СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Религия как одна из форм культуры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по предмету "Обществознание", тема урока:"Религия как одна из форм культуры". Урок соответствует программе 8 класса ( в теме "Сфера духовной культуры")

 

Просмотр содержимого документа
«Религия как одна из форм культуры»

Тема урока: «РЕЛИГИЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ КУЛЬТУРЫ» 17.12.2021

Автор разработки: учитель истории и обществознания Скрипник Ю.В.

Место урока в теме: «Сфера духовной культуры» №4.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Предмет, класс: Обществознание, 8 класс

Цели урока:

Обучающая:

  • Сформировать у учащихся представление о религии, ее месте в современном обществе.

Воспитательная:

  • Воспитать у учащихся бережное отношение к религии, разным конфессиям

Развивающая:

  • Развивать умения и навыки работать в группах, парах, с разными источниками



Педагогические цели: создать условия для формирования представлений о роли религии в жизни общества и свободе вероисповедания.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Обучающиеся научатся определять, что такое религия, что характерно для религиозной веры; характеризовать основные виды религиозных организаций; объяснять, в чем заключается принцип свободы совести.
Получат возможность научиться: проявлять интерес к новому учебному материалу; владеть способами совместной работы в парах; инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации; анализировать события, факты с целью выделения признаков

Познавательные: грамотно и четко выражать свои мысли; формировать цели учебной деятельности; осуществлять анализ объектов.
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество).
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

Формировать уважительного отношение  к свободе вероисповедания и религиозным историческим традициям других народов.


Методы и приемы работы на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование:

  • учебник «Обществознание» под редакцией Л.Н.Боголюбова (2016)

  • раздаточный материал

  • рабочий лист (Приложение 2)

  • раздаточный материал (Приложения 3,4,5,6)

Наглядность: мультимедийная презентация (Приложение 1)


План урока:

  1. Организационный момент

  2. Изучение нового материала

  3. Обобщение и систематизация новых знаний

  4. Закрепление изученного материала

  5. Итоги и рефлексия

  6. Домашнее задание





Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала

Введение в новую тему (решение кроссворда обучающимися)

СЛАЙДЫ 1-8 Кроссворд.

  1. Особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости. (мораль)

  2. Отличная от природы часть окружающего мира, мир людей и человеческих отношений. (общество)

  3. Достижения людей в материальной и духовной жизни. (культура)

  4. Чувство любви к Отечеству, забота об его интересах. (патриотизм)

  5. Один из видов человеческой деятельности, носящий условный характер. (игра)

  6. Человек как участник общественных отношений, а также сознательной деятельности. (личность)

  7. Они всегда там, где права. (обязанности) !!! Найдите ключевое слово -обучающиеся называют ключевое слово (религия).

Время выполнения: 3,5-4 мин

СЛАЙД 9. Объявляется тема урока

Тема нашего сегодня урока «Религия как одна из форм культуры»

Слово учителя. Религия – один из способов найти ответы на многие вопросы.

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

- На какие вопросы нам предстоит ответить?

(обучающиеся высказывают свои предположения.)

Время выполнения: 1 -2 мин

СЛАЙД 10. План изучения темы урока

  1. Особенности религиозной веры

  2. Роль религии в жизни общества

  3. Религиозные организации и объединения

  4. Свобода совести, свобода вероисповедания



СЛАЙД 11 Проблемные вопросы урока.

Слово учителя. Учитель объявляет ключевые проблемные вопросы урока. 1.Почему человек верит в возможность вмешательства сверхъестественных сил в свою жизнь? 2. Почему активное развитие науки не уменьшает количество верующих в стране? 3. Какова роль религии в жизни общества?

III. Работа по изучению темы урока.

Слово учителя. Из уроков истории вам известно, что религиозные представления зародились очень давно, около 40 тыс. лет назад.

Какие ассоциации вызывает у вас слово «религия»?

(Обучающиеся называют ассоциации, а учитель фиксирует их на доске.

Из всех выписанных слов выделяются ключевые, которые помогают ученикам сформировать определение понятия «религия»)

Время выполнения:1 мин





СЛАЙД 12 Религия-…

Словарная работа. Запись в рабочих листах- (на партах в файлах рабочие листы. Приложение 2)

Религия (от лат. Religio – святыня) – совокупность представлений, основанных на вере в существование высших сил и существ (Бога и богов), а также соответствующее поведение и специфические действия.

