СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Религии мира и их основатели

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по ОРКиСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур". Приложение к технологической карте

Просмотр содержимого документа
«Религии мира и их основатели»


МБОУ гимназия «Лаборатория Салахова»










Возникновение религий. Религии мира и их основатели

(ОРКСЭ, 4 класс)









Автор: Диянова В.В., учитель истории


Заведующая кафедрой: Игошева Н.А._________



Технологическая карта занятия


Тема занятия

Возникновение религий. Религии мира и их основатели (ОРКСЭ, 4 класс)


Тип занятия

Изучение нового материала

Дата проведения занятия

5.10.2019

Образовательные ресурсы

Интерактивная доска, презентация урока, учебник Основы мировых религиозных культур.- М.: Издательство «Просвещение», 2017

Цель урока

Знакомиться с историей возникновения и особенностями мировых религий. Узнать о роли Иисуса Христа, пророка Мухаммада и Будды в возникновении мировых религий. Способствовать воспитанию коммуникабельности

Формы и методы, технологии обучения

Методы: объяснительно-иллюстративный; беседа; анализ; обобщение.

Формы: общеклассная и групповая.

Технология: урок в логике технологии развивающего обучения, обучение в сотрудничестве (групповая работа)

Основные понятия и термины

Буддизм – древнейшая мировая религия. Предпосылки возникновения буддизма. Мифы о Будде. Царевич Гаутама. Дерево пробуждения. Нирвана. Предпосылки возникновения христианства. Образ Иисуса Христа. Пророк Мухаммад – основатель ислама. Халифы.

Планируемые результаты

Личностные: формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, развитие навыков сотрудничества; понимание значимости своего участия в уроке для конечного результата.

Регулятивные: определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя; овладение навыком работы по предложенному учителем плану; в диалоге с учителем определение степени успешности своей работы и работы других.

Познавательные: извлечение информации, представленной в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст, иллюстрация, устный рассказ).

Коммуникативные: умение согласованно выполнять совместную деятельность в группе, формулирование собственной позиции при решении учебной задачи, восприятие и понимание речи других.




Этапы занятия


Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Организационный

этап

1 мин.

Проверяет готовность учащихся к уроку

Общение с учителем


Самоконтроль готовности к уроку

Актуализация знаний

1 мин

Повторение изученного материала:

Что такое религия?

Какие бывают религии?

Какие религии называются мировыми?

Участвуют в беседе, вспоминают сущность религий и их классификацию

Продуктивное общение

Определение пробелов в своих знаниях и умениях

Осуществление контроля над своими действиями по заданным правилам

Ситуация вызова. Постановка учебной задачи

4 мин.

Создает проблемную ситуацию, вместе с учениками определяет тему и задачи урока.

Известны ли нам имена основателей мировых религий?

На данном уроке нам предстоит выяснить:

Почему же именно они стали основателями мировых религий?

Чему они учили своих последователей?

Объявляет тему и план занятия.

План:

1. Самостоятельная работа в группах с текстом учебника (урок 5) и дополнительным материалом (предоставляется учителем)

2. Выступление групп

3. Подведение итогов

Предлагает выбрать тему и образует с учетом пожеланий учащихся 3 группы.

Вместе с учащимися определяет цель деятельности и критерии оценивания работы групп.

Предлагает группам прочитать соответствующий их теме раздел урока 5 и определить, какие сведения содержаться в нем о жизненном пути основателя религии, и какие – о вероучении.

  1. Создают группы, выбирают лидера группы

  2. Участвуют в определении цели своей работы и работы всего класса, а также в выработке критериев оценивания работы групп.

Примерные критерии оценивания


Тема

Умение работать в группе


5 баллов

Выступление (полнота, последовательность изложения, соблюдение регламента)


15 баллов

Формулировка вопросов, ответы на вопросы


5 баллов

Итого

«5»: 25-23

«4»: 22-20

«3»: 19-17

баллов

Будда






Христос






Мухаммад







Умение согласованно выполнять совместную деятельность в группе

Восприятие и понимание речи других.


Выбор критериев для оценки групповой работы

Усвоение алгоритма деятельности

Определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя

Прогнозирование результата деятельности класса

Решение учебной задачи.

Самостоятельная работа в группах 10 мин.

Наблюдает.

Консультирует.


  1. На основе текста учебника (урок 5) и дополнительного материала (приложения 2-7) группы готовят краткий рассказ о жизни и содержании проповеди основателя религии

  2. Составляют по 3 вопроса слушателям от группы, например:

  • В каком городе родился Иисус?

  • Почему многие люди за ним последовали?

  • Какой город для мусульман считается священным? Почему?

  • Назовите пророков ислама.

  • Почему царевич Сиддхартха Гаутама покинул свой дворец?

  • Что означает слово Будда?


Построение связного рассказа по заданной теме; умение согласованно выполнять совместную деятельность в группе, формулирование собственной позиции при решении учебной задачи, восприятие и понимание речи других.

Извлечение информации, представленной в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст, иллюстрация)

Выполнение своей деятельности по заданному алгоритму

Решение учебной задачи.

