СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение графических заданий по обществознанию (раздел экономика)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации дается алгоритм решения графических заданий в разделе экономика. В помощь учащимся для подготовки ЕГЭ по обществознанию.

Просмотр содержимого документа
«Решение графических заданий по обществознанию (раздел экономика)»

11 класс  ЕГЭ по обществознанию 2018г.   Решение графических задач № 10 Баранова Н.А. учитель истории и обществознания МАОУ «Гимназия № 12 им. Г.Р. Державина»  г. Тамбова

11 класс ЕГЭ по обществознанию 2018г.

Решение графических задач

10

Баранова Н.А. учитель истории и обществознания МАОУ «Гимназия № 12 им. Г.Р. Державина» г. Тамбова

Пособие по подготовке к ЕГЭ по обществознанию для учащихся 10-11 классов, изучающих экономику на базовом уровне Решение заданий А10  (Экономика. Задание на обращение к социальным реалиям и графической информации)

Пособие по подготовке к ЕГЭ по обществознанию для учащихся 10-11 классов, изучающих экономику на базовом уровне

Решение заданий А10

(Экономика. Задание на обращение к социальным реалиям и графической информации)

Понятие спроса Спрос  — это платежеспособная потребность в каком-либо товаре или услуге. Спрос – желание и возможность потребителей приобрести данный товар по данной цене в данное время. Спрос — это количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар.

Понятие спроса

  • Спрос  — это платежеспособная потребность в каком-либо товаре или услуге.
  • Спрос – желание и возможность потребителей приобрести данный товар по данной цене в данное время.
  • Спрос — это количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар.
Закон спроса устанавливает обратную зависимость между ценой и объемом продукции, которую хотят купить потребители.  Чем выше цена, тем меньше количество спроса D- линия спроса Чем ниже цена, тем больше количество спроса P- цена , Q-количество уменьшение цены ведет к увеличению числа покупателей, которым данный товар становится доступным;  один и тот же потребитель может позволить себе покупать большее количество подешевевшего товара. подешевевший товар «оттягивает» на себя часть спроса, который в противном случае был бы направлен на приобретение других товаров. Это явление также имеет особое название - эффект замещения.

Закон спроса устанавливает обратную зависимость между ценой и объемом продукции, которую хотят купить потребители. 

Чем выше цена, тем меньше количество спроса

D- линия спроса

Чем ниже цена, тем больше количество спроса

P- цена , Q-количество

  • уменьшение цены ведет к увеличению числа покупателей, которым данный товар становится доступным; 
  • один и тот же потребитель может позволить себе покупать большее количество подешевевшего товара.
  • подешевевший товар «оттягивает» на себя часть спроса, который в противном случае был бы направлен на приобретение других товаров. Это явление также имеет особое название - эффект замещения.
Влияние цены на изменение количества спроса будет отображаться графиком с изображением одной линии спроса. Ценовой фактор - важнейший, но не единственный, влияющий на спрос. На изменение количества спроса могут влиять и неценовые факторы.

Влияние цены на изменение количества спроса будет отображаться графиком с изображением одной линии спроса.

Ценовой фактор - важнейший, но не единственный, влияющий на спрос. На изменение количества спроса могут влиять и неценовые факторы.

Вид сдвига графика спроса при влиянии неценовых факторов Неценовые факторы, влияющие на спрос: Вкусы и предпочтения потребителей. Уровень доходов потребителей; Число потребителей; Влияние моды; Сезонность; Традиции; Товары заменители; Взаимодополняющие товары Действия правительства; Ожидание изменения цены Форс-мажорные обстоятельства Факторы, оказывающие воздействие на спрос при неизменных ценах на рассматриваемый товар, называются неценовыми детерминантами спроса.

