УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ТАМБОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОТОВСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ
«ИССЛЕДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА.
РЕГУЛИРОВАНИЕ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА С ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ ВОЗБУЖДЕНИЕМ»
КОТОВСК 2017
Тема: Знакомство с принципом действия двигателя постоянного тока параллельного возбуждения и его особенностями. Регулирование частоты вращения двигателя постоянного тока с параллельным возбуждением изменением напряжения якоря и тока возбуждения.
Цель: Ознакомиться с устройством двигателя постоянного тока параллельного возбуждения; усвоить практические приемы лабораторного исследования двигателя и снятия механической характеристики с изменением напряжения якоря и тока возбуждения.
Приборы и принадлежности.
Обозначение | Наименование | Тип | Параметры |
G1 | Преобразователь частоты | 217.1 | 0...100 Гц 3220 В; 3 А |
G2 | Однофазный источник питания | 218.8 | ~ 220 В / 6 А |
М2 | Машина постоянного тока | 101.1 | 90 Вт; 220 В 2,4 А (якорь) 220 В (возбуждение) |
G4 | Преобразователь угловых перемещений | 104 | 6 выходных сигналов |
G5 | Асинхронный двигатель | 106 | 120 Вт; 220/380 В; 1350 мин1 |
А1 | Регулируемый автотрансформатор | 318.2 | ~ 0…240 В / 2 А |
А2 | Выпрямитель | 322.1 | ~ 400 В / 2 А |
А3 | Активная нагрузка | 306.5 | 220/380 В; 50Гц; 30…30 Вт |
А4 | Реостат возбуждения машины постоянного тока | 308.2 | 0…2000 Ом / 0,25 А |
Р1 | Блок мультиметров | 508.2.1 | 3 мультиметра 0…1000 В ; 0…10 А ; 0…20 МОм |
Р2 | Указатель частоты вращения | 506.5 | 2000…0…2000 мин1 |
Порядок проведения.
- Собрать схему снятия механической характеристики двигателя постоянного тока параллельного возбуждения с регулированием скорости напряжением якоря.
Убедитесь, что устройства, используемые в экспериментах, отключены от сети электропитания.
Соедините гнезда защитного заземления " " устройств, используемых в эксперименте, с гнездом «РЕ» автотрансформатора А1.
Соедините аппаратуру в соответствии с электрической схемой соединений, приведенную на рис. 2.3.
Регулировочную рукоятку автотрансформатора А1 поверните против часовой стрелки до упора.
Включите устройство защитного отключения и автоматические выключатели однофазного источника питания G2.
Включите выключатели «СЕТЬ» блока мультиметров Р1 и указателя частоты вращения Р2.
Активизируйте мультиметры блока Р1, задействованные в эксперименте.
Включите выключатель «СЕТЬ» автотрансформатора А1.
Вращая регулировочную рукоятку автотрансформатора А1, разгоните двигатель М2 до частоты вращения, например, 1500 мин–1.
Вращая регулировочную рукоятку автотрансформатора А1, уменьшайте напряжение якоря U двигателя М2 и заносите показания вольтметра блока Р1 (напряжение U) и указателя Р2 (частота вращения n) в таблицу 2.3.
Таблица 2.3
По завершении эксперимента у автотрансформатора А1, поверните регулировочную рукоятку против часовой стрелки до упора и отключите выключатель "СЕТЬ". Отключите выключатель "СЕТЬ" блока мультиметров Р1 и указателя частоты вращения Р2. Отключите автоматические выключатели однофазного источника питания G2.
Используя данные табл. 2.3, постройте в виде графика зависимость n=f(U).
- Собрать схему снятия механической характеристики двигателя постоянного тока параллельного возбуждения с регулированием скорости током возбуждения.
Убедитесь, что устройства, используемые в экспериментах, отключены от сети электропитания.
Соедините гнезда защитного заземления " " устройств, используемых в эксперименте, с гнездом «РЕ» автотрансформатора А1.
Соедините аппаратуру в соответствии с электрической схемой соединений, приведенную на рис. 2.4.
Регулировочную рукоятку автотрансформатора А1 поверните против часовой стрелки до упора.
Регулировочную рукоятку реостата возбуждения А4 поверните против часовой стрелки до упора.
Включите устройство защитного отключения и автоматические выключатели однофазного источника питания G2.
Включите выключатели «СЕТЬ» блока мультиметров Р1 и указателя частоты вращения Р2.
Активизируйте мультиметры блока Р1, задействованные в эксперименте.
Включите выключатель «СЕТЬ» автотрансформатора А1.
Вращая регулировочную рукоятку автотрансформатора А1, разгоните двигатель М2 до частоты вращения, например, 1000 мин–1.
Вращая регулировочную рукоятку реостата возбуждения А4 по часовой стрелке, уменьшайте ток возбуждения If двигателя М2 и заносите показания амперметра блока Р1 (ток возбуждения If) и указателя Р2 (частота вращения n) в таблицу 2.4.
Таблица 2.4
По завершении эксперимента у автотрансформатора А1, поверните регулировочную рукоятку против часовой стрелки до упора и отключите выключатель "СЕТЬ". Отключите выключатель "СЕТЬ" блока мультиметров Р1 и указателя частоты вращения Р2. Отключите автоматические выключатели однофазного источника питания G2.
Используя данные табл. 2.4, постройте в виде графика зависимость n=f(If).
Сделать вывод технически обоснованный с физическим смыслом.
Контрольные вопросы:
1. Пояснить устройство и назначение основных частей машины постоянного тока. 2.Объяснить принцип действия двигателя постоянного тока.
3.Изобразить и объяснить механические характеристики двигателя параллельного возбуждения.
4. Почему пусковой ток двигателя превышает номинальный? 5. Объяснить способы регулирования частоты вращения, двигателя параллельного возбуждения.
6 . В каком случае и почему возможен «разнос» двигателя параллельного возбуждения?
7. Изобразить схему двигателя параллельного возбуждения и показать на ней токи и эдс.
8. В каком положении должны быть реостаты в цепи якоря и в цепи возбуждения двигателя при пуске?
Разработал зав. лабораторией………………….Киселёв В. Н.
Рассмотрено на заседании предметной комиссии специальности 130211
Протокол N0 ………….. «…….»…………………..20… г.