II. Актуализация полученных знаний. - С какой оболочкой Земли мы с вами познакомились? (Литосфера) -Что изучает литосфера? - Что такое рельеф? (совокупность неровностей земной поверхности.) - С какой формой рельефа мы познакомились на предыдущем уроке? (Приложение 1) А) Работа по теме «Вулканы». Карточка №1. 1.Дать определение, что такое вулкан? 2. Используя схему на слайде рассказать о строении вулкана. 3. Перечислить виды вулканов (по возможности привести примеры). Карточка №2 Определить географические координаты вулканов и показать их на карте ( по возможности указать на каком материке расположен объект). (ответы для учителя) -влк. Этна- 380сш.170вд. -влк.Камерун-40сш.150вд. -влк. Руис – 30сш. 790зд. -влк. Орисаба -170сш.970зд. -влк. Гекла -650сш.240зд. Угадать загадку Не видать её корней, Вершина выше тополей. Всё вверх и вверх она идёт, Но не растёт… (горы) 2. Работа с учебником. (Параграф 21., стр.109) - Что такое горы? Горы - это обширные участки земной поверхности, приподнятые над равнинами и имеющие перепады высот более 200 м. -Ребята , а теперь мы с вами познакомимся со строением гор. 3.) Строение гор. - Каждая гора имеет: А)Вершину – верхняя часть горы. Острая вершина –Пик. Б) Склон . В) Подошву. На материке Евразия расположены два горных пояса – Альпийско- Гималайский. Через Севрную и Южную Америкупроходит Андийско – Кордильерский горный пояс. 4) Горы по высоте. - В зависимости от абсолютной (максимальной) высоты выделяют следующие типы гор: А) Высокие (более 2000 м) Гималаи – самые высокие горы мира. Здесь находится высочайшая вершина –Эверест. Практикум. «Определение гор на карте». Атлас с.13-14 -Найдите горы на карте и определите высоту. Самые высокие горы в России – Кавказские. Самая высокая вершина –Эльбрус. -Найдите эти горы на карте и прочитайте высоту Эльбруса. - Ребята вспомните, чем является Эльбрус? (потухшим вулканом). Б) Средние (от 1000-2000м) (Кмберра Австралия) В) низкие (до 1000м) (Хибины) Практикум. «Сравнение холм и горы». -Ребята что общего у данных форм рельефа? (вершина, склон, подошва) -Как же мы можем объяснить разницу между данными формами рельефа? (высотой) -Главное отличие холма от горы –ВЫСОТА. -Скажите , а каким образом мы с вами будем различать горы по высоте на карте? (с помощью шкалы высот, размещенной в легенде карты) Введение понятия «Горный хребет, долина, горня система». -Ребята ,если посмотреть на горы, то они практически никогда не стоят в одиночку. Чаще всего мы наблюдаем цепочку гор, которые образую Горный хребет Горный хребет- крупная положительная форма рельефа, линейно вытянутая , с хорошо выраженными склонами. -По количеству горных хребтов можно определить протяженность гор. - Самые протяженные горы на Земле- Анды. Соседние хребты разделены понижениями – Горными долинами. Горная система-это группа хребтов, впадин, нагорий. Практикум. Атлас с.13-14. Физминутка. (учащиеся встают за стулья и начинают делать следующие упражнения: 1-руки вперед, 2-вверх, 3-в стороны, 4- опустили). Практикум. Работа в контурных картах. (предварительно 1 учащийся показывает все объекты на карте). Правила обозначения гор на к\к. 1.Определить географическое положение гор ( на каком материке расположены) 2. Определить направление хребтов и подчеркнуть его одной линией соответствующего цвета по высоте. 3.Подписать горы. Практикум. Работа в контурных картах. Атлас, с13-14 Задание: отметить следующие объекты на карте -г.Кордильеры -г.Гималаи -г.Анды -г.Килиманджаро -г. Хибины -г. Эверест -Уральские горы -Какие причины способствуют разрушению гор? (мороз, ветер, вода) Практикум. Работа с учебником, с.56 -А давайте посмотрим , что сказано в учебнике об изменении гор во времени. - Ребята , а какую опасность представляют горы для человека? (обвалы, камнепады, лавины) Практикум. «Характеристика географического положения гор». Работа с учебником стр 112 План 1.Название, высота. 2.