СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации по планированию урока с учащимися с ОВЗ

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации по планированию урока с учащимися с ОВЗ»

Рекомендации по планированию урока с учащимися с ОВЗ

Планирование урока должно включать как общеобразовательные, так и коррекционно - развивающие задачи. Цель коррекционно-развивающего обучения - создать условия, способствующие развитию личности и эффективному усвоению учебного материала. На учебном материале с помощью специальных приемов учитель решает задачи коррекции. Приемы анализа, синтеза, сравнения, классификации, сравнения и др. стимулируют компенсаторные возможности детей. В результате формируются обобщенные учебные навыки и навыки других видов деятельности (ориентировка в задании, планирование предстоящей работы, контроль за проделанной работой и др.).

Задачи урока:

Образовательные:

формировать (формирование) у учащихся представления о …; выявить (выявлять)…; знакомить, познакомить, продолжать знакомить…; уточнить…; расширить…; обобщить…; систематизировать…;  учить применять на практике…; учить пользоваться…; тренировать…; проверить….

 

Коррекционно-развивающие

корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) путем выполнения…; коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение…; коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над деформированными текстами, сочинением, изложением, творческим диктантом)…;коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) …; коррекция и развитие зрительных восприятий…; развитие слухового восприятия…; коррекция и развитие тактильного восприятия…; коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений)…; коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)…; коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства…;

 

Воспитательные

воспитывать интерес к учебе, предмету; воспитывать самостоятельность; воспитывать нравственные качества (любовь, бережное отношение к …, трудолюбие, умение сопереживать и т. п.)

Методы обучения: объяснение; рассказ; демонстрация; наблюдение; работа с книгой; игра; упражнение; лабораторно-практическая работапрактическая работа; самостоятельная работа; применение технических средств обучения;  проблемное обучение.

Оборудование урока

  

Ход урока

  1. Организационный этап

Содержание этапа (возможные варианты): по звонку найти свое место; взаимное приветствие; рапорт дежурного, определение отсутствующих; запись числа; настрой учащихся на работу, организация внимания; проверка готовности к уроку (рабочие место, рабочая поза, внешний вид); сообщение темы и цели урока.

 

  1. Проверка домашнего задания

Цель – установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, определить типичные недостатки, выявить уровень знаний учащихся, повторить пройденный материал, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.

Возможные варианты проверки домашнего задания: фронтальный опрос; индивидуальный опрос с вызовом к доске; фронтальный письменный опрос (у доски, по карточкам); индивидуальный письменный опрос; уплотненный опрос (сочетание фронтального и индивидуального, устного и письменного); практическая работа; программированный контроль; проверка тетрадей; технические средства обучения.

 

  1. Подготовка учащихся к усвоению нового материала

Цель – организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, цели и задачи изучения нового материала, показать практическую значимость изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы. Ввод нового понятия возможен разными способами:

  • загадка; ребус; кроссворд; игра "Четвертый лишний"; словарная работа (связь с новым материалом); проблемный вопрос.

  • карточки с понятиями предыдущего урока (дети дают этим понятиям письменную характеристику).

  • карточки, содержащие слова-подсказки или предложения с пропущенными словами (чтобы детям было проще дать определение понятию).

  • карточка с заданием такого характера: в одном столбике даются понятия, в другом – определения этих понятий (дети стрелочкой должны указать какому понятию соответствует то или иное определение).

  • карточки с практическими примерами.

  • словарная работа (устно или по карточкам). Учитель может коротко проговорить, что усвоено детьми на прошлом занятии. Здесь же можно использовать наглядность (картинки, пособия, практический материал, предметы, пазлы со словами из словаря).

  • Можно предложить детям задание по типу «10 слов»: на доске или устно учитель предлагает детям 10 уже известных им понятий, касающихся пройденных тем. После этого карточки с понятиями убираются, а у себя в тетрадях дети должны воспроизвести все слова, которые они запомнили, а потом дети устно дают определения этим словам.

После этого предлагается выполнить практическое задание на доске или другое практическое задание, чтобы дети вспомнили, как на практике пользоваться этими понятиями.

 

  1. Сообщение нового материала

Цель – дать учащимся конкретное представление об изучаемом вопросе, правиле, явлении и т. п. Сообщение нового материала возможно: в виде рассказа учителя (научный, доступный, в меру эмоциональный, последовательный, с опорой на наглядность, с проведением словарной работы, с выводами); самостоятельное знакомство с новым материалом путем наблюдения и использования учебника; вводной беседы (если у учащихся есть запас сведений по данной теме); чередование беседы и рассказа; применение ТСО.

