СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации по формированию знаково-символических действий у первоклассников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации по формированию знаково-символических действий у первоклассников»

Методические рекомендации для учителей начальных классов


РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ





Составители: кандидат

педагогических наук,

доцент кафедры ТиМНО

Ибрагимова Гульдар Фанисовна,

Сидорова Дарья Дмитриевна















Программа по формированию знаково-символических действий у первоклассников


Анализ учебно-методического комплекта «Школа России», результаты проведенной опытно-педагогической работы, обобщение педагогического опыта дали нам возможность составить программу методических рекомендаций для формирования знаково-символических действий на уроках русского языка.

Важной частью Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является необходимость развития универсальных учебных действий (УУД), это обусловлено тем, что главной целью образования, указанной в стандарте, является развитие личности. Развивать обучающегося можно, развивая его деятельность.

Особое место занимают познавательные универсальные учебные действия, в структуре которых выделяют обще-учебные, знаково-символические, логические действия и действия постановки и решения проблем.

Знаково-символические действия играют немаловажную роль в познании, особенно в условиях современного информационного общества, когда ученик все чаще сталкивается со сложными знаково-символическими системами как в профессиональной деятельности (профессии типа «человек-знак), так и в повседневной жизни. Знаково-символические действия обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функцию отображения учебного материала; выделение существенного, отрыва от конкретных ситуативных значений, формирования обобщенных знаний. Они связаны с адекватным отображением реальности, формированием образа изучаемых объектов, в связи с чем, они являются основой для формирования системы универсальных учебных действий.


Задачи:

1. Сформировать содержание программы русского языка, чтобы на уроках применялась учебная деятельность с различными знаково-символическими средствами, важно чтобы они отличались по способам кодирования, сложности и четкости алфавита и синтаксиса, природе средств (визуальные – слуховые), произвольности – мотивированности, типам функционирования, способам перевода одной знаково-символической системы в другую, в том числе перевода визуальных систем в вербальную и обратно, с высшим уровнем функционирования знаково-символических средств – моделированием и т.п.

2. Подобрать алгоритмы учебной деятельности учащихся с различными знаково-символическими средствами, отличающимися по функции (познавательная, замещающая, коммуникативная), по видам (схематизация, моделирование) в процессе интеграции учебной деятельности на уроках русского языка.

3. Определить критерии и показатели успешности формирования знаково-символических УУД, включая: моделирование, умение использовать наглядные модели, умение строить схемы, модели.

Для более эффективной работы по формированию знаково-символических действий у первоклассников, определим методические рекомендации учителю.

Уже в 1 классе необходимо работать над тем, чтобы знания детей могли реализовывать поиск опознавательных моделей, по которым они могли бы, еще не владея орфографическими правилами, обнаруживать подавляющее большинство орфограмм.

Важно сформировать и воспитать привычку у младших школьников анализировать единицы устной речи по определённому алгоритму.

Работу со знаково-символическими учебными действиями, можно реализовывать данным образом:


  1. На уроках русского языка перед детьми нужно четко ставить орфографическую задачу, поэтапно описав инструкцию ее выполнения. Нельзя забывать о том, что все дети, придя в 1 класс имеют разный уровень подготовки. Есть группа детей, окончивших ДОУ, умело читающих, каллиграфически правильно оформляющих записи, а есть группа детей, напротив, имеющих нулевую подготовку к работе со знаково-символическими действиями.


  1. По стандартам ФГОС НОО учителем может быть использован интегрированный тип урока. На уроке русского языка детьми может быть выполнена работа по заполнению подготовленных карточек учителем, пример, это может быть таблица, в которой в одном столбике предложены названия уже изученных орфограмм, а во втором, пустом столбике, детям предлагается подобрать примеры к предложенным орфограммам. Следующим этапом будет создание поделки на уроке технологии, используя данную таблицу. Возможно создать «Шкатулку орфографии» используя картон, таблицу, клей.


  1. Для того, чтобы развить у детей интерес к работе со знаково-символическими действиями на уроках русского языка учителю необходимо систематически применять дидактические игры, основанные на поиске, кодировании, схематизации языка. Такой вид работы эмоционально привлекает детей, развивает активную работу мысли, способствует умственной активности, инициативе, творческому отношению к учебной задаче, помогает сохранять искру живого интереса к учебе.


  1. Уже в первой четверти первоклассники, получающие образование по УМК «Школа России» начинают работу со знаково-символической системой, в устном формате. На уроке русского языка для понимания учителем насколько дети вовлечены в урок и как понимают тему можно использовать знаки-карточки «да»- «нет». То есть применяемые знаки-карточки дают возможность учителю оценить эффективность работы всех учеников во время урока. «Покажите свой ответ, поднимая соответствующую карточку», «Ребята, согласны ли вы с мнением одноклассника?». При данной кратковременной диагностике учителю становится понятно, кто из учеников заблуждается, обратить на это внимание и сразу скорректировать его восприятие по теме.


