СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации к конструированию технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации к конструированию технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС»

Рекомендации к конструированию технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС

В разных источниках дается разное объяснение понятия «технологическая карта урока». Термин пришел в образование из области технических наук и сегодня широко применяется педагогами.

Технологическая карта урока – это новый вид методической продукции, обеспечивающий эффективное и качественное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируемых результатов освоения образовательных программ в соответствии с ФГОС.

Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся, предназначенная для проектирования учебного процесса.

Технологическая карта урока представляет собой графический вариант традиционного плана-конспекта, которой присущи интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией и технологичность. Использование технологической карты помогает целостно и системно спроектировать процесс обучения, максимально детально проработать все этапы урока, конкретизировать, варьировать и согласовывать действия всех субъектов образовательного процесса, организовывать самостоятельную деятельность, соотносить результат с целью обучения.

Проведение учебного занятия с использованием технологической карты позволяет эффективно организовать процесс обучения, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Технологическая карта урока может представлять собой таблицу, которая позволяет структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, деятельность учителя и деятельность ученика на уроке. Сегодня существует большое разнообразие вариантов технологических карт. Вопрос обязательных требований к разработке, структуре и форме технологической карты урока не имеет законодательного урегулирования.

Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовывать действия учителя и учащихся, организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Чтобы составить технологическую карту урока, необходимо определить её структуру. Единой принятой структуры нет. Например, Мороз Н.Я. предлагала разделить структуру технологической карты на блоки:

- блок целеполагания: тема, цель урока, планируемый результат, личностноформирующая направленность урока (что необходимо сделать, воплотить);

- инструментальный блок: задачи и тип урока, УМК (какими средствами это достижимо);

- организационно–деятельностный блок: таблица-схема «План урока», диагностика результатов урока, домашнее задание (структуризация на действие и операции).

Опыт показывает, что на первых порах педагогу сложно создать технологическую карту занятия. Наибольшие затруднения вызывает декомпозиция целей занятия на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности учащихся на каждом этапе. В помощь педагогу предлагаются возможные виды технологических карт, формулировки целей и задач, деятельности, классификация уроков, методов, форм организации урока.

Универсальная технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Постановка учебных задач

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва

Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему

Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу

Совместное исследование проблемы

Поиск решения учебной задачи

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организовывает их обсуждение

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения

Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

Моделирование

Фиксация в модели существенны х отношений изучаемого объекта

Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей

Фиксирует в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения


Воспринимают ответы обучающихся

Осуществляют самоконтроль. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу

Конструирование нового способа действия

Построение ориентирован ной основы нового способа действия

Организует учебное исследование для выделения понятия


Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия

Участвуют в обсуждении содержания материала

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль

Переход к этапу решения частных задач

Первичный контроль за правильность ю выполнения способа действия

Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции

Осуществляют работу по выполнению отдельных операций

Учатся формулировать собственное мнение и позицию

Осуществляют самоконтроль

Применение общего способа действия для решения частных задач

Коррекция отработки способа

Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу

Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия

Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату

Контроль на этапе окончания учебной темы

Контроль

Диагностическая работа (на выходе): — организация дифференцированной коррекционной работы, — контрольнооценивающая деятельность

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат

Рефлексия своих действий

Осуществляют пошаговый контроль по результату





Технологическая карта с методической структурой урока

Этап урока, время

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Методы оценки, самооценки

Деятельность учителя

Деятельность учащихся











Технологическая карта с использованием дистанционных технологий

Этап урока, время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма взаимодействия

Ссылка на ЭОР

Формируемые УУД









Тема урока - это главный предмет излагаемых знаний, то, что подлежит не только изучению, но и обсуждению. Тема предполагает и постановку проблемы, предопределяющей отбор учебного материала. Современный урок предполагает, что тема урока может быть сформулирована и самими обучающимися, тем самым учитель совместно с детьми выводит урок на новый, современный уровень, что позволяет реализовать системно – деятельностный подход.

Цель урока: достижимая, реальная и проверяемая (формулируется существительным - формирование, определение, изучение…). В формировании цели урока следует избегать глагольных форм.

