СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации по написанию сочинения ЕГЭ 2020 г.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задание 27 ЕГЭ по русскому языку является самым сложным заданием, позволяющим  учащимся получить 24 заветных балла на экзамене. В данной презентации собраны все рекомендации по написанию сочинения ЕГЭ 2020 г.

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации по написанию сочинения ЕГЭ 2020 г.»

Сочинение ЕГЭ 2019-2020 по русскому языку Как писать сочинение ЕГЭ 2020 по русскому языку (задание 27)? 

Сочинение ЕГЭ 2019-2020 по русскому языку

Как писать сочинение ЕГЭ 2020 по русскому языку (задание 27)? 

ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАНИЯ 27 (СОЧИНЕНИЕ ЕГЭ)  Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.    Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).    Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.    Сформулируйте позицию автора (рассказчика).    Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.   Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту)! не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАНИЯ 27 (СОЧИНЕНИЕ ЕГЭ)

Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.  Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).  Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.  Сформулируйте позицию автора (рассказчика).  Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.  Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту)! не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ПРОБЛЕМА (К1)  Проблема  в сочинении ЕГЭ по русскому языку - это то, ради чего создаётся текст. Это вопрос, который волнует автора и на который он ищет ответ. В публицистическом тексте проблема может быть сформулирована самим автором , её не нужно долго искать, а в художественном тексте часто необходим анализ текста, определение тематики, главных героев, морали текста.

ПРОБЛЕМА (К1)

Проблема  в сочинении ЕГЭ по русскому языку - это то, ради чего создаётся текст. Это вопрос, который волнует автора и на который он ищет ответ. В публицистическом тексте проблема может быть сформулирована самим автором , её не нужно долго искать, а в художественном тексте часто необходим анализ текста, определение тематики, главных героев, морали текста.

Как найти проблему текста Что такое проблема текста?   Проблема текста  – это спорный, важный, актуальный вопрос, на который есть как минимум 2 ответа.   Например:   Как следует относиться к природе? (это проблема) Ответ 1: Относиться нужно бережно, так как человек – часть природы. Ответ 2: Можно относиться потребительски, ведь человек – царь природы.  Что такое любовь? Ответ 1: Любовь – это сильное влечение к человеку. Ответ 2: Любовь – это забота о близких.  Нужно ли знать свою историю? Ответ 1: Да, конечно, знание истории помогает избежать ошибок. Ответ 2: Нет, не нужно, это только тормозит прогресс.

Как найти проблему текста

Что такое проблема текста? 

Проблема текста  – это спорный, важный, актуальный вопрос, на который есть как минимум 2 ответа.  Например:   Как следует относиться к природе? (это проблема)

Ответ 1: Относиться нужно бережно, так как человек – часть природы. Ответ 2: Можно относиться потребительски, ведь человек – царь природы. 

Что такое любовь?

Ответ 1: Любовь – это сильное влечение к человеку.

Ответ 2: Любовь – это забота о близких. 

Нужно ли знать свою историю? Ответ 1: Да, конечно, знание истории помогает избежать ошибок.

Ответ 2: Нет, не нужно, это только тормозит прогресс.

Какие бывают проблемы?   Все тексты так или иначе связаны с человеком и тем, что его окружает, по-другому говоря, со сферами жизни человека. Все проблемы можно разделить на внутренние и внешние .   Внутренние проблемы  - это всё, что связано с вопросами, которые человек задаёт самому себе: смысл жизни, призвание, совесть, мораль.     Внешние проблемы  - это соприкосновение человека с миром, отношение человека к окружающим его реалиям.

Какие бывают проблемы? 

Все тексты так или иначе связаны с человеком и тем, что его окружает, по-другому говоря, со сферами жизни человека. Все проблемы можно разделить на внутренние и внешние . Внутренние проблемы  - это всё, что связано с вопросами, которые человек задаёт самому себе: смысл жизни, призвание, совесть, мораль.    Внешние проблемы  - это соприкосновение человека с миром, отношение человека к окружающим его реалиям.

Сферы жизни тоже могут сталкиваться друг с другом, создавая проблемы. Например, история и государство, природа и прогресс. Но всё-таки большая часть проблем вращается вокруг человека, он центральная фигура. В его голове звучат самые важные и серьёзные вопросы. Поэтому если совсем не понимаете, о чём текст, то попробуйте определить, какие из понятий пересекаются в тексте. Вопрос касается человека и его самоопределения или человек сталкивается с одной их вышеперечисленных реалий? 

Сферы жизни тоже могут сталкиваться друг с другом, создавая проблемы. Например, история и государство, природа и прогресс. Но всё-таки большая часть проблем вращается вокруг человека, он центральная фигура. В его голове звучат самые важные и серьёзные вопросы. Поэтому если совсем не понимаете, о чём текст, то попробуйте определить, какие из понятий пересекаются в тексте. Вопрос касается человека и его самоопределения или человек сталкивается с одной их вышеперечисленных реалий? 

Как формулировать проблему? Проблему можно сформулировать двумя способами:   1) При помощи вопроса. Например: Для чего человеку нужны друзья?  2) При помощи Р.п. Например: Проблема отношения к природе, проблема поиска смысла жизни и т.д.   Для того чтобы не запутаться, лучше сформулировать проблему  в виде вопроса . Тогда вы не допустите ошибок.

Как формулировать проблему?

Проблему можно сформулировать двумя способами: 1) При помощи вопроса. Например: Для чего человеку нужны друзья? 2) При помощи Р.п. Например: Проблема отношения к природе, проблема поиска смысла жизни и т.д. Для того чтобы не запутаться, лучше сформулировать проблему  в виде вопроса . Тогда вы не допустите ошибок.

Типичные ошибки при формулировке проблемы:  1) В проблеме указывают авторскую позицию.     Например: проблема хорошего отношения к книгам - НЕЛЬЗЯ (

Типичные ошибки при формулировке проблемы:

1) В проблеме указывают авторскую позицию.   Например: проблема хорошего отношения к книгам - НЕЛЬЗЯ ("хорошего" - это уже оценочная лексика) Проблема отношения к книгам – МОЖНО!

Типичные ошибки при формулировке проблемы: 2) Проблема слишком широкая.   Например, в тексте рассказывается о женщинах и их роли на войне, а вы выбираете просто проблему войны. Если вы будете формулировать проблему в виде вопроса, этой ошибки можно будет избежать. Также так бывает, когда путают проблему и тему текста. Поэтому запомните: тема - это скорее направление мысли, то о чём текст. Например, текст о войне, значит тема: война. А проблема : роль героев на войне.

Типичные ошибки при формулировке проблемы:

2) Проблема слишком широкая. Например, в тексте рассказывается о женщинах и их роли на войне, а вы выбираете просто проблему войны. Если вы будете формулировать проблему в виде вопроса, этой ошибки можно будет избежать. Также так бывает, когда путают проблему и тему текста. Поэтому запомните: тема - это скорее направление мысли, то о чём текст. Например, текст о войне, значит тема: война. А проблема : роль героев на войне.

Типичные ошибки при формулировке проблемы: 3) Сужение проблемы.   4) Проблема, которой нет в тексте. Самая распространенная ошибка уже связана не с формулировкой проблемы, а с дальнейшим содержанием вашего сочинения. Проблема может быть правильной, а вот дальнейшее содержание может совершенно не соответствовать проблеме. 

Типичные ошибки при формулировке проблемы:

3) Сужение проблемы. 4) Проблема, которой нет в тексте.

Самая распространенная ошибка уже связана не с формулировкой проблемы, а с дальнейшим содержанием вашего сочинения. Проблема может быть правильной, а вот дальнейшее содержание может совершенно не соответствовать проблеме. 

Слова-помощники для формулировки проблемы   Если формулируете в Р.п., то вам помогут слова:   - отношение  - взаимоотношение  - воздействие  - взаимодействие  - влияние  - роль  - восприятие   Если формулируете в виде вопроса, то вам помогут следующие конструкции :   Как нужно относиться...?  Как следует относиться...?  Почему важно +глагол...?  Почему нужно +глагол...?  Что такое +существительное...?  Для чего нужно...+глагол?  Для чего нужен (на, ны) ...+существительное?  В чём причина...?  Какова роль... в жизни человека?  Что такое...?  Что важнее: _ или _?  Что необходимо...?  В чём различие между _ и _?  Что такое истинная (ое, ый)...?  Что значит ...?

Слова-помощники для формулировки проблемы

  • Если формулируете в Р.п., то вам помогут слова: - отношение - взаимоотношение - воздействие - взаимодействие - влияние - роль - восприятие
  • Если формулируете в виде вопроса, то вам помогут следующие конструкции : Как нужно относиться...? Как следует относиться...? Почему важно +глагол...? Почему нужно +глагол...? Что такое +существительное...? Для чего нужно...+глагол? Для чего нужен (на, ны) ...+существительное? В чём причина...? Какова роль... в жизни человека? Что такое...? Что важнее: _ или _? Что необходимо...? В чём различие между _ и _? Что такое истинная (ое, ый)...? Что значит ...?
КОММЕНТАРИЙ (К2)  Комментарий  в сочинении ЕГЭ - это ваш анализ исходного текста. Посредством комментария вы показываете свои умения следить за логикой текста, подмечать важные для понимания проблемы участки текста и использовать их для формулировки позиции автора и собственной позиции.

