Рекомендации по использованию игровых технологий в обучении
На всех этапах обучения обучающиеся активно включаются в учебный процесс, проявляя инициативу и занимаясь творческой работой. Согласно этому, в современной системе школьного образования обязательным становится обучение с помощью игровых технологий. Игровые технологии успешно помогают достичь целей, поставленных в образовательных стандартах. Многообразие форм и методов игрового обучения дает возможность эффективно использовать игру на уроках мира в любом классе и практически на любом материале.
Для учащихся 8-11 классов имитационно-ролевая игра и деловая игра – это возможность почувствовать себя взрослым, высказать свое мнение и позицию, проявить себя, проявить свои лидерские качества, пообщаться.
Каждый подход имеет свой собственный набор принципов. В процессе подготовки и проведения учебных занятий необходимо руководствоваться классическими принципами дидактики: доступность, последовательность, ясность. Большое значение следует придавать следующим принципам:
— принцип индивидуальности, возможность попробовать себя в различных социальных ролях;
— принцип творчества и успеха;
— принцип доверия и поддержки (вера в возможности ученика, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению);
— принцип связи теории с практикой (научить применять знания в конкретных и нестандартных ситуациях).
Образовательный процесс должен строиться с использованием как игровой технологии в целом, так и ее отдельных компонентов, с акцентом на обеспечение интерактивного взаимодействия.
В своей работе педагог должен обосновать необходимость использования игровых технологий как важной составляющей успешного проведения занятий, организации познавательной деятельности учащихся, рассказать о возможных трудностях и ключевых моментах в проведении и подготовке урока-игры.
В своей работе учитель может использовать: традиционные методы (наглядные, практические, вербальные, работа с книгой), методы стимулирования, пробуждения интереса и удивления, методы педагогического управления (постановка проблемных задач и консультирование). Целью работы учителя является активная умственная и познавательная деятельность учащихся на уроках.
Необычное начало урока может стать толчком к активной познавательной деятельности учащихся. Поэтому нужно уметь настроить учащихся на восприятие нового материала. Метод формирования готовности восприятия учебного материала представляет собой одно или несколько заданий, направленных на подготовку учащихся к уроку.
Например, вместо стандартной фразы «мы начинаем новую тему» можно попросить обучающихся назвать все известные слова, связанные с этой темой. Можно узнать, что обучающиеся уже знают, и таким образом обучающиеся смогут повторить материал, определить неизвестное и поставить цель для урока.
Среди различных средств активизации познавательной деятельности обучающихся на занятиях важное место занимают интересные вопросы и задания, которые связывают изучаемый материал с жизненным опытом обучающихся. Или, сообщение информации из истории (развлекательный контент).
Вводной частью урока, пробуждающей интерес и внимание учащихся, может стать короткий увлекательный рассказ, связанный с сюжетом. Для краткой исторической информации иногда достаточно 2-5 минут урока. Трата времени окупается повышением интереса к этой теме.
Психологически эффективным будет использование приема активизации психической деятельности, основанного на разработке и применении опорных схем и опорных сигналов. С их помощью раскрывается основное содержание усваиваемого материала. Справочные схемы, заметки, выполненные в виде таблиц, карточек, рисунков, организуют внимание учащихся, повышают интерес к учебе. В этом случае знания прочно оседают в долговременной памяти.
Самостоятельная работа обучающихся на занятиях, предлагаемая в развлекательной форме, является распространенной методикой активизации умственной деятельности. Элемент развлечения может содержаться во внешней форме или в содержании задания. Например, использование кроссвордов и головоломок в качестве самостоятельной работы является своеобразной гимнастикой ума. Они развивают и тренируют память, обостряют интеллект, развивают усидчивость, умение логически мыслить, анализировать, сравнивать, отбирать необходимые знания.
При закреплении и повторении выученного учитель может воспользоваться контрольной картой (играть в «Гамлета»). Можно предложить задание-найти дату в облаке. Для этой игры можно подготовить карты с магнитами (так, чтобы обучающиеся разложили их на доске, как домино). Карта состоит из двух частей: задачи и ответа.
Игровой класс может быть использован преподавателем на уроках с игровыми приемами и ситуациями, выступающими в качестве средств побуждения, стимулирования учебной деятельности.
Используя различные игровые формы и методы, можно чередовать «серьезную» и «легкомысленную» работу, и тем самым обеспечить на занятиях устойчивое внимание к изучаемому материалу.
Помимо принципов, приемов и методов, существуют также факторы, побуждающие обучающихся к активной деятельности. Интерес является главным мотивом для активизации обучающихся. Творческий характер учебно-познавательной деятельности сам по себе является мощным стимулом к познанию. Конкурентоспособность (конкуренция) также является одним из основных мотиваторов деятельности обучающихся. Игровой характер занятий является эффективным мотивационным процессом умственной и познавательной деятельности школьников.
В качестве способов и средств активизации познавательной деятельности, используемых на уроках, можно выделить следующие:
— создание атмосферы интереса (занимательная информация, игровой материал, занимательные задания);
— смена изменение форм деятельности: устная работа, групповая работа, парная работа, самостоятельная работа, индивидуальные задания, самоанализ и взаимная проверка;
— создание ситуаций успеха и оценка успеваемости не только по конечному результату, но и по процессу его достижения.
Игровая технология может быть использована как игровой метод, как игровая техника или как форма урока. Если рассматривать игру как отдельный урок, то примерный план урока-игры может выглядеть так:
— организационный момент (познакомить с темой и ходом урока, рассказать о правилах игры);
— актуализация знаний в форме устного опроса, диктанта, разминки;
— формирование новых знаний (работа с рефератом, источниками, использование презентации и др.);
— закрепление материала (совместная работа над заданиями и дополнительными вопросами, Обсуждение и исправление ошибок);
— подведение итогов, размышление (а также подсчет очков команд и дополнительных очков для каждой, подсчет очков).
