СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Репетиционная работа по обществознанию ОГЭ вариант 2

Нажмите, чтобы узнать подробности

Репетиционная работа к ОГЭ по обществознанию с ответами полезна будет для тренировки учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Репетиционная работа по обществознанию ОГЭ вариант 2»


Репетиционная работа

по обществознанию в 9 классе

Вариант II


Инструкция по выполнению работы


Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 31 задание. Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом. На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа (180 минут). Ответы к заданиям 1–20 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1. Ответом к заданиям 21–25 является последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других дополнительных символов, а затем перенесите в бланк ответов № 1. Часть 2 включает в себя текст и 6 заданий к нему (задания 26–31). Для выполнения этих заданий необходимо: выбрать нужную информацию из текста, раскрыть (в том числе на примерах) его отдельные положения; соотнести сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса; применить имеющиеся знания для анализа социальных ситуаций; высказать и обосновать собственное мнение. Ответы на задания части 2 записываются на бланке ответов № 2. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.


Желаем успеха!


Часть 1

При выполнении заданий 1-20 в поле ответа запишите одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа

1.  К какой сфере жизни об­ще­ства от­но­сит­ся де­я­тель­ность пред­при­я­тий по про­из­вод­ству по­тре­би­тель­ских то­ва­ров и услуг?

1) эко­но­ми­че­ской

2) по­ли­ти­че­ской

3) социальной

4) духовной

2. Хранение документов, видео- и фотоматериалов, представляющих личную и общественную ценность, является непосредственной задачей

1) библиотеки

2) музея

3) архива

4) галереи

3. Володя хо­ро­шо учится, про­яв­ля­ет от­вет­ствен­ность и са­мо­сто­я­тель­ность в поступках. Он за­ни­ма­ет­ся в круж­ке авиа­мо­де­ли­ро­ва­ния и в му­зы­каль­ной школе по клас­су гитары. Всё это ха­рак­те­ри­зу­ет Во­ло­дю как

1) ин­ди­ви­да

2) лич­ность

3) ученика

4) товарища

4. Верны ли следующие суждения о личности и обществе?

А. Общество и социальная среда способны влиять на личность в обоих направлениях — подавляя и развивая ее.

Б. Между развитием личности и общества существует прямая зависимость.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

5. По окончании 9 класса общеобразовательной школы Костя поступил в 10 класс гимназии. Он с удовольствием учится, участвует в спектаклях гимназического театра. На какой ступени образования находится Костя?

1) основное общее образование

2) среднее общее образование

3) среднее профессиональное образование

4) дополнительное образование

6. Верны ли следующие суждения о патриотизме?

А. Патриотизм не исключает уважения к другим народам.

Б. Патриотизм проявляется в готовности служить процветанию своего Отечества.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

7. Преодолеть дефицит государственного бюджета может помочь

1) снижение налога на прибыль

2) увеличение размеров государственной пошлины

3) расширение финансирования образования

4) повышение зарплаты медицинским работникам

8. И в рыночной, и в командной экономике

1) существует товарный дефицит

2) устанавливаются хозяйственные пропорции

3) ведущие позиции занимает государственная собственность

4) труд является товаром

9. В стра­не Z про­из­вод­ство то­ва­ров ко­ор­ди­ни­ру­ет­ся пра­ви­тель­ством — пред­при­я­тия по­лу­ча­ют ди­рек­тив­ные указания, что и в каком ко­ли­че­стве производить. Дан­ный при­знак ха­рак­те­рен для экономики

1) тра­ди­ци­он­ной

2) пла­но­вой

3) рыночной

4) конкурентной

10. Верны ли следующие суждения об экономике?

А. В повседневной жизни человек постоянно сталкивается с экономическими отношениями.

Б. В экономические отношения вступают только профессиональные экономисты.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

11. Семья, в отличие от других малых групп, характеризуется

1) общими увлечениями

2) непосредственными личными контактами

3) собственными социальными нормами

4) совместным ведением хозяйства

12. В 2011 году в Объединённых Араб­ских Эми­ра­тах вве­де­но жен­ское из­би­ра­тель­ное право. Это пример

1) социализации

2) дискриминации

3) эмансипации

4) конфронтации

13. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?