КОММЕНТАРИЙ (К2)

Комментарий  в сочинении ЕГЭ - это ваш анализ исходного текста. Посредством комментария вы показываете свои умения следить за логикой текста, подмечать важные для понимания проблемы участки текста и использовать их для формулировки позиции автора и собственной позиции.

За комментарий в сочинении ЕГЭ 2020 года можно получить 5 баллов. Теперь это наиболее весомая часть сочинения. Формулировка в сочинении ЕГЭ 2020 года:

За комментарий в сочинении ЕГЭ 2020 года можно получить 5 баллов. Теперь это наиболее весомая часть сочинения.

Формулировка в сочинении ЕГЭ 2020 года:

"...Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними..."

Что такое комментарий? Комментарий  - это подтверждение того, что заявленная Вами проблема действительно присутствует в тексте.   В сочинении ЕГЭ-2020 комментарий – это последовательный, логичный анализ текста с обязательным указанием на конкретные ситуации из текста или на конкретные размышления автора.

Что такое комментарий?

Комментарий  - это подтверждение того, что заявленная Вами проблема действительно присутствует в тексте. В сочинении ЕГЭ-2020 комментарий – это последовательный, логичный анализ текста с обязательным указанием на конкретные ситуации из текста или на конкретные размышления автора.

В качестве комментария можно использовать:      -примеры, которые приводят авторы в своих текстах;   -размышления автора, связанные с проблемой;  -цитаты;   -описания;   -истории;   -точки зрения, которые приводит автор;  -средства выразительности, тропы  -слова, выражения, важные для понимания проблемы. 

В качестве комментария можно использовать:   

-примеры, которые приводят авторы в своих текстах;  -размышления автора, связанные с проблемой; -цитаты;  -описания;  -истории;  -точки зрения, которые приводит автор; -средства выразительности, тропы -слова, выражения, важные для понимания проблемы. 

Структура комментария 1)Пример-иллюстрация из текста.   2)Пояснение примера.   3)Смысловая связь между примерами.   4)Пример-иллюстрация из текста.   5)Пояснение. 

Структура комментария

1)Пример-иллюстрация из текста.  2)Пояснение примера.  3)Смысловая связь между примерами.  4)Пример-иллюстрация из текста.  5)Пояснение. 

Как писать комментарий  1) Чтобы правильно написать комментарий, необходимо очень внимательно прочитать текст.   2)  Если текст публицистический , важно проследить за тем, как развивается мысль автора до того, как он сам приходит к какому-либо выводу (вывод автора  в вашем сочинении станет авторской позицией).В публицистическом тексте структура мало отличается от вашего сочинения, там тоже ставится проблема, там тоже присутствует комментарий (только он не ограничен каким-либо текстом, в качестве комментария авторы цитируют известных людей, рассказывают о каких-либо фактах, явлениях, рассуждают о смежных проблемах, приводят различные мнения).    3)  В художественном тексте  авторская позиция не выражена прямо. Её необходимо понять из контекста, проанализировав поведение героев, ситуации, лексические средства, которые использует автор. Получается так: всё, что вы используете для того чтобы понять авторскую позицию по проблеме и станет вашим комментарием. 

Как писать комментарий

1) Чтобы правильно написать комментарий, необходимо очень внимательно прочитать текст. 2)  Если текст публицистический , важно проследить за тем, как развивается мысль автора до того, как он сам приходит к какому-либо выводу (вывод автора  в вашем сочинении станет авторской позицией).В публицистическом тексте структура мало отличается от вашего сочинения, там тоже ставится проблема, там тоже присутствует комментарий (только он не ограничен каким-либо текстом, в качестве комментария авторы цитируют известных людей, рассказывают о каких-либо фактах, явлениях, рассуждают о смежных проблемах, приводят различные мнения).  3)  В художественном тексте  авторская позиция не выражена прямо. Её необходимо понять из контекста, проанализировав поведение героев, ситуации, лексические средства, которые использует автор. Получается так: всё, что вы используете для того чтобы понять авторскую позицию по проблеме и станет вашим комментарием. 

Требования к комментарию:     1)  2 примера-иллюстрации , важных для понимания проблемы. Здесь уместно использовать частичное цитирование с объяснением того, почему именно эти ситуации вы рассматриваете и что автор пытается нам показать этими примерами.    2)  Смысловая связь . Необходимо указать на причинно-следственную связь, противительную  или другую связь между примерами. Всё будет зависеть от приемов, которые использует автор в конкретном тексте. 

Требования к комментарию:   1)  2 примера-иллюстрации , важных для понимания проблемы. Здесь уместно использовать частичное цитирование с объяснением того, почему именно эти ситуации вы рассматриваете и что автор пытается нам показать этими примерами. 

2)  Смысловая связь . Необходимо указать на причинно-следственную связь, противительную  или другую связь между примерами. Всё будет зависеть от приемов, которые использует автор в конкретном тексте. 

Связь между примерами-иллюстрациями в комментарии. Как связать примеры: клише.   ПРИМЕР-ИЛЛЮСТРАЦИЯ   - это доказательство того, что проблема, обозначенная учеником, действительно присутствует в тексте.   Как привести примеры-иллюстрации? Примеры-иллюстрации в тексте участник экзамена может обозначить с помощью указания  - номера абзаца (В третьем абзаце текста...)',  - номеров предложений (... описание современной молодежи (предложения 1-3);  - места в тексте (... в конце текста звучит призыв...); - любых способов цитирования

Связь между примерами-иллюстрациями в комментарии. Как связать примеры: клише.

ПРИМЕР-ИЛЛЮСТРАЦИЯ   - это доказательство того, что проблема, обозначенная учеником, действительно присутствует в тексте. Как привести примеры-иллюстрации?

  • Примеры-иллюстрации в тексте участник экзамена может обозначить с помощью указания - номера абзаца (В третьем абзаце текста...)', 

- номеров предложений (... описание современной молодежи (предложения 1-3); 

- места в тексте (... в конце текста звучит призыв...);

- любых способов цитирования

Смысловая связь между примерами (клише) Указание на смысловую связь между примерами-иллюстрациями может быть выражено различными способами. Перечислим некоторые из них:   Детализация    (Можно ли привести подробности? Какие?)  ... так, например, ...   ... укажем детали ...

Смысловая связь между примерами (клише)

Указание на смысловую связь между примерами-иллюстрациями может быть выражено различными способами. Перечислим некоторые из них: Детализация   (Можно ли привести подробности? Какие?) ... так, например, ...  ... укажем детали ...

Указание на следствие  (Как это может сказаться на...? Из чего это следует? Что с этим связано?)  ... вот почему ...   Подтверждение  (Как это подтверждается автором?)  в подтверждение этих мыслей автора ...   Объяснение  (Почему? Чем это можно объяснить?)... автор объясняет это тем, что  ... объясняется это тем, что ...

Указание на следствие (Как это может сказаться на...? Из чего это следует? Что с этим связано?) ... вот почему ... Подтверждение (Как это подтверждается автором?) в подтверждение этих мыслей автора ... Объяснение (Почему? Чем это можно объяснить?)... автор объясняет это тем, что ... объясняется это тем, что ...

Определение  (Что обозначает это слово?)  ... это слово автор понимает по-своему  ...значение этого слова определяет...  Аналогия  (На что это похоже?)... как и  ... здесь прослеживается  (обнаруживается) ...  Выделение  (Что здесь главное? Что автор (рассказчик) отмечает в первую очередь?)  автор текста фиксирует внимание...  автор текста обращает наше внимание на...

Определение (Что обозначает это слово?) ... это слово автор понимает по-своему ...значение этого слова определяет... Аналогия (На что это похоже?)... как и ... здесь прослеживается (обнаруживается) ... Выделение (Что здесь главное? Что автор (рассказчик) отмечает в первую очередь?) автор текста фиксирует внимание... автор текста обращает наше внимание на...

Сопоставление и противопоставление  (С чем это сравнивается? Чему это противопоставлено?)   .. сравним ...  ... автор противопоставляет ...   ... автор сравнивает ...   При этом комментарий должен проводиться с опорой на исходный текст, то есть без фактических ошибок.

Сопоставление и противопоставление (С чем это сравнивается? Чему это противопоставлено?) .. сравним ... ... автор противопоставляет ...  ... автор сравнивает ... При этом комментарий должен проводиться с опорой на исходный текст, то есть без фактических ошибок.

АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ (К3) Авторская позиция  в сочинении ЕГЭ - это главная мысль, ради которой создавался текст. Это то, к чему автор вёл читателя, вывод его размышлений. В публицистическом тексте позиция автора обычно бывает сформулирована чётко, в художественном тексте позицию автора необходимо понять, проанализировав поступки героя, отношение автора к героям повествования, описания внешности, поведения, которыми автор сопровождает героев своего текста.

АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ (К3)

Авторская позиция  в сочинении ЕГЭ - это главная мысль, ради которой создавался текст. Это то, к чему автор вёл читателя, вывод его размышлений. В публицистическом тексте позиция автора обычно бывает сформулирована чётко, в художественном тексте позицию автора необходимо понять, проанализировав поступки героя, отношение автора к героям повествования, описания внешности, поведения, которыми автор сопровождает героев своего текста.

Авторская позиция в тексте (критерий К3)   Достаточным и необходимым условием успешного выполнения задания в этой части работы считается умение экзаменуемого адекватно вос​принять позицию автора (позитивное, негативное, двоякое и т.п. отношение к рассказанному и дать предлагаемый ответ автора на поставленный им в тексте вопрос).

Авторская позиция в тексте (критерий К3) Достаточным и необходимым условием успешного выполнения задания в этой части работы считается умение экзаменуемого адекватно вос​принять позицию автора (позитивное, негативное, двоякое и т.п. отношение к рассказанному и дать предлагаемый ответ автора на поставленный им в тексте вопрос).

Примеры сформулированных авторских позиций Информация к тексту  С. Михалкова     Примерный круг проблем Авторская позиция 1. Роль чтения в детстве - в период   становлении личности человека. (Какую роль играет чтение в детстве?) 1. Общение с книгой особенно важно   в детстве, в период формирования   личности. 2. Проблема влияния книги на судьбу   человека. (Каким образом книги влияют на судьбу человека?) 2. Вовремя прочитанная книга может   определить психологию, мировоззрение, нравственные принципы человека.

Примеры сформулированных авторских позиций

Информация к тексту  С. Михалкова    

Примерный круг проблем

Авторская позиция

1. Роль чтения в детстве - в период  становлении личности человека. (Какую роль играет чтение в детстве?)

1. Общение с книгой особенно важно  в детстве, в период формирования  личности.

2. Проблема влияния книги на судьбу  человека. (Каким образом книги влияют на судьбу человека?)

2. Вовремя прочитанная книга может  определить психологию, мировоззрение, нравственные принципы человека.

Информация к тексту Бражина: Примерный круг проблем : Проблема патриотизма творческих людей. (В чём проявляется патриотизм творческих людей в годы войны?) Авторская позиция: В годы войны творческие люди защищают Родину от врага, не только лично участвуя в военных походах и сражениях, но и создавая патриотические произведения.

Информация к тексту Бражина:

Примерный круг проблем : Проблема патриотизма творческих людей. (В чём проявляется патриотизм творческих людей в годы войны?)

Авторская позиция:

В годы войны творческие люди защищают Родину от врага, не только лично участвуя в военных походах и сражениях, но и создавая патриотические произведения.

1 БАЛЛ ЗА АВТОРСКУЮ ПОЗИЦИЮ 1 балл выставляется экспертом, если «экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме.  Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет».

1 БАЛЛ ЗА АВТОРСКУЮ ПОЗИЦИЮ

1 балл выставляется экспертом, если «экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет».

ПРИМЕРЫ по тексту  Михалкова     «Автор считает, что «вовремя прочитанная книга может решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы».   «Я полностью согласен с мнением автора о том, что какой бы интересной ни была жизнь ребёнка, не прочти он этих драгоценных книг, он духовно обворован».   «Автор считает, что «важно... не упустить минуты и вовремя прочесть эти прекрасные книги». Он называет детей, оторванных от художественной литературы, «обворованными».

ПРИМЕРЫ по тексту  Михалкова    «Автор считает, что «вовремя прочитанная книга может решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы». «Я полностью согласен с мнением автора о том, что какой бы интересной ни была жизнь ребёнка, не прочти он этих драгоценных книг, он духовно обворован». «Автор считает, что «важно... не упустить минуты и вовремя прочесть эти прекрасные книги». Он называет детей, оторванных от художественной литературы, «обворованными».

ПРИМЕР по тексту  Бражина  «Авторская позиция четко прослеживается в данном тексте: творческие люди во время «великих народных бедствий» защищают свою Родину, не только непосредственно участвуют в боевых действиях, но и создают произведения, которые помогают победить».

ПРИМЕР по тексту  Бражина «Авторская позиция четко прослеживается в данном тексте: творческие люди во время «великих народных бедствий» защищают свою Родину, не только непосредственно участвуют в боевых действиях, но и создают произведения, которые помогают победить».

0 БАЛЛОВ ЗА АВТОРСКУЮ ПОЗИЦИЮ 0 баллов ставится, если «позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована».

0 БАЛЛОВ ЗА АВТОРСКУЮ ПОЗИЦИЮ

0 баллов ставится, если «позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована».

ПРИМЕРЫ по тексту   Сочинения по тексту  С. Михалкова      «Автор выступает против неучтивого отношения к великим творениям Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Тютчева, Блока и других выдающихся русских поэтов».   «Позиция автора такова, что, если вовремя прочесть какую-либо книгу, то воспоминания о ней останутся на всю жизнь».   «Автор считает, что детство длится сравнительно недолго и оно уже никогда не возвращается к людям».

ПРИМЕРЫ по тексту Сочинения по тексту  С. Михалкова     «Автор выступает против неучтивого отношения к великим творениям Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Тютчева, Блока и других выдающихся русских поэтов». «Позиция автора такова, что, если вовремя прочесть какую-либо книгу, то воспоминания о ней останутся на всю жизнь». «Автор считает, что детство длится сравнительно недолго и оно уже никогда не возвращается к людям».

ОШИБКИ при формулировании авторской позиции  Большинство ошибок по критерию КЗ  связаны с неумением определять проблему текста (К1). Очевидно, что авторскую позицию невозможно адекватно сформулировать, если нет ясного понимания поставленных автором проблем.   В исходном тексте позиция автора может не формулироваться в явном виде, поэтому участник экзамена вынужден конструировать её, опираясь на собственное понимание ключевых слов. В этом случае недочеты вызваны тем, что понимание текста ограничивается поверхностным истолкованием его сути.   В сочинениях встречаются также ошибки, обусловленные фрагментарностью, рассогласованностью понимания текста, когда проблема и авторская позиция не соотносятся.

ОШИБКИ при формулировании авторской позиции

Большинство ошибок по критерию КЗ  связаны с неумением определять проблему текста (К1). Очевидно, что авторскую позицию невозможно адекватно сформулировать, если нет ясного понимания поставленных автором проблем. В исходном тексте позиция автора может не формулироваться в явном виде, поэтому участник экзамена вынужден конструировать её, опираясь на собственное понимание ключевых слов. В этом случае недочеты вызваны тем, что понимание текста ограничивается поверхностным истолкованием его сути. В сочинениях встречаются также ошибки, обусловленные фрагментарностью, рассогласованностью понимания текста, когда проблема и авторская позиция не соотносятся.

СВОЯ ПОЗИЦИЯ + АРГУМЕНТЫ (ОБОСНОВАНИЕ) (К4)  Ваше мнение - это не только согласие или несогласие с автором текста. В своих размышлениях вы можете пойти дальше, объяснив, почему вы так думаете. Конечно, важно подкрепить ваши умозаключения аргументом. В 2020 году в сочинении можно привести практический любой аргумент (из литературы, из личного опыта, факты истории и т.д.)

СВОЯ ПОЗИЦИЯ + АРГУМЕНТЫ (ОБОСНОВАНИЕ) (К4)

Ваше мнение - это не только согласие или несогласие с автором текста. В своих размышлениях вы можете пойти дальше, объяснив, почему вы так думаете. Конечно, важно подкрепить ваши умозаключения аргументом. В 2020 году в сочинении можно привести практический любой аргумент (из литературы, из личного опыта, факты истории и т.д.)

ОБОСНОВАНИЕ СОБСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ в сочинении ЕГЭ 2020 по русскому языку.   За собственное мнение (отношение к позиции автора) + обоснование можно получить только  1 балл . Самый популярный вопрос, который волнует выпускников:  нужен ли теперь аргумент в сочинении  или его можно не писать?   Как и в прошлом году,  НЕЛЬЗЯ просто согласиться или не согласиться с автором . ФИПИ говорит: «обоснуйте»! Значит ли это, что можно не приводить аргументы?

ОБОСНОВАНИЕ СОБСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ в сочинении ЕГЭ 2020 по русскому языку. За собственное мнение (отношение к позиции автора) + обоснование можно получить только  1 балл . Самый популярный вопрос, который волнует выпускников:  нужен ли теперь аргумент в сочинении  или его можно не писать? Как и в прошлом году,  НЕЛЬЗЯ просто согласиться или не согласиться с автором . ФИПИ говорит: «обоснуйте»! Значит ли это, что можно не приводить аргументы?

Давайте посмотрим на определение глагола «обосновать»:  «Обосновать - подкрепить доказательствами что-нибудь; привести убедительные доводы для доказательства чего-нибудь, доказать правильность чего-нибудь» (словарь Ушакова) Так что такое обоснование?   Обоснование  – это подтверждение истинности высказывания (тезиса), приведение убедительных аргументов или доводов, которые позволяют согласиться с высказыванием (тезисом).

Давайте посмотрим на определение глагола «обосновать»:  «Обосновать - подкрепить доказательствами что-нибудь; привести убедительные доводы для доказательства чего-нибудь, доказать правильность чего-нибудь» (словарь Ушакова)

Так что такое обоснование? 

