Рекомендации
для экспертов, участвующих в проверке
экзаменационных работ ОГЭ (русский язык, задания с развернутым ответом)
Вспомним структуру ОГЭ по русскому языку.
* Изложение (1часть). Сжатое изложение по прослушанному тексту.
* Тесты (2 часть). Ответ необходимо сформулировать самостоятельно (13 тестов).
* Сочинение-рассуждение (3 часть):
15.1. Сочинение по предложенной цитате (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему).
15.2. Сочинение по фразе из текста.
15.3. Сочинение по слову-понятию из текста (сочинение-рассуждение на морально-этическую тему).
Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, - это 39 баллов.
Экспертам следует обратить внимание на «болевые точки» сжатого изложения:
- неумение распределять абзацы
( помним, что главное предложение абзаца – это первое предложение. В нём – новая мысль, новая тема. Важно услышать, что в последнем предложении абзаца – вывод. Но бывают случаи, когда вывод находится в середине текста)
- неумение отбросить не столь важную информацию, то есть сжать текст
( приёмы сжатия текста: исключение, замена, обобщение).
Эксперт обращает внимание на важные моменты:
1.Идея (ключевые идеи).
2.Использование приёмов сжатия.
3.Композиционное оформление (нарушены границы абзаца).
Следует сказать, что умение сжать текст – это уже подготовка к комментарию по тексту в 11 классе (это как бы сквозная линия, т.е. связь между экзаменами 9 и 11 классов).
Сочинение 15.1. – это сочинение - рассуждение на лингвистическую тему (сложно для учеников, поэтому его выбирают редко).
Сочинение 15.2. – сочинение - рассуждение по фразе из текста: - дать два аргумента, опирающихся на текст, - ошибки: учащиеся пересказывают текст, излишне цитируют, «выдёргивают» из текста любое предложение, которое не объясняет содержание данного фрагмента, - финальная фраза текста – это резюме автора, вывод.
Сочинение 15.3. – это сочинение - рассуждение на морально-этическую тему: - 1-й абзац – вступление (даётся понятие), - после каждого аргумента должен быть вывод, - выводы должны перекликаться, - хорошо начинать аргумент с тезиса – мысли, идеи, - важно первое и последнее предложение в аргументе, - аргументы должны соотноситься с тезисом по смыслу.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов по критериям проверки ( смотри таблицу №2,3,4 в критериях оценивания экзаменационной работы).
При оценке грамотности (ГК1 – ГК4) учитывается объём изложения и сочинения.
Нормативы, указанные в таблице №5, применяются для проверки и оценки изложения и сочинения, суммарный объём которых составляет 140 и более слов.
Если объём сочинения и изложения (суммарный) составляет 70-139 слов, то по каждому критерию ГК1-ГК4 не ставится больше 1 балла.
Если в изложении и сочинении в целом насчитывается менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1 – ГК4 оценивается нулём баллов.
Экзаменационная работа проверяется двумя экспертами. В случае существенного расхождения в баллах ( в 10 и более баллов) назначается третья проверка.
Настольная книга эксперта, участвующего в проверке ОГЭ, - это «Классификация ошибок» ( смотри на сайте ФИПИ).
На сайте «Решу ОГЭ» есть тексты изложений, которые читают подготовленные люди (текст звучит 2 раза; следует работать учащимся с этими текстами).
Этические аспекты в работе экспертов.
Этические принципы:
1.Принцип уважения (уважение начинается с уважения к самому себе).
2.Принцип компетентности (профессиональные знания и умения; знания профессиональной этики; профессиональное развитие).
3.Принцип ответственности (не нанести вреда; решение этических дилемм).
4.Принцип честности (прямота, открытость; избегание конфликта; осознание границ личных и профессиональных возможностей, честность по отношению к себе).
Желаю удачи!