А. Конфликтное взаимодействие возможно в любом обществе.

Б. Причины социального конфликта могут быть связаны с противоречием интересов социальных групп.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

14. Только в усло­ви­ях то­та­ли­тар­но­го режима

1) су­ще­ству­ет мо­но­по­лия на власть одной по­ли­ти­че­ской партии

2) граж­да­не обя­за­ны под­чи­нять­ся законам

3) го­су­дар­ство не вме­ши­ва­ет­ся в дела граж­дан­ско­го общества

4) вы­бо­ры в ор­га­ны го­су­дар­ствен­ной вла­сти осу­ществ­ля­ют­ся на аль­тер­на­тив­ной основе

15. В Италии президента страны избирает парламент. Ответственность за издаваемые им акты лежит на министрах, которые их предложили. Эти факты характеризуют политический строй Италии как республику

1) президентскую

2) федеративную

3) парламентскую

4) суверенную

16. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о пра­во­вом государстве?

А. Го­су­дар­ство опре­де­ля­ет нрав­ствен­ные цен­но­сти общества.

Б. За­да­ча го­су­дар­ства — за­щи­щать ин­те­ре­сы граждан.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

17. Какая отрасль права закрепляет основы государственного строя?

1) административное

2) конституционное

3) гражданское

4) уголовное

18. Что относится к полномочиям Правительства Российской Федерации?

1) разработка и принятие законов

2) управление федеральной собственностью

3) решение вопросов гражданства РФ

4) введение чрезвычайного положения

19. В приведенном списке уголовным преступлением является

1) изготовление, хранение и сбыт наркотиков

2) нарушение правил дорожного движения

3) опоздание на работу

4) нарушение тишины в ночное время

20. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о пра­вах работника?

А. Одно из прав ра­бот­ни­ка — по­лу­че­ние пол­ной до­сто­вер­ной ин­фор­ма­ции об усло­ви­ях труда.

Б. К ос­нов­ным пра­вам ра­бот­ни­ка от­но­сит­ся право на предо­став­ле­ние ему работы, обу­слов­лен­ной тру­до­вым договором.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

Ответом к заданиям 21-23 является последовательность цифр. Запишите эту последовательность в поле ответа в тексте работы

21. Сравните выборы и референдум. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:

1) тайное голосование граждан

2) граждане выражают одобрение или неодобрение какого-либо решения, закона

3) голосование за кандидатов на государственные должности

4) правом голоса обладают только совершеннолетние граждане

 


Черты сходства

Черты отличия





22. Установите соответствие между действиями и видами социальных норм, которые их регулируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ДЕЙСТВИЯ

 

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

А) составление завещание

Б) отказ друга дать денег в долг

В) получение ссуды в банке

Г) отказ оплатить проезд в автобусе

Д) выполнение школьниками домашних обязанностей

 

1) правовые

2) моральные

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

23. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого отмечено буквой.

  (А) Формирование личности происходит под влиянием социального окружения. (Б) Принято считать, что человек личностью не рождается, а становится. (В) В формировании личности играют роль и природные способности.

  Определите, какие положения текста:

1) отражают факты

2) выражают мнения

  Запишите в таб­ли­цу цифры, обо­зна­ча­ю­щие ха­рак­тер со­от­вет­ству­ю­щих положений.

А

Б

В

 

 

 


Проанализируйте данные гистограммы и выполните задания 24, 25

24. В стра­не Z со­цио­ло­ги­че­ской служ­бой был проведён опрос среди со­вер­шен­но­лет­них граж­дан в воз­расте 18-55 лет. Им за­да­ва­ли вопрос: «Знаете ли вы об из­ме­не­ни­ях в пен­си­он­ном законодательстве»?

 

 

Найдите в приведённом спис­ке выводы, ко­то­рые можно сде­лать на основе диаграммы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Большинство опро­шен­ных плохо раз­би­ра­ют­ся в из­ме­не­ни­ях в пен­си­он­ном законодательстве.

2) Более трети опро­шен­ных не ин­те­ре­су­ют­ся во­про­сам пен­си­он­но­го обеспечения.

3) Около трети опро­шен­ных вы­ска­зы­ва­ют стрем­ле­ние лучше раз­би­рать­ся в во­про­сах пен­си­он­но­го законодательства.