Цель современного урока:

- организация деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению фактов, понятий, законов, положений и способов действий (перечисляются конкретные специальные (предметные) умения);

- организация деятельности учащихся по… закреплению понятий (указываются конкретные понятия), правил, принципов, законов и т.п.; умений (перечисляются конкретные умения); применению знаний и способов действий (указываются конкретные знания и умения) в разнообразных ситуациях; самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях; по обобщению и систематизации знаний в рамках темы; по коррекции знаний и способов действий;

- организация проверки и оценки знаний и способов действий, учащихся по теме.

Задачи урока: логически связанные с целью. Кратко перечислить содержание образовательной, развивающей и воспитательной задач (формулируются глаголом совершенного вида углубить знания о…, расширить представления…). Сразу необходимо предусмотреть планируемые результаты урока. В формулировке планируемых результатов также необходимо единообразие и соответствие задачам: сколько задач - столько и планируемых результатов должно быть.

Задачи урока

Ключевые слова для постановки задач

Образовательная - указывают, какие предполагаются приращения в умениях, знаниях, в практическом опыте обучающихся

Повторить, дать определение, познакомить, описать, объяснить, демонстрировать, использовать, проконтролировать, обеспечить, закрепить, перечислить, выполнить, систематизировать...

Развивающая - указывают, какие логические операции и приемы умственной деятельности усвоят обучающиеся и какой развивающий эффект это может дать

Обеспечить развитие, способствовать формированию умений, учить сравнивать, учить выделять главное, учить строить аналогии, развивать умение ориентироваться на местности

Воспитывающая - вытекает из содержания предмета, это формирование взглядов, убеждений, качеств личности

Обеспечить, содействовать формированию, стимулировать, вызвать интерес, пробудить любознательность, пробудить интерес к самостоятельному решению задач, побудить учащихся к активности, выразить свое отношение…, прививать…, укреплять… навыки



Многие учителя путают термины «методы» и «приемы», употребляя их как синонимы. Между тем, метод — это способ совместной деятельности учителя и ученика. Прием — лишь составная часть метода, разовое действие, шаг реализации метода.

Классификация методов обучения

  1. Методы стимулирования и мотивации:

- методы стимулирования интереса к обучению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций);

- методы стимулирования долга и ответственности (убеждения, предъявления требований, «упражнения» в выполнении требований, поощрения, порицания).

  1. Методы контроля и самоконтроля:

- устного контроля, и самоконтроля (индивидуальный опрос, устная проверка знаний, некоторых мыслительных умений);

- письменного контроля и самоконтроля (контрольные работы, письменные зачеты, программированный контроль, письменный самоконтроль);

- методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля (контрольно-лабораторные работы, контроль выполнения практических работ, программированный контроль лабораторной работы, лабораторно-практический самоконтроль).

  1. Методы самостоятельной познавательной деятельности обучающихся:

- классификация самостоятельных работ по цели (подготовка обучающихся к восприятию нового материала, усвоение обучающимися новых знаний, закрепление и совершенствование новых знаний и умений, выработка и совершенствование новых знаний и умений, выработка и совершенствование усвоенных навыков); определение самостоятельных работ по изучаемому материалу (наблюдение, проведение опытов, эксперимент, работа с книгой и т.п.).

- различение самостоятельных работ по характеру познавательной деятельности (по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода);

- деление самостоятельных работ по способу организации (общеклассная, групповая, индивидуальная).



Классификация уроков по дидактическим целям:

  • Комбинированный урок;

  • Урок совершенствования знаний, умений и навыков;

  • Урок изучения нового материала;

  • Урок контроля;

  • Урок обобщающего повторения;

  • Урок с личностно-ориентированной и воспитательной направленностью.

Классификация уроков по используемым приемам активизации познавательного интереса и познавательной деятельности:

- урок-практикум;

- урок-семинар;

- урок-лекция; - урок-зачет;

- урок-игра; - урок-конференция;

- урок-экскурсия и др.

Классификация уроков по способу организации общения участников учебновоспитательного процесса:

- урок организации работы в динамических парах или парах сменного состава;

- урок организации работы в статистических парах или парах постоянного состава; - урок работы в малых группах;

- урок коллективного способа обучения.

Классификация уроков по приоритетно используемому методу обучения:

- информирующий урок; - проблемный урок;

- исследовательский урок;

- эвристический урок.

