СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение метапредметных задач на уроках химии как фактор успешности учащихся в итоговой аттестации

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метапредметы— это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов, это учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала. 

Просмотр содержимого документа
«Решение метапредметных задач на уроках химии как фактор успешности учащихся в итоговой аттестации»

Решение метапредметных задач на уроках химии как фактор успешности учащихся в итоговой аттестации Автор: Миронова Ирина Юрьевна Учитель химии

Решение метапредметных задач на уроках химии как фактор успешности учащихся в итоговой аттестации

Автор: Миронова Ирина Юрьевна

Учитель химии

Метапредмет учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала. Метапредметы— это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов, это учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала,каковыми являются метазнание, метаспособы, метадеятельность. В науке и педагогической практике все больше сторонников находит мыследеятельностная педагогика (Ю.В.Громыко), которая является продолжением теории развивающего обучения В.В.Давыдова. Она направлена на формирование столь важного сейчас теоретического мышления и универсальных способов деятельности.

Метапредмет

  • учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала. Метапредметы— это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов, это учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала,каковыми являются метазнание, метаспособы, метадеятельность. В науке и педагогической практике все больше сторонников находит мыследеятельностная педагогика (Ю.В.Громыко), которая является продолжением теории развивающего обучения В.В.Давыдова. Она направлена на формирование столь важного сейчас теоретического мышления и универсальных способов деятельности.
Блок метапредметов надстраивается над преподаванием традиционных учебных предметов. В этом блоке у учащихся формируются метазнания и метаспособы. В качестве метапредметов Громыко Ю.В. были выделены: «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача». На метапредмете «Задача» учащиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения.
  • Блок метапредметов надстраивается над преподаванием традиционных учебных предметов. В этом блоке у учащихся формируются метазнания и метаспособы. В качестве метапредметов Громыко Ю.В. были выделены: «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача».
  • На метапредмете «Задача» учащиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения.
При изучении метапредмета «Задача» у школьников формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели. Тип философско-методологического философствования учащихся в рамках этого метапредмета связан с процессом постановки задач, поиском и рефлексией средств их решения, с освоением техник перевода проблем в задачи и т. д.

При изучении метапредмета «Задача» у школьников формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели. Тип философско-методологического философствования учащихся в рамках этого метапредмета связан с процессом постановки задач, поиском и рефлексией средств их решения, с освоением техник перевода проблем в задачи и т. д.

Цель проекта: Создание педагогических и психологических условий на уроках химии и внеурочной деятельности для освоения учащимися разных способов решения естественнонаучных метапредметных задач повышенной сложности.

Цель проекта:

Создание педагогических и психологических условий на уроках химии и внеурочной деятельности для освоения учащимися разных способов решения естественнонаучных метапредметных задач повышенной сложности.

Ключевые задачи проекта: предметные: научить учащихся решать задачи; метапредметные: освоение общих и универсальных способов решения задач: моделирование, понимание, проблематизация, исследование, и др.; личностные: формирование субъектной позиции ребенка по отношению к собственной деятельности в процессе решения задач .

Ключевые задачи проекта:

  • предметные: научить учащихся решать задачи;
  • метапредметные: освоение общих и универсальных способов решения задач: моделирование, понимание, проблематизация, исследование, и др.;
  • личностные: формирование субъектной позиции ребенка по отношению к собственной деятельности в процессе решения задач .
Актуальность Процесс поиска способов решения задач, а в особенности процесс его переноса на другие предметы предоставляет возможность ученику проявить и развить свои личностные качества, т.к. в этом процессе он выступает именно как субъект своей деятельности.

Актуальность

  • Процесс поиска способов решения задач, а в особенности процесс его переноса на другие предметы предоставляет возможность ученику проявить и развить свои личностные качества, т.к. в этом процессе он выступает именно как субъект своей деятельности.
Проект направлен на разрешение противоречий между: требованиями ФГОС, с одной стороны, и с другой — ЕГЭ и ГИА; необходимостью развития способностей теоретического обобщения и наличия у учащихся эмпирического опыта; разрыв между задачами, решаемыми в школе и практическими задачами, с которыми учащиеся сталкиваются в жизни.

Проект направлен на разрешение противоречий между:

  • требованиями ФГОС, с одной стороны, и с другой — ЕГЭ и ГИА;
  • необходимостью развития способностей теоретического обобщения и наличия у учащихся эмпирического опыта;
  • разрыв между задачами, решаемыми в школе и практическими задачами, с которыми учащиеся сталкиваются в жизни.
Новизна Сама идея выйти на метапредметный уровень осмысления и освоения содержания образования. В этом и заключается новизна предложенного проекта. Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин.

Новизна

Сама идея выйти на метапредметный уровень осмысления и освоения содержания образования. В этом и заключается новизна предложенного проекта. Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин.