4) Половина опро­шен­ных жа­лу­ет­ся на чрез­мер­ную ча­сто­ту из­ме­не­ний в пен­си­он­ном законодательстве.

5) Наи­мень­шая доля из числа опро­шен­ных ре­спон­ден­тов хо­ро­шо раз­би­ра­ет­ся в пен­си­он­ном законодательстве.

25. 

Учащиеся 9 «А» и 9 «Б» клас­сов ре­ша­ли об­ще­ство­вед­че­скую задачу: «15-летний Иван учит­ся в 9 классе. Он хочет по­ра­бо­тать в сво­бод­ное от учёбы время. Впра­ве ли он за­клю­чить тру­до­вой договор?» Ре­зуль­та­ты вы­пол­не­ния за­да­чи (в % от числа ре­шав­ших задачу) при­ве­де­ны в таблице.

  Результаты вы­пол­не­ния задачи, пред­став­лен­ные в таблице, были про­ана­ли­зи­ро­ва­ны ад­ми­ни­стра­ци­ей школы. Какие из приведённых ниже вы­во­дов вы­те­ка­ют не­по­сред­ствен­но из информации, по­лу­чен­ной по ре­зуль­та­там вы­пол­не­ния работы? Запишите цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Обу­ча­ю­щи­е­ся не по­ня­ли смыс­ла задания.

2) Де­вя­ти­класс­ни­кам не нра­вят­ся уроки обществознания.

3) В обоих клас­сах не­об­хо­ди­мо вы­де­лить до­пол­ни­тель­ное время для изу­че­ния со­от­вет­ству­ю­щих ста­тей Тру­до­во­го кодекса.

4) Боль­шин­ство обу­ча­ю­щих­ся обоих клас­сов го­то­вы сов­ме­щать учёбу с работой.

5) Зна­чи­тель­ные доли обу­ча­ю­щих­ся обоих клас­сов не знают пра­вил за­клю­че­ния тру­до­во­го до­го­во­ра с не­со­вер­шен­но­лет­ни­ми работниками.


Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (26-31) используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (26, 27 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.


Безработица

Если человеку предоставляется свобода выбора рода деятельности и места работы, в каждый данный момент некоторые работники оказываются в положении «между работами». Одни уходят сами в поисках более интересной или лучше оплачиваемой работы. Есть те, которых увольняют. Есть и такие, кто впервые выходит на рынок труда (это относится в первую очередь к молодежи). Все эти разновидности объединяются понятием «фрикционная безработица».

Бывает и так, что спрос на некоторые виды профессий резко уменьшается. Чаще всего это возникает из-за изменений спроса на товары и услуги и, как следствие, спроса на рабочую силу. В результате немало людей, не способных быстро овладеть другими навыками, оказываются в числе безработных. Например, много лет тому назад высококвалифицированные стеклодувы остались без работы вследствие изобретения станков, на которых изготавливаются бутылки. Этот тип безработицы называют структурной. Число безработных растет и в определенной фазе экономического цикла, в условиях кризиса производства. Такая безработица называется циклической. При этом распределяется безработица неравномерно среди различных категорий работоспособного населения.

Полная занятость не означает абсолютного отсутствия безработицы. Уровень безработицы при полной занятости называется естественным уровнем безработицы. Он возникает тогда, когда количество ищущих работу равно числу свободных мест. Если число ищущих работу превышает имеющиеся вакансии, возникает дефицит спроса и как следствие безработица. С другой стороны, при избыточном спросе ощущается нехватка рабочей силы. В такой ситуации уровень безработицы ниже естественного уровня.

Таким образом, определенный уровень безработицы неизбежен. Некоторые экономисты и социологи рассматривают это явление даже как положительное, оздоровляющее и стимулирующее развитие экономики в целом.

 

(По кн. К. Макконел, С. Брю «Экономикс». М., 1995. С. 158—159)

26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

27. Какие виды безработицы выделяют авторы? Укажите три вида.

28. Каким категориям людей угрожает фрикционная безработица? Укажите три категории.

