СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации по иклюзивному образованию

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации разработаны с целью реализации порядка организации инклюзивного и индивидуального  обучения в общеобразовательных учебных заведениях.

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации по иклюзивному образованию»

Рекомендации по организации инклюзивного и индивидуального обучения в общеобразовательных учебных заведениях


Методические рекомендации разработаны с целью реализации порядка организации инклюзивного и индивидуального обучения в общеобразовательных учебных заведениях.

Инклюзивное обучение – это комплексный процесс обеспечения равного доступа к качественному образованию детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных учебных заведениях на основе применения личностно-ориентированных методов обучения, с учетом индивидуальных особенностей учебно-познавательной деятельности таких детей.

Предпосылкой в обеспечении успешного обучения ребенка с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учебном заведении является индивидуализация учебно-воспитательного процесса, которая преследует следующие цели:
– разработка комплексной программы развития ребенка с особыми образовательными потребностями, которая поможет педагогическому коллективу учебного заведения приспособить среду к потребностям ребенка;
– предоставление дополнительных услуг и форм поддержки в процессе обучения;
– организация наблюдения за динамикой развития ученика.

Индивидуальная программа развития разрабатывается группой специалистов (заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учителя, ассистент учителя, психолог, учитель-дефектолог и другие) с обязательным привлечением родителей или лиц, их заменяющих, с целью определения конкретных учебных стратегий и подходов к обучению ребенка с особыми образовательными потребностями. Она содержит информацию об ученике, систему дополнительных услуг, виды необходимой адаптации и модификации учебных материалов, индивидуальную учебную программу и при необходимости индивидуальный учебный план. Оформление и ведение соответствующей документации возлагается на ассистента учителя.
Индивидуальная программа развития включает следующие разделы:

1. Общая информация о ребенке 
Имя и фамилия, возраст, телефоны родителей, адрес, проблема развития (информация об особых образовательных потребностях), дата зачисления ребенка в школу и срок, на который составляется программа.

2. Имеющийся уровень знаний и умений. 
Группа специалистов в течение 1-2 месяцев (в зависимости от сложности нарушения) изучает возможности и потребности ребенка, фиксирует результаты исследования: его умения, сильные качества и сложности, стиль обучения (визуальный, кинестетический, многосенсорный и другие, особенно если один из стилей доминирует), какая помощь необходима;

3. Информация о влиянии нарушений на развитие ребенка и его способность к обучению. 
Сведения предоставляются психолого-медико-педагогической консультацией. Вся информация должна быть максимально точной, поскольку она является основой для дальнейшей разработки задач.

4. Специальные и дополнительные образовательные услуги. 
В индивидуальной программе развития фиксируется расписание занятий с соответствующими специалистами (логопедом, физиотерапевтом, психологом и другими специалистами), указывается количество и продолжительность таких занятий с ребенком.

5. Адаптации / модификации. 
При составлении индивидуальной программы необходимо проанализировать, какие адаптации и модификации следует разработать для обустройства среды, применение надлежащих методов обучения, материалов, оборудования, учета сенсорных и других потребностей ребенка.

Индивидуальная программа развития разрабатывается на один год. Дважды в год (при необходимости чаще) пересматривается с целью ее корректировки. В частности, когда у ребенка возникают трудности в усвоении определенного содержания учебного материала, наоборот возникает необходимость перейти к следующему уровню сложности выполнения задач.

Учебно-воспитательный процесс в классах с инклюзивным обучением в общеобразовательных учебных заведениях осуществляется в соответствии с рабочим учебным планом школы, по учебным программам, учебникам, пособиям, рекомендованным Министерством образования и науки, молодежи и спорта Украины для общеобразовательных учебных заведений.