Практическая значимость: Данный проект имеет безусловную ценность для учителей химии, как один из вариантов выработки общих способов решения задач повышенной сложности в условиях традиционного подхода к отбору содержания химического образования. А для всех учителей-предметников проект представляет интерес как один из способов достижения предметных, метапредметных, личностных результатов в рамках любого предметного содержания, реализуемых в едином процессе в ходе реализации требований ФГОС.

Практическая значимость:

Данный проект имеет безусловную ценность для учителей химии, как один из вариантов выработки общих способов решения задач повышенной сложности в условиях традиционного подхода к отбору содержания химического образования. А для всех учителей-предметников проект представляет интерес как один из способов достижения предметных, метапредметных, личностных результатов в рамках любого предметного содержания, реализуемых в едином процессе в ходе реализации требований ФГОС.

Условия реализации Инновационный проект разработан учителем химии МБОУ «СОШ № 2 имени А.И. Исаевой». В школе начали свою работу Академии инженерных и естественных наук, где решению задач повышенного уровня по химии, физике, биологии обращено большое внимание.

Условия реализации

Инновационный проект разработан учителем химии МБОУ «СОШ № 2 имени А.И. Исаевой». В школе начали свою работу Академии инженерных и естественных наук, где решению задач повышенного уровня по химии, физике, биологии обращено большое внимание.

Прогнозируемые результаты для учителей: Подготовлены и разработаны задания и постоянно обновляется их банк ( + ЗАДАНИЯ PISA ) Методически обоснованы средства обучения (их эффективность) Определены возможные алгоритмы решения Индикаторы, определяющие эффективность проекта: Анализ выполнения банка заданий в формате ОГЭ,ЕГЭ. Их положительная динамика Уверенность и спокойствие учеников перед ГИА (положительная динамика Бостонского теста на стрессоустойчивость) Высокие результаты на итоговой аттестации ОГЭ,ЕГЭ и поступление в ВУЗы естественно- научной направленности.

Прогнозируемые результаты для учителей:

  • Подготовлены и разработаны задания и постоянно обновляется их банк ( + ЗАДАНИЯ PISA )
  • Методически обоснованы средства обучения (их эффективность)
  • Определены возможные алгоритмы решения

Индикаторы, определяющие эффективность проекта:

Анализ выполнения банка заданий в формате ОГЭ,ЕГЭ. Их положительная динамика

Уверенность и спокойствие учеников перед ГИА (положительная динамика Бостонского теста на стрессоустойчивость)

Высокие результаты на итоговой аттестации ОГЭ,ЕГЭ и поступление в ВУЗы естественно- научной направленности.

Прогнозируемые метапредметные результаты для учащихся:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение; 

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

ОТКРЫТЫЕ ЗАДАНИЯ PISA 2015 Подготовлено на основе документа, разработанного международным консорциумом PISA-2015: Doc:CY6_TST_PISA2015FT_Released_Cognitive_Items PISA 2015 Contractors _____________________________________

ОТКРЫТЫЕ ЗАДАНИЯ PISA 2015

Подготовлено на основе документа, разработанного международным консорциумом PISA-2015:

Doc:CY6_TST_PISA2015FT_Released_Cognitive_Items

PISA 2015 Contractors

_____________________________________

Список литературы Ахметов М.А. Стратегии успешного обучения химии в школе – Дрофа,2010.– 96 с Воронцов А.Б «Организация учебной деятельности в подростковой школе. Новая система оценки качества» МАРО, Москва Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. «Учебная деятельность: введение в систему Д.Б. Эльконина -В.В. Давыдов. Изд «Рассказов». Москва. 2004 Выготский Л.С. Педагогическая психология. Москва. 1992 Громыко Н.В. Способы обновления знаний. Эпистемотека, Издательская программа «Школа будущего», Пушкинский институт, М., 2007 Громыко Ю.В. Мыследеятельностная педагогика -Минск, 2004 Проект разработала: Димчикова Л.Д., учитель химии (2013 г.)

Список литературы

Ахметов М.А. Стратегии успешного обучения химии в школе – Дрофа,2010.– 96 с

Воронцов А.Б «Организация учебной деятельности в подростковой школе. Новая система оценки качества» МАРО, Москва

Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. «Учебная деятельность: введение в систему Д.Б. Эльконина -В.В. Давыдов. Изд «Рассказов». Москва. 2004

Выготский Л.С. Педагогическая психология. Москва. 1992

Громыко Н.В. Способы обновления знаний. Эпистемотека, Издательская программа «Школа будущего», Пушкинский институт, М., 2007

Громыко Ю.В. Мыследеятельностная педагогика -Минск, 2004

Проект разработала: Димчикова Л.Д., учитель химии (2013 г.)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!