Обоснование  – это подтверждение истинности высказывания (тезиса), приведение убедительных аргументов или доводов, которые позволяют согласиться с высказыванием (тезисом).

Способы(виды) обоснования:  Доказательство Опровержение Подтверждение Объяснение Интерпретация Определение Оправдание 

Способы(виды) обоснования: 

  • Доказательство
  • Опровержение
  • Подтверждение
  • Объяснение
  • Интерпретация
  • Определение
  • Оправдание 
Как соотносится обоснование и аргументация?  Обоснование – это цель, а аргументы – средства, которые мы используем для обоснования.   Обосновать собственную позицию (тезис) можно двумя основными способами:   1). Подтвердить тезис (привести аргументы

Как соотносится обоснование и аргументация?

Обоснование – это цель, а аргументы – средства, которые мы используем для обоснования.  Обосновать собственную позицию (тезис) можно двумя основными способами:  

1). Подтвердить тезис (привести аргументы "за")

2). Опровергнуть противоположные тезисы (контраргументация: доказать тезис, опровергая противоположный).

В качестве аргументов могут выступать:    Логические (рациональные) факты (представлены в предложениях, фиксирующих эмпирические знания). выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы и т. д.). статистика (количественные показатели развития производства и общества). объективные показатели состояния дел (например: Волга длиннее Оки). законы природы. определение, задача которого — обобщить, дать представление о предмете как части более широкой категории, выявить сущностные признаки определяемого предмета (например: терминологические определения). положения юридических законов, официальных документов, постановлений и иных нормативных актов, обязательных для выполнения. данные экспериментов и экспертиз. свидетельства очевидцев. обращение к теоретическим знаниям, терминологии (в науке, искусстве, культуре и т.д.)  обращение к логике (индукция, дедукция) опыт (личный, конкретный, общечеловеческий, исторический, научный эксперимент, исследования и т.д.)

В качестве аргументов могут выступать: 

  Логические (рациональные)

  • факты (представлены в предложениях, фиксирующих эмпирические знания).
  • выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы и т. д.).
  • статистика (количественные показатели развития производства и общества).
  • объективные показатели состояния дел (например: Волга длиннее Оки).
  • законы природы.
  • определение, задача которого — обобщить, дать представление о предмете как части более широкой категории, выявить сущностные признаки определяемого предмета (например: терминологические определения).
  • положения юридических законов, официальных документов, постановлений и иных нормативных актов, обязательных для выполнения.
  • данные экспериментов и экспертиз.
  • свидетельства очевидцев.
  • обращение к теоретическим знаниям, терминологии (в науке, искусстве, культуре и т.д.) обращение к логике (индукция, дедукция)
  • опыт (личный, конкретный, общечеловеческий, исторический, научный эксперимент, исследования и т.д.)
Иллюстративные В отличие от факта — обобщённо-объективированного утверждения — пример имеет наглядную описательную форму; его задача — объяснить понимание тезиса, доказать его правильность.  Конкретный пример: пример — сообщение о событии (берётся из жизни, рассказывает о действительно имевшем место случае); Литературный пример (пример — текст из общеизвестного произведения). Предположительный пример (рассказывает о том, что могло бы быть при определённых условиях).

Иллюстративные

В отличие от факта — обобщённо-объективированного утверждения — пример имеет наглядную описательную форму; его задача — объяснить понимание тезиса, доказать его правильность.  Конкретный пример: пример — сообщение о событии (берётся из жизни, рассказывает о действительно имевшем место случае);

  • Литературный пример (пример — текст из общеизвестного произведения).
  • Предположительный пример (рассказывает о том, что могло бы быть при определённых условиях).
Ссылки на авторитет  Мнение известного, уважаемого человека — ученого, философа, общественного деятеля и т. п. Цитата из авторитетного источника. Мнение специалиста, эксперта. Обращение к опыту и здравому смыслу аудитории. Мнение очевидцев. Мнение должностных лиц (когда речь идёт о вопросах, находящихся в сфере их компетенции). Общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оценивать что-то в обществе.

Ссылки на авторитет Мнение известного, уважаемого человека — ученого, философа, общественного деятеля и т. п.

  • Цитата из авторитетного источника.
  • Мнение специалиста, эксперта.
  • Обращение к опыту и здравому смыслу аудитории.
  • Мнение очевидцев.
  • Мнение должностных лиц (когда речь идёт о вопросах, находящихся в сфере их компетенции).
  • Общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оценивать что-то в обществе.
В сочинении ЕГЭ изменились требования к аргументации. Теперь не обязательно приводить два аргумента, подтверждающих вашу позицию. Достаточно обосновать её. Однако никто не запрещает Вам, как и в прошлые годы, строить своё обоснование(аргументацию) на основе литературы.

В сочинении ЕГЭ изменились требования к аргументации. Теперь не обязательно приводить два аргумента, подтверждающих вашу позицию. Достаточно обосновать её. Однако никто не запрещает Вам, как и в прошлые годы, строить своё обоснование(аргументацию) на основе литературы.

Как правильно приводить литературный аргумент? 1) Аргумент должен быть исчерпывающим, не должен представлять собой пересказ сюжета. Следует провести анализ ситуации и героя.   2) Аргумент должен доказывать конкретную позицию. То есть если ваша позиция звучит так:

Как правильно приводить литературный аргумент?

1) Аргумент должен быть исчерпывающим, не должен представлять собой пересказ сюжета. Следует провести анализ ситуации и героя.  

2) Аргумент должен доказывать конкретную позицию. То есть если ваша позиция звучит так: "Нужно бережно относиться к природе, потому что она даёт человеку жизнь и только благодаря ей человек может существовать", то в аргументе можно показать:

а) героя произведения или просто ситуацию, при которой очевидно небрежное отношение к природе вредит самому человеку.

б) героя или ситуацию, в которой мы видим, как герой поистине бережно относится к природе, пользуется её дарами, живёт, благодаря природу за все дары. 

* Не подойдет аргумент, в которой просто говорится о человеке и природе, (например, восторженные описания природы под авторством Пришвина) или аргумент, в котором герой плохо относится к природе без всяких последствий.

3) Аргумент должен включать в себя микровывод . Необходимо подытожить, к чему вёл этот аргумент, что вы доказывали.

Если вы прочитали много:  1) Разберите произведения, которые вы хорошо знаете, подумайте, какие позиции могут доказывать поступки героев и ситуации, описанные в произведении.  2) Убедитесь, что вы хорошо помните название произведения, его автора и имени героев. 3) Учтите, в классической русской литературе, а именно в школьной программе, встречаются не все проблемы, которые могут попасться вам на экзамене. Например, сложно будет писать сочинение по проблеме компьютеризации, основываясь только лишь на произведениях Пушкина, Толстого, Лермонтова и т.д. Тут необходимы новые произведения, написанные гораздо позже. 4) Читайте зарубежную литературу. Можно использовать и произведения современных авторов.

Если вы прочитали много: 

1) Разберите произведения, которые вы хорошо знаете, подумайте, какие позиции могут доказывать поступки героев и ситуации, описанные в произведении. 

2) Убедитесь, что вы хорошо помните название произведения, его автора и имени героев.

3) Учтите, в классической русской литературе, а именно в школьной программе, встречаются не все проблемы, которые могут попасться вам на экзамене. Например, сложно будет писать сочинение по проблеме компьютеризации, основываясь только лишь на произведениях Пушкина, Толстого, Лермонтова и т.д. Тут необходимы новые произведения, написанные гораздо позже.

4) Читайте зарубежную литературу. Можно использовать и произведения современных авторов.

5) Если вы знатный киноман , то знайте, это очень здорово, так как существует огромное количество экранизаций литературных произведений. Некоторые экранизации бывают практически идентичны книгам. Для того чтобы использовать фильм по мотивам книги в качестве аргумента, важно знать название книги и имя автора. Также вы должны понимать, что аргумент из экранизации может быть как аргументом из жизни, если вы не помните автора книги и её название, так и аргументом из литературы в обратной ситуации. Вас же никто не заставляет писать честно о том, что вы не читали произведения. Но будьте осторожны, крайне редко бывают отступления от сюжета книги, но, как правило, каждую экранизацию ревностные критики всегда досконально сравнивают с первоисточником, так что уж найти статью о различиях в книге и фильме, будет не сложно.

5) Если вы знатный киноман , то знайте, это очень здорово, так как существует огромное количество экранизаций литературных произведений. Некоторые экранизации бывают практически идентичны книгам. Для того чтобы использовать фильм по мотивам книги в качестве аргумента, важно знать название книги и имя автора. Также вы должны понимать, что аргумент из экранизации может быть как аргументом из жизни, если вы не помните автора книги и её название, так и аргументом из литературы в обратной ситуации. Вас же никто не заставляет писать честно о том, что вы не читали произведения. Но будьте осторожны, крайне редко бывают отступления от сюжета книги, но, как правило, каждую экранизацию ревностные критики всегда досконально сравнивают с первоисточником, так что уж найти статью о различиях в книге и фильме, будет не сложно.