Для детей с особыми образовательными потребностями, которые имеют интеллектуальные нарушения и сложные недостатки развития (дефекты слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата в сочетании с умственной отсталостью, задержкой психического развития), на основе рабочего учебного плана школы разрабатывается индивидуальный учебный план с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической консультации и на основе Типовых учебных планов специальных общеобразовательных учебных заведений для детей, нуждающихся в коррекции физического и (или) умственного развития.

Индивидуальный учебный план определяет перечень учебных предметов, последовательность их изучения, количество часов, отводимых на изучение каждого предмета по годам обучения, и недельное количество часов. В плане учитываются дополнительные часы на индивидуальные и групповые занятия, курсы по выбору, факультативы и т.п.

Для проведения коррекционно-развивающих занятий в индивидуальном учебном плане учащегося предполагается от 3 до 8 часов в неделю (количество часов определяют соответствующие специалисты психолого-медико-педагогической консультации).

Индивидуальный учебный план и индивидуальная учебная программаразрабатываются педагогическими работниками, в том числе с дефектологическим образованием, которые принимают непосредственное участие в учебно-воспитательном процессе, с участием родителей ребенка или лиц, их заменяющих, и утверждается руководителем учебного заведения.

Индивидуальная учебная программа ребенка с особыми образовательными потребностями в классе с инклюзивным обучением разрабатывается на основе Типовых учебных программ общеобразовательных учебных заведений, в том числе специальных, с соответствующей их адаптацией. Учебная программа определяет содержание, систему знаний, навыков и умений, которыми должны овладеть учащиеся в учебном процессе по каждому предмету, а также содержание разделов и тем.

К составлению индивидуальной учебной программы привлекаются родители, которые должны иметь четкое представление о том, почему обучение ребенка требует разработки индивидуальной учебной программы. Такое сотрудничество обеспечит информирование родителей о потенциальных возможностях ребенка, динамику его развития и урегулирует комплекс спорных вопросов, возникающих между родителями и учителями в процессе обучения ребенка.

Процесс составления индивидуальной программы развития ребенка с особыми образовательными потребностями носит дифференцированный характер, разрабатывается на основе анализа проблемы развития ученика и его образовательных потребностей. В частности, если ребенок с особыми образовательными потребностями имеет сенсорные нарушения при сохраненном интеллекте и требует создания соответствующих адаптаций учебных материалов и коррекционных занятий с учителем-дефектологом, для нее разрабатывается и часть программы, которая касается предоставления этих услуг и разработки соответствующих адаптаций. При необходимости адаптируется учебная программа и разработка индивидуального учебного плана является нецелесообразной. Вместе с тем, если в классе учатся дети с особыми образовательными потребностями одной нозологии, для каждого отдельно разрабатывается и часть индивидуальной программы, которая касается их отличий и потребностей, а учебная программа может быть общей.

Неотъемлемой составляющей процесса разработки индивидуальной программы является оценка динамики развития ребенка с особыми образовательными потребностями, сбор сведений о его успехах (ученические работы, результаты наблюдений педагогов, контрольные листки, результаты тестов и т.д.).
Определение уровня сформированности знаний, умений и навыков учащихся с особыми образовательными потребностями осуществляется с целью обеспечения положительной мотивации обучения, информирования учащихся об их индивидуальных достижениях, определения эффективности педагогической деятельности учителей. Оценивание учебных достижений учащихся с особыми образовательными потребностями осуществляется по критериям оценивания учебных достижений учащихся в системе общего среднего образования.Система оценивания учебных достижений учащихся должна быть стимулирующей. С целью оценки индивидуальных достижений учащихся может быть использован метод оценки портфолио.

Портфолио – это накопительная система оценивания, которая предусматривает формирование умения учащихся ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; накопление различных видов работ, которые удостоверяют движение в индивидуальном развитии; активное участие в интеграции количественных и качественных оценок, повышение роли самооценки. Такая оценка предполагает определение критериев для включения ученических наработок в портфолио; формы подачи материала; спланированность оценочного процесса; элементы самооценки со стороны ученика и т.п.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!