Вид сдвига графика спроса при влиянии неценовых факторов

Неценовые факторы, влияющие на спрос:

  • Вкусы и предпочтения потребителей.
  • Уровень доходов потребителей;
  • Число потребителей;
  • Влияние моды;
  • Сезонность; Традиции;
  • Товары заменители; Взаимодополняющие товары
  • Действия правительства;
  • Ожидание изменения цены
  • Форс-мажорные обстоятельства

Факторы, оказывающие воздействие на спрос при неизменных ценах на рассматриваемый товар, называются неценовыми детерминантами спроса.

Задача 1. На рисунке отражена ситуация на рынке стационарных компьютеров: линия спроса D переместилась в новое положение D1 (P - цена товара, Q - величина спроса) Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? 1. рост числа поставщиков и реализаторов компьютеров на рынке 2. переход многих пользователей на ноутбуки и нетбуки 3. снижение таможенных пошлин на ввод комплектующих для стационарных компьютеров 4. существенное удешевление системных блоков и мониторов 5. необходимость использовать новые технические средства в разных видах деятельности

Задача 1. На рисунке отражена ситуация на рынке стационарных компьютеров: линия спроса D переместилась в новое положение D1 (P - цена товара, Q - величина спроса)

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение?

1. рост числа поставщиков и реализаторов компьютеров на рынке

2. переход многих пользователей на ноутбуки и нетбуки

3. снижение таможенных пошлин на ввод комплектующих для стационарных компьютеров

4. существенное удешевление системных блоков и мониторов

5. необходимость использовать новые технические средства в разных видах деятельности

Алгоритм рассуждений:  - пункты 1,3,4 характеризуют изменение предложения;  - движение от Q1 – Q2 показывает уменьшение величины спроса, что соответствует ситуации под №2,5. Изменение спроса могут вызвать следующие факторы: 1. рост числа поставщиков и реализаторов компьютеров на рынке 2. переход многих пользователей на ноутбуки и нетбуки 3. снижение таможенных пошлин на ввод комплектующих для стационарных компьютеров 4. существенное удешевление системных блоков и мониторов 5. необходимость использовать новые технические средства в разных видах деятельности

Алгоритм рассуждений: - пункты 1,3,4 характеризуют изменение предложения; - движение от Q1 – Q2 показывает уменьшение величины спроса, что соответствует ситуации под №2,5.

Изменение спроса могут вызвать следующие факторы:

1. рост числа поставщиков и реализаторов компьютеров на рынке

2. переход многих пользователей на ноутбуки и нетбуки

3. снижение таможенных пошлин на ввод комплектующих для стационарных компьютеров

4. существенное удешевление системных блоков и мониторов

5. необходимость использовать новые технические средства в разных видах деятельности

Задача 2. На рисунке отражена ситуация на ювелирных изделий : линия спроса D переместилась в новое положение D1 (P -цена товара, Q- величина спроса) Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? 1. увеличение поставок ювелирных изделий из Европы 2. активная реклама изделий 3. увеличение налогов для производителей ювелирных изделий 4. рост доходов потребителей 5. использование производителями новых технологий изготовления ювелирных изделий

Задача 2. На рисунке отражена ситуация на ювелирных изделий : линия спроса D переместилась в новое положение D1 (P -цена товара, Q- величина спроса)

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение?

1. увеличение поставок ювелирных изделий из Европы

2. активная реклама изделий

3. увеличение налогов для производителей ювелирных изделий

4. рост доходов потребителей

5. использование производителями новых технологий изготовления ювелирных изделий

Задача 2 .  Алгоритм рассуждений:  - пункты 1,3,5 характеризуют изменение предложения;  - движение от Q1 – Q2 показывает увеличение величины спроса, что соответствует ситуации под №2,4. Изменение спроса могут вызвать следующие факторы: 1. увеличение поставок ювелирных изделий из Европы 2. активная реклама изделий 3. увеличение налогов для производителей ювелирных изделий 4. рост доходов потребителей 5. использование производителями новых технологий изготовления ювелирных изделий

Задача 2 . Алгоритм рассуждений: - пункты 1,3,5 характеризуют изменение предложения; - движение от Q1 – Q2 показывает увеличение величины спроса, что соответствует ситуации под №2,4.