Географическое положение: - на каком материке расположены. -направление; - протяженность; (масштаб) - положение по отношению к другим объектам. Задание: Составить характеристику ГП Уральских гор. Уральские горы: Высота- Евразия. С-Ю. 2500 Км Восточно-Европейская равнина-Западно-Сибирская равнина. Физминутка. На горе стоит лесок круговые движения руками Он не низок не высок сесть, встать, руки вверх Удивительная птица подает нам голосок голова –поднять вверх,; наклон вправо, влево вверх, потянуться. По тропинке два туриста Шли домой из далека ходьба на месте Говорят: «Такого свиста, мы не слышали пока» -Молодцы! Садитесь! IV. Закрепление изученного. Тест «Горы суши». (Приложение 2) Ключ: Анды, Пик, Эльбрус , снежная лавина , нагорье. V. Итог урока. - С какой формой рельефа мы познакомились сегодня? - Что такое горы? - Чем отличаются горы от холмов? - Какие горы различают по высоте? - Самые высокие горы на суше ? -Самая высокая вершина в мире? - Самая высокая вершина в России? -Самые протяженные горы на Земле? - Какие горы по происхождению вам известны? - Молодцы! VI. Домашнее задание. Параграф 21. с.108-112 Определить географические координаты гор: - г. Кавказ - г. Мак-Кинли -г. Карпаты -г. Альпы -г. Тибет «Лист оценки урока учащимися» -Урок окончен. Спасибо. | 10 мин. 4мин. . | Учитель ведет опрос учащихся по ранее изученному материалу (параграф 20). Опрос проходит в следующий форме: работа , на карточках, с кроссвордом; фронтальный опрос учащихся в виде онлайн-теста в презентации. Учитель объясняет задание карточки. Учитель демонстрирует слайд №9 «Строение вулкана», аргументирует ответ учащегося. Учитель задает дополнительные вопросы , если учащийся плохо справился с д\з. Учитель подводит итог проверки д\з, выставляет оценки. Учитель комментирует выделенные слова. Учитель сообщает учащимся дополнительный материал. Учитель сообщает учащимся задание, которое нужно выполнить и указывает страницу учебника. Демонстрация слайда с определением. Демонстрация слайда «Строение горы». «Высокие горы». Слайд №18-22 Демонстрация «г. Эверест», «Анды», «Эребус», «Кордильеры», «Килиманджаро». Демонстрация слайда «г. Эльбрус» Учитель сообщает информацию о Хибинах. Демонстрация «Горы, холмы». Учитель показывает на карте «Шкалу высот» и приводит примеры. Учитель показывает учащимся «горный хребет, горную долину, нагорье». Учитель показывает ребятам упражнения. «Правила обозначения гор в контурной карте» Учитель знакомит с правилами обозначения на контурной карте. Приводит пример на слайде. «Практикум в к\к». Учитель показывает складчатые горы, вулканические, эрозионные горы, одиночные вершины. «Значение гор». «Проверь себя». Учитель показывает учащимся правильно выполненное задание. Учитель проводит тестирование по изученному материалу. Учитель демонстрирует ответы теста. Учитель подводит итог урока и выставляет оценки за работу на уроке. Учитель объясняет задание и демонстрирует слайд с дополнительным заданием. Учитель благодарит учащихся за активную работу на уроке. | беседа показ, рассказ беседа беседа беседа, показ беседа беседа рассказ, показ беседа показ, рассказ показ, рассказ показ, рассказ показ, рассказ показ, рассказ показ, рассказ показ показ, рассказ показ, рассказ показ, рассказ показ, рассказ рассказ, показ. показ рассказ показ, рассказ Рассказ, показ. показ, рассказ | Учащиеся отвечают на заданные вопросы и выполняют задания на карточках , в кроссворде. Учащийся выполняет работу карточке. Учащийся отвечает, используя слайд презентации. Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Учащийся проверяет свои ответы и оценивает выставляет оценку за работу. Учащиеся письменно отвечают на вопросы учителя и делают самопроверку своих работ. (На каждый ответ учащиеся поднимают руки, чтобы учитель смог контролировать тестирование каждого ученика) Учащиеся внимательно слушают учителя, записывают тему в тетрадь. Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Учащиеся отвечают на вопрос учителя, выражают свою точку зрения. Учащиеся слушают рассказ учителя. Учащиеся отвечают на поставленный вопрос и записывают определение –горы в тетрадь. Учащиеся зарисовывают условную схему строения горы. Учащиеся записывают типы гор в тетрадь с примером. Учащиеся находят горы на карте и показывают их на карте. Учащиеся записывают в тетрадь необходимый материал. Учащиеся объясняют в чем сходство и различие у данных форм рельефа. Учащиеся слушают учителя. Учащиеся внимательно слушают рассказ учителя. Учащиеся находят на карте нагорье. Учащиеся выполняют упражнения. Учащиеся отмечают объекты на карте, с помощью цветных карандашей и черной гелевой ручкой. Учащиеся записывают в тетрадь типы гор с примером. Учащиеся внимательно слушают и записывают необходимые сведения. Учащиеся работают с учебником, отвечают на вопросы учителя. Учащиеся отвечают на вопросы учителя. учащиеся выполняют задание Учащиеся слушают учителя, исправляют ошибки. Учащиеся выполняют упражнения. Учащиеся проводят самооценку своих работ и отмечают «+» и « - « выполненного задания. Учащиеся отвечают на вопрос учителя. Учащиеся слушают учителя. Учащиеся записываю задание в дневник, тетрадь. Учащиеся выражают свое отношение к уроку, отметив соответствующий номер на бланке. |