При этом используются: наглядность (каждое действие или слово должно быть подкреплено картинкой, схемой, карточкой, практическим действием); постепенный переход от одного действия или понятия к другому.   Постоянное речевое сопровождение со стороны педагога, но не насыщенное, а краткое и четкое, т.к. речевая информация усваивается в малом объем.

 

  1. Закрепление полученных знаний

Цель – закрепит знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому материалу, учить применять знания в сходной ситуации. Используемые методы: беседа; работа с учебником; работа с тетрадью; практическая работа; программированные задания; дидактические игры; ТСО; таблицы, схемы, тесты; самостоятельная работа.

 

  1. Подведение итогов

Цель – сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке. Выводы; вопросы на понимание изученного материала; разбор и запись домашнего задания; оценка работы учащихся.

 

Требования к организации урока

 

В специальном образовании существует система пропедевтической работы, благодаря которой подготовка к освоению каких-либо новых знаний на том или ином уроке готовится педагогом заранее, через систему подготовительных упражнений, включенных в структуру других уроков, индивидуальных занятий, дополнительных форм организации обучения. В большинстве случаев, особенно на начальных этапах обучения, уроки в специальной школе строятся по смешанному или комбинированному типу. Это объясняется тем, что младшие школьники с отклонениями в развитии не могут усваивать новый материал большими порциями; объяснению нового материала предшествует подготовительно- пропедевтическая работа, направленная на актуализацию соответствующих знаний и опыта учеников или формирование такого опыта; каждая порция нового материала требует незамедлительного его закрепления в деятельностных, практических формах упражнений; на всех этапах урока необходимы пошаговый, часто индивидуальный контроль усвоения материала, выявление возникающих образовательных затруднений. В средних и старших классах уроки приобретают классические черты.

При организации режима урока учитель должен придерживаться определённых требований.

  1. Учет психофизиологических особенностей обучающихся с ОВЗ: вариант и степень проявления сенсорного или двигательного нарушения, состояние речевой функции (альтернативные средства обучения), степень и проявления интеллектуальных нарушений, нарушений эмоционально-волевой сферы);

  2. Урок должен иметь четкий алгоритм и структуру. Привыкая к определенному алгоритму, дети становятся более организованными.

Рациональную структуру урока обеспечивают комплексное планирование задач обучения, воспитания, коррекции и развития; выделение в содержании урока и темы главного, существенного; определение целесообразной последовательности и дозировки материала и времени повторения, изучения нового, закрепления, домашнего задания; выбор рациональных методов, приемов и средств обучения; дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам; создание необходимых учебно-материальных условий обучения.

  1. Учет слабого внимания детей с ограниченными возможностями здоровья, их истощаемости и пресыщения однообразной деятельностью. Поэтому на уроке учитель должен менять разные виды деятельности:

а) начинать урок лучше с заданий, которые тренируют память, внимание;

б) сложные интеллектуальные задания использовать только в середине урока;

в) чередовать задания, связанные с обучением, и задания, имеющие только коррекционную направленность (зрительная гимнастика, использование заданий на развитие мелкой моторики, развитие восприятия и мышления);

г) использовать сюрпризные, игровые моменты, моменты соревнования, интриги, ролевые игры, мини-постановки (т.е. всю ту деятельность, которая затрагивает эмоции детей и связывает знания с жизнью).

  1. Содержание, объем и представление учебного материала учителем исходя из принципа необходимости и достаточности. По мере необходимости упрощение, уменьшение объема, выделение нескольких этапов работы, выделение основного (главного).Дополнительное объяснение содержания задания и предварительная проверка его понимания

  2. Организация рабочего места обучающегося. Обеспечение специальными учебниками и дидактическими материалами. Наличие в классе дополнительных материалов (карандашей, книг)

  3. Использование разноуровневого много вариативного дидактического и раздаточного материала. Большое количество наглядного материала. Использование опорных схем, карточек, таблиц.

  4. Формы и объем дозированной помощи.

  5. Распределение времени на уроке.

  6. Применение здоровьесберегающих технологий. Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы. Физкультминутки и физкультпаузы (норма – на 45 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.

  7. Гигиенические условия в классе (кабинете).

  8. Наличие индивидуальных правил для учащихся.