29. Чем, по мнению авторов, характеризуется естественный уровень безработицы? Опираясь на обществоведческие и исторические знания, приведите два конкретных примера ситуаций, при которых безработица в той или иной стране была существенно выше естественного уровня.


30. В 80-е годы прошлого века средний уровень безработицы в США составлял примерно 10%. При этом среди рабочих он был равен 14%, «белых воротничков» — 5%, а в возрастной группе 16−19 лет — 23%. Какое положение текста иллюстрирует эти данные? Опираясь на обществоведческие знания, другую социальную информацию, укажите одну из причин столь высокого уровня безработицы среди молодежи.


31. В тексте отмечается, что некоторые исследователи рассматривают безработицу как положительное явление. Согласны ли вы с такой точкой зрения? Приведите два аргумента в обоснование своей точки зрения.


Ответы к репетиционной работе

по обществознанию в 9 классе


Вариант II

Часть 1

1 – 1

2 – 3

3 – 2

4 – 3

5 – 2

6 – 3

7 – 2

8 – 2

9 – 2

10 – 1

11 – 4

12 – 3

13 – 3

14 – 1

15 –3

16 – 2

17 – 2

18 – 2

19 – 1

20 – 3

21 - 1423

22 - 12112

23 – 121

24 - 135

25 - 35



Часть 2


26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Пояснение.

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены и озаглавлены следующие смысловые фрагменты:

1) фрикционная безработица;

2) циклическая и структурная безработица;

3) естественный уровень безработицы;

4) роль безработицы в экономике.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

27. Какие виды безработицы выделяют авторы? Укажите три вида.

Пояснение.

В правильном ответе должны быть названы три вида:

1) фрикционная;

2) структурная;

3) циклическая.

Виды могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

28. Каким категориям людей угрожает фрикционная безработица? Укажите три категории.

Пояснение.

В правильном ответе должны быть названы три категории:

1) ищущие лучшую работу;

2) уволенные с работы;

3) впервые вышедшие на рынок труда.

Категории могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

29. Чем, по мнению авторов, характеризуется естественный уровень безработицы? Опираясь на обществоведческие и исторические знания, приведите два конкретных примера ситуаций, при которых безработица в той или иной стране была существенно выше естественного уровня.

Пояснение.

В ответе должны быть указаны: естественный уровень безработицы характеризуется соотношением спроса на работу и наличием свободных рабочих мест.

Могут быть приведены следующие примеры:

1) в США в годы «Великой депрессии» спрос на работу в десятки раз превышал количество свободных рабочих мест;

2) в России в начале 90-ых гг. XX в разразился структурный кризис. когда высококвалифицированные специалисты предприятий ВПК оказались не нужны из-за закрытия своих предприятий.

Могут быть приведены и иные примеры.

30. В 80-е годы прошлого века средний уровень безработицы в США составлял примерно 10%. При этом среди рабочих он был равен 14%, «белых воротничков» — 5%, а в возрастной группе 16−19 лет — 23%. Какое положение текста иллюстрирует эти данные? Опираясь на обществоведческие знания, другую социальную информацию, укажите одну из причин столь высокого уровня безработицы среди молодежи.

Пояснение.

В ответе должно быть указано следующее предложение: «При этом распределяется безработица неравномерно среди различных категорий работоспособного населения».

Могут быть указаны следующие причины высокого уровня безработицы среди молодежи:

1) отсутствие у молодежи опыта;

2) нежелание молодежи, в большей степени чем людей старшего возраста, заниматься низкооплачиваемой работой (хотят «всего и сразу»).

Могут быть приведены и иные причины.

31.В тексте отмечается, что некоторые исследователи рассматривают безработицу как положительное явление. Согласны ли вы с такой точкой зрения? Приведите два аргумента в обоснование своей точки зрения.

Пояснение.

Могут быть приведены следующее аргументы в знак согласия:

1) безработица заставляет людей повышать свой профессиональный уровень тех, кто потерял работу, в надежде найти новую работу;

2) безработица заставляет более добросовестно относиться к своим обязанностям и тех, кто её имеет из-за боязни потерять.

Аргументы в случае несогласия:

1) потеряв работу человек теряет средства к существованию;

2) падаёт объём производимого, из-за уменьшения численности работающих.

Могут быть приведены и иные аргументы.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!