СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реостаты. Регулирование силы тока с помощью реостата

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок поможет вам при проведения лабораторной работы

 Тема "реостаты" . 

Просмотр содержимого документа
«Реостаты. Регулирование силы тока с помощью реостата»

Ахмедов Аладдин Мураддинович, учитель математики и физики,
МОУ "Кочуровская школа"


Тема: «Реостаты. Регулирование силы тока реостатом» 8 класс

Тема урока: Реостаты. Регулирование силы тока реостатом.

Цели урока:

Для учителя:

  • Обучающие:

    • познакомить учащихся с устройством и применением реостатов.

  • Развивающие:

    • развивать практические навыки сборки электрической цепи, умения использования электрических приборов, умения логически мыслить;

    • расширять политехнический кругозор учащихся

  • Воспитательные:

    • прививать интерес и любовь к предмету;

    • воспитывать выдержанность, тактичность, умение слушать товарищей; воспитывать аккуратность, четкость в ответах и действиях.

Для учащихся:

  • узнать: что такое реостат? (Устройство, что это за прибор?)

  • понимать: как работает реостат? (Принцип работы)

  • уметь: пользоваться реостатом.

Задачи:

  • организовать работу в группах;

  • организовать работу по определению темы урока, над постановкой целей урока;

  • организовать осмысление процесса и результата деятельности; организовать рефлексивную оценку деятельности по достижению поставленных целей.

Оборудование: источник питания, ползунковый реостат, амперметр, ключ, соединительные провода, телевизор, компьютер, документ-камера, проектор

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Mотивация учебной деятельности учащихся.

- Сегодня на уроке мы продолжаем изучение темы: «электрический ток » и должны познакомиться с очень важным электрическим прибором. Давайте вспомним Пушкина:

«Театр уж полон, Ложи блещут» и вот прозвенел третий звонок, и … перед началом спектакля медленно, постепенно гаснут электрические лампы в зрительном зале»

- Кто-нибудь был в театре, кинотеатре, цирке?

- Наблюдали такое?

- Как же это происходит?

- Внимание! Черный ящик. Я продемонстрирую вам включение и выключение лампочки с помощью ключа!

- А теперь с помощью некоторого прибора!

На демонстрационном столе собрана простейшая электрическая цепь (источник тока, лампочка на подставке, реостат, ключ). Реостат находится в черном ящике. Учитель демонстрирует выключение лампочки с помощью ключа, а затем реостата.

- Лампочка обыкновенного фонарика гаснет так же медленно, как и лампы в кинотеатре.

- Что же в черном ящике? Что бы ответить на этот вопрос я предлагаю вам получить ключевое слово урока, которое будет являться темой урока. Для этого необходимо правильно ответить на вопросы и разгадать кроссворд.

3. Актуализация знаний (разгадать кроссворд)

  1. Единица изменения силы тока? (Ампер)

  2. Какие частицы участвуют в образовании электрического тока в металлах?

(Электрон)

  1. Фамилия ученого? (Ом)

  2. Какая физическая величина измеряется в Омах? (Сопротивление)

  3. Единица измерения напряжения? (Вольт)

  4. Какой элемент электрической цепи обозначается ? Лампа.

  5. Прибор для измерения силы тока? (Амперметр)

(Выделенные слова появляются в кроссворде)

(Слайд из презентации)

- Открываю черный ящик!

4. Целеполагание

- Итак, тема сегодняшнего урока?

- Записываем число, классная работа и тему урока.

Тема урока: «Реостаты»

  • Сформулируем цели урока!?



Цели урока:

  • узнать: что такое реостат? (Устройство, что это за прибор? Где применяется?)

  • понимать: как работает реостат? (Принцип работы)

  • уметь: пользоваться реостатом (Собирать цепи и чертить схемы содержащий данный прибор)

- Наметим с вами план работы!

- Как мы добьемся выполнение целей урока?

Возможные ответы:

1. Что такое реостат?

2. Как им пользоваться?

3. Где применяется?

Уточнение учителя:

1) прочитаем учебник и выполним исследовательскую работу, т.е. поработаем в группах, от каждой группы представитель отчитается о проделанной работе

2) будет сопровождение урока презентацией из которой вы также почерпнете знания.

