РЕЛИГИЯ как одна из форм культуры
ПЛАН УРОКА
1. Особенности религиозной веры
2. Роль религии в жизни общества
3. Религиозные организации и объединения
4. Свобода совести, свобода вероисповедания
Рели́гия - вера в сверхъестественные силы. Религия – одна из наиболее значимых форм человеческой культуры, появившаяся в глубокой древности.
1. Особенности религиозной веры
Любая религия предполагает наличие таинственной связи между человеком и богами (или другими сверхъестественными силами), поклонение этим силам, возможность взаимодействия с ними человека.
1. Особенности религиозной веры
Откройте стр.95 и прочтите «Документ».
1. Почему, по мнению В.С.Соловьева, доказательства существования Бога не могут быть достоверными?
2. Как вы понимаете идею постепенного развития религиозного опыта и религиозного мышления?
Влади́мир Серге́евич Соловьёв (1853-1900) - русский религиозный мыслитель, поэт, публицист, литературный критик.
3. Как вы полагаете, исчезнет ли когда-нибудь религия?
1. Особенности религиозной веры
Большинство современных ученых уверены в том, что религия зародилась в результате стремления первобытного человека объяснить явления окружающего мира, его появление и законы.
1. Особенности религиозной веры
Любая религия неразрывно связана с верой. Вера – это личностное, эмоциональное отношение человека к какой-то информации (истинной или ложной) без доказательств и обоснований. Вера сопровождает познавательную деятельность человека, общение, его активность в реальном мире. Человек легко принимает на веру то, что соответствует его идеалам, убеждениям, предпочтениям.
1. Особенности религиозной веры
Религиозная вера всегда связывается с убеждением в наличии сверхъестественных сил, влияющих на судьбу человека и мира. Сверхъестественное, по убеждению верующих, не подчиняется законам окружающего мира, но при этом не относится к области фантазий.
1. Особенности религиозной веры
Религиозный человек убежден в реальности контакта с богом, в том, что бог воздействует на судьбы отдельных людей и целых народов и что верующий имеет каналы связи с ним, произнося молитвы или совершая жертвоприношения. Бог следит за каждым человеком и человеку придется отвечать перед богом за все свои поступки, совершенные в жизни.
2. Роль религии в жизни общества
В обществе религия выполняет следующие функции:
- Снимает тяжелое психологическое состояние человека, позволяет почувствовать облегчение, приток сил.
- Регулирует поведение людей в обществе : 1. верующие должны соблюдать определенные правила, выполнять установленные религиозные действия; 2. в религии объединяются нравственный опыт поколений людей и создаются общие принципы сосуществования в обществе.
Вместе с тем религия часто ведет к разобщению и противостоянию людей, тормозит развитие прогресса, жестко подавляет свободомыслие, во имя богов приносятся кровавые жертвы, во имя утверждения «единственно правильной» веры ведутся жестокие войны, уничтожаются целые города, племена и даже народы.
- Религия избавляет людей от одиночества, расширяет круг его общения. Верующий с помощью обрядов и молитв ведет диалог с богом.
- Воспитывает поведение человека, побуждает его к развитию определенных положительных качеств .
- Часто религия объединяет людей для решения стоящих перед обществом задач.
- Дает ответы на вечные вопросы .
3. Религиозные организации и объединения
Важным элементом религии являются религиозные организации, к ним относят церковь, секты и организации, построенные вокруг религиозного лидера.
Церковь объединяет последователей какого-либо религиозного вероучения, совместно проводящих богослужение. Для ее характерно четкое деление верующих на священнослужителей (духовенство) и мирян (рядовых верующих). Духовенство имеет четкую иерархию, большинство церквей имеет официальных религиозных лидеров.
Любая церковь вырабатывает жесткую систему основ вероучения (догматов) и обрядов.
3. Религиозные организации и объединения
«Церковь единения» - секта «преподобного» Муна
Часто создатель и руководитель секты считается его последователями «новым мессией», «посланником Бога», «пророком». Его высказывания считаются окончательной истиной и его приказы обязательны к выполнению.
Секта возникает обычно в результате отделения от церкви части ее последователей, противопоставляющих себя другим верующим. В секте ликвидируется деление на мирян и духовенство, провозглашаются идеи равенства всех членов организации. Секты жестко контролируют жизнь своих приверженцев, не дают им пользоваться своим имуществом, свободно действовать, общаться.
В России существуют как официально зарегистрированные религиозные организации, так и множество религиозных общин, деятельность которых запрещена законом.
4. Свобода совести, свобода вероисповедания
Для предотвращения религиозной розни, навязывания людям какой-либо религии предназначен принцип свободы совести . Это означает право каждого человека самостоятельно формировать свои убеждения и открыто их выражать, не причиняя ущерба свободе других людей и обществу.
4. Свобода совести, свобода вероисповедания
Свобода совести – это право каждого человека на некоторую независимость своей духовной жизни от общества и государства. Человек имеет право придерживаться собственных взглядов на религию, отношение к людям, труду, творчеству, государству.
4. Свобода совести, свобода вероисповедания
«Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Статья 28 Конституции РФ.
На сайте http://presentation-history.ru/
Вы можете найти полные блоки презентаций
по Истории и Обществознанию
На сайте также размещены поурочные планы по истории и обществознанию с 5 по 11 классы, тестовые задания по истории и обществознанию, ответы на ВСЕ тестовые задания к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию открытого банка заданий ФИПИ , карты по Всеобщей истории и истории России, материалы для дополнительных занятий и многое другое.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Изучить параграф 12
2. Знать основные термины
3. Ответить на вопросы «Проверим себя» на стр. 101 (устно)
4. Задание раздела «В классе и дома» №2 стр.101 (письменно)
5. Повторить параграфы 6-11