04.20201г.


    1. Материально-технические условия реализации программы

1. Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).

2. Колонки (рабочее место учителя).

3. Проектор, интерактивная доска. Программные средства Операционная система Windows ХР.


    1. Методическое обеспечение программы

Для проведения занятий используются наглядные пособия и рабочие тетради, раздаточный и счетный материал, кодификатор по физике.


  1. Рабочая программа к дополнительной образовательной программе естественнонаучной направленности «Решение нестандартных задач по физике»


Календарно-тематическое планирование

занятия

Название темы

Кол-во

часов

Дата проведения

Физическая теория и решение задач. Классификация задач

5


1-2

Физическая теория и решение задач. Классификация физических задач по требованию и содержанию, способу задания и решения

2

1.10

3

Этапы решения физических задач.

1

08.10

4

Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы

1

08.10

5

Элементы векторной алгебры

1

15.10

Основы кинематики

5


6-7

Характеристики прямолинейного равномерного и равноускоренного движения.

2

15.10

22.10

8-10

Графики зависимости кинематических величин от времени.


3

22.10

29.10

29.10

Основы динамики


7


11-12

Законы Ньютона. Инерциальная система отсчета. Масса. Сила. Сложение сил.

2

05.11

05.11

13-15

Движение твердого тела по горизонтальной плоскости под действием нескольких сил.

3

12.11

12.11

19.11

16-17

Движение твердого тела по наклонной плоскости и по вертикали под действием нескольких сил.


2

19.11

26.11

Законы сохранения в механике

7


18

Понятие энергии, кинетическая и потенциальная энергии, полная механическая энергия.

1

26.11

19-20

Механическая работа, мощность.

2

03.12

03.12

21-22

Закон сохранения энергии в механике.

2

10.12

10.12

23-24

Импульс, закон сохранения импульса

2

17.12

17.12

Элементы гидростатики и аэростатики


5


25-26

Давление жидкости и газов. Закон Паскаля.

2

24.12

24.12

27

Закон сообщающихся сосудов.

1

31.12

28-29

Сила Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание

2

14.01

14.01

Тепловые явления


6


30-31

Внутренняя энергия. Количество теплоты, удельная теплоемкость.

2

21.01

21.01

32-33

Удельная теплота парообразования и конденсации; удельная теплота плавления и кристаллизации; удельная теплота сгорания топлива.

2

28.01

28.01

34-35

Уравнение теплового баланса.

2

04.02

04.02

Электрические явления


9


36

Закон Кулона. Закон сохранения электрического заряда.

1

11.02

37

Электрический ток. Величины, характеризующие электрический ток.

1

11.02

38

Условные обозначения элементов электрических цепей. Построение электрических цепей.

1

18.02

39-40

Закон Ома. Расчет сопротивления проводников.

2

18.02

25.02

41-42

Законы последовательного и параллельного соединений.

2

04.03

04.03

43-44

Работа и мощность электрического тока


2

11.03

11.03

Электромагнитное поле


6


45

Однородное и неоднородное магнитное поле.

1

18.03

46

Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.

1

18.03

47-48

Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля.

2

25.03

25.03

49-50

Магнитный поток. Сила Ампера. Сила Лоренца.


2

01.04

01.04

Строение атома и атомного ядра


4


51

Ядерные реакции. Деление и синтез ядер.

1

08.04

52

Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.

1

08.04

53

Энергия связи частиц в ядре. Выделение энергии при делении и синтезе ядер.

1

15.04

54

Изучение звезд. Ядерная энергетика.


1

15.04

55-56

Итоговая работа

2

22.04

29.04


ИТОГО

56



Образовательный процесс организован посредством проведения уроков и лекций, где используются методы, способствующие закреплению и совершенствованию знаний (практика, упражнения), а также наглядные и словесные: объяснение, рассказ, беседа и др.














Список литературы


Каменецкий С.Е., В.П. Орехов Методика решения задач по физике в средней школе - М.:Просвещение, 1987.

2. . Н. Парфентьева, М. Фомина Решение задач по физике М.: Мир, 1993.

3. Опыты в домашней лаборатории / Библиотечка «Квант». - Вып. 4. -ML: Наука, 1980.

4. Трофимова, Т. И., Павлова, 3. Г. Сборник задач по курсу физики с решениями. - М.: Высшая школа, 1999.

5.Лукашик. В. И. Физическая олимпиада.

6. Лукашик. В. И. Сборник задач по физике. 7-9 класс.

7. Тульчинский, М. Е. Сборник качественных задач по физике. - М.: Просвещение, 1965


Информационно-компьютерная поддержка

1. 1С: Репетитор. Физика 1.5. Компьютерное обучение, демонстрационные и тестирующие программы. - CD-ROM.

2. Открытая физика. Компьютерное обучение, демонстрационные и тестирующие программы. Ч. I, П. - CD-ROM.

3. Курс физики XXI века для школьников и абитуриентов Л.Я. Боревский - 2CD-ROM.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!