Если вы читали мало, то обратитесь к произведениям, в которых затрагивается большое количество проблем. Это такие романы, как

Если вы читали мало, то обратитесь к произведениям, в которых затрагивается большое количество проблем. Это такие романы, как "Война и мир", "Гарри Поттер", "Властелин колец". Эти произведения отличаются своей эпичностью и вовлечением большого количества персонажей, которые сталкиваются с разными жизненными сложностями. 

Как можно оформить аргумент из литературы:

Проблема ... находит свое отражение в художественной литературе. Так, в романе (повести и т.д.)

В подтверждение своих слов приведу пример из художественной литературы.

Подтверждением моих слов можно служить главный герой романа (повести и т.д.) «…»

Герои произведений из художественной литературы помогают взглянуть по-новому на эту проблему.

С этой проблемой сталкивались многие герои художественных произведений, в том числе ...

Таким же вопросом задавался герой из произведения...

ФИО в своем нетленном романе( повести и т.д.) «НАЗВАНИЕ» показывает нам героя, который тоже сталкивался с...

Герой романа(повести и т.д. может служить ярким примером (чего)

Ярким примером, подтверждающим мою точку зрения является ...

Чтобы подтвердить мою позицию, обратимся к художественной литературе. Так,...

Другим примером, иллюстрирующим.......является ....

Где, как не в литературе, можно найти ответы на все вопросы. Например, ...

Эта проблема (тема) нашла свое отражение в произведениях мировой (русской) художественной литературы.

Проблема.... волновала писателей и поэтов разных времен.

В творчестве ФИО эта проблема также нашла свое отражение.

Судьба главного героя романа (повести и т.д.) ФИО подтверждает мою точку зрения (позицию, мое мнение)...

ЛОГИКА, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ, РЕЧЕВАЯ СВЯЗНОСТЬ (К5) Чтобы сочинение было последовательным, связным, логически выверенным, необходимо уметь составлять план, использовать средства связи между предложениями и структурными элементами сочинения. Каждое предложение вашего сочинения должно быть связано с предыдущим(и). Не забывайте об абзацном членении.  

ЛОГИКА, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ, РЕЧЕВАЯ СВЯЗНОСТЬ (К5)

Чтобы сочинение было последовательным, связным, логически выверенным, необходимо уметь составлять план, использовать средства связи между предложениями и структурными элементами сочинения. Каждое предложение вашего сочинения должно быть связано с предыдущим(и). Не забывайте об абзацном членении.  

Алгоритм работы (Как работать, с чего начать, как работа должна выглядеть в черновике?):  1) Определяем тип текста (художественный или публицистический).   2) Находим авторскую позицию. В художественном тексте позиция не выражена в каком-то определенном предложении. В публицистическом тексте может быть много авторских позиций.        3) Формулируем проблему в зависимости от типа текста. (в виде вопроса или в форме Р.П.)

Алгоритм работы (Как работать, с чего начать, как работа должна выглядеть в черновике?): 1) Определяем тип текста (художественный или публицистический). 2) Находим авторскую позицию. В художественном тексте позиция не выражена в каком-то определенном предложении. В публицистическом тексте может быть много авторских позиций.      3) Формулируем проблему в зависимости от типа текста. (в виде вопроса или в форме Р.П.)

4) Ищем важные для понимания проблемы предложения и фразы. Из них составляем комментарий, не забывая пояснить каждый пример, а также связать их по смыслу между собой.   5) Формулируем свою позицию , не забывайте раскрыть её и объяснить, почему так думаете.

4) Ищем важные для понимания проблемы предложения и фразы. Из них составляем комментарий, не забывая пояснить каждый пример, а также связать их по смыслу между собой. 5) Формулируем свою позицию , не забывайте раскрыть её и объяснить, почему так думаете.

6) Подтверждаем позицию (можно приводить как пример из литературы, так и пример из жизни, ещё можно использовать логические доводы, обращение к авторитетам и т.д.)   7) Работаем над введением, заключением, микровыводами и связками между частями. Если введение в некоторых ситуациях можно опустить, то заключение необходимо писать обязательно, как и микровыводы по некоторым частям.

6) Подтверждаем позицию (можно приводить как пример из литературы, так и пример из жизни, ещё можно использовать логические доводы, обращение к авторитетам и т.д.) 7) Работаем над введением, заключением, микровыводами и связками между частями. Если введение в некоторых ситуациях можно опустить, то заключение необходимо писать обязательно, как и микровыводы по некоторым частям.

8) Проверяем ошибки. Особое внимание следует обратить на:   - соотнесённость глагольных форм;  - пунктуацию (если вы не уверены в правильности, то лучше изменить конструкцию);  - лексические повторы;   - фактические ошибки;  - орфографию (н/нн, гласные в корнях, слитное/раздельно написание частей речи, написание не с частями речи, окончания глаголов);  - речевые и грамматические ошибки. 

8) Проверяем ошибки. Особое внимание следует обратить на: - соотнесённость глагольных форм; - пунктуацию (если вы не уверены в правильности, то лучше изменить конструкцию); - лексические повторы;  - фактические ошибки; - орфографию (н/нн, гласные в корнях, слитное/раздельно написание частей речи, написание не с частями речи, окончания глаголов); - речевые и грамматические ошибки. 

После проделанной на черновике работы, составляем сочинение из получившихся частей вот в такую композицию:  Композиция сочинения (Как сочинение должно выглядеть в чистовом варианте):   1) Вступление.  2) Формулировка проблемы.  3) Комментарий по проблеме. 2 примера, 2 пояснения, связь между примерами  4) Авторская позиция по проблеме.  5) Ваша позиция по проблеме.  6) Обоснование вашей позиции, то есть аргумент.  7) Заключение.   Очень важно!!!  Не забывайте про абзацное членение. Лучше, если каждая смысловая часть будет выделена в отдельный абзац. Каждый аргумент тоже нужно выделить в отдельный абзац.

После проделанной на черновике работы, составляем сочинение из получившихся частей вот в такую композицию: Композиция сочинения (Как сочинение должно выглядеть в чистовом варианте): 1) Вступление. 2) Формулировка проблемы. 3) Комментарий по проблеме. 2 примера, 2 пояснения, связь между примерами 4) Авторская позиция по проблеме. 5) Ваша позиция по проблеме. 6) Обоснование вашей позиции, то есть аргумент. 7) Заключение. Очень важно!!!  Не забывайте про абзацное членение. Лучше, если каждая смысловая часть будет выделена в отдельный абзац. Каждый аргумент тоже нужно выделить в отдельный абзац.

Вступление к сочинению ЕГЭ. Как начать сочинение? Виды и примеры вступлений, опубликованные ФИПИ.    Начало сочинения - определение проблемы или ряда проблем, которые поднимает или затрагивает автор в предложенном для анализа тексте.   Что такое настоящая дружба? Какую ценность имеет дружба по сравнению с самой важной, неотложной работой, профессиональными обязанностями человека? Как сохранить те сердечные, добрые отношения, которые связывают человека с друзьями? Что значит для человека дружеская поддержка в трудные минуты его жизни? Об этом заставляет задуматься текст И. Пановой.

Вступление к сочинению ЕГЭ. Как начать сочинение?

Виды и примеры вступлений, опубликованные ФИПИ. Начало сочинения - определение проблемы или ряда проблем, которые поднимает или затрагивает автор в предложенном для анализа тексте.

Что такое настоящая дружба? Какую ценность имеет дружба по сравнению с самой важной, неотложной работой, профессиональными обязанностями человека? Как сохранить те сердечные, добрые отношения, которые связывают человека с друзьями? Что значит для человека дружеская поддержка в трудные минуты его жизни? Об этом заставляет задуматься текст И. Пановой.

Начало сочинения - определение авторской позиции с конкретизацией и комментариями в последующих частях. Удивительное сходство украшающего нашу жизнь крохотного подснежника и скромных, незаметных людей с огромной душой, вмещающих в себя всё лучшее, что есть в человечестве и также являющихся украшением жизни — вот о чём размышляет в своём тексте Г. Троепольский. Автор подчёркивает несоответствие внешней невзрачности и внутреннего величия неравнодушных людей и стремится восславить их, обратить внимание читателя на лучшие качества, которыми эти люди обладают. Троепольский желает им счастья и призывает отдохнуть душой, любуясь подснежниками в весеннем лесу.

Начало сочинения - определение авторской позиции с конкретизацией и комментариями в последующих частях.

Удивительное сходство украшающего нашу жизнь крохотного подснежника и скромных, незаметных людей с огромной душой, вмещающих в себя всё лучшее, что есть в человечестве и также являющихся украшением жизни — вот о чём размышляет в своём тексте Г. Троепольский. Автор подчёркивает несоответствие внешней невзрачности и внутреннего величия неравнодушных людей и стремится восславить их, обратить внимание читателя на лучшие качества, которыми эти люди обладают. Троепольский желает им счастья и призывает отдохнуть душой, любуясь подснежниками в весеннем лесу.

