Предмет: математика
Тема урока: Решение и преобразование задач.
Класс: 2 «Б»
Цели урока: закреплять умения преобразовывать задачи.
Задачи урока:
1.Закреплять вычислительные навыки, умение решать задачи, изменять её составные, моделировать условие, решение.
2.Закрепить знания табличного умножения и деления.
3. Воспитывать интерес к предмету, логику мышления, внимание, математическую речь, взаимопомощь, введение элементов исследовательской деятельности на уроке.
Оборудование: учебник «Математика» В.Н. Рудницкая, Т.В.Юдачева, числовые вееры, циркуль, изображение планеты-гиганта, сопутствующие картинки, карточки с заданиями, геометрические фигуры.
ПЛАН УРОКА:
Хронометраж 45 мин.
1. Организационный момент…..…………………………………….1 мин.
2 Актуализация ………………………………………….……….. 1 мин.
3. Устный счёт ……………………………………………………. 10 мин.
1) Выявление закономерности
2) Развитие монологической речи. Решение логической задачи.
3) Решение примеров и отгадать зашифрованное слово. Постановка темы урока.
4. Работа по теме урока. ……………………………………………. 15 мин.
Введение элементов исследовательской деятельности.
5. Работа в парах. ……………………………………………………. 10 мин.
Графическое моделирование связей между данными и искомым.
6. Взаимопроверка. Промежуточный итог.……….……………… 5 мин.
7. Итог урока …………… …………………….…………….. 3 мин.
Оборудование: учебник «Математика» В.Н. Рудницкая, Т.В.Юдачева; картинки сказочных героев: Буратино, Сверчок; карточки с цифрами для устного счёта; карточки с рисунками зонтика, одеяла, корзины; карточки с задачами для индивидуальной работы у доски; карточки: столько же, больше, меньше.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2. Актуализация.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Сегодня у нас необычный урок. Необычность урока состоит и в том, что это будет урок-сказка. В какую сказку мы с вами попадём, узнаете, отгадав загадку. Я мальчишка деревянный В полосатом колпачке Создан я на радость людям, Счастья ключ в моей руке. Черепаха подарила Этот ключ волшебный мне. И тогда я очутился В доброй сказочной стране - Думаю, что вам хорошо известна сказка Алексея Толстого "Золотой ключик, или Приключения Буратино", но я вас познакомлю с математической версией этой сказки. Надеюсь, вы поможете, Буратино выпутаться из тех трудных ситуаций, в которые он постоянно попадает. Итак, каморка папы Карло… | -Буратино. |
2. Устный счёт.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Сверчок рассказал Буратино о том, что в каморке кроется какая-то тайна, и чтобы ее узнать, надо правильно ответить на вопросы. Буратино - мальчик шустрый, но деревянный, поэтому ему нужна ваша помощь. | |
1) Выявление закономерности.
Догадайтесь, по какому правилу составлены схемы. Вставьте числа в «окошки».
27 54 ? 45 63 24
9 3 6 9 4 9 9 ? ? 7 3 ?
2) Развитие монологической речи. Решение логической задачи.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Папа Карло, Буратино и Сверчок отправились на прогулку и взяли зонтик, одеяло и корзину. Папа Карло не нес ни зонтик, ни одеяло. Буратино не нес зонтик. Что нес каждый? | Папа Карло – корзину, Буратино одеяло, Сверчок – зонтик. |
3) Решение примеров и отгадать зашифрованное слово. Постановка темы урока. 54+7 а 30-9 ч 95-55 з
20-4 д 48+3 а 65+8 а
40 | 61 | 16 | 73 | 21 | 51 |
З | А | д | А | ч | А |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Кто сможет сформулировать тему урока. Чему будет посвящён наш урок? | -Я думаю, что мы будем работать над задачей. |
3. Работа по теме. Введение элементов исследовательской деятельности.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Выполнены задания, и вам открывается тайна - за холстом есть потайная дверь. Дверь можно открыть только золотым ключиком, который хранится у старой черепахи Тортилы. Узнав об этом, Буратино решил отправиться на поиски ключика. На окраине города внимание Буратино привлекла харчевня "Три пескаря". Войдя в харчевню, он увидел Карабаса Барабаса. У Буратино совсем не было денег, тогда коварный и злой Карабас Барабас предложил ему пойти на сделку. Если Буратино правильно решит задачу, то он его не только накормит, но даст еще 7 золотых монет впридачу. Вот какую задачу задал Карабас Барабас. Задача 1. У Кота Базилио 18 золотых монет, а у Лисы Алисы на 12 золотых монет больше, чем у Кота Базилио. Сколько золотых монет у Кота Базилио и Лисы Алисы? Исследуйте задачу. Выберите схематический чертёж, который подходит к задаче. Почему? | |
______18 м_______
12 м. ?
________
* * * * * * * * * * * * * * * * *
______18 м._______
12 м. ?
_____________________________
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Решите задачу. (1 ребёнок решает у доски). Физкультминутка. (2 минуты) – Представьте, что ваш нос вырос, как у Буратино. Обмакните его, как в сказке в чернила. Закройте глаза и попробуйте написать как можно красивее носом в воздухе слово «задача». - Каким словом, записанным на карточке, надо заменить одно слово в условии задачи, чтобы соответствовал первый схематический чертёж? Выбери эту карточку. Столько же, меньше больше. - Решите новую задачу. (1 ребёнок решает задачу у доски). - Чем схожи эти задачи? - В чём отличие задач? - Мы в задаче изменили всего одно слово. Изменилось решение задачи? - Какой вывод мы можем сделать? - Все обошлось как нельзя лучше. Сытый Буратино с семью золотыми монетами продолжил путь. | 1) 18 + 12= 30 (м) у Лисы Алисы 2) 18 + 30 = 48 (м) всего - Я думаю, что слово меньше. 1) 18 - 12= 6 (м) у Лисы Алисы 2) 18 + 6 = 24 (м) всего - С изменением данных изменяется решение. |
4. Работа над преобразованием задачи.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Ребята, напомните мне, у кого Буратино забрал золотой ключик? - Оказывается, Тортила отдала золотой ключик Буратино не просто, как рассказал Алексей Толстой, а совсем иначе. Она предложила решить свою задачу. Открываем учебник на стр. 101 №30. Прочитайте. Составьте схему. | - Буратино забрал ключик у черепахи Тортилы. |
______4 д.._______
8 д. ?
_____________________________
4+8= 12 (Д.) вишни
12:4=3 (раз) яблонь меньше, чем вишен.
5. Работа в парах. Графическое моделирование связей между данными и искомым.
- Преобразуйте задачу. Можете изменить вопрос задачи или данные. Решите.
6.Взаимопроверка. Промежуточный итог.
7. Итог урока.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Получив ключик, довольный Буратино вернулся домой. Чем мы сегодня занимались на уроке? - Поднимите руки те, кто без ошибок решил все задачи. Молодцы. - Поднимите руки, кому немного тяжело было преобразовывать задачи, но вы всё таки справились с этой работой. - На следующих уроках мы продолжим работать над задачами. А сейчас всем спасибо. Урок окончен. | - Решали и преобразовывали задачи, чертили схемы к задачам, решали примеры. Стимулирование учащихся к рефлексии |