Изменение спроса могут вызвать следующие факторы:

1. увеличение поставок ювелирных изделий из Европы

2. активная реклама изделий

3. увеличение налогов для производителей ювелирных изделий

4. рост доходов потребителей

5. использование производителями новых технологий изготовления ювелирных изделий

Понятие предложение Предложение  – это желание и способность производителей (продавцов) поставлять на рынок определенное количество товаров или услуг по данной цене. Предложение — это количество товаров, представленных на рынке в определенный момент времени по определенной цене, т.е. совокупность товаров, которую желают и способны продать производители. Предложение, так же как и спрос, бывает индивидуальным и совокупным. Индивидуальное предложение — это предложение конкретного производителя или предложение конкретного товара на данном рынке. Совокупное предложение - это общий объем предложения на все товары и услуги в какой-либо стране.

Понятие предложение

  • Предложение  – это желание и способность производителей (продавцов) поставлять на рынок определенное количество товаров или услуг по данной цене.
  • Предложение — это количество товаров, представленных на рынке в определенный момент времени по определенной цене, т.е. совокупность товаров, которую желают и способны продать производители.
  • Предложение, так же как и спрос, бывает индивидуальным и совокупным. Индивидуальное предложение — это предложение конкретного производителя или предложение конкретного товара на данном рынке. Совокупное предложение - это общий объем предложения на все товары и услуги в какой-либо стране.
Чем выше цена, тем больше количество предложения   Чем ниже цена, тем меньше количество предложения P- цена , Q -количество  Закон предложения

Чем выше цена, тем больше количество предложения

Чем ниже цена, тем меньше количество предложения

P- цена , Q -количество

Закон предложения

Влияние цены на изменение количества предложения будет отображаться графиком с изображением одной линии предложения . Предложение находится в прямой зависимости от изменения цены. Если на рынке складывается низкая цена, то продавцы предложат мало товара, придержат часть его на складе предприятия до роста цены, а если цена будет высокой, его объемы увеличатся. Но на изменение количества предложения  могут влиять и  неценовые факторы .

Влияние цены на изменение количества предложения будет отображаться графиком с изображением одной линии предложения .

Предложение находится в прямой зависимости от изменения цены. Если на рынке складывается низкая цена, то продавцы предложат мало товара, придержат часть его на складе предприятия до роста цены, а если цена будет высокой, его объемы увеличатся. Но на изменение количества предложения могут влиять и неценовые факторы .

Вид сдвига графика предложения при влиянии неценовых факторов Неценовые факторы, влияющие на изменение предложения: Издержки производства или производственные затраты; Технология производства Налоги и дотации; Доступность ресурсов; Цены на сопряженные товары Ожидание производителей. Число товаропроизводителей. Природные катастрофы

Вид сдвига графика предложения при влиянии неценовых факторов

Неценовые факторы, влияющие на изменение предложения:

  • Издержки производства или производственные затраты;
  • Технология производства
  • Налоги и дотации;
  • Доступность ресурсов;
  • Цены на сопряженные товары
  • Ожидание производителей.
  • Число товаропроизводителей.
  • Природные катастрофы
Задача 3. На рисунке отражена ситуация на рынке рыбы и морепродуктов: линия предложения S переместилась в новое положение S1 (P-цена товара, Q- величина предложения) Это перемещение может быть вызвано прежде всего: 1) существенным ростом доходов населения 2) спуском на воду новых траулеров для рыболовного флота страны 3) повышением импортных пошлин на ввоз морепродуктов и рыбы 4) увеличением количества продавцов рыбы и морепродуктов 5) уменьшением количества продавцов рыбы и морепродуктов

Задача 3. На рисунке отражена ситуация на рынке рыбы и морепродуктов: линия предложения S переместилась в новое положение S1 (P-цена товара, Q- величина предложения)

Это перемещение может быть вызвано прежде всего:

1) существенным ростом доходов населения

2) спуском на воду новых траулеров для рыболовного флота страны

3) повышением импортных пошлин на ввоз морепродуктов и рыбы

4) увеличением количества продавцов рыбы и морепродуктов

5) уменьшением количества продавцов рыбы и морепродуктов

Задача 3.  Алгоритм рассуждений:  - пункт 1 характеризует изменение спроса;  - пункты 2,4 будут увеличивать рост производства;  - движение от Q1 – Q2 показывает уменьшение величины предложения, что соответствует ситуации под № 3,5. Это перемещение может быть вызвано прежде всего: 1) существенным ростом доходов населения 2) спуском на воду новых траулеров для рыболовного флота страны 3) повышением импортных пошлин на ввоз морепродуктов и рыбы 4) увеличением количества продавцов рыбы и морепродуктов 5) уменьшением количества продавцов рыбы и морепродуктов

Задача 3. Алгоритм рассуждений: - пункт 1 характеризует изменение спроса; - пункты 2,4 будут увеличивать рост производства; - движение от Q1 – Q2 показывает уменьшение величины предложения, что соответствует ситуации под № 3,5.

Это перемещение может быть вызвано прежде всего:

1) существенным ростом доходов населения

2) спуском на воду новых траулеров для рыболовного флота страны

3) повышением импортных пошлин на ввоз морепродуктов и рыбы

4) увеличением количества продавцов рыбы и морепродуктов

5) уменьшением количества продавцов рыбы и морепродуктов

Задача 4. На рисунке отражены изменения, произошедшие с предложением па­рик­ма­хер­ских услуг: линия предложения S переместилась в новое положение S1 (P-цена товара, Q- величина спроса) Это перемещение может быть вызвано прежде всего: 1) расширение сети парикмахерских 2) новые мод­ные ве­я­ния в сти­лях причесок 3) снижение на­ло­гов с пред­при­я­тий ма­ло­го бизнеса 4) использование новых средств по уходу за волосами 5) изменение став­ки по­до­ход­но­го налога

Задача 4. На рисунке отражены изменения, произошедшие с предложением па­рик­ма­хер­ских услуг: линия предложения S переместилась в новое положение S1 (P-цена товара, Q- величина спроса)

Это перемещение может быть вызвано прежде всего:

1) расширение сети парикмахерских

2) новые мод­ные ве­я­ния в сти­лях причесок

3) снижение на­ло­гов с пред­при­я­тий ма­ло­го бизнеса

4) использование новых средств по уходу за волосами

5) изменение став­ки по­до­ход­но­го налога

 Задача 4.  Алгоритм рассуждений:  - пункт 2,4 - характеризует изменение спроса;  - пункты 2 ведет к спаду производства;  - пункт 5 не влияет на представленные показатели;  - движение от Q1 – Q2 показывает увеличение количества предложения, что соответствует ситуации под №1,3. Это перемещение может быть вызвано прежде всего: 1) расширение сети парикмахерских 2) новые мод­ные ве­я­ния в сти­лях причесок 3) снижение на­ло­гов с пред­при­я­тий ма­ло­го бизнеса 4) использование новых средств по уходу за волосами 5) изменение став­ки по­до­ход­но­го налога

Задача 4. Алгоритм рассуждений: - пункт 2,4 - характеризует изменение спроса; - пункты 2 ведет к спаду производства; - пункт 5 не влияет на представленные показатели; - движение от Q1 – Q2 показывает увеличение количества предложения, что соответствует ситуации под №1,3.