Классификация уроков по структуре учебной деятельности.

В развивающих и личностно-ориентированных системах образования приняты особые типологии уроков, где в основу классификаций положены внутренние основания, связанные с методологическими параметрами данных образовательных систем. Так в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова используется классификация уроков по структуре учебной деятельности, включающая:

- Урок постановки учебной задачи

- Урок преобразования условий учебной задачи

- Урок моделирования

- Урок преобразования модели

- Урок построения системы конкретно-практических задач

- Урок контроля

- Урок оценки

- Комбинированный урок (представляющий полный цикл учебной деятельности).



Структурные элементы учебного занятия, их дидактические задачи и возможные показатели результата решения этих задач

Этап

Дидактические задачи этапа

Возможные показатели результата решения

Организация начала занятия

Подготовка учащихся к работе на занятии

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм

Проверка выполнения домашнего задания

Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция

Оптимальное сочетание контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекция пробелов

Начальная мотивация учебной деятельности

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний

Усвоение новых умений, знаний и способов действий

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания, знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

Активные действия учащихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявления пробелов и неверных представлений и их коррекция

Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок неверных представлений

Закрепление умений, знаний и способов действий

Обеспечение усвоения новых умений, знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуациях.

Обобщение и систематизация знаний

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей

Активная и продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации и внутрипредметных и междисциплинарных связей

Контроль и самопроверка знаний

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции

Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения

Подведение итогов занятия

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы

Адекватность самооценки учащегося оценке преподавателя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения

Рефлексия

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения/мотивации способов деятельности, общения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития







Тип № 1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цели:

Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.

Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.

Структура урока обретения новых знаний

Мотивационный этап.

Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия

Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия

Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.

Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания. Первичное закрепление нового знания.

Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Включение в систему знаний и умений.

Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.



Тип № 2. Урок рефлексии

Цели:

Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционноконтрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.

Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости.

Структура урока-рефлексии по ФГОС

Мотивационный этап.

Актуализация знаний и осуществление первичного действия.

Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения. Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии).

Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.

Обобщение выявленных затруднений.

Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.

Включение в систему знаний и умений.

Осуществление рефлексии.

В структуре урока рефлексии четвертый и пятый этап может повторяться в зависимости от сложности выявленных затруднений и их обилия.



Тип № 3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Цели:

Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.

Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

Структура урока систематизации знаний

Самоопределение.

Актуализация знаний и фиксирование затруднений.

Постановка учебной задачи, целей урока.

Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.

Реализация выбранного проекта. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.

Этап рефлексии деятельности.



Тип № 4. Урок развивающего контроля

Цели:

Деятельностная: научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль.

Содержательная: проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников.

Структура урока развивающего контроля

Мотивационный этап.

Актуализация знаний и осуществление пробного действия.

Фиксирование локальных затруднений.

Создание плана по решению проблемы.

Реализация на практике выбранного плана.

Обобщение видов затруднений.

Осуществление самостоятельной работы и самопроверки с использованием эталонного образца.

Решение задач творческого уровня.

Рефлексия деятельности.



Тип № 5. Уроки практического применения знаний, умений

Практическое занятие

1. Сообщение темы и цели урока.

2. Фронтальная беседа по изученному материалу. Проверка знаний (необходимых в практической деятельности). 3. Инструктаж к выполнению практического задания.

4. Выполнение практической работы: практическое применение знаний и умений (лабораторные работы, упражнения, разбор техпроцесса, самостоятельная работа, чтение чертежей и схем, работа по моделированию, проектированию, конструированию).

5. Подведение итогов самостоятельной работы (обсуждение отдельных работ, или анализ и оценка преподавателем работ, или теоретические выводы по результатам практической работы и т. п.).

6. Рефлексия.

7. Выдача домашнего задания.



Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС



1

Урок открытия нового знания

Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа

2

Урок рефлексии

Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок

3

Урок общеметодологической направленности

Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урокоткровение, урок- совершенствование

4

Урок развивающего контроля

Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проекта, реферата, тестирование, конкурсы



Форма урока — это формат, в котором построен весь урок. В структуре ФГОС предложена новая классификация типов уроков, а формы проведения выбираются свободно.