 

 

Методы специального образования

 

Для детей с ограниченными возможностями производится отбор методов в зависимости от структуры дефекта и наличия сохранных звеньев организма. Чаще всего в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями используют следующие методы:

– методы моторной коррекции (методы релаксации, паралингвистические, телесно-ориентировочные методы, методы пластритмики);

– сенсомоторные методы (методы слухового и зрительного восприятия учебного материала; наглядные, практические методы);

– когнитивные методы (методы организации психических процессов, вербально-логические методы: репродуктивные, проблемно-поисковые, исследовательские).

Отбор методов для коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, определяется рядом факторов. В связи с отклонениями в сенсомоторном развитии у обучающихся снижена возможность к полноценному восприятию информации об окружающем мире. Предпочтение поэтому отдается методам сенсомоторной коррекции, помогающим наиболее полно воспринимать, перерабатывать и

воспроизводить учебную информацию.

На первый план выходят практические и наглядные методы, формирующие сенсомоторную основу для перехода к вербальным и интеллектуальным действиям. Дополнением к этим методам являются когнитивные методы.

При любых отклонениях в развитии нарушено развитие речи, поэтому вербально-логические методы используются в сочетании с наглядными и практическими. Отклонения в развитии приводят к преобладанию наглядных видов мышления, затрудняют переход к словесно-логическим операциям, поэтому когнитивные методы в образовательном процессе используются только в сочетании с методами моторной коррекции.

Среди словесных методов обучения широкое распространение в практике имеет беседа, которая позволяет организовать внимание детей, собрать сведения о первоначальных знаниях ребёнка. В то же время беседа, один из субъективных методов, так как в процессе проведения беседы не учитываются индивидуальные особенности детей.

Эффективность коррекционно – педагогической работы повышается, если наглядные методы сочетаются с использованием дидактических игр и занимательных упражнений.

Учитывая особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья и принятые в общей и специальной педагогике классификации методов воспитания, остановимся на трех основных их группах, применяемых в разной степени и в разных сочетаниях в специальном образовании:

  • информационные методы (беседа, консультирование, чтение художественной литературы, личный опыт);

  • практические методы (приучение, упражнение, воспитывающие ситуации, игра, трудовая, изобразительная и художественная деятельность);

  • оценочные методы (поощрение, осуждение, порицание).

Приёмы можно подразделить на пять групп:

– формирования и активизации операций мышления, восприятия, памяти, воображение;

– способные создать поисковые системы в мыслительной деятельности;

– активизирующие чувства детей;

– контроля, самоконтроля, самообучения;

– вопросы.

Можно выделить дидактические приёмы, применяемые в учебно-воспитательном процессе детей с отклонениями в развитии:

– развитие наблюдательности через показ явлений;

– формирование интереса к окружающему миру;

– зоны развития (ЗАР, ЗБР, зона потенциального развития);

– наглядность в практически значимой деятельности;

– сознательность и активность в усвоении знаний;

– учёт индивидуальных особенностей.

Отбор методов воспитания определяется возрастными и индивидуальными особенностями детей, а также характером и степенью выраженности нарушения развития, спецификой вторичных отклонений в развитии, социальным окружением ребёнка. Наиболее доступны для детей с отклонениями в развитии и практические методы воспитания. Большую воспитательную значимость имеют методы, которые позволяют опираться на образец из личного опыта детей или примеров социального окружения. Воспитание и обучение детей реализуют индивидуальный и личностный подход с учетом особенностей развития ребенка, в процессе межличностных взаимодействий.

В работу с учащимися рекомендуется использовать следующие приёмы учебной деятельности:

  • обеспечение аудио-учебниками, чтобы учащиеся могли одновременно слушать и читать один и тот же текст;

  • предоставление краткого содержания глав учебников;

  • использование маркеров для выделения важной информации;

  • использование предложений с пропущенными словами;

  • использование учетных карточек для записи главных тем;

  • предоставление учащимся списка вопросов для обсуждения до чтения текста;

  • указание номеров страниц для нахождения верных ответов;

  • сокращенные задания, направленные на усвоение ключевых понятий;

  • сокращенные тесты, направленные на отработку правописания наиболее функциональных слов;

  • альтернативные замещения письменных заданий (лепка, рисование, панорама и др.);

  • четкое разъяснение заданий, часто повторяющееся;

  • акцентирование внимания на задании (например, "Когда ты прочитаешь эту главу, то сможешь назвать три причины возникновения Гражданской войны");

  • предоставление альтернативы объемным письменным заданиям (например, напишите несколько небольших сообщений; представьте устное сообщение по обозначенной теме).