Это перемещение может быть вызвано прежде всего:

1) расширение сети парикмахерских

2) новые мод­ные ве­я­ния в сти­лях причесок

3) снижение на­ло­гов с пред­при­я­тий ма­ло­го бизнеса

4) использование новых средств по уходу за волосами

5) изменение став­ки по­до­ход­но­го налога

Если Вы не припомните закон спроса и закон предложения, факторы, влияющие на величину спроса и предложения и если Вы не уверенно читаете графики, то… Следуйте простым рекомендациям

Если Вы не припомните закон спроса и закон предложения, факторы, влияющие на величину спроса и предложения и если Вы не уверенно читаете графики, то…

Следуйте простым рекомендациям

Шаг 1 Определите и подчеркните в формулировке вопроса (А10) о чем идет речь (спрос или предложение). Вычеркиваем те варианты ответа, которые очевидно указывают на спрос, а не на предложение.

Шаг 1

Определите и подчеркните в формулировке вопроса (А10) о чем идет речь (спрос или предложение).

Вычеркиваем те варианты ответа, которые очевидно указывают на спрос, а не на предложение.

Шаг 2 Определите направление смещения линии (к 0 (уменьшение) или от 0 (увеличение) Отмечаем стрелками, к чему ведет вариант ответа ( ↘ - снижение, ↗ - рост) ↗ 0 ↘ ↗ Уменьшение

Шаг 2

Определите направление смещения линии

0 (уменьшение) или от 0 (увеличение)

Отмечаем стрелками, к чему ведет вариант ответа ( ↘ - снижение, ↗ - рост)

0

Уменьшение

Шаг 3: рассуждаем!  Раз речь идет об уменьшении, то мы должны отвергнуть те варианты ответа, которые подразумевают увеличение величины предложения, при котором линия бы переместилась в сторону противоположную 0 ) Верный вариант ответа: 2. 0 Уменьшение Какие варианты ответа отвергаем?

Шаг 3: рассуждаем!

Раз речь идет об уменьшении, то мы должны отвергнуть те варианты ответа, которые подразумевают увеличение величины предложения, при котором линия бы переместилась в сторону противоположную 0 )

Верный вариант ответа: 2.

0

Уменьшение

Какие варианты ответа отвергаем?

Шаг 4 Определите, что изменилось. В данном случае линии параллельны, а это значит, что цена услуги осталось неизменной) 0 Уменьшение Раз дело не в цене, то какой вариант ответа вычеркиваем?

Шаг 4

Определите, что изменилось. В данном случае линии параллельны, а это значит, что цена услуги осталось неизменной)

0

Уменьшение

Раз дело не в цене, то какой вариант ответа вычеркиваем?

Тренировка 1.  1. Определяем: спрос или предложение.  2. Отвергаем варианты ответа, которые говорят о спросе.   3.  Отвергаем  те  варианты, которые называют факторы, не отраженные на графике.

Тренировка 1. 1. Определяем: спрос или предложение. 2. Отвергаем варианты ответа, которые говорят о спросе. 3. Отвергаем те варианты, которые называют факторы, не отраженные на графике.

Тренировка 2. 1. Определяем: спрос или предложение, уменьшение или увеличение.  2. Отвергаем варианты ответа, которые говорят о противоположном.  3. Отвергаем те варианты, которые указывают на рост величины предложения. 4. Отвергаем те варианты, которые говорят о «лишних» для данного графика факторах. 0 Уменьшение ↘ ↗ ↗

Тренировка 2.

1. Определяем: спрос или предложение, уменьшение или увеличение. 2. Отвергаем варианты ответа, которые говорят о противоположном. 3. Отвергаем те варианты, которые указывают на рост величины предложения.

4. Отвергаем те варианты, которые говорят о «лишних» для данного графика факторах.

0

Уменьшение

Тренировка 3. 1. Определяем: спрос или предложение, уменьшение или увеличение.  2. Отвергаем варианты ответа, которые говорят о противоположном.  3. Отвергаем те варианты, которые говорят о «лишних» для данного графика факторах. ↗ 0 Уменьшение ↗ ↘

Тренировка 3.

1. Определяем: спрос или предложение, уменьшение или увеличение. 2. Отвергаем варианты ответа, которые говорят о противоположном. 3. Отвергаем те варианты, которые говорят о «лишних» для данного графика факторах.