Начало сочинения - обоснование своей позиции.    Интеллигентными людьми сейчас обычно называют тех, кому по роду деятельности приходится заниматься умственным трудом: учителей, врачей, инженеров. Но на мой взгляд, не каждый, кто занимается интеллектуальной деятельностью, достоин называться интеллигентом. В моём понимании интеллигентный человек - это человек глубоко порядочный, совестливый, честный по отношению к окружающим людям и к самому себе. Читая текст С. Залыгина, я ещё раз утвердился в своём мнении по этому вопросу.

Начало сочинения - обоснование своей позиции.  

Интеллигентными людьми сейчас обычно называют тех, кому по роду деятельности приходится заниматься умственным трудом: учителей, врачей, инженеров. Но на мой взгляд, не каждый, кто занимается интеллектуальной деятельностью, достоин называться интеллигентом. В моём понимании интеллигентный человек - это человек глубоко порядочный, совестливый, честный по отношению к окружающим людям и к самому себе. Читая текст С. Залыгина, я ещё раз утвердился в своём мнении по этому вопросу.

Начало сочинения - краткое сообщение о писателе, являющемся автором текста: о связи проблемы, поднятой в тексте, с общей направленностью его творчества; о личности писателя, оказавшегося неравнодушным к проблемам современности; об обстоятельствах его жизни, которые связаны с мыслями, изложенными в тексте.    1) Александр Исаевич Солженицын - один из писателей, который всегда остро ощущал личную причастность ко всему происходящему в России. В своих произведениях он поднимал проблемы, связанные с историей России и русского народа и с современным состоянием общества. Размышляя о малом, этот писатель приходит к важным философским обобщениям, выражает мысли, которые помогают нам понять себя и своё место в мире. В тексте-размышлении о маленьком утёнке автор утверждает, что человек, несмотря на величайшие достижения в области науки и техники, не должен считать себя всесильным, потому что сам не способен вдохнуть ни в одно существо живую душу. Человек обязан бережно относиться ко всему живому, учитывая индивидуальность и неповторимость каждого живого существа. 

Начало сочинения - краткое сообщение о писателе, являющемся автором текста: о связи проблемы, поднятой в тексте, с общей направленностью его творчества; о личности писателя, оказавшегося неравнодушным к проблемам современности; об обстоятельствах его жизни, которые связаны с мыслями, изложенными в тексте.   1) Александр Исаевич Солженицын - один из писателей, который всегда остро ощущал личную причастность ко всему происходящему в России. В своих произведениях он поднимал проблемы, связанные с историей России и русского народа и с современным состоянием общества. Размышляя о малом, этот писатель приходит к важным философским обобщениям, выражает мысли, которые помогают нам понять себя и своё место в мире. В тексте-размышлении о маленьком утёнке автор утверждает, что человек, несмотря на величайшие достижения в области науки и техники, не должен считать себя всесильным, потому что сам не способен вдохнуть ни в одно существо живую душу. Человек обязан бережно относиться ко всему живому, учитывая индивидуальность и неповторимость каждого живого существа. 

2) Владимир Солоухин - один из тех писателей, о ком с полным правом можно сказать: «Это художник слова». Завораживают описания природы, созданные им, удивительно точны, эмоциональны, выразительны его высказывания о человеке. В своём творчестве Солоухин не раз поднимал проблему взаимоотношений человека и природы. Эту проблему писатель ставит и в тексте о прекрасном росном утре.

2) Владимир Солоухин - один из тех писателей, о ком с полным правом можно сказать: «Это художник слова». Завораживают описания природы, созданные им, удивительно точны, эмоциональны, выразительны его высказывания о человеке. В своём творчестве Солоухин не раз поднимал проблему взаимоотношений человека и природы. Эту проблему писатель ставит и в тексте о прекрасном росном утре.

Начало сочинения - лирическое размышление.    Школа... Какая нежность переполняет мою душу при произнесении этого слова, сколько счастливых воспоминаний о событиях школьной жизни мгновенно проносится передо мной! Учителя в течение многих лет заботились о нас, окружали теплом и лаской, помогали в трудные минуты нашей жизни. Я всегда с большим трепетом буду вспоминать счастливые школьные годы и мысленно благодарить учителей за сформированные ими человеческие качества, свойства характера, которые всегда будут помогать мне в жизни. Именно к проблеме влияния школы на формирование характера человека обращается в своём тексте выдающийся русский педагог В. Сухомлинский.

Начало сочинения - лирическое размышление.  

Школа... Какая нежность переполняет мою душу при произнесении этого слова, сколько счастливых воспоминаний о событиях школьной жизни мгновенно проносится передо мной! Учителя в течение многих лет заботились о нас, окружали теплом и лаской, помогали в трудные минуты нашей жизни. Я всегда с большим трепетом буду вспоминать счастливые школьные годы и мысленно благодарить учителей за сформированные ими человеческие качества, свойства характера, которые всегда будут помогать мне в жизни. Именно к проблеме влияния школы на формирование характера человека обращается в своём тексте выдающийся русский педагог В. Сухомлинский.

Природа! Какая красота и мощь звучит в этом слове, как много смысла скрыто в нём! В течение многих веков люди пытались познать природу, проникнуть в её тайны. Множество стихов, песен, сказок люди сложили о матушке-природе, многие талантливые писатели воспевали её в своих произведениях. Торжествующий гимн удивительной красоте летнего утра звучит и в тексте В. Солоухина, размышляющего о возможности полной гармонии человека и природы.

Природа! Какая красота и мощь звучит в этом слове, как много смысла скрыто в нём! В течение многих веков люди пытались познать природу, проникнуть в её тайны. Множество стихов, песен, сказок люди сложили о матушке-природе, многие талантливые писатели воспевали её в своих произведениях. Торжествующий гимн удивительной красоте летнего утра звучит и в тексте В. Солоухина, размышляющего о возможности полной гармонии человека и природы.

Начало сочинения - аналитическое обобщение-размышление в связи с проблемой, поставленной автором текста.  1) В жизни редко бывает так, что люди оказываются абсолютно согласны друг с другом. Человек всегда склонен к сомнению, поэтому часто не доверяет окружающим, пытается переспорить других, доказать свою правоту. Понаблюдав за участниками словесных баталий, Л. Павлова описывает несколько разновидностей манеры вести дискуссию и обращает внимание читателя на различия в поведении полемистов, предлагая нам подумать над тем, какая тактика будет способствовать успеху обсуждения. 

Начало сочинения - аналитическое обобщение-размышление в связи с проблемой, поставленной автором текста. 1) В жизни редко бывает так, что люди оказываются абсолютно согласны друг с другом. Человек всегда склонен к сомнению, поэтому часто не доверяет окружающим, пытается переспорить других, доказать свою правоту. Понаблюдав за участниками словесных баталий, Л. Павлова описывает несколько разновидностей манеры вести дискуссию и обращает внимание читателя на различия в поведении полемистов, предлагая нам подумать над тем, какая тактика будет способствовать успеху обсуждения. 

2) Каждый человек в современном мире стремится получить хорошее образование. А задумывался ли кто-нибудь о том, что стоит за этим понятием и каков должен быть объём знаний образованного человека? Я думаю, вряд ли... Мы редко размышляем об этом, озабоченные выбором престижных вузов и востребованных сегодня специальностей. А текст С. Кокориной заставляет подумать о том, что такое настоящее образование и какой человек с полным правом может считать себя образованным.

2) Каждый человек в современном мире стремится получить хорошее образование. А задумывался ли кто-нибудь о том, что стоит за этим понятием и каков должен быть объём знаний образованного человека? Я думаю, вряд ли... Мы редко размышляем об этом, озабоченные выбором престижных вузов и востребованных сегодня специальностей. А текст С. Кокориной заставляет подумать о том, что такое настоящее образование и какой человек с полным правом может считать себя образованным.

Начало сочинения - использование цитаты, взятой из текста или из других источников.    1) «Человек летал. Человек полетит. Человек пришёл в мир для безмерной свободы, творчества и счастья», - убеждённо говорит в своём тексте Александр Куприн. Эти слова были произнесены около столетия назад, и сейчас мы можем сказать: вера писателя в безмерные возможности человека, в его способность к творчеству, в силу его стремлений к свободе, которую может подарить полёт, была не напрасной.

Начало сочинения - использование цитаты, взятой из текста или из других источников.  

1) «Человек летал. Человек полетит. Человек пришёл в мир для безмерной свободы, творчества и счастья», - убеждённо говорит в своём тексте Александр Куприн. Эти слова были произнесены около столетия назад, и сейчас мы можем сказать: вера писателя в безмерные возможности человека, в его способность к творчеству, в силу его стремлений к свободе, которую может подарить полёт, была не напрасной.

2) «Равнодушие к нуждающимся в помощи - это один из самых опасных пороков», - утверждает В. Сухомлинский. С этим утверждением нельзя не согласиться. Но очень часто в наше время помощью, в которой нуждаются люди, оказывается вовремя сказанное доброе слово. А всегда ли мы ведём себя по отношению к окружающим как неравнодушные люди, свободны ли мы от порока равнодушия и не слишком ли часто за нашими словами привета, пожелания или благодарности, обращёнными к собеседнику, скрывается обычное безразличие? Об этом я задумалась, прочитав текст В. Сухомлинского.