Возможные вопросы:

- Что еще вы знаете о религии из курса истории? (обучающиеся перечисляют сведения)

- Какие современные религии имеют наибольшее число верующих? (обучающиеся перечисляют сведения)

Время выполнения:



СЛАЙД 13. Как и почему возникли различные верования, пытались объяснить и светские мыслители, многие из которых были неверующими, и представители церкви.

Познакомимся с различными мнениями о происхождении религии.

Работа с текстом( раздаточным материалом-Приложение 3)

 (Ответы обучающихся. Возможно проведение мини-дискуссии.)

Время выполнения:



СЛАЙД 14 Почему активное развитие науки, распространение научных знаний не уменьшает число верующих?

Работа с текстом (учебник- Обществознание под ред. Боголюбова, М,2016)

Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к учебнику С.96 учебника 3 абзац

(ответы обучающихся: ученые прошлого объясняли это страхом древнего человека перед могуществом природы, глубоким невежеством людей. Современного человека невежественным не назовешь, наука расширила возможности человека, но, тем не менее, он не отказался от религии, видимо она выполняет очень важные для общества функции)

Время выполнения:

Работа в группах (обучающиеся получают раздаточный материал по группам)

  • 1 группа: изучает и выделяет «Особенности религиозной веры» (Приложение 4)

  • 2 группа: изучает «Роль религии в жизни общества» и определяет функции религии (с.97-98учебника)

  • 3 группа: изучает «Религиозные организации и объединения» и оформляет результаты своей деятельности (Приложение 5)

Время выполнения:

Выступление групп (презентация работы в малых группах):

    1. Первая группа: «Особенности религиозной веры»

  • Вера таинственная связь между человеком и Богом,

  • поклонение этим силам,

  • вера (личностное эмоциональное отношение человека к какой-то информации, которую он готов признать истинной без доказательств),

  • Особые ритуалы, обряды (вершина обрядовых действий – молитва)

Итак, еще раз, что у нас получилось (промежуточные выводы/первичное закрепление).



СЛАЙД 15 Особенности религиозной веры…



    1. Вторая группа: «Роль религии в жизни общества»

Функция религии

Её сущность

Регулирующая

Регулирует поведение людей
(религиозные нормы диктуют, как себя вести, вводят ограничения)

Воспитательная

Воспитывает человека
(побуждает к развитию таких положительных качеств, как милосердие, доброта, умеренность)

Мировоззренческая

Дает ответ на вечные человеческие вопросы
(о мироустройстве и предназначении человека)

Психологическая (компенсаторная)

Снимает тяжелое психологическое состояние человека
(верующие люди после совершения религиозных обрядов чувствуют облег­чение, приток сил)

Коммуникативная

Способна избавить человека от одиночества
(объединяет людей в рамках религиозной общины)

Интегративная

Объединяет общество или порождает вражду

Слово учителя. Из курса истории Отечества вы знаете, какой важный вклад внесла Русская православная церковь в объединение Руси после политической раздробленности. Она вдохновляла русский народ на борьбу против ордынского владычества. К сожалению, история знает немало примеров и национальной вражды, порожденной религиозной верой (религиозные войны в Европе).



СЛАЙД 16 Роль религии в жизни…

(промежуточные выводы/первичное закрепление).

Давайте перенесем полученные результаты в наши рабочие листы.



    1. Третья группа: «Религиозные организации и объединения»

В чем состоит опасность многих существующих сект? (ограничения прав человека, опасность для жизни и здоровья гра­ждан).

СЛАЙД 17 Религиозные организации…

  • Работа со схемой. Заполним схему в рабочих листах (промежуточные выводы/первичное закрепление).



Работа с раздаточным материалом (Приложение 6)

(Ответы обучающихся)

Возможно включение регионального компонента (какие вы знаете храмы на территории нашего города?)

СЛАЙД 18 Свобода совести и …

4.Свобода совести, свобода вероисповедания



В Донецкой Народной Республике и в Российской Федерации проживают представители многих распространенных в мире религий.

