СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" Религиозная музыка." От страдания к радости, от смерти к жизни"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«" Религиозная музыка." От страдания к радости, от смерти к жизни"»

Дата:



Урок музыки в 7 классе

Тема: « Религиозная музыка»

«От страдания к радости, от смерти к жизни».



Цель урока: закрепление знаний и понимание особенности духовной музыки И.С.Баха, М. С. Березовского, С.В. Рахманинова; сопоставление образов «Высокой мессы» и

« Всенощного бдения»

Планируемые результаты

Предметные: подведение учащихся к мысли о духовном совершенствовании человека через духовные музыкальные образы; развитие слушательского опыта семиклассников, связанного с образами духовной музыки; развитие образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства; овладение понятием «вокально-драматический жанр».

Личностные: воспитание любови к классической музыке, пробуждение желания слушать ее не только на уроках музыки; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов.

Метапредметные:  способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность; умение работать с учебной информацией; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности; готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.

УУД

Личностные: проявлять культуру слушания наследия духовной музыки; воспитывать музыкальный вкус.

Регулятивные: ставить учебную задачу, контролировать и оценивать полученные результаты; оценивать собственную деятельность на уроке; выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. 

Познавательные: ориентироваться в музыкальных жанрах и терминах; проводить образный анализ музыки, выявлять принцип её развития, средства и форму воплощения; строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; слушать и вступать в диалог; оформлять свои мысли в устной форме.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация, видео фрагментов из «Высокой мессы», раздаточный материал: словари эстетических эмоций, тексты песни, кроссворды.

Ход урока

1. Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся.

- О каком композиторе великий Бетховен сказал: «Не ручей! – Море должно быть ему имя». Как вы понимаете эти слова? С каким произведением Баха мы познакомились на прошлом уроке? Что такое месса? (Ответы учащихся).

2. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Церковная музыка всегда обращена к темам Священного Писания. Драматургия образов страдания, смерти, воскресения Христа является основой развития духовной музыки. В церковном обряде музыка и слово в единстве с другими видами искусства определяют целостность драматического действа, построенного на контрастах различных обра­зов. На странице 64 учебника в последнем абзаце прочитайте информацию о «Высокой мессе» Баха. Работа с учебником.

- К какому жанру относится это произведение? Что означает вокально-драматический жанр? (Ответы учащихся).

3. Сообщение темы, задач урока.

- Мы продолжаем сегодня работу над темой «Высокая месса». Вы постараетесь доказать, что это действительно вокально-драматический жанр и подумаете, почему мессу назвали «высокая».

4. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.

- Сейчас прозвучат два номера из этого произведения. Поделите тетрадь на две части. Одну озаглавьте «Агнец Божий». Агнец – ягнёнок, как жертвенное животное. Агнцем Божиим называют Господа Иисуса Христа, принесшего себя в жертву за грехи людей. Вторую колонку озаглавьте «Слава в вышних Богу». Постарайтесь определить, какие оттенки человеческих чувств выражены в этих частях мессы? Как музыка передаёт эти чувства? Какие средства выразительности создают музыкальный образ?

Слушание музыки. Заполнение учащимися таблицы в тетрадях. (Ответы учащихся).

- В номере «Агнец Божий» передано человеческое чувство скорби и умиротворения. Проникновенная ария альта с гибкой мелодией, сопровождаемая выразительным пением скрипок передает скорбь и светлую печаль, как память о пережитой трагедии. Когда слушаешь эту музыку, хочется даже кого – то обнять, попросить прощения и подумать, как жить дальше.

Номер «Слава в вышних Богу» - гимна хвалы и благодарения. Сначала звучит оркестр, в котором радостно и светло солируют трубы. Хор подхватывает ликующую тему, возглашая славу. Здесь господствуют широкие, распевные мелодии. 

- Почему мессу относят к драматическому жанру? (Ответы учащихся)

- В Мессе получили обобщение два основных образных мира баховской музыки: мир страданий, глубокой скорби и мир света, радости, ликования, торжества. Сопоставление этих ярко контрастных друг другу образных сфер составляют основу развития этого музыкального произведения. Идея Мессы - «от страдания к радости, от смерти к жизни». Бах назвал своё сочинение Месса си-минор. Через много лет после смерти композитора ей дали название «Высокая месса». Как вы думаете, почему? (Ответы учащихся).

- Это произведение величайшей философской мудрости, человечности, глубины чувств. Ее образы поражают глубиной и силой. Композитор раскрыл здесь свой жизненный идеал, обращаясь к тому высокому в человеке, что не подвержено времени: готовность к нравственному подвигу, к самопожертвованию. Месса - произведение высокодуховное и возвышенное, её идея жизнеутверждающая!

5. Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков.

Работа над новой песней. Показ и разучивание 1 куплета песни Владимира Вавилова на стихи Анри Волохонского «Город золотой».

6.Творческий перенос знаний и навыков в новые условия с целью формирования умений.

Работа в парах. Разгадывание кроссворда.




1



2



3







4

 

 

 

 

 

 







 



 



 




5

 

 

 



 



6

 

 

 




 



 



 






1. Многоголосное пение в сопровождении органа или оркестра.

2. Многочастное вокально-инструментальное произведение на текст богослужения.

3. Самый крупный в мире клавишно-духовой музыкальный инструмент.

4. Большой коллектив музыкантов, играющих на разных музыкальных инструментах.

5. Полифоническая форма музыки.

6. Струнный смычковый музыкальный инструмент.

(Хорал, месса, орган, оркестр, фуга, альт).

7. Анализ достижений учащихся.

Проверка ответов кроссворда.

8. Итоги урока.

1. С творчеством какого композитора мы знакомились на протяжении 3-х уроков?

2. Какое произведение изучали?

3. К какому жанру оно относится?

4. Для чего нужны такие произведения слушателям?

9. Рефлексия.

- Сейчас я попрошу встать тех, кто считает, что справился со всеми заданиями и отлично работал на уроке. Теперь встаньте те, кто считает, что хорошо работал на уроке. (Оценивание учащихся).

- А сейчас поднимите руки те, кому понравилось работать на уроке. Спасибо за ответы. До свидания.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!