2) «Равнодушие к нуждающимся в помощи - это один из самых опасных пороков», - утверждает В. Сухомлинский. С этим утверждением нельзя не согласиться. Но очень часто в наше время помощью, в которой нуждаются люди, оказывается вовремя сказанное доброе слово. А всегда ли мы ведём себя по отношению к окружающим как неравнодушные люди, свободны ли мы от порока равнодушия и не слишком ли часто за нашими словами привета, пожелания или благодарности, обращёнными к собеседнику, скрывается обычное безразличие? Об этом я задумалась, прочитав текст В. Сухомлинского.

3) «Больше всех говорит тот, кому нечего сказать», - этими словами Льва Николаевича Толстого как нельзя лучше можно охарактеризовать манеру ведения вести спор некоторых участников дискуссий, о которых говорит в своём тексте Л. Павлова.

3) «Больше всех говорит тот, кому нечего сказать», - этими словами Льва Николаевича Толстого как нельзя лучше можно охарактеризовать манеру ведения вести спор некоторых участников дискуссий, о которых говорит в своём тексте Л. Павлова.

4) Два чувства дивно близки нам,   В них обретает сердце пищу:   Любовь к родному пепелищу,   Любовь к отеческим гробам -  эти бессмертные строки А. С. Пушкина вспоминались мне, когда я читал текст Ф. Искандера. 

4) Два чувства дивно близки нам,  В них обретает сердце пищу:  Любовь к родному пепелищу,  Любовь к отеческим гробам - эти бессмертные строки А. С. Пушкина вспоминались мне, когда я читал текст Ф. Искандера. 

Структура сочинения ЕГЭ по русскому языку 2020. План. План сочинения ЕГЭ 2019 теперь выглядит следующим образом:    1. Вступление   Здесь уместно будет выделить ключевое слово проблемы, чтобы подготовить читателя  к проблеме.   2. Проблема (за правильно сформулированную проблему можно получить 1 балл)   Проблему можно сформулировать  в виде вопроса или в форме Р.П.  Например:   проблема отношения к природе (Р.П.)  Как следует относиться к природе?

Структура сочинения ЕГЭ по русскому языку 2020. План.

План сочинения ЕГЭ 2019 теперь выглядит следующим образом:  1. Вступление  Здесь уместно будет выделить ключевое слово проблемы, чтобы подготовить читателя  к проблеме. 2. Проблема (за правильно сформулированную проблему можно получить 1 балл)  Проблему можно сформулировать  в виде вопроса или в форме Р.П. Например:  проблема отношения к природе (Р.П.) Как следует относиться к природе?

3. Связка  Связка необходима обязательно, чтобы текст вашего сочинения был логичным. Например, между проблемой и комментарием можно сказать: Именно этот вопрос волнует автора предложенного текста. Размышляя о данной проблеме, автор....

3. Связка Связка необходима обязательно, чтобы текст вашего сочинения был логичным. Например, между проблемой и комментарием можно сказать: Именно этот вопрос волнует автора предложенного текста. Размышляя о данной проблеме, автор....

4 . Комментарий  (максимально 5 баллов за правильно написанный комментарий)  (а) (1-й пример)   Комментарий  - это всё то, о чем рассказывает, рассуждает автор до того, как приходит к своей позиции. Обращаемся к тексту и находим важные для понимания проблемы участки.  Сначала говорим о ситуации, которая происходит, либо о размышлениях автора, потом приводим цитату из текста. Чтобы комментарий не был пересказом, рекомендуем использовать частичное цитирование.    (б) Пояснения к комментарию   Ваша оценка приведенного выше комментария. Нужно объяснить, что хотел донести до нас автор этими словами.  (в) Связка   Нужно подвести читателя ко второй части комментария, связать по смыслу 1 и 2 пример комментария.   (г) Комментарий (2-й пример ) (здесь все так же, как и с 1 примером)   (д) Пояснение к комментарию  (опять поясняем слова автора, ситуации, которые он описывает)

4 . Комментарий  (максимально 5 баллов за правильно написанный комментарий) (а) (1-й пример)  Комментарий  - это всё то, о чем рассказывает, рассуждает автор до того, как приходит к своей позиции. Обращаемся к тексту и находим важные для понимания проблемы участки. Сначала говорим о ситуации, которая происходит, либо о размышлениях автора, потом приводим цитату из текста. Чтобы комментарий не был пересказом, рекомендуем использовать частичное цитирование.   (б) Пояснения к комментарию  Ваша оценка приведенного выше комментария. Нужно объяснить, что хотел донести до нас автор этими словами. (в) Связка  Нужно подвести читателя ко второй части комментария, связать по смыслу 1 и 2 пример комментария. (г) Комментарий (2-й пример ) (здесь все так же, как и с 1 примером) (д) Пояснение к комментарию  (опять поясняем слова автора, ситуации, которые он описывает)

6. Связка  Переход от комментария к позиции автора. Она может быть выражена даже вводными словами. Например: Таким образом, позиция автора становится очевидной.   Проанализировав текст, можно сделать вывод и т.д.   7. Позиция автора (1 балл)  Позиция автора - это ответ на поставленный в начале вашего сочинения вопрос. Если вопрос звучит так:

6. Связка Переход от комментария к позиции автора. Она может быть выражена даже вводными словами. Например: Таким образом, позиция автора становится очевидной.  Проанализировав текст, можно сделать вывод и т.д. 7. Позиция автора (1 балл) Позиция автора - это ответ на поставленный в начале вашего сочинения вопрос. Если вопрос звучит так: "Как следует относиться к природе", то ответ на вопрос: "К природе необходимо относиться бережно". 

8. Собственная позиция (отношение к позиции автора) (1 балл)+обоснование    Ваша позиция заключается не только в согласии или несогласии с автором. Если вы согласны с автором, то скажите, в чём конкретно и почему. Например: Я полностью согласен с автором. Действительно, окружающий мир - это наш дом, поэтому к нему нужно относиться подобающим образом. Если мы будем относиться к природе плохо, то человек будет обречен на исчезновение и т.д.

8. Собственная позиция (отношение к позиции автора) (1 балл)+обоснование   Ваша позиция заключается не только в согласии или несогласии с автором. Если вы согласны с автором, то скажите, в чём конкретно и почему. Например: Я полностью согласен с автором. Действительно, окружающий мир - это наш дом, поэтому к нему нужно относиться подобающим образом. Если мы будем относиться к природе плохо, то человек будет обречен на исчезновение и т.д.

Обоснование своей позиции (аргументы, доказательства)    В качестве аргументов в сочинении ЕГЭ 2020 года можно приводить не только аргументы из литературы, также можно использовать известные факты из жизни общества, использовать логические доводы и т.д. 

Обоснование своей позиции (аргументы, доказательства)   В качестве аргументов в сочинении ЕГЭ 2020 года можно приводить не только аргументы из литературы, также можно использовать известные факты из жизни общества, использовать логические доводы и т.д. 

9. Заключение  Заключение необходимо, чтобы сочинение было логически выверенным, вы можете обратиться к читателю, сделать вывод из всех своих размышлений.    Вступление и заключение не оцениваются отдельными баллами, но они необходимы, чтобы получить высший балл за речевое оформление текста (2 балла). Не забывайте выделять пункты в отдельные абзацы.

9. Заключение Заключение необходимо, чтобы сочинение было логически выверенным, вы можете обратиться к читателю, сделать вывод из всех своих размышлений. Вступление и заключение не оцениваются отдельными баллами, но они необходимы, чтобы получить высший балл за речевое оформление текста (2 балла). Не забывайте выделять пункты в отдельные абзацы.

Шаблоны сочинения ЕГЭ. Шаблон 1.  C ........сталкивался любой человек. Но……?(проблемный вопрос)  Именно этот вопрос волнует автора предложенного текста.   Автор раскрывает проблему, описывая (рассуждая)(комментарий)  Также автор делает акцент на то,….(комментарий)   Автор приходит к выводу: (авторская позиция)   Не могу не согласиться с мнением автора, Действительно,…. (собственная позиция)   Тема ….. находит свое отражение во многих произведениях художественной литературы.(связка)        Так,  герои романа( повести, рассказе и т.д.) ФИО  сталкиваются с подобной проблемой.(аргумент 1) На примере жизни данного героя мы видим, что.... (микровывод)   Другим примером, подтверждающим мою позицию, является …. название произведения ФИО (аргумент2)  Ситуация, в которой оказался данный герой показывает нам: (микровывод)   В заключение, хотелось бы сказать: (вывод)

Шаблоны сочинения ЕГЭ.