0

Уменьшение

Тренировка 4. 1. Определяем: спрос или предложение, уменьшение или увеличение.  2. Отвергаем варианты ответа, которые говорят о противоположном.  3. Отвергаем те варианты, которые говорят о «лишних» для данного графика факторах. ↗ 0 0 Уменьшение ↘

Тренировка 4.

1. Определяем: спрос или предложение, уменьшение или увеличение. 2. Отвергаем варианты ответа, которые говорят о противоположном. 3. Отвергаем те варианты, которые говорят о «лишних» для данного графика факторах.

0

0

Уменьшение

Тренировка 5. 1. Определяем: спрос или предложение, уменьшение или увеличение.  2. Отвергаем варианты ответа, которые говорят о противоположном.  3. Отвергаем те варианты, которые говорят о «лишних» для данного графика факторах. ↘ ↗ ↗ 0 Уменьшение

Тренировка 5.

1. Определяем: спрос или предложение, уменьшение или увеличение. 2. Отвергаем варианты ответа, которые говорят о противоположном. 3. Отвергаем те варианты, которые говорят о «лишних» для данного графика факторах.

0

Уменьшение

Тренировка 6. 1. Определяем: спрос или предложение, уменьшение или увеличение.  2. Отвергаем варианты ответа, которые говорят о противоположном.  3. Отвергаем те варианты, которые говорят о «лишних» для данного графика факторах. ↗ ↘ ↗ 0 ↗ Уменьшение

Тренировка 6.

1. Определяем: спрос или предложение, уменьшение или увеличение. 2. Отвергаем варианты ответа, которые говорят о противоположном. 3. Отвергаем те варианты, которые говорят о «лишних» для данного графика факторах.

0

Уменьшение

Тренировка 7. 1. Определяем: спрос или предложение, уменьшение или увеличение.  2. Отвергаем варианты ответа, которые говорят о противоположном.  3. Отвергаем те варианты, которые говорят о «лишних» для данного графика факторах. ↗ 0 Увеличение

Тренировка 7.

1. Определяем: спрос или предложение, уменьшение или увеличение. 2. Отвергаем варианты ответа, которые говорят о противоположном. 3. Отвергаем те варианты, которые говорят о «лишних» для данного графика факторах.

0

Увеличение

Тренировка 8. 1. Определяем: спрос или предложение, уменьшение или увеличение.  2. Отвергаем варианты ответа, которые говорят о противоположном.  3. Отвергаем те варианты, которые говорят о «лишних» для данного графика факторах. ↗ ↗ ↘ 0 Уменьшение

Тренировка 8.

1. Определяем: спрос или предложение, уменьшение или увеличение. 2. Отвергаем варианты ответа, которые говорят о противоположном. 3. Отвергаем те варианты, которые говорят о «лишних» для данного графика факторах.

0

Уменьшение

↗ Тренировка 9. 1. Определяем: спрос или предложение, уменьшение или увеличение.  2. Отвергаем варианты ответа, которые говорят о противоположном.  3. Отвергаем те варианты, которые говорят о «лишних» для данного графика факторах. 0 ↗ Увеличение

Тренировка 9.

1. Определяем: спрос или предложение, уменьшение или увеличение. 2. Отвергаем варианты ответа, которые говорят о противоположном. 3. Отвергаем те варианты, которые говорят о «лишних» для данного графика факторах.

0

Увеличение

В А10 могут быть и другие графики. Постоянные издержки  (FC, fixed cost) — это те издержки, которые нельзя изменить в краткосрочном периоде, и потому они остаются одними и теми же при небольших изменениях объемов производства товаров или услуг. К постоянным издержкам относятся, например, арендная плата за помещения, издержки, связанные с обслуживанием оборудования, выплаты в погашение ранее полученных ссуд, а также всевозможные административные и иные расходы. График постоянных издержек является горизонтальной прямой 

В А10 могут быть и другие графики.

