Самоподготовка в коррекционной школе
Цель самоподготовки – сформировать у детей навыки и умения заниматься самостоятельно, создав условия для закрепления материала, пройденного на уроках.
Важнейший аспект самоподготовки – достижение выполнения коррекционных воспитательных задач. В первую очередь речь идет о формировании общедеятельностных умений.
Анализ условий задач, выявление способов для ее решения.
Планирование ребенком своей деятельности.
Контроль над своей деятельностью, оценка итогового результата.
Эффективность самоподготовки достигается при соблюдении некоторых условий:
Взаимосвязь между педагогами, то есть работа между учителем и воспитателем, должна быть налажена и систематизирована.
Домашние задания должны быть правильно дозированы.
Обязательное условие – дифференцированность домашнего задания, нельзя забывать применять технологии разно уровневого обучения, обязательно распределять домашнее задание по группам детей.
Самоподготовка должна иметь следующую структуру:
Организационный момент – воспитатель настраивает детей на работу
Дидактическая игра для младших классов
Работа с дневником. Воспитатель должен научить детей работать с дневником, важно постоянно проверять записи в дневниках, наблюдать за умением ребенка находить домашнее задание. Тетрадь взаимосвязи учителя и воспитателя должна храниться в недоступном для детей месте.
На этом же этапе важно научить ребенка рациональной последовательности выполнения заданий, а также планированию распределения времени. То есть важно указать, с какого предмета лучше начать выполнение домашнего задания, а каким закончить.
Самостоятельное выполнение домашнего задания детьми – на данном этапе воспитатель должен как можно доступнее предоставить детям, самим выполнять домашнюю работу. Воспитатель не разбирает выполнение работы, не проверяет выполненную задачу, не объясняет тему прошедшего урока – все это работа учителя. Воспитатель должен сформировать у ребенка умение работать самостоятельно и, конечно, создать условия, чтобы домашняя работа выполнялась качественно.
Но здесь не отменяется принцип разноуровнего обучения, если в группе явное разделение детей на тех, кто легко усваивает программу и на тех, кому дается сложнее, воспитатель должен обучить сильных детей алгоритму выполнения домашнего задания и уже с теми, кто слабее разбирать условия задачи или упражнения.
Ориентировка в домашнем задании заключается в приучении детей к работе по алгоритму:
прочитать задание, понять, что нужно сделать для его выполнения;
повторить правило, на которое направлено данное домашнее задание;
поискать, как делалось данное похожее задание в классе;
начать выполнение задания;
проверить начальные строки или первый пример.
Выполнение задания – на этом этапе воспитатель работает с детьми по индивидуальным заданиям учителя или же помогает детям при затруднениях. Оказывая помощь важно правильно себя вести, не указывать ребенку сразу на ошибку, а попросить вновь прочитать задание, правило или поискать подобный пример в классной работе и попытаться сравнить их.
Самопроверка – здесь важно приучить ребенка проверять выполненную работу самостоятельно, сформировать привычку
Проверка готовности детей к уроку воспитателем – здесь важно проверить перепроверил ли свою работу ребенок, перечитал ли написанное или пересчитал ли свой пример, исправлять ошибки не нужно.
Итог самоподготовки.