Выступление групп

20 мин

Предоставляет слово группам. Следит за соблюдением регламента

  1. Рассказывают о жизни и проповеди основателя религии

  2. Отвечают на вопросы других групп

  3. Задают вопросы слушателям по содержанию выступления своей группы


Умение согласованно выполнять совместную деятельность в группе, восприятие и понимание речи других.

Извлечение информации, представленной в виде устного рассказа; понимание смысла и целостное восприятие темы


Выполнение своей деятельности по заданному алгоритму

Подведение итогов

4 мин

Предлагает обменяться мнениями о том, насколько выступления групп соответствовали заявленным критериям

Оценивают выступление своей группы и других групп


Формулирование собственной позиции при оценивании работы групп

Определение сильных и слабых сторон своей деятельности.

В диалоге с учителем определение степени успешности своей работы и работы других.


Приложение I. Примерные критерии оценивания



Тема

Умение работать в группе


5 баллов

Выступление (полнота, последовательность изложения, соблюдение регламента)


15 баллов

Формулировка вопросов, ответы на вопросы


5 баллов

Итого

«5»: 25-23

«4»: 22-20

«3»: 19-16

баллов

Будда






Христос






Мухаммад







Приложение II. Буддизм.

Царевич решил во что бы то ни стало найти путь, который бы избавил людей от страданий. Он ушел из дворца в мир искать ответы на свои вопросы. Долгих шесть лет он питался крохами, его обнажённое тело обжигало солнце и сушил ветер. Однако в результате Сиддхартха понял, что полное отрешение от жизни не приносит облегчения. Тогда Гаутама сел под раскидистым баньяном и предался глубоким размышлениям. Бог зла и любви Мара насылает на него смерч, наводнение и землетрясение – бесполезно. Соблазняет властью, деньгами, дочерьми – безрезультатно. На 49-й день Сиддхартха познал истину, разрешил загадку страдания и понял, что должен делать человек для его преодоления. Так Гаутама стал Буддой – «просветленным»


Приложение III. Буддизм.

Будда учил, что каждое существо многократно перерождалось: оно могло родиться человеком, животным или божеством. Какой облик обретёт человек в следующем рождении, зависит от него самого. Если он не совершал злых поступков, не допускал злых мыслей и слов, то он родится человеком, а если он творил зло, то может стать животным. Но в любом случае человек испытывает страдания, потому что он не может удовлетворить все свои желания. Значит, чтобы не испытывать страданий, нужно избавляться от своих желаний. Как же это сделать? Человек должен совершенствовать себя: не допускать злых мыслей, не лгать, не убивать, не красть, не употреблять алкогольные напитки и наркотики. К миру и окружающим людям нужно относиться спокойно и доброжелательно.


Приложение IV. Христианство.

Иисус начал проповедовать свое учение после того, как ему исполнилось тридцать лет. Чему же он учил? Иисус призывал людей любить Бога, прощать обиды. Христос говорил: «Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Когда его спросили, какова главная заповедь учения, Иисус ответил, что главных заповедей две – возлюби Бога всем сердцем твоим и всей душой, и возлюби ближнего твоего, как самого себя.

Но кто же такой – ближний? Может быть, это родственник, близкий друг? Так считали те, кто беседовал с Христом. Но Иисус объяснил, что ближний – это любой человек, который нуждается в твоей помощи и любви.


Приложение V. Христианство.

Однажды Иисус пришел в город Капернаум, и множество народа собралось около его дома. Иисус беседовал с собравшимися, когда принесли парализованного человека. Принесшие больного не могли протиснуться сквозь толпу, поэтому они разобрали кровлю дома, где остановился Иисус, и спустили больного через отверстие в кровле. Христос приказал ему: «Возьми постель твою и иди в дом твой». Парализованный исцелился и вышел из дома на глазах собравшихся.


Приложение VI. Ислам.

Имя Мухаммад означает «Достойный хвалы». По преданию, когда он родился, с неба лился удивительный свет, дрогнула земля. Отец Мухаммада не дожил до рождения сына, мать умерла, когда мальчику было шесть лет, поэтому Мухаммада воспитывали его дед и дядя. Семья была небогатой, и будущему пророку в детстве приходилось пасти овец. Когда Мухаммаду исполнилось двадцать лет, он поступил на службу к купеческой вдове Хадидже, принимал участие в торговле, а позже женился на своей хозяйке.


Приложение VII. Ислам.

Однажды в путешествии закончилась пища, и люди дошли до нищеты. Пророк Мухаммад приказал своему сподвижнику Умару: «Созови людей, и пусть они принесут всю еду, которая ещё осталась». Были расстелены шкуры, и вся походная пища была сложена на них.

Мухаммад поднялся и попросил Аллаха благословить её, затем он направил людей за посудой, и они начали брать из этой кучи до тех пор, пока каждый не взял себе достаточное количество. Затем посланник Аллаха сказал: «Я свидетельствую, что никто не имеет права, чтобы ему поклонялись, кроме Аллаха, а я его посланник».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!