Постоянные издержки  (FC, fixed cost) — это те издержки, которые нельзя изменить в краткосрочном периоде, и потому они остаются одними и теми же при небольших изменениях объемов производства товаров или услуг. К постоянным издержкам относятся, например, арендная плата за помещения, издержки, связанные с обслуживанием оборудования, выплаты в погашение ранее полученных ссуд, а также всевозможные административные и иные расходы.

График постоянных издержек является горизонтальной прямой 

Переменные издержки   (VC, variable cost) — это те издержки, которые можно изменить в краткосрочном периоде, и потому они растут (сокращаются) при любом увеличении (уменьшении) объемов производства. В эту категорию входят издержки на материалы, энергию, комплектующие изделия, заработную плату.  График переменных затрат выглядит таким образом: 

Переменные издержки

  •   (VC, variable cost) — это те издержки, которые можно изменить в краткосрочном периоде, и потому они растут (сокращаются) при любом увеличении (уменьшении) объемов производства. В эту категорию входят издержки на материалы, энергию, комплектующие изделия, заработную плату. 

График переменных затрат выглядит таким образом: 

Экономический цикл Процессы экономики развиваются неравномерно: бывают спады и подъёмы. Экономический цикл  – это период цикличности деловой активности, период развития экономики от одного кризиса к другому. Выделяют следующие  фазы (периоды) экономического цикла Подъём (оживление) Пик Кризис (спад, рецессия) Дно (депрессия)

Экономический цикл

Процессы экономики развиваются неравномерно: бывают спады и подъёмы.

Экономический цикл  – это период цикличности деловой активности, период развития экономики от одного кризиса к другому.

Выделяют следующие  фазы (периоды) экономического цикла

Подъём (оживление)

Пик

Кризис (спад, рецессия)

Дно (депрессия)

Экономический цикл

1. Подъем (оживление; recovery) – рост производства и занятости населения. Инфляция невысока, при этом спрос повышается, так как потребители стремятся совершить покупки, отложенные во время предыдущего кризиса. Внедряются и быстро окупаются инновационные проекты.

2. Пик – высшая точка экономического роста, характеризуется максимумом деловой активности. Уровень безработицы очень мал или практически отсутствует. Производственные мощности работают максимально эффективно. Обычно усиливается инфляция, поскольку рынок насыщается товарами и растет конкуренция. Срок окупаемости увеличивается, бизнес берет все больше долгосрочных кредитов, возможность погашения которых снижается.

3. Спад (рецессия, кризис; recession) – снижение деловой активности, объемов производства и уровня инвестиций, ведущее к росту безработицы. Это вызывает снижение доходов населения и соответственно сокращение платежеспособного спроса. Наблюдается перепроизводство товаров, цены резко падают.

4. Дно (trough) – низшая точка деловой активности, характеризуется минимальным уровнем производства и максимальной безработицей. В этот период расходится избыток товаров (часть по низким ценам, часть просто портится). Падение цен прекращается, объемы производства немного увеличиваются, но торговля пока протекает вяло. Поэтому капитал, не найдя применения в сфере торговли и производства, стекается в банки. Это увеличивает предложение денег и ведет к снижению процента по кредитам.

Успеха на экзамене

Успеха на экзамене

Указатель информационных источников: О.А. Котова и Т.Е. Лискова. ЕГЭ-2017: Обществознание: самые новые реальные задания/ М.; АСТ: Астрель, 2017 (ФИПИ); О.А. Котова и Т.Е. Лискова. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2016: Обществознание/ М.; АСТ: Астрель, 2016 (ФИПИ); Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2017 года по обществознанию.

Указатель информационных источников:

  • О.А. Котова и Т.Е. Лискова. ЕГЭ-2017: Обществознание: самые новые реальные задания/ М.; АСТ: Астрель, 2017 (ФИПИ);
  • О.А. Котова и Т.Е. Лискова. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2016: Обществознание/ М.; АСТ: Астрель, 2016 (ФИПИ);
  • Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2017 года по обществознанию.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!