СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации к уроку музыки.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомление с вокальным искусством.

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации к уроку музыки.»

Как быть, если урок музыки – урок непосредственного общения с музыкой – бывает раз в неделю? А впечатления и знания полученные на уроке, должны остаться на всю жизнь, должны принести пользу и удовольствие.

Задача урока музыки и всей школы средствами музыкального искусства воспитывать и развивать у детей эстетические чувства, правильное представление о прекрасном, расширять их знания, воспитывать высокий художественный вкус. Поэтому творческим лидером в школе должен быть учитель музыки. Он должен стремится к творчеству, стремиться к движению вперёд. И если он испытывает восхищение перед миром, любовь к детям и к своей профессии, работает над собой, то это движение будет!


На уроке музыки учитель должен быть нацелен на воспитание у школьников музыкальной культуры и эстетического вкуса как части их общей культуры. «Есть искусство и есть творчество», - говорил В.Немирович – Данченко. Одно дело, если урок – привнесение новых слуховых добавлений к музыкальным впечатлениям. Другое дело, если это – неповторимое общение с музыкальным искусством.

Современный опыт преподавания урока в общеобразовательной школе показывает то, что для того что бы учитель стал авторитетом для учеников, нужно ежеминутно связывать неразрывной нитью сыгранное, пропетое или высказанное им со своим внутренним миром, со своим отношением к учащимся, к музыке, к искусству, со своим жизненным опытом.

Если учитель, разрабатывая урок, не берёт в качестве материала самого себя, чувства, мысли, душу, то как ему обрести грань между внешним – холодным, равнодушным, и внутренним – глубоко пережитым, прочувствованным? Любая педагогическая задача, идея урока должна быть органична для учителя, пережита им и, самое главное «согласованно» со своим «Я». Это очень сложная и трудоёмкая работа, но только при его наличии можно превратить урок в настоящую правду искусства. Не зря К. Станиславский отделяющий правду искусства от лжи, писал: «Нет ничего мучительнее обязанности во что бы то ни стало воплощать чужое, смутное, вне тебя пребывающее». Конечно в творчестве бесценно то, что подсказано процессом подлинного переживания и лишь в этом случае возникает искусство. Это неотъемлемая часть педагогического процесса. Погружение в художественный образ, его постижение тесно связанно с процессом переживания, с умением пропустить через свой внутренний мир и чувствовать интонации музыкальных произведений как свои собственные. Конечно же для урока музыки психологическая, интеллектуальная, профессиональная, техническая подготовка недостаточны. К уроку необходимо готовиться и эмоционально. Для учителя музыки необходимо подобрать правильный тон урока. Термин «задать тон» беседе, исполнению в искусстве появился очень давно. Правильный и своеобразный тон – одна из сложных задач для учителя в наше время.


Творить, по определению К.Станиславского, значит «страстно, стремительно, продуктивно, целесообразно и оправданно идти к сверхзадаче» - доступности и раскрытию художественного образа произведения. Для учителя очень важно быть выразительным во всех своих начинаниях и проявлениях, адекватно выражать переживаемые им чувства и эмоции. Для урока «Музыка» общение – одно из главных понятий. В первую очередь это общение учителя и учеников, которое должно иметь эмоционально – содержательную окраску. Взаимоотношения на уроке должны выглядеть следующим образом: музыка, учитель и ученики; учитель и ученики; дети в коллективных формах деятельности. Способность слышать музыку и размышлять о ней нужно воспитывать в детях с самого начала занятий музыкой. По этому уже на первом уроке музыки первого года обучения учителем должен быть установлен неоспоримый закон: когда в классе звучит музыка, ни один из учеников не должен поднимать руки, задавать вопросы и т.д. Детям необходимо объяснить для чего нужен этот закон. Надо объяснить детям, что они обязаны выполнять этот закон не потому что того требует дисциплина, а потому, что когда звучит музыкальное произведение, только внимательно следя за её звучанием, можно глубоко воспринять её, прочувствовать, и по – настоящему понять.


Учиться слышать музыку учащиеся должны не прерывно на протяжении всего урока: и во время пения, и во время игры на инструментах, и в моменты, требующие наибольшего внимания, сосредоточенности и напряжения душевных сил, когда они выступают в роли собственного слушателя.


Творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Так, прослушанное произведение рождает в ребёнке сложный спал объективного содержания музыки и субъективного её восприятия. К творчеству композитора и к творчеству исполнителя присоединяется творчество слушателя! Воображение у детей, особенно младшего школьного возраста зачастую, яркое, живое, и «музыкальные картинки» они прослушивают с большим удовольствием. Чтобы не отвлекаться, можно прослушать музыку закрытыми глазами, увидеть её в своём воображении.


Главный вопрос который интересует многих рабочая программа по музыке. Учащиеся легко усваивают не программную музыку, а программные заглавия. В этих случаях программа не только не активизирует музыкальное восприятие детей, но зачастую парализует его. Для творческого развития детей, играя или ставя им программную музыку, не нужно сообщать предварительно её названия, они должны определить характер музыки сами, дать ей своё название, на основании услышанного, почувствованного и осмысленного. Ответы детей дают представление о степени развития их музыкального восприятия.


Я в своей работе практикую письменные работы в домашнее задание: сообщение по теме, доклад, сочинение. На разные темы: о композиторах, о прослушанной на уроке музыке, о своём представлении по той или иной теме, мелодии. Делается это для того что бы ребёнок не стеснялся выражать свои мысли, чувства, воображение. Зачастую читая работы учеников у меня появляется чувство гордости за них, за мысли, за чувства, за ту любовь к искусству которая присутствует у большинства детей.


Как избавить на уроке от скуки себя и своих учеников? Как заразить их собственным опытом? Всё дело в атмосфере урока. Не в навыках – вокальных, пианистических, дирижёрских, а в умении ладить с детьми, уважать в них творческую личность, помочь раскрыть себя, даже умение слушать их, улыбаться им и прощаться с ними в конце урока или учебного года.

Главное – пробудить детское внимание и воображение, способствовать зарождению любви к музыке и её пониманию.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!