Устные задания выполняются по следующему алгоритму:

  • Учитель проговаривает само задание (т.е., что мы будем делать) обучающиеся проговаривают задание после учителя; можно использовать карточки с опорными словами, иллюстрации, отражающие алгоритм выполнения заданий, схем, таблиц.

  • Пошаговое выполнение самого задания, проверка вместе с учителем.

Письменные задания:

Учитель проговаривает само задание (т.е., что мы будем делать) обучающиеся проговаривают задание после учителя.

Детям раздаются карточки с заданиями для самостоятельного выполнения (алгоритм действия прописывается в самой карточке).

Рекомендуется:

  • использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;

  • использование упражнений с пропущенными словами/предложениями;

  • обеспечение школьника с ограниченными возможностями копией конспекта других учащихся или записями учителя;

  • дополнение печатных материалов видео и диафильмами;

  • обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске;

  • разрешение использовать диктофон для записи ответов учащимися.

Математика

  • разрешение использовать калькулятор;

  • размещение малого количества заданий на одном листе с упражнениями (например, от 4 до 6 заданий на странице);

  • использование малого количества заданий для получения оценки;

  • предоставление стола с математическими предметами для справочной информации;

  • обеспечение каждого ученика визуальным числовым рядом;

  • поэтапное представление проблемных заданий;

  • использование визуальных пособий (картинок, графиков).

 

Оценка знаний

 

При оценивании рекомендуется:

  • использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;

  • акцентирование внимания на хороших оценках;

  • разрешение переделать задание, с которым он не справился;

  • оценка переделанных работ;

  • использование системы оценок достижений учащихся (портфолио).

 

 

 

Методические рекомендации педагогам общеобразовательных организаций по организации обучения с детьми с ограниченными возможностями здоровья с целью обеспечения эффективности учебно-воспитательного процесса

  1. Беседа с родителями ребенка поможет получить как можно больше информации о ребенке (особенности характера, поведения, его привычки и т.п.).

  2. Консультация специалистов: врача, у которого наблюдается ребенок (правильная организация учебного процесса, обеспечивающая охрану здоровья ребенка); учителя-дефектолога (методические рекомендации); практического психолога; учителя-логопеда.

  3. Планирование совместной работы специалистов, что даст возможность составить грамотно индивидуальный план сопровождения.

  4. Знакомство со специальной (коррекционной) программой общеобразовательной организации , рекомендованной ребенку психолого-медико-педагогической консультацией.

  5. Подготовка детей и родителей класса к принятию нового ученика.

Следует знать, что особенности психического развития познавательных процессов у этих детей имеет отличительные особенности.

Внимание детей с ограниченными возможностями здоровья характеризуется рядом патологических проявлений. У большинства отмечается повышенная психическая истощаемость и утомляемость, пониженная работоспособность. Нарушается формирование избирательности, устойчивости, концентрации, переключения, распределения внимания. Особенно значимые трудности возникают при формировании произвольного внимания.

Словесно-логическая память предполагает достаточный уровень развития речи и мышления, а поскольку эти функции у детей с ограниченными возможностями здоровья, как правило, формируются с опозданием, то и данный вид памяти задерживается в своем становлении. Таким образом, у детей наблюдается специфическое развитие памяти и своеобразие в формировании мнемических процессов.

Имеет место ограниченность пассивного и активного словаря, что свидетельствует об узости общих представлений, которые формируются в процессе освоения различных видов деятельности. Особенно ограничен запас слов, обозначающих признаки, качества, свойства предметов, а также различные виды действий с предметами. Отмечается и своеобразие в понимании речи: недостаточное понимание многозначности слов, иногда незнание предметов и явлений окружающей действительности. Нередко вызывает трудности понимание текстов художественных произведений, арифметических задач, программного материала. Для большинства учащихся с ограниченными возможностями характерны слабая дифференциация лексических значений, незнание языковых правил перефразирования, неточности употребления антонимов и синонимов. Все это часто приводит к неправильному построению предложений.

Общие принципы и правила коррекционной работы

  1. Индивидуальный подход к каждому ученику.

  2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

  3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.

  4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

 

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:

  • игровые ситуации;

  • дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;

  • игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;

  • психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

 

Дети с ОВЗ с трудом устанавливают сходства и различия, причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира. Классификацию предметов проводят по принципу конкретных ситуативных связей.