Выступления обучающихся с сообщениями о мировых религиях (буддизм, ислам и христианство)

Справочный материал (при наличии времени) По данным социологического исследования, проведенного в 2017 г., население России распределяется по религиозной принадлежности следующим образом: (опрошено чуть более 150000 респондентов)

  1. православные верующие (прихожане Русской православной, грузинской, армянской и других церквей) — 73,6%; (110500 чел)

  2. мусульмане — 10,2%; (15300)

  3. старообрядцы – 1,33%; (2000)

  4. буддисты - 0,67%; (1000)

  5. протестанты - 0,67%; (1000) и др.

  6. 12,1%  без религии

Работа с правовым источником (Законом ДНР о свободе

совести…;Конституцией РФ)



СЛАЙД 19

ДОНЕЦКАЯ  НАРОДНАЯ  РЕСПУБЛИКА ЗАКОН  О СВОБОДЕ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ   № 140-IHC от 24.06.2016, действующая редакция по состоянию на 30.03.2021

Одна из свобод, закрепленная в статье 28 Конституции Рос­сийской Федерации, гласит, что каждому в России гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Статья 14 Конвенции ООН о правах ребенка утверждает, что «государства должны уважать право детей на свободу мысли, совести и религии под руковод­ством их родителей».

Словарная работа.

Свобода совести - право человека самостоятельно формировать свои убеждения и открыто их выражать, не причиняя ущерба свободе других людей и общества в целом.

Свобода вероисповедания – право самостоятельно выбирать, какую религию исповедовать, или вообще отказаться от религии, встав на позицию атеизма.





СЛАЙД 20 Свобода совести…атеизм

Свобода совести состоит и в том, что можно быть и атеистом. Что такое атеизм.

Словарная работа. Атеизм (от греч. atheos — отрицание бога) — система взглядов и убеждений, отрицающая существование бога (божеств) и отвергающая всякую религию.
Как же реализуются принципы свободы совести и свобода вероисповедания в Российской Федерации?

- Изучите и прокомментируйте схему.

РАБОЧИЙ ЛИСТ

Одинаковыми ли правами обладают верующие люди и люди без веры в РФ? (равными)



СЛАЙД 21 Ведущей гарантией…

Вывод: Ведущей гарантией обеспечения права на свободу совести в РФ является конституционно закрепленный принцип равенства граждан независимо от их отношения к религии. Религия реализуют принцип свободы совести, но многое зависит и от самого гражданина. Только спокойное, уважительное отношение к представителям других религий, веротерпимость могут предотвратить недоверие, разногласия и вражду в обществе.



СЛАЙД 22. Подведем итоги…

IV. Подведение итогов урока

При наличии времени – метод «Микрофон»:

  • Что такое религия?

  • Каково значение религии в жизни общества?

(обучающиеся высказывают свои варианты ответов)

Время выполнения: 2 мин

СЛАЙД 23 Синквейн ( 1 вариант-обучающиеся самостоятельно письменно работают над заполнением синквейна; 2 вариант -коллективная работа (устно) Время выполнения 2 мин

Слово
2 прилагательных
3 глагола
Фраза из 4 слов
Существительное (итог, вывод, синоним)

Религия 
древняя, современная
воспитывает, регулирует, объединяет
Религия способна исцелить душу! 
Вера



СЛАЙД 24 Рефлексия

V. Рефлексия

Слово учителя: Ребята, достигли ли мы поставленных целей и задач урока?

Далее обучающиеся выбирают по 1 предложению и заканчивают их устно или письменно в рабочих листах (время выполнения 1-2 мин):

  • сегодня я узнал...

  • было трудно…

  • я понял, что…

  • я научился…

  • я смог…

  • было интересно узнать, что…

  • меня удивило…

  • мне захотелось… и т.д.

Учитель собирает рабочие листы для проверки.

СЛАЙД 25

Домашнее задание (учитель объясняет выполнение домашнего задания-1 мин)

1. Прочитать § 12 учебника

Задание на выбор:

2. Задание 1 рубрики «В классе и дома» на с. 101 учебника

3. Заполнить таблицу «Мировые религии» или подготовить интересные факты о мировых религиях.

СЛАЙД 26




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!