3) практические умения отработаем с вами в ходе лабораторной работы.

(Учитель делит класс на группы, таким способом, чтобы в каждой группе был лидер)

  1. Первичное усвоение новых знаний.

Работа в группах

Экспериментальное задание. Знакомство с устройством реостата.

- Предлагаю вам изучить ползунковый реостат, пользуясь § 47 учебника (стр109) (на каждой парте лабораторный реостат). Обратите внимание, что на каждом реостате имеется надпись, где указаны сопротивление обмотки и максимально допустимая сила тока, которую она может выдержать

  1. Первичная проверка понимания.

- Заканчиваем работу!

- Теперь проверим, как вы справились с заданием.

- Кто ответит на первый вопрос?

Проверка работы.

- Выходит представитель группы и рассказывает про устройство реостата (остальные могут дополнять и исправлять)

- Вопросы для первой группы:

  • Как изолированы витки проволоки друг от друга у реостата?

Проволока покрыта тонким слоем не проводящий ток окалины.

  • Почему для изготовления реостата используют никелиновую проволоку?

Чтобы компактнее были, можно получить необходимое сопротивление не увеличением длины проволоки, а взяв большое удельное сопротивление.

- Вопросы для первой группы:

  • Какова роль ползунка в реостате?

Перемещая ползунок по стержню, можно увеличивать или уменьшать сопротивление реостата, включённого в цепь.

  • Как включается реостат в электрическую цепь?

Последовательно

- Молодцы ребята!

  1. Первичное закрепление.

- Ребята давайте попытаемся нарисовать схему цепи расположенного на моем столе (вызываю ученика к доске)

- Назовите элементы цепи!

- Мы знаем обозначения этих элементов на схеме? (Знаем!)

- А как обозначается реостат? (Не знают! Смотрят в учебник)

Учитель поясняет: стрелочка указывает в каком месте находиться ползунок

- Ребята, к целям нашего урока можно добавить еще одну цель: научиться регулировать силу тока с помощью реостата

- Для этого выполним лабораторную работу №5. Для экономии времени, выполнять будем на печатном тексте, который вложен в ваши тетради для лабораторных работ. Напоминаю, после сборки цепи приглашайте меня для проверки правильности сборки, во избежании порчи прибора.

- Итак, с помощью этой л/р мы научились пользоваться ползунковым реостатом, для изменения силы тока в цепи.

- Слово реостат произошло от греческого реос – течение, поток, статос – неподвижный.

- 1840 год Б.С. Якоби доложил на заседании Петербургской академии наук об изобретении регулятора силы тока. На практике часто бывает необходимо регулировать силу тока в цепи, не только в зрительном зале. Водитель трамвая или троллейбуса, трогая машину с места, должен постепенно увеличивать силу тока в электродвигателе, иначе получится сильный рывок. Изменяют силу тока в динамике радиоприемника, регулируя громкость. Скорость вращения вала электродвигателя швейной машины также изменяется при изменении силы тока.

  1. Итоговое закрепление.

- Давайте повторим:

  1. Для чего нужен реостат?

  2. Где должен располагаться ползунок реостата при максимальном сопротивлении?

  3. Для проведения опыта собрали цепь, состоящие из последовательно соединённых источника тока, реостата, лампы и ключа.
    На каком рисунке лампа горит ярче?



  1. Изобразите схему этой эклектической цепи, указав положение ползунка на максимальную силу тока (в рабочей тетради)


  1. Домашнее задание:

§ 47, упр. 21, доклад на тему «Реостаты в моей жизни» (по желанию)

  1. Рефлексия.


Виды деятельности

Не могу (не знаю, не умею)

Могу, но есть сомнения (затруднения)

Абсолютно уверен, что могу

Рассказать устройство реостата




Объяснить принцип действия реостата




Изображать на схеме реостат




Я научился(ась) регулировать силу тока реостатом





Литература


  1. Перышкин А.В. Физика. 8 класс. М.: Дрофа, 2009. - 191с.

  2. Волков В.А. Поурочные разработки по физике. 8 класс М.: ВАКО, 2009. - 368с.










































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!