Чаще всего, в игровой форме, можно проводить повторяющиеся-обобщающие занятия, на которых учащиеся делятся на несколько многоуровневых групп. Можно использовать последовательность различных игровых приемов, проявляющихся во взаимодействии учителя и ученика. Это взаимодействие начинается с реализации, например, метода формирования готовности к восприятию учебного материала и создания благоприятной атмосферы («законченная фраза», сообщение). Затем происходит активное взаимодействие обучающихся друг с другом и с их жизненным опытом через реализацию одного или группы методов, приемов. Урок может закончиться размышлением.
Можно выделить пошаговые действия, необходимые для подготовки и проведения урока-игры:
— определите цель, определите, какие навыки и умения учащиеся должны освоить во время игры;
— определить определите место игры в учебном процессе на уроке, его продолжительность;
— разработать правила игры, продумать время ознакомления с этими правилами (до начала игры на уроке или за несколько уроков, выложив правила игры на стенд) и систему оценки результатов игры;
— предусмотреть обеспечить занятость для всех категорий школьников;
— производить дидактические материалы, которые будут необходимы в процессе игры;
— определить определите форму подведения итогов игрового содержания (заключения).
В педагогической копилке учителя должны быть следующие нетрадиционные уроки: урок-соревнование, урок-игра, урок-путешествие, урок-семинар, урок-лекция, урок-консультация, интегрированные уроки.
Интерес к играм, требующим напряжения умственной деятельности, возникает не всегда и не у всех детей сразу, поэтому такие игры следует предлагать постепенно, увлекая своих детей. Сложные и непосильные задачи могут отпугнуть обучающихся. Только когда ученику удается освоить задание, преодолеть первые трудности, он чувствует радость и готов перейти к более сложной игре. Использование игр помогает добиться того, чтобы каждый ученик работал активно и увлеченно, и может стать отправной точкой для возникновения и развития любознательности и глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте.
Можно обратить внимание на трудности, которые могут возникнуть во время мини-игры, и решение которых следует предусмотреть заранее:
— учащиеся не могут участвовать в процессе игры, оставаться равнодушными (должны быть четко указаны награды победителей: отметки, баллы, призы и т.д. или предусмотреть привлечение таких учащихся к организации игры, помочь преподавателю);
— игра может закончиться раньше или позже окончания урока (так как цель-кратчайший путь, то необходимо подчеркнуть соблюдение правил игры, продумать дополнительный материал и рассмотреть возможность сокращения содержания);
— возможно отвлечение внимания, нарушение дисциплины (оговариваются штрафные баллы, причины исключения из игры);
— нужно больше времени и большой объем материала для этого урока, чем для подготовки урока.
Однако преимущества игры как педагогической технологии гораздо больше:
— познавательная деятельность обучающихся;
— высоко мотивированное обучение;
— прочность усваиваемых знаний;
— развитие навыков решения практических задач;
— развитие самостоятельности и творческого потенциала участников;
— возможность моделирования различных систем (профессиональной деятельности, социальных отношений, природных процессов);
— право на ошибку (безопасность действий).
На практике игра как метод проведения урока заняла прочное место, что позволило выработать определенные принципы его проведения.
1. Игра не должна быть обычным упражнением с использованием наглядных пособий.
2. При выборе правил игры, необходимо учитывать особенности детей.
3. Обязательное условие-игра не должна выпадать из общих целей урока, способствовать их выполнению.
4. Необходимо подводить итоги игры, иначе теряется одно из самых привлекательных свойств-идентификация победителя.
5. Мыслительные операции, выполняемые в игре, должны быть дозированными.
Рекомендации по этике поведения на уроке-деловой игре, которые должны быть представлены участникам игры на подготовительном этапе, заключаются в следующем. Нужно говорить простым, точным и убедительным языком. Метод и темы аргументации должны соответствовать характеристикам характера участников. Аргументация не должна звучать как отчет и утверждение одного. Речевые паузы положительно влияют на доказательство аргументов. Необходимо избегать лишних фраз и оценок. Нет необходимости перечислять многие факты, а достаточно указать преимущества или последствия, вытекающие из них. Использовать научные, но понятные термины. Избегайте двусмысленных формулировок, затрудняющих восприятие и усвоение учебного материала.
Рекомендуется сначала перечислить достоинства, а затем недостатки; избегать обострения отношений. Например, для этого учащемуся целесообразно принять свою вину: «видимо, я недостаточно четко высказал свою мысль»; попытаться повторить сказанное: «Позвольте, я повторю свою мысль еще раз...»; уточните содержание претензий: «правильно ли я вас понял?»; проявлять уважение к мнению оппонента, признавая в какой-то мере его правоту: «в какой-то степени я могу с вами согласиться, однако...», или: «это интересный подход к проблеме, который я, честно говоря, упустил из виду; в то же время...». Наконец, учащийся не должен отвечать на каждое возражение одноклассника, но любое несогласие с «оппонентом» следует комментировать, так как правильное замечание может способствовать успеху в аудитории.
Есть много игровых инструментов, и это позволяет учителю выбрать именно ту игру, которая наилучшим образом соответствует цели урока. По сравнению с традиционной формой урока на таких занятиях стимулируется познавательная активность, активизируется умственная деятельность, спонтанно запоминается информация, повышается мотивация к изучению предмета.
В заключение важно отметить, что изучение курса «Обществознание» в старшем учебном заведении для подростков является жизненной необходимостью. Важно обеспечить качественное образование, используя различные активные методы и приемы, в частности задействовав форму деловых игр.