Выбор форм организации деятельности обучающихся на уроке

Формы организации учебной работы

Особенности, признаки

В каком случае выбираем ту или

Фронтальная (групповая)

Преподаватель работает сразу со всей группой. Работают по принципу «каждый за себя». Одни внимательно слушают, другие отвлекаются. Одни отвечают на вопросы, другие не слышат ни вопросов, ни ответов. Одни выполняют упражнения быстро и качественно, другие не успевают, третьи быстро и некачественно. Т.О., эта форма работы рассчитана на «среднего» обучающегося

В ходе объяснения нового материала, когда многие обучающиеся сделали одну и ту же ошибку, преподаватель останавливает работу для проведения повторного объяснения всем. Во время подведения итогов в конце уроков.

Индивидуальная

Учебная цель для всех общая, но работают все самостоятельно, в индивидуальном темпе, каждый на своем месте

В ходе самостоятельной работы обучающихся, когда проводится письменный опрос по карточкам-заданиям, при выполнении контрольных, расчетно-графических и других видов работ по индивидуальным заданиям.

В ходе практической работы, когда все выполняют одинаковые или совсем разные задания, но работа каждого не зависит от другого.

Парная

Учитель организует выполнение работы парами:

Сильный обучающийся – слабый обучающийся или два равных по успеваемости

В ходе актуализации опорных знаний, когда предстоящая практическая работа требует серьезного предварительного осмысления. Пары обучающихся обсуждают предстоящее задание.

В ходе лабораторно-практической работы возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи.

Во время подведения итогов возможна организация взаимной оценки работ.

Коллективная

Цель общая только для членов команды, в группах у всех могут быть разные. В таких коллективах возникают отношения взаимной ответственности и зависимости. Контроль частично осуществляется членами коллектива, хотя ведущая роль остается за учителем.

Во время формирования новых знаний игровые команды для обсуждения.

В ходе самостоятельной работы могут быть организованы постоянные или временные группы для выполнения работ, требующих кооперации и разделения труда.

Во время подведения итогов может быть организована деловая игра, когда команды оценивают уровень знаний и умений соперников по итогам рабочего дня.



Основные виды УУД

УУД

Виды заданий

Личностные

участие в проектах;

подведение итогов урока;

творческие задания;

мысленное воспроизведение ситуации, самооценка событий;

портфолио

Регулятивные

преднамеренные ошибки;

поиск информации в предложенных источниках;

взаимоконтроль

Познавательные

составление схем-опор;

работа с разного вида таблицами;

составление и распознавание диаграмм;

хитроумные решения;

«цепочки»; поиск лишнего; упорядочивание;

«лабиринты»;

«на что похоже?»

Коммуникативные

составь задание партнеру;

отзыв на работу товарища;

групповая работа по составлению кроссворда;

диалоговое слушание;

«подготовь ответ, рассказ…»;

«опиши устно…



Советы учителю:

1. Не стоит излишне нагружать технологическую карту урока. Это только затруднит ее использование во время занятия.

2. При желании в технологическую карту можно добавить графу «Время», «Использование ИКТ», «Способ промежуточного контроля» и др.

3. Методически грамотно сформулированные цели позволяют в конце урока проверить степень их достижения, сделать необходимые выводы, скорректировать деятельность на последующих уроках, обеспечивая взаимосвязь уроков одной темы.

4. В технологической карте указываются традиционные этапы урока. Иногда, в зависимости от типа урока, некоторые этапы можно объединить или исключить.

5. Для указания УУД и планируемых результатов можно использовать материал рабочей программы.

6. Следует помнить, что урок должен иметь воспитательный и развивающий характер. В технологической карте необходимо использовать соответствующие формулировки: «способствовать формированию (развитию или воспитанию) …» или «создать условия для формирования (развития или воспитания) …».

7. Мотивирование к учебной деятельности осуществляется через включение учащихся в поисковую и исследовательскую деятельность. Учитель создает условия для возникновения внутренней потребности в изучении материала.

8. На этапе рефлексии учитель в системе обучает детей оценивать свою готовность обнаруживать незнания, находить причины затруднений, определять результат своей деятельности.

9. Домашнее задание на современном уроке обучающиеся выбирают самостоятельно (из предложенных учителем) с учётом индивидуальных возможностей.

10. После технологической карты можно разместить необходимые дополнения: схемы, образцы решения, тесты.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!