Предлагаются некоторые приёмы коррекции в процессе обучения и воспитания:

  • Прохождение занятия необходимо разбить на временные промежутки с перерывами, включающими смену вида деятельности.

  • Для привлечения непроизвольного внимания рекомендуется широкое применение наглядных средств обучения.

  • Для развития произвольного внимания рекомендуется использовать средства определенного уровня абстрактности — схемы, диаграммы, таблицы. Педагог может составлять совместно с учащимся схемы и таблицы непосредственно на занятии.

Обучение мнемическим приемам:

  • Выделение ключевой опорной мысли (предложения) в каждом абзаце. Пересказ с использованием опорных ключевых предложений.

  • Обогащение активного словарного запаса, подбор иллюстраций, подбор синонимов, ведение словаря терминов, демонстрация примеров.

  • Уделять внимание повторению материала. Важно посвятить некоторое время повторению уже полученной информации.

  • Учитывать эмоциональный фактор (связь излагаемого материала с прошлым опытом), за счет которого производительность интеллектуального труда значительно возрастает.

  • Развитие речевого общения: грамматически правильное построение фраз; употребление в речи числительных и местоимений, служебных слов и предлогов, в первую очередь связанных с пространственными и временными категориями;

  • Подбор синонимов, обучение использованию синонимов и антонимов в устной и письменной речи.

  • Ведение словаря понятий и терминов по каждому изучаемому предмету.

  • Акцентирование внимания обучающегося на рубрике «Словарь» в материале урока.

  • Инструктирование по выполнению заданий, которые задаются на дом.

  • Выполнение части домашнего задания на уроке в качестве примера (у обучающегося должны быть примеры и алгоритмы выполнения каждого вида заданий, встречающихся в материале урока и в материале домашнего задания)

  • Анализируя текст художественного произведения, целесообразно сначала уяснить содержание произведения. Необходимо составить перечень вопросов по содержанию. Важно следить за тем, чтобы ответ учащегося был полным с приведением выдержек из текста произведения.

  • Анализируя поступки и характер героев художественных произведений, особое внимание уделить установлению причинно-следственных связей

Каждый возрастной период значим для формирования личности ребенка.

Необходимо предусмотреть создание определенных условий для обогащения всех основных видов деятельности ребенка, характерных для каждого возрастного периода.

Фундаментальным стержнем коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей является принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии каждого обучаемого. В тесном сотрудничестве со специалистами школы: дефектологом, психологом, логопедом выстраивается направление работы с каждым ребенком индивидуально.

Несоответствие уровня развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья препятствует адекватному пониманию поставленной задачи и предлагаемой информации. Для данного контингента учащихся характерны быстрая истощаемость ресурсов внимания, снижение объёма памяти, эмоциональная неустойчивость, отсутствие интеллектуальных мотивов, снижение внешней мотивации учебной деятельности. Отсюда снижение познавательного интереса. Чтобы заинтересовать учащихся, сделать их обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, новые техники и технологии.

Опираясь на знания психолого-педагогических характеристик, учитель сможет правильно построить свою работу по формированию учебной деятельности.

При индивидуальном обучении всех категорий детей важно, чтобы учитель планировал урок грамотно, использовал адекватную методику, применял целесообразно сочетание словесных и наглядных средств.

Сколько-нибудь сложная умственная деятельность быстро утомляет их. Существенное место должно занимать на уроке воспитание детей с ОВЗ умения адекватно реагировать на возникающие неудачи и трудности в учебных и повседневных ситуациях.

Важно научить учеников завершать начатую работу, проявляя определенные волевые усилия даже в тех случаях, когда не все сразу удается. Воспитать критическое отношение детей к своей деятельности - одно из важных направлений коррекционной работы.

Одним из значимых условий обучения является оказание ученику помощи. Помощь может предстать как образец для подражания. Другой вид помощи, когда она направлена на активизацию действий, на организацию познавательной деятельности ребенка. Тогда ее значение оказывается наиболее существенным, поскольку способствует коррекции мышления.

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются: игровые ситуации; дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов; игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими.

Занятия с больным ребенком рекомендовано проводить в форме урока. Урок - это живое общение учителя с учеником. Ребенок устроен так, что он развивается в процессе этого общения. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт, постепенно перерастающий в сотрудничество, которое является необходимым условием развития ребенка. Сотрудничество заключается в том, что свой опыт взрослый стремится передать, а ребенок хочет и может его усвоить.

