СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решать задачи интересно!

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Математику любят в основном те ученики, которые умеют решать задачи. Научив детей решать задачи, учитель начальных классов существенно развивает у младшего школьника логическое мышление. Данная разработка предназначена учителям начальных классов

Просмотр содержимого документа
«Решать задачи интересно!»


Решать задачи интересно


Математику любят в основном те ученики, которые умеют решать зада­чи. От того, насколько прочно усвоены способы и методы решения, во многом зависит успех дальнейшего обучения математике. Научив детей решать за­дачи, учитель начальных классов существенно развивает у младшего школьника логическое мышление.

При этом учителю приходится уде­лять большое внимание усвоению детьми терминологии, выработке у них умения видеть в задаче данные и искомое число. Решая задачи, учащие­ся зачастую подходят к ним формаль­но, не задумываются над содержани­ем, не улавливают сущности постав­ленного вопроса. Как выработать у младших школьников целостное представление о задаче?

В моем классе 27 учеников, боль­шинство - среднего интеллектуально­го уровня развития. Поразмышляв, я стала использовать при обучении ре­шению задач схематические рисунки. Теперь на уроках математики мы зада­чу «рисуем». Так детям с бедным вооб­ражением легче представить себе ситу­ацию, о которой говорится в задаче, а вместе с тем яснее становится и выбор действия. Интерес к задаче заметно по­вышается, дети начинают чувствовать себя увереннее. Рисование графиче­ской схемы заставляет ученика внима­тельнее читать текст задачи, побужда­ет к самостоятельному поиску реше­ния. Основная трудность заключается в переходе от текста к математической модели. Для этого необходимо абстра­гировать описываемую в задаче ситуа­цию, выделить в ней существенные признаки и составить схематический рисунок. Это умение вырабатывается у детей постепенно в результате много численных упражнений. Таким образом, в сознании у детей происхо­дит переход от конкретного текста за­дачи к условному, а затем и к абстракт­ному мышлению.

Представлю некоторые приемы ра­боты на конкретных примерах.

1. В коробке было 15 конфет. Лена взя­ла 6 конфет, Петя - 7. Сколько конфет осталось в коробке?

Обращаюсь к детям:

- Давайте «нарисуем» задачу. Уста­новим целое и части:

15 конфет - это целое,

6 конфет и 7 конфет - это части.

Количество конфет, оставшихся в коробке, - это тоже часть целого.

-








Рисуем стрелки, чтоб яснее пока­зать, что конфет в коробке становится меньше. Решаем задачу двумя спосо­бами:

  1. 15 - 6 - 7

  2. 15 - (6 + 7)

2. В магазине в одном ящике было 20 кг печенья, в другом - 15 кг. Мама купила 4 кг. Сколько килограммов печенья оста­лось в ящиках?

Опять устанавливаем целое и части.


1)








Задача имеет несколько решений.

  • Из какого ящика маме взвесили печенье?

  • Из первого ящика: (20 - 4) + 15.


2)












- А теперь из какого ящика маме взвесили печенье?

  • Из второго ящика: 20 + (15 - 4).

3)











- А если печенье брали и из первого, и из второго ящика?

- Тогда должно получиться такое решение: (20 + 15) - 4.

Большое внимание необходимо уде­лять решению простых задач на деле­ние по содержанию и на равные части. Например:

3. 24 яблока положили в 3 ведра поров­ну. Сколько яблок в каждом ведре?








24:3=8 (яб.)

Проверяем решение задачи - «кла­дем» яблоки в ведра









8 * 3 = 24 (яб.)

4. В книге 35 страниц. Маша прочитала ее за 5 дней, читая каждый день поровну. Сколько страниц читала Маша каждый день?









35 : 5 =7 (стр.)

Дети младшего школьного возраста часто путают задачи на деление на рав­ные части и по содержанию. В этом случае схематический рисунок оказы­вает большую помощь.

5. Лена сорвала 15 цветов и поставила в вазы по 5 цветов. Сколько потребова­лось ваз?











15 : 5 = 3 (в.)









Во 2-м классе мы уже решаем более сложные задачи.

6. Таня сорвала 15 слив, Лена - 14 слив. После того как они раздали сливы 4 малышам поровну, у них осталось 5 слив. Сколько слив получил каждый малыш?













15 + 4)- 5 : 4 = 6 (с.) [(15 + 14) - 5] : 4 = 6 (с.)

Действия в выражениях заключаем в овалы, чтобы детей не путали скоб­ки. Целое всегда берем в овал. В зада­чах такого вида, где известно целое, ставим знак «минус».

7. В одной бочке было 12 ведер воды, в другой - в 2 раза больше. Для полива грядок папа с мамой взяли по 4 ведра воды, а сын с дочерью по 3 ведра. Сколько ведер воды осталось в бочках?











(12 + 12 2) - 4 . 2 - 3 2


Решение задачи другим способом:



112 + 12 .2 - 4 .2 + 3 .2

Эта задача имеет несколько способов решения. Схему решения составляем коллективно.











(12 - 4 ■ 2 - 3~2) + 12 -2 и т.д.

Пользуясь наглядно-схематически­ми приемами, дети начинают более осознанно решать задачи с буквенны­ми данными. Например:

8. На одной полке стояло а книг, на дру­гой - Ь книг- С первой полки сняли х книг, а со второй - у книг- Сколько книг оста­лось на этих полках?









Часто по предложенным схемати­ческим рисункам дети составляют за­дачи сами, записывают решения:











У папы было а рублей. Он купил стол за с рублей. На остальные деньги купил 4 одинаковых стула. Сколько рублей стоит стул?

















Сравниваем схемы и находим, изменилось:

22 - 3 ■ 4 = 10 (м)

















Составление схематических рисун­ков также оказывает большую помощь при решении задач на пропорциональ­ную зависимость. Обращение к рисун­ку помогает учащимся осознать смысл действий умножения и деления. При решении таких задач необходимо, что­бы у учащихся были сформированы четкие представления о характере вза­имосвязей, которые могут быть уста­новлены между рассматриваемыми ве­личинами. Среди составных задач на пропорциональную зависимость осо­бое место отводится задачам на нахож­дение четвертого пропорционального. Например:

11. В 3 одинаковых ящиках 21 кг груш. Сколько килограммов груш в 5 таких ящиках?

Сделаем схематический рисунок. Устанавливаем с детьми, что задача состоит их двух частей. Рисуем ящи­ки. Из первой схемы сразу видно, что неизвестно, сколько весит один ящик с грушами. Ставим на ящиках вопроси­тельные знаки.















  1. 21 : 3 = 7 (кг) - масса 1 ящика груш

  2. 7 - 5 = 35 (кг) - масса 5 ящиков груш

После выполнения 1-го действия на второй схеме записываем на ящиках: 7 кг. Теперь отчетливо видно, что мас­са всех ящиков с грушами одинакова, значит, берем по 7 кг 5 раз.

Усвоив решение задач такого вида, дети в дальнейшем не испытывают затруднений в решении задач с буквен­ными данными.

Таким образом, путем составления схематических рисунков я прививаю детям интерес к математике, развиваю их логическое мышление, речь, твор­ческую фантазию. В конечном итоге у детей вырабатывается чувство уверен­ности в себе.


Смирнова Валентина Владимировна Чувашская Республика, Моргаушский район, МБОУ «Моргаушская СОШ»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!