МОУ ВВСШ
Гончаров А.В.
учитель математики
КВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ 8 класс
Цели:
1. Обобщить и систематизировать материал по данной теме.
2. Провести диагностику усвоения системы знаний и умений и ее применения для выполнения практических заданий стандартного уровня с переходом на более высокий уровень.
3. Содействовать рациональной организации труда; введением игровой ситуации снять нервно-психическое напряжение; развивать познавательные процессы, память, воображение, мышление, внимание, наблюдательность, сообразительность; выработать самооценку в выборе пути, критерии оценки своей работы и работы товарища; повысить интерес учащихся к нестандартным задачам, сформировать у них положительный мотив учения.
Содержание темы. Данная тема по программе 8 класса любого действующего учебника по алгебре из Федерального комплекта.
Тип урока. Урок обобщения и систематизации в форме игры.
Организационные формы общения. Парная, индивидуальная.
Структура урока:
1. Мотивационная беседа с последующей постановкой цели (игровой замысел).
2. Сообщение правил игры.
3. Входной контроль-презентация в процессе, которой происходит актуализация опорных знаний.
4. Игровые действия, в процессе которых раскрывается познавательное содержание; происходит воспроизведение и коррекция учебных знаний; проводится диагностика усвоения системы знаний и умений и ее применение для выполнения практических заданий стандарта с переходом на более высокий уровень.
5. Итог игры, подведение итогов урока.
6. Творческое домашнее задание.
7. Рефлексия.
Ход урока:
I. Мотивационная беседа с учащимися .
II. Сообщение правил игры.
Правила игры: дети парами сидят у компьютера, выбирая сами себе задания то есть работают каждый в своем темпе, те кто справились быстрее с очередным заданием трее, о выбирают следующий конкурс. Непременное условие игры- начинать с конкурса «Вспомни», а закончить работу конкурсом «Эрудит».
Оформление: на мониторе расположена таблица с названием конкурсов, каждая графа которой содержит определенное задание.
Вспомни 1 | Т | SOS |
! | Черный ящик | Тест-прогноз |
Реши задачу | Письмо из прошлого | Эрудит 9 |
Ш. Актуализация опорных знаний.
Входной контроль.
Конкурс «Вспомни». Заполнить таблицу, где a, b - коэффициенты квадратного уравнения ах2 + вх + с = 0, D - его дискриминант, N- число корней уравнения и х1, х 2- корни этого уравнения.
Уравнения | а | в | с | D | N | Х1,Х2 | Xi+Х2 | Х 1* Х2 |
2х2= 0. х2 + 4х = 0 . х2-9 = 0. х2 + 5 = 0. 5х2 + 2 = 0. х2-10х + 21=0 | | | | | | | | |
IV. Игровые действия.
Следующие конкурсы проходят в таком порядке, в каком их выбирают учащиеся.
Конкурс «Т». Каждой паре предлагается ответить на следующие вопросы:
1. Определение квадратного уравнения.
2. Виды квадратных уравнений.
3. Что называется дискриминантом квадратного уравнения?
4. От чего зависит количество корней квадратного уравнения?
5. Каковы формулы для нахождения корней квадратного уравнения?
6. Формулировка теоремы Виста.
Конкурс «SOS». В этом конкурсе каждой паре предлагается выяснить следующее:
1. Какие уравнения называются биквадратными?
2. Сколько корней может иметь биквадратное уравнение?
3. Решить уравнения:
х4 – Зх2 + 2 = 0;
х4 –х2-4 = 0:
4х4 -41х2 + 100 = 0;
х4 =21х2+ 100;
х8-16 = 0;
х4-5х2 + б = 0;
Конкурс «Тест-прогноз». Каждой паре предлагается решить следующие уравнения.
Вариант I
2х2 + Зх - 5 = 0;
Зх2 + 5х - 2 = 0;
Зх2 + 2х - 5 = 0;
10х2+ 5х = 0;
х2 + 3 = 3 –х
2х2-8 = 0;
5х + 2 = 2 – 2х2
х2 - 6х = 4х - 25.
Вариант II
5х2-7х + 2 = 0;
2х2-7х + 3-0;
5х2-Зх-2 = 0;
12х2 + Зх=0
х2 + 2= х+2
Зх2-75-0;
2х2 + 3 = 3 -7х
х2 + 2х= 16х-49.
Конкурс «Реши задачу». Каждой паре предлагается старинная задача.
« На вопрос о возрасте одна дама ответила, что ее возраст таков, если его возвести в квадрат или умножить на 53 и из результата вычесть 696, то получится одно и то же число.»
Конкурс «!». Каждой паре предлагается составить приведенное квадратное уравнение, имеющее два совпадающих корня, равных 3.
Конкурс «Письмо из прошлого». Задачи на квадратные уравнения встречаются в трудах индийских математиков уже с V в. н. э. Вот одна из задач индийского математика XII в. Бхаскары:
Обезьянок резвых стая,
Всласть поевши, развлекалась.
Их в квадрате часть восьмая
На поляне забавлялась.
А двенадцать по лианам...
Стали прыгать, повивая...
Сколько ж было обезьянок,
Вы скажите, в этой стае?
Конкурс «Черный ящик». Каждой паре предлагается решить уравнение.
Вариант I
(х2-5х+7)2-2(х2-5х + 7)-3 =0.
Вариант 2
(х2 + Зх - 25)2 – 2(х2 + Зх - 25) = -7
.
Конкурс «Эрудит».
Рассмотрим уравнение х2- 2х + 2= 0.
Хотя оно имеет отрицательный дискриминант D = -4, напишем чисто формально формулы для его корней:
Х1= Х2=
Упростив выражения, получим х1, = 1 + х2, =l- . До сих пор мы считали, что такие выражения не имеют смысла, так как символу не соответствует никакое действительное число. Однако этот символ оказался очень полезным в математике. Его обозначают буквой i . = i и называют мнимой единицей.
.
Итак, выражения l + и 1- представляют собой комплексные числа х1 = 1 +¡ и
х2 =1- i.
С введением комплексных чисел можно утверждать, что любое квадратное уравнение имеет два корня: действительные различные, если дискриминант положительный, действительные совпадающие, если дискриминант равен нулю, и комплексные (различные), если дискриминант отрицательный.
V. Итог урока.
Подводится итог игры, определяются победители, они .и получают высший балл на уроке.. Учителю дается право оценить индивидуально нескольких учащихся в зависимости от активности на уроке.
VI. Домашнее задание.
В качестве дополнения к домашнему заданию, которое дано в процессе урока, можно предложить не менее творческую работу, например: составить самостоятельно сценарий игры с соседом по парте, придумав новые конкурсы.
VII. Рефлексия.
В конце урока обязательно провести беседу с учащимися, в которой выяснить, что нового они узнали на уроке, понравилась ли им игра, что необходимо изменить, чтобы было еще интереснее.