Учебные занятия целесообразно начать с урока чтения. В процессе работы над текстом устанавливается контакт с ребенком, идет установка рабочей атмосферы. Диалог учителя с учеником является как бы интеллектуальной разминкой, трамплином перед новым, более трудным испытанием. Но при построении диалогового урока необходимо помнить, что это «место встречи людей, думающих по - разному». Поэтому коррекция структурного построения ответа должна происходить ненавязчиво и очень тактично, не задевая самолюбия ребенка. Следует помнить, что больной ребенок очень раним, остро реагирует на критические замечания.

После урока чтения целесообразно перейти к уроку русского языка. Например, у детей с диагнозом ДЦП, как правило, уроки русского языка не вызывают особых затруднений. Обладая хорошей памятью, они успешно усваивают правила, грамотно пишут. И основная трудность здесь заключается в том, что скорость письма у таких детей очень незначительна. «Непослушная» ручка в любой момент готова выпрыгнуть из слабых пальчиков. И здесь важно терпение учителя. Не стоит торопить, необходимо давать возможность отдохнуть руке, помогать, придерживая линейку при подчеркивании, перевернуть исписанный листок, поменять ручку, делать короткие передышки для массажа пальчиков, ведь «ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

К трудным урокам можно отнести уроки математики. Хорошо, если в 1-2-м классах ребенок хорошо усвоил таблицу сложения в пределах 20 и таблицу умножения: с таким учеником легко отрабатывать вычислительные навыки в следующих классах, но есть категория детей, которым трудно запомнить такой объем информации. Для этого необходим больший отрезок времени, и так как программа не терпит и учебное время нельзя растянуть, целесообразно, чтобы эти таблицы были перед глазами. Это способствует снятию ненужной нервозности и развитию зрительной памяти, которая сработает в необходимый момент.

Методика работы над задачей тоже должна быть подкорректирована с учетом особенностей ребенка. В 1-2-м классах обязательны схема или рисунок, условия задачи. И только тогда - поиск решения. В 3-4-м классах можно практиковать самостоятельное чтение и разбор задачи. Конечно, времени на это уйдет немного больше, но это будет способствовать развитию умений и навыков работать самостоятельно, что, несомненно, пригодится ребенку в будущем при работе над другим материалом. Решение задачи записывается сначала по действиям с пояснением каждого. Труднее дается запись выражением или уравнением.

Задачи геометрического характера, как правило, разбираются учеником легко, но построение фигур, графиков вызывает затруднение в силу опять-таки заболевания.

Будьте терпеливы и наблюдательны. Дети не учатся беспрерывно, они нуждаются в отдыхе. Внимательно наблюдайте за ребенком, старайтесь понять, как он мыслит, что он знает, как использует навыки.

Разговаривая с ребенком, давайте ему время ответить на ваши вопросы, говорите по очереди, помните о важности повторения.

Будьте последовательны. Разнообразьте занятия, ежедневно вносите новые элементы в свой урок.

Будьте выразительны, эмоциональны, меняйте интонации голоса, но говорите внятно, не сюсюкайте.

Чаще хвалите и поощряйте ребенка. Давайте больше ему больше самостоятельности в выборе методов решения и ответов - это способствует развитию самостоятельности.

Помните, что все дети откликаются на любовь, заботу и внимание.

Каждый ребенок с нарушениями в развитии уникален как по своему состоянию, так и по темпу развития, поэтому ранняя коррекционная помощь является средством формирования тех навыков и умений, которые ребенок готов воспринять в данное время, и должна быть по возможности максимально индивидуализирована. При этом следует обеспечить максимальные возможности для его развития.

 

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ

  1. Козловская Г.Ю. Основы специальной педагогики. Основы дидактики специальной педагогики. Программа профессиональной переподготовки «Дефектология. Логопедия» - Москва. – 2014 . [Электронный ресурс].  URL:http://asu.msgi.info/UniversysDWNL/Library/

  2. Методические рекомендации педагогам общеобразовательных организаций по организации обучения с детьми с ограниченными возможностями здоровья с целью обеспечения эффективности учебно-воспитательного процесса. Кафедра менеджмента образования и психологии. Центр специального и инклюзивного образования. ГОУ ДПО «ДРИДПО», 2015.

  3. Методические рекомендации по обучению детей с ограниченными




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!