Шаблон 1. C ........сталкивался любой человек. Но……?(проблемный вопрос) Именно этот вопрос волнует автора предложенного текста. Автор раскрывает проблему, описывая (рассуждая)(комментарий) Также автор делает акцент на то,….(комментарий) Автор приходит к выводу: (авторская позиция) Не могу не согласиться с мнением автора, Действительно,…. (собственная позиция) Тема ….. находит свое отражение во многих произведениях художественной литературы.(связка)       Так,  герои романа( повести, рассказе и т.д.) ФИО  сталкиваются с подобной проблемой.(аргумент 1) На примере жизни данного героя мы видим, что.... (микровывод) Другим примером, подтверждающим мою позицию, является …. название произведения ФИО (аргумент2) Ситуация, в которой оказался данный герой показывает нам: (микровывод) В заключение, хотелось бы сказать: (вывод)

Шаблон 2.   ….? (проблемный вопрос) Эта проблема волнует многих людей, вот и ФИО не обошел ее стороной.   Чтобы лучше  раскрыть проблему, автор рассказывает читателям историю из ..жизни.....(комментарий)  Важными для понимания проблемы являются следующие слова: (комментарий)   Таким образом,  авторская позиция становится очевидной:…..(авторская позиция)   Я согласен(на) с мнением автора. Действительно,... (собственная позиция)   Чтобы не быть голословным (ой), обратимся к художественной литературе.(связка)   В художественной литературе эта тема находит отражение в творчестве многих писателей, Так, в центре внимания романа(рассказа, повести) (название произведения) ФИО ­….(аргумент 1)     Таким образом, ситуация, описанная в произведении показывает.... (микровывод)   Главный герой романа(повести, рассказа) ФИО тоже сталкивается с ….(аргумент 2)  Это произведение учит нас тому,.... (микровывод)   Таким образом, можно сделать вывод:

Шаблон 2. ….? (проблемный вопрос) Эта проблема волнует многих людей, вот и ФИО не обошел ее стороной. Чтобы лучше  раскрыть проблему, автор рассказывает читателям историю из ..жизни.....(комментарий) Важными для понимания проблемы являются следующие слова: (комментарий) Таким образом,  авторская позиция становится очевидной:…..(авторская позиция) Я согласен(на) с мнением автора. Действительно,... (собственная позиция) Чтобы не быть голословным (ой), обратимся к художественной литературе.(связка) В художественной литературе эта тема находит отражение в творчестве многих писателей, Так, в центре внимания романа(рассказа, повести) (название произведения) ФИО ­….(аргумент 1)    Таким образом, ситуация, описанная в произведении показывает.... (микровывод) Главный герой романа(повести, рассказа) ФИО тоже сталкивается с ….(аргумент 2) Это произведение учит нас тому,.... (микровывод) Таким образом, можно сделать вывод:

ТОЧНОСТЬ И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ (К6)  Точность речи  заключается в умении чётко донести смысл высказывания. Большое количество повторов, грамматические и речевые ошибки затрудняют понимание текста.  Выразительность  сочинения ЕГЭ заключена в использовании средств выразительности, интересных синтаксических конструкций, стилистических приёмов.  Постарайтесь не использовать канцелярит в своей речи, не нанизывайте огромное количество Родительных падежей.

ТОЧНОСТЬ И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ (К6)

Точность речи  заключается в умении чётко донести смысл высказывания. Большое количество повторов, грамматические и речевые ошибки затрудняют понимание текста.  Выразительность  сочинения ЕГЭ заключена в использовании средств выразительности, интересных синтаксических конструкций, стилистических приёмов. Постарайтесь не использовать канцелярит в своей речи, не нанизывайте огромное количество Родительных падежей.

ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ, ПУНКТУАЦИОННЫЙ, ЯЗЫКОВЫЕ (ГРАММАТИЧЕСКИЕ), РЕЧЕВЫЕ, ЭТИЧЕСКИЕ, ФАКТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ (К7-К12)

Большое количество ошибок в сочинении может лишить вас половины баллов за сочинение. Поэтому будьте внимательны при написании, повторите орфографические и пунктуационные правила. Если вы не уверены в том, как пишется слово, лучше замените его на синоним, в котором вы уверены. То же самое со знаками препинания: когда вы пишите слишком длинные предложения с большим количество грамматических основ, предложения с разными видами связи и с несколькими придаточными, осложненные причастными и деепричастными оборотами, вводными словами, вы рискуете пропустить запятые. Более того, важно помнить, что запятая не единственный знак пунктуации в русском языке, есть еще бессоюзные предложения, в которых бывают тире, точка с запятой, двоеточие. В общем, если вы на 100 процентов уверены в знании пунктуации русского языка, то дерзайте, если же сомневаетесь, лучше упростить предложения. От грамматических и речевых ошибок вас спасет умение критически оценивать написанное. Не используйте слова, которые вы не употребляете. Написать просто не значит плохо. А.С. Пушкин писал просто, но гениально. Попробуйте так же.

Этические и фактические ошибки в сочинении ЕГЭ по русскому языку. Критерий К11-К12. Этические ошибки К11. Соблюдение этических норм  Если этические ошибки в работе отсутствуют, можно получить  1 балл.  Если допущены этические ошибки (одна и более), то  О баллов .

Этические и фактические ошибки в сочинении ЕГЭ по русскому языку.

Критерий К11-К12.

Этические ошибки

К11. Соблюдение этических норм Если этические ошибки в работе отсутствуют, можно получить  1 балл. Если допущены этические ошибки (одна и более), то  О баллов .

При проверке результатов единого государственного экзамена иногда встречаются работы экзаменуемых, которые вызывают недоумение и некоторые затруднения проверяющих при оценивании, поскольку в этих сочинениях встречается особый вид ошибки - этическая ошибка. Так, встречаются работы, в которых фиксируются высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности, недоброжелательность, проявляющие речевую агрессию, изобилующие жаргонными словами и оборотами. 

При проверке результатов единого государственного экзамена иногда встречаются работы экзаменуемых, которые вызывают недоумение и некоторые затруднения проверяющих при оценивании, поскольку в этих сочинениях встречается особый вид ошибки - этическая ошибка. Так, встречаются работы, в которых фиксируются высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности, недоброжелательность, проявляющие речевую агрессию, изобилующие жаргонными словами и оборотами. 

Этическая ошибка связана с проявлениями речевой агрессии как внешне выраженными, так и скрытыми. Речевая агрессия - грубое, оскорбительное, обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме: оскорбление, угроза, грубое требование, обвинение, насмешка, употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов, арго («Этот текст меня бесит», «Судя по тому, что говорит автор, он маньяк» и др.).     Например:   « Михалков в своем репертуаре! Пишет детские книги, поэтому и требует, чтобы читали именно в детстве. Это настоящий пиар! Нечего морочить людям мозги устаревшими истинами».

Этическая ошибка связана с проявлениями речевой агрессии как внешне выраженными, так и скрытыми. Речевая агрессия - грубое, оскорбительное, обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме: оскорбление, угроза, грубое требование, обвинение, насмешка, употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов, арго («Этот текст меня бесит», «Судя по тому, что говорит автор, он маньяк» и др.).   Например:  « Михалков в своем репертуаре! Пишет детские книги, поэтому и требует, чтобы читали именно в детстве. Это настоящий пиар! Нечего морочить людям мозги устаревшими истинами».

Фактические ошибки К12. Соблюдение фактологической точности в фоновом материале  Если фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют, то можно получить 1 балл.   Если допущены фактические ошибки (одна и более) в фоновом материале, то 0 баллов.

Фактические ошибки

К12. Соблюдение фактологической точности в фоновом материале Если фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют, то можно получить

1 балл.  Если допущены фактические ошибки (одна и более) в фоновом материале, то 0 баллов.

Что такое фактические ошибки?  неверное изложение фактов, которые не упоминаются в исходном тексте (фактов фонового характера) и которые учащиеся уместно или неуместно используют в развернутом ответе (факты биографии автора или героя текста, даты, фамилии, авторство называемых произведений и т. и.: «Гёте - французский писатель», «Даниил Гранин написал «Розу мира»), приведение фактов, противоречащих действительности, например: «Столица США-Нью-Йорк», «Ленский вернулся в своё имение из Англии».
  • Что такое фактические ошибки? неверное изложение фактов, которые не упоминаются в исходном тексте (фактов фонового характера) и которые учащиеся уместно или неуместно используют в развернутом ответе (факты биографии автора или героя текста, даты, фамилии, авторство называемых произведений и т. и.: «Гёте - французский писатель», «Даниил Гранин написал «Розу мира»),
  • приведение фактов, противоречащих действительности, например: «Столица США-Нью-Йорк», «Ленский вернулся в своё имение из Англии».
Ошибки могут состоять не только в полном искажении (подмене) факта, но и в его преувеличении или преуменьшении, например: «Маяковский - вдохновитель народа в борьбе с интервенцией»; «Много сил и энергии отдает детям директор школы: построена школа, которая каждый год выпускает около тысячи учеников».      Подобные ошибки отражают низкий уровень знаний, поэтому исправление и предупреждение ошибок такого рода связано с работой над повышением интеллектуального и культурного уровня (фоновые знания).

Ошибки могут состоять не только в полном искажении (подмене) факта, но и в его преувеличении или преуменьшении, например: «Маяковский - вдохновитель народа в борьбе с интервенцией»; «Много сил и энергии отдает детям директор школы: построена школа, которая каждый год выпускает около тысячи учеников».    Подобные ошибки отражают низкий уровень знаний, поэтому исправление и предупреждение ошибок такого рода связано с работой над повышением интеллектуального и культурного уровня (фоновые знания).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!