Решение метапредметных задач на уроках химии как фактор успешности учащихся в итоговой аттестации
Автор: Миронова Ирина Юрьевна
Учитель химии
Метапредмет
- учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала. Метапредметы— это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов, это учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала,каковыми являются метазнание, метаспособы, метадеятельность. В науке и педагогической практике все больше сторонников находит мыследеятельностная педагогика (Ю.В.Громыко), которая является продолжением теории развивающего обучения В.В.Давыдова. Она направлена на формирование столь важного сейчас теоретического мышления и универсальных способов деятельности.
- Блок метапредметов надстраивается над преподаванием традиционных учебных предметов. В этом блоке у учащихся формируются метазнания и метаспособы. В качестве метапредметов Громыко Ю.В. были выделены: «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача».
- На метапредмете «Задача» учащиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения.
При изучении метапредмета «Задача» у школьников формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели. Тип философско-методологического философствования учащихся в рамках этого метапредмета связан с процессом постановки задач, поиском и рефлексией средств их решения, с освоением техник перевода проблем в задачи и т. д.
Цель проекта:
Создание педагогических и психологических условий на уроках химии и внеурочной деятельности для освоения учащимися разных способов решения естественнонаучных метапредметных задач повышенной сложности.
Ключевые задачи проекта:
- предметные: научить учащихся решать задачи;
- метапредметные: освоение общих и универсальных способов решения задач: моделирование, понимание, проблематизация, исследование, и др.;
- личностные: формирование субъектной позиции ребенка по отношению к собственной деятельности в процессе решения задач .
Актуальность
- Процесс поиска способов решения задач, а в особенности процесс его переноса на другие предметы предоставляет возможность ученику проявить и развить свои личностные качества, т.к. в этом процессе он выступает именно как субъект своей деятельности.
Проект направлен на разрешение противоречий между:
- требованиями ФГОС, с одной стороны, и с другой — ЕГЭ и ГИА;
- необходимостью развития способностей теоретического обобщения и наличия у учащихся эмпирического опыта;
- разрыв между задачами, решаемыми в школе и практическими задачами, с которыми учащиеся сталкиваются в жизни.
Новизна
Сама идея выйти на метапредметный уровень осмысления и освоения содержания образования. В этом и заключается новизна предложенного проекта. Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин.
Практическая значимость:
Данный проект имеет безусловную ценность для учителей химии, как один из вариантов выработки общих способов решения задач повышенной сложности в условиях традиционного подхода к отбору содержания химического образования. А для всех учителей-предметников проект представляет интерес как один из способов достижения предметных, метапредметных, личностных результатов в рамках любого предметного содержания, реализуемых в едином процессе в ходе реализации требований ФГОС.
Условия реализации
Инновационный проект разработан учителем химии МБОУ «СОШ № 2 имени А.И. Исаевой». В школе начали свою работу Академии инженерных и естественных наук, где решению задач повышенного уровня по химии, физике, биологии обращено большое внимание.
Прогнозируемые результаты для учителей:
- Подготовлены и разработаны задания и постоянно обновляется их банк ( + ЗАДАНИЯ PISA )
- Методически обоснованы средства обучения (их эффективность)
- Определены возможные алгоритмы решения
Индикаторы, определяющие эффективность проекта:
Анализ выполнения банка заданий в формате ОГЭ,ЕГЭ. Их положительная динамика
Уверенность и спокойствие учеников перед ГИА (положительная динамика Бостонского теста на стрессоустойчивость)
Высокие результаты на итоговой аттестации ОГЭ,ЕГЭ и поступление в ВУЗы естественно- научной направленности.
Прогнозируемые метапредметные результаты для учащихся:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
ОТКРЫТЫЕ ЗАДАНИЯ PISA 2015
Подготовлено на основе документа, разработанного международным консорциумом PISA-2015:
Doc:CY6_TST_PISA2015FT_Released_Cognitive_Items
PISA 2015 Contractors
_____________________________________
Список литературы
Ахметов М.А. Стратегии успешного обучения химии в школе – Дрофа,2010.– 96 с
Воронцов А.Б «Организация учебной деятельности в подростковой школе. Новая система оценки качества» МАРО, Москва
Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. «Учебная деятельность: введение в систему Д.Б. Эльконина -В.В. Давыдов. Изд «Рассказов». Москва. 2004
Выготский Л.С. Педагогическая психология. Москва. 1992
Громыко Н.В. Способы обновления знаний. Эпистемотека, Издательская программа «Школа будущего», Пушкинский институт, М., 2007
Громыко Ю.В. Мыследеятельностная педагогика -Минск, 2004
Проект разработала: Димчикова Л.Д., учитель химии (2013 г.)