  1. Для изучения словарных слов или орфографических правил на уроках русского языка можно использовать методику «Веер» или «Касса букв» для фронтального ответа учеников. При использовании карточек с пропущенной буквой дети дают быстрый ответ выбирая нужную букву на веере букв и можно сразу оценить кто из обучающихся не смог применить правило или не выучил словарное слово.

  2. Определять функции и содержание знаково-символических учебных действий, организация полной ориентировочной основы знаково-символического учебного действия.

  3. Организовывать поэтапную отработку знаково-символических учебных действий, обеспечивающей переход к высшим уровням выполнения (от материализованной к речевой и умственной форме действия);

  4. Разрабатывать системы задач, выполнение которых обеспечит формирование заданных свойств знаково-символических учебных действий (обобщенности, разумности, осознанности, критичности, освоенности).

В процессе проведения опытно-педагогической работы с младшими школьниками был составлен комплекс дидактических игр для младших школьников, направленный на изучение русского языка и повышение уровня познавательного интереса.

Дидактическая игра «Лото»

Оборудование для игры. В комплект лото входит несколько больших
листов, расчерченных на клетки, в каждой из которых крупным шрифтом
написаны слова с непроверяемым написанием (желательно, чтобы
непроверяемое написание в слове было каким-либо образом выделено),
например:
кАпуста кАртофЕль
Огурец пОмИдор

На маленьких карточках, совпадающих по размерам с клеткой
большого листа, записываются загадки, соответствующие словам-отгадкам, занесенным в клетки. Количество маленьких карточек должно
соответствовать общему количеству клеток на больших листах.
Дидактическая задача – запомнить графический образ слов с
непроверяемым написанием.

Игровая задача – заполнить поле карточками со словами.
Игровые действия – отгадывают загадки, ищут и запоминают слова-отгадки, заполняют свою карточку словами-отгадками [17, с.77].

Правила игры. Участники получают одинаковое количество больших
листов (1-2). Ведущий берет себе маленькие карточки и зачитывает загадки.
Играющие ищут на своих листах слова-отгадки. Игрок, правильно
отгадавший свою загадку, берет у ведущего карточку и закрывает ею
соответствующую клетку на листе.
Результат игры - выигрывает тот, кто первым закроет карточками все
слова своего листа, зрительное восприятие и запоминание слов с
непроверяемым написанием.

Формируемые познавательные УУД: логические - анализ и синтез.
Эту дидактическую игру можно проводить не только на уроках, но и на
занятиях во внеурочной деятельности.


После того, как дети освоили простые варианты игры, учитель их
усложняет. На больших листах вместо выделенных букв делаются пропуски,
которые школьник будет заполнять простым карандашом или накладывать
букву из разрезной азбуки, например:

К ... пуста

... гурец

к… ртоф ... ль

п… м ... дор

Наконец, можно сделать и так: на маленьких карточках с загадками
следует начертить схемы слов-отгадок, например:
Лежит меж грядок зелен и сладок
– – – – – (арбуз)

Игрок в таком случае должен не только правильно закрыть маленькими
карточками клетки большого листа, но и вписать простым карандашом
отгадку в заданную схему.

Чтобы не наступило такого момента, когда учащиеся потеряют интерес
к игре (потому что выучили все загадки), надо своевременно обновлять
содержание маленьких карточек, т.е. подбирать на те же слова другие
загадки, учитывая при этом возрастные и индивидуальные особенности
класса. Загадка не должна быть очень простой или, наоборот, очень сложной.
Отбирая слова для заполнения больших листов, следует по мере
возможности группировать их по тематическим группам: овощи-фрукты ягоды, животные-птицы и т.п. Лото лучше сделать красочным: рисунки,
вырезки из журналов, открытки украсят игру, сделают ее более
привлекательной и интересной.

Дидактическая игра «Раздели на группы»

Дидактическая задача – сформировать умение делить слова на группы
по каким–либо свойствам, содействовать запоминанию слов с
непроверяемым написанием.

Игровая задача – разделить слова на группы и подписать эти группы.

Игровые действия – учитель предлагает обучающимся набор слов.
Обучающиеся должны разделить эти слова на группы, выбирая основание
для классификации.

Правила игры – обучающиеся самостоятельно определяют основание
для группировки, количество групп и проводят классификацию.
Даны слова: январь, воробей, заяц, сорока, февраль, ворона, медведь,
апрель, обезьяна, снегирь, декабрь, лисица.
Эти слова разделяются на следующие группы:
по принципу «Месяцы»: январь, февраль, апрель, декабрь.
по принципу «Звери»: заяц, медведь, обезьяна, лисица.
по принципу «Птицы»: воробей, сорока, ворона, снегирь.
Результат игры – после разделения на группы учащиеся должны
аргументировать свой выбор, что позволяет развивать умение рассуждать,
доказывать правильность своих действий.
Формируемые познавательные УУД: логические – умение
классифицировать объекты и понятия по определенным признакам.

Дидактическая игра «Разгадай филворд».

Дидактическая задача – сформировать умение распознавать слова с
непроверяемым написанием и составлять целое из частей.
Игровая задача – найти все знакомые словарные слова и раскрасить
каждое слово разными цветами.
Игровые действия – ученик находит слово с непроверяемым
написанием и раскрашивает это слово
Правила игры – слова могут ломаться в любом направлении по
вертикали или горизонтали, но не по диагонали. Каждая буква может быть
использована только один раз. После вычеркивания всех слов пустых клеток
остаться не должно.

Результат игры – найдены все слова с непроверяемой орфограммой.
Формируемые познавательные УУД – логические (синтез).

Дидактическая игра «Найди лишнее».

Дидактическая задача – сформировать умение находить слова с
непроверяемым написанием.

Игровая задача – вычеркнуть лишнее слово в каждом ряду.

Игровые действия – у каждого ряда на доске висит своя карточка. К
доске выбегают по очереди от каждого ряда и вычеркивают лишнее слово.
Правила игры – вычеркнуть лишнее слово из каждого ряда.
Результат игры – чей ряд быстрее и правильно выполнит задание.
Формируемые познавательные УУД – общеучебные (поиск и
выделение необходимой информации).

Тарелка, вечер, товарищ, щавель.
Январь, февраль, картина, апрель.
Город, улица, Россия, отец.
Топор, месяц, мебель, сахар

Яблоня, береза, дорога, осина.
Морковь, яблоко, капуста, щавель.
Суббота, класс, снегирь русский.
Месяц, город, топор, улица


Дидактическая игра «Слово на ладошке»

Дидактическая задача – сформировать умение называть слова по
определенному признаку.

Игровая задача – вспомнить и записать как можно больше слов по
теме.

Игровые действия – ищут слова в определенном месте (например, в
огороде: морковь, капуста, щавель; в школе: карандаш, пенал, дежурный и
т.д).

Правила игры – учитель говорит слова и дает задание. Обучающиеся
должны вспомнить и записать как можно больше слов по теме.
«Я найду слова везде, и на небе, и в воде, на полу, на потолке, на носу и
на руке. Вы не слышали такого? Не беда! Играем в слова!» Давайте поищем
слова в.....огороде (морковь, капуста, щавель…), в школе (карандаш, пенал,
дежурный, ученик, ученица, учитель, учительница, алфавит, девочка…).
Результат игры – научатся называть слова по определенному признаку.
Формируемые познавательные УУД – общеучебные (осознанное
построение речевого высказывания в устной речи).


При организации дидактических игр необходимо придерживаться
следующих положений:

1.Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, а
содержание предполагаемого материала – доступно пониманию школьников.
В противном случае игра не вызовет интереса и будет проводиться
формально.

2.Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной
деятельности, в противном случае она не будет содействовать выполнению
педагогических целей, не будет развивать психологические функции.

3. Дидактический материал, используемый во время игры, должен быть
удобен в использовании, иначе игра не даст должного эффекта.

4. При проведении дидактической игры, связанной с соревнованиями
команд, должен быть обеспечен контроль за её результатами со стороны
всего коллектива учеников или выбранных лиц. Учёт результатов
соревнования должен быть открытым, ясным и справедливым. Ошибки в
учёте, неясности в самой организации приводят к несправедливым выводам о
победителях, а, следовательно, и к недовольству участников игры.

5.Каждый ученик должен быть активным участником игры.
Длительное ожидание своей очереди включения в игру снижает интерес к
этой игре.

6. Если на уроке проводится несколько игр, то лёгкие и более трудные
по содержанию должны чередоваться.

7. Если на нескольких уроках проводятся игры, связанные со сходными
мыслительными действиями, то по содержанию материала они должны
удовлетворять принципу: от простого к сложному, от конкретного к
абстрактному. Это положение необходимо последовательно и строго
соблюдать при проведении логических игр.

8. Игровой характер при проведении уроков русского языка должен
иметь определённую меру. Превышение этой меры может привести к тому,
что дети во всём будут видеть только игру.

9. В процессе игры учащиеся должны грамотно проводить свои
рассуждения, речь их должна быть правильной, чёткой и краткой.

10. Игру нужно закончить на данном уроке, получить результат. Только
в этом случае она сыграет положительную роль.
При использовании дидактических игр очень важно следить за
